И. С. Проханов: Мир вам!
22.07.2015

И. С. Проханов: Мир вам!

Статья из журнала «Христианин» 1907, № 5

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома,

где собирались ученики Его, были заперты из опасения от,

 Иудеев, пришел Иисус и стал посреди их и говорить им: мир вам!

Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои.

Ученики обрадовались, увидавши Господа.

Иисус же сказал им вторично: мир вам!

Как послал Меня Отец, так и я посылаю вас.

(Иоан. 20:19—21)

Чем больше я живу, тем больше убеждаюсь в том, насколько благодать Божия многоразлична и насколько пути Божии неисповедимы. Иногда нам людям, знающим Слово Божие, кажется, что в таких-то и таких-то случаях Господь должен поступить так-то. Но когда приходит такой случай, мы видим, что Господь поступает иначе и даже иногда совершенно противоположно тому, что мы ожидали. Приведу один пример.

В 20-м стихе 3-й главы Отк. Иоанна Господь говорит: «се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною».

Из этих слов человеческий ум заключает, что в случаях, когда Господь желает войти в сердце человека, Он прежде всего стучит и только когда ему отворят дверь, Он входит и устраивает в нем вечерю Свою. Далее наш ум решает, что если двери сердца не отворены, то Он не входит в такое сердце, проходит мимо него. Таковы наши заключения.

Но на самом деле, что мы видим? Вот, горница, двери которой заперты для Христа страхом и сомнениями Его учеников. Воскресший Христос входит сквозь эти запертые двери и становится посреди учеников. Он не стучит в дверь, ибо Он знает, что если бы он постучал, то ученики Его из опасения Иудеев могли бы не отворить двери для него подобно тому, как впоследствии служанка не хотела впустить в дом Петра, освобожденного силою Божией из темницы.

Чему учит нас этот случай?

Наши сердца могут быть заперты для Господа сомнениями и заботами века сего. Эти заботы действительно иногда так заполняют и загораживают наши сердца, что нам бывает жаль расстаться с ними. Мы делаемся глухими к веянию Духа Божия и тихий стук Христа в виде ли увещания Слова Божия или жизненного опыта, который Он нам посылает, остается бездейственным для нас. О, как утешительно знать, что и в таких случаях, Его любовь не покидает нас! И в таком положении Он приходит к нам, все преграды расступаются пред Ним и Он входит победоносно в нашу храмину. Он входит в наше сердце полное забот и говорит Свое великое слово «мир тебе!» И с нашей стороны остается только, подобно ученикам Его, принять тот дивный мир, который Он приносит с Собой.

Но в чем заключается мир Христа?

В общежитейском смысле мир понимается, как отсутствие войны, борьбы и треволнении труда. С одной стороны действительно правы те, которые говорят, что мир Христа требует полного прекращения кровавых войн между народами или между классами населения. Недавно мне пришлось прочесть одну весьма талантливо написанную брошюру о Христе. Автор говорит в ней много и красноречиво о мире, который проповедовал Христос и который составляет главную сущность христианства. Но вместе с тем с полною откровенностью он заявляет, что он не верит в учение Христа именно потому, что оно не внесло мира в отношении людей и народов, принявших Христа и что потому оно бессильно. Но такой упрек в отношении Христа неправилен. Нельзя упрекать врача в бессилии его лекарств, если люди не принимают врача и его повеление. Человечество не приняло Христа, - как же можно упрекать Его в бессилии даруемого Им мира? Нельзя считать за принятие внешнее исповедание имени Христа. Мы говорим об истинном принятии Христа всем сердцем и душою всех людей и всех народов. Если бы действительно Христос был так принят, то очевидно, что мир Его воцарился бы и устранил бы самую возможность войн. При всем этом  нет никакого сомнения, что конечная цель Христа заключается в полном устранении кровавых столкновений между народами и классами населения.

К этому ведет человечество Господь. Это Его Божественная цель, чтобы люди перековали мечи свои на орала и копья свои - на серпы (Ис.2:4). И придет время, когда этот идеал осуществится. Но люди приблизятся к этому идеалу не тем путем, который они сами избрали для этого, а другим путем, предначертанным для них Господом. Человечество этого не сознает, но великая цель будет достигнута только тогда, когда Христос действительно будет принят всеми людьми и когда Его мир воцарится в их сердцах.

Мир Христа, как и Сам Его Даятель, понимается людьми часто неправильно.

Некоторые понимают мир Христа в смысле устранения не только войн между народами, но и всякой борьбы в жизни христиан.

Есть христиане, которые готовы понимать мир Христов в смысле мирной спокойной жизни, В смысле отсутствия труда и его треволнений. Они очень любят размышлять о том, что «наша сила в тишине и уповании», что мы решительно не должны делать ничего, что Господь сделает для нас все. Не замечая этого, они впадают в состояние духовной лености и остаются бесплодными для Господа.

Но мир Христов есть нечто другое. Рассмотрим - же, что такое мир Христа на основании Его собственных слов.

Говоря второй раз «мир вам», Христос прибавляет: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас».

Но как послал Христа Отец?

Ученики были свидетелями жизни Христа. Они видели, как Он скитался в Мире без крова и жилья, боролся против неверия, лукавства, неправды и греха окружающих людей, переносил вражду и злобу, оскорбления, истязания, и наконец, самую крестную смерть.

С другой стороны Он трудился, переходя из города в город, над душами человеческими, для утешения, ободрения, воспитания, искупления. И Он нес смиренно этот труд, под тяжестью которого не раз изнемогал.

И так, Отец послал Его для борьбы или святой войны и труда.

Если бы Его ученики могли видеть их будущую жизнь, они должны были бы увидать себя среди постоянных преследований, волнений, среди борьбы с предрассудками и неверием Иудеев и Эллинов, среди трудов по устроению жизни церквей, назидания уверовавших. Вся их последующая жизнь, описанная в Деяниях, была ареной сплошной борьбы и труда.

Отсюда ясно, что Иисус посылал учеников на борьбу и труд, а между тем Он говорит: мир вам!

Какой же мир? могли они сказать. Ты нас посылаешь на войну... К этому они могли бы припомнить Его слова: не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Mф.10:34).

Они могли бы сказать: о каком же мире ты говоришь, когда ты принес не мир, а меч и разделение?.. Но Иисус был прав... С одной стороны Он принес мир, а с другой меч... Мир Христа неразрывно связан с войной и треволнениями труда.

Сам Христос сражался и верующие призваны к войне: наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф.6:12). Посему наш долг «облечься во всеоружие Божие, чтобы можно было стать против козней диавольских».

Ап. Павел прямо упрекает верующих в том, что они «не до крови сражались, подвизаясь против греха». Евр.12:4. Господь Сам боролся с искушениями и победил. Mф. 4 г.

Правда, христианин должен стремиться к тому состоянию, чтобы, победив грех и страсти в самом себе, стать совершенно равнодушным для греха, умереть для него и таким образом стать выше искушении и соблазнов. Тогда уже ему не надо вести эту борьбу или войну - он будет подобен крепкой скале, невозмутимо стоящей среди волн, который плещутся вокруг него, но не способны ни поколебать, ни потрясти его. Он будет пользоваться полным и ясным покоем души.

Но такое состояние, к которому все мы должны стремиться есть удел немногих, если мы подумаем о том, что такие  служители Божии, как Ап. Павел должны были сражаться с искушениями. Но если мы не достигли такой высоты, нам остается сражаться, бороться и вести войну с грехом, злом и неправдою и если мы не сражаемся с ними, мы будем побеждены ими. Дорогой друг мой! Сражаешься ли ты со грехом? воинствуешь ли ты против него? Прими мир Христа, но знай, что мир Его не есть сладкий сон, что с ним святая война не прекращается; ты все-таки должен бороться с грехом. Ты должен совместить мир с войной, держа в одной руке Его меч, а в другой миртовую ветвь спасения.

Но, кроме того Господь хочет, чтобы мы устрояли дом духовный, чтобы работали в винограднике Его, перенося зной дневной (Матф.20:12) и все лишения труда. Тех же, кто не работает для Него, кто забывает свои обязанности в отношении ближних, Господь называет ленивыми рабами. Поэтому бери в руки кирку и лопату Господа и работая и изнемогая для Него, прими, мир Его.

Но в чем заключается мир Его?

Мир Христа заключается в уверенности в Господе. Рассказывают, что во время русско-турецкой войны наши войска переживали очень тяжкие моменты трудностей и лишения. Но когда к ним приезжал любимый военачальник Скобелев, то замечался  подъем духа, радость и ликование распространялись в войсках. Отчего? Оттого, что войска имели уверенность в их вожде. Они знали, что если с ними Скобелев, то победа их обеспечена. С ним идут они к славному торжеству над врагом. Христос воскрес, победивши смерть и трех и теперь Он говорит ученикам: имейте мир, т. е. уверенность во Мне. Я буду с вами, а со Мною вы победите все. Я веду вас к победе... Сражаясь со грехом будьте уверены в победе, а раз вы будете уверены  в победе, то значить вы будете иметь мир Мой.

Мир Христов выражается в отсутствии забот

Человек призван к труду, но трудясь, он может впадать в одну крайность.

Он может слишком много заботиться о том, чтобы как можно больше сделать, чтобы достигнуть того-то и того-то. Он может часто мучить себя вопросом в роде следующих: да выйдет ли из этого что-нибудь? Если он не достигает сразу успеха, то ему может казаться, что и не следует дальше работать. Такая душа причиняет себе много напрасных мучений. Но Господь говорить такой душ: трудись по мере сил своих, но «не заботься, ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывай свои желания пред Богом Фил.4:6.

Сей и насаждай, но не мучь себя вопросом: когда и как это вырастет. Господь за тебя возрастить и устроить все.

Мир Христов выражается в примирении с Господом.

В естественном состоянии своем человек находится во вражде с Богом. Человек является преступником, а Бог судьёй для него.

Только, когда человек познает своего Спасителя, Его великий подвиг любви, приходит к нему, раскаивается во всех своих прегрешениях и отдается Ему, он примиряется со своим Господом, получая прощение грехов от Него и делаясь «новою тварью» во Христе Его чадом, только тогда он относится к Богу не как к судье, а как к отцу.

Вот мы получили и испытали сладость этого мира.

Но, возлюбленные, храним ли мы этот мир с Господом? Если мы ходим всегда перед Господом, бодрствуем в Нем, исполняем Его волю, те мы можем смотреть  ясными очами нашей совести  на Его лик. Мы знаем тогда, что если Он придет сегодня, то мы встретим Его с великою радостью, с чистою coвестью. Но может быть и другое состояние, Мы можем впасть в духовную спячку, можем впасть в плотское состояние, причинить огорчения нашему Господу. Встретим ли мы Господа с ясным спокойствием или с трепещущим сердцем? Конечно, Господь встретить своих искупленных, как наследников царства, Он не откажет нам в вечной жизни, которую Он нам обещал. Но только будем ли мы иметь мир в сердце нашем при встрече с Ним? Возлюбленные! Готовы ли мы встретить Господа сейчас же? Если нет, в нас недостает полного мира, мы должны вновь принять его от Господа, обновить этот мир силою Духа Святого. Христос воскресший вновь даст свой мир нам.

 

Мир Христа выражается в отсутствии какой-либо вражды к людям.

Христианин, следуя примеру своего учителя, исполняется любовью и расположением ко всем людям, не исключая врагов своих. Это не значит, что он может достигнуть того, чтобы все люди относились к нему без вражды, как братья. Нет, мы видим, что Христос любил всех, а как было много людей, которые не любили Его и враждовали! Это происходило от того, что люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин.3:19).

Так точно и с Его учениками. Хотя сердца христиан горят любовью ко всем людям, но люди любящие зло, не могут выносить их нравственного превосходства и отсюда получается часто необъяснимая вражда. И к этой вражде христианин относится с любовью. Но только одно ясно: Сам христианин не может иметь ни к кому вражды и не может подавать законного повода к ней в виде обиды других и тому подобное. Ап. пишет: «старайтесь иметь мир со всеми и святость» (Евр.12:14).

Бывают, конечно, ослепления.

В жизни случается, что христианин впадает в неправильное состояние. Он может обидеть своего брата, огорчить его и вместе с тем продолжать молиться и даже проповедовать. На такой случай Господь говорит: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат имеет, что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом и тогда приди и принеси дар твой. Mф.5:23-25.

Дорогой брат или сестра! Вспомни: нет ли у тебя сейчас в этот момент кого либо, кто имеет что-нибудь против тебя. О, пойми: твой мир со Христом нарушен. Поспеши помириться с твоим братом.

Мир Христа выражается в отсутствии страха.

Ученики были в «опасении», в страхе за себя, свою жизнь... Их души были полны беспокойства, волнений и бурь. Христос приносит им мир, т. е., полное успокоение от бурь и страхов. Мир вам! Я, воскресший из мертвых, Я, укротивший некогда бурю на море, теперь с вами. Вам бояться нечего. Никакая сила не причинит вам никакого вреда. О, это был действительный мир!

Сердце человека склонно к страху и оно имеет основание для этого. Кругом человека множество опасностей, он проходит часто на краю пропасти. Достаточно малого толчка, чтобы упасть... Но если человек уповает на Господа, то ему бояться нечего - если я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня. Пс. 22.

Возлюбленные! нам знакомо чувство страха и опасений. Но вот, воскресший Христос хочет дать нам мир Свой и раз мы примем его, то не будем ничего бояться... и всякий страх перед опасностями исчезнет. Но есть другого рода страх. Это страх рабства. Мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления. (Рим.8:15).

Правильное состояние христианина это, - когда он служит Господу по свободному влечению духа, как свободный сын. Он делает все для Господа по любви и из любви. Но есть возможность сойти с этой высоты. Христианин может утратить свободное влечение к служению Господу и вместо этого впасть в тяжелое состояние охлаждения. Он может делать все «подневольно» из страха или наказания Божия или суда людского. Это состояние нам знакомо, но мы должны против него бороться, вновь приходя к Господу и моля Его, чтобы Он обновил в нас дух усыновления, светлое сознание свободных сынов и вместе с тем Свой мир.

Мир Христа выражается в отсутствии печали.

Где страх, там уныние и печаль. Ученики, бывшие в страхе, были несомненно в угнетенном состоянии духа. Но вот когда воскресший Христос явился, то «они обрадовались». (Стих. 20). Первым плодом мира Христова была радость. И что это была за радость! Кто может описать ее? Они так много пережили за эти несколько дней! На их глазах взяли их учителя, истязали и распяли на кресте. Они думали, что они потеряли своего Учителя навсегда. Нет у них теперь Покровителя и Избавителя; они беспомощны и слабы, а кругом них волнуется целый мир, готовый поглотить их. И вот Он опять среди них, Он воскресший, светлый, сияющий. Он полный любви и благоволения к ним! Ничто уже не может огорчить их теперь.

Долой печаль и уныние!

У учеников Христа всегда есть причины для печали. Сталкиваясь с миром, они должны часто переносить огорчения и испытания. Но эти причины не могут и не должны влиять на них таким образом. Если они чувствуют мир Христа, то они знают, что Господь с ними, а потому здешние «кратковременные страдания ничего не стоят в сравнении с той славою», какую для них приготовил Господь. (Рим.8:18).

Но есть более уважительные причины для печали христианина. Это его личные недостатки, но главное, - это погибающий кругом него мир, стоны тонущих грешников. Действительно, христианин не может равнодушно взирать на свои немощи и на погибель грешников. Но если он только печалится по этому поводу и больше ничего — то он находится в не правильном состоянии. Иногда христиане  незаметно впадают в это состояние: они много скорбят и плачут, а между тем остаются с теми же недостатками, нисколько не исправляясь к лучшему, а грешники кругом них погибают, не слыша от них благой вести.

Но, если мир Христа в нашем сердце, то временная печаль о наших немощах и недостатках приводить нас с ними немедленно к Господу, который нам дает помощь и восполняет нашу нужду и в нашем сердце опять водворяется ясное и светлое настроение. Если мир Христа с нами, то печалясь о погибающих грешниках, мы вместе с тем радуемся великой неисследимой любви Господа, готовой всех спасти и всем дать источники вечной жизни. Радуясь этому, мы несем им и раздаем дары этой великой милости. Говорить, что есть смех сквозь слезы. Я скажу, что есть радость сквозь слезы и такова именно радость христианина. Она совмещает печаль о погибающем мире с радостью о недремлющей силе готовой и могущей спасти его, причем вторая побеждает первую и таким образом, христианин не знает уныния. Он радуется и еще радуется о Господе...

Таков мир Христа!

Наконец, мир Христа заключается в Нем Самом. Апостол пишет; «Он мир наш» (Еф.2:14). Чудные слова! Мир есть состояние, а Иисус - лицо. Как будто разный, несоизмеримый величины, а между тем они здесь приравнены. Христос приравнен силе, хотя и великой по своему значению (силе мира). Что это значить? Это значит, что мир Христа неразрывно связан с Ним Самим. Без Христа нельзя иметь истинного мира и напрасны все, хотя благородные  усилия к созданию мира, если только они не основаны на Нем.

Мы будем иметь мир Его только тогда, когда Он пребывает в нас. Отворим же Ему двери сердца, а если мы не в силах этого сделать, то примем Его, когда Он войдет Сам в нашу храмину через запертые двери.

И тогда только мы будем иметь и хранить этот чудный мир Христа, который «превыше всякого ума», (Флп.4:7), который совмещает в себе войну и мир, печаль и радость и который способен соблюсти сердца наши и мысли наши во Христе Иисусе. Аминь.

 Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" 1907  № 5

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.