Хождение по волнам или вера в действии
02.09.2015

Хождение по волнам или вера в действии

Статья из журнала «Христианин» 1907, № 11

Бог проявляется многоразличными путями. И в слове Своем, служащем выражением Его образа мыслей. Он знает как приноравливать Свою истину к нашей способности ее усваивать. Истина одна, а способы её выражения различны. Иногда Он говорит, убеждая, чтобы подействовать на разум, иногда в виде повеления, чтобы подчинить волю, иногда в виде просьбы, чтобы возбудить чувство, иногда в притче, чтобы привлечь внимание, иногда как в том случае, о котором мы будем говорить, Он ни повелевает, ни повествует, но дает истине, которую Он желал бы внушить нам, как бы действовать и осуществляться перед нашими глазами. Урок, которому Он хочет научить нас здесь, есть Вера - т. е. её цель, сила, её опасности, и из всех примеров, которые приводятся в Священном Писании о вере, этот может быть самый поразительный и лучший.

Обратимся к самому рассказу с тою именно целью, чтобы воспользоваться им как образом жизни, хождения и торжества веры. Заметим сперва следующее.

I. Что такое жизнь веры? Удивительно, как у многих понятия о том, что составляет собственно жизнь верп, скудны и не соответствуют действительности. Мне приходилось слышать от некоторых, что если человек верит в невидимого Спасителя и ожидает в будущем попасть в невидимые небеса, он исполнил все, что имел в виду апостол, говоря: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» (Гал.2:20). Опыт Петра на волнах поможет исправить такой поверхностный взгляд. Здесь не место входить в догматическое изложение плодов веры, однако хотелось бы, чтобы чаще вспоминался тот факт, что всякое духовное благословение, которым мы пользуемся, достается нам единственно чрез веру. Мы не только оживлены верою (Еф.2:5), но мы живем ею (Гал.2:20). Верою мы стоим (2Кор.1:24), мы ходим верою (2Кор.5:7), верою мы побеждаем (1Ин.5:4), верою мы все переносим (Евр.11:27), верою мы освящаемся, Деян.14:18; 15: 9; Луки 8:48), верою мы терпим до конца (Евр.10:38). И во всякой иного рода борьбе, или шествии вперед, мы потерпим полную неудачу, потому что нет другого данного нам пути под небесами, как вера в Того, Кто Сам есть великий образ и совершитель веры. Да пробудит же Тот, Кто один только может вдохнуть веру в сердца Своих святых, через этот рассказ о Петре в нас более ясное понимание её славы и её силы. Итак, заметьте прежде всего, что путь веры есть:

1)       Очень чудесный путь.

Никто не станет отрицать, что хождение Петра было чудесное. Меня не удивляет, что ученики были поражены, когда увидали своего Господа шествующим по волнам. Было бы несправедливо винить их в том, что они приняли его за призрак или дух. Но что сказать нам о подвиге Петра? Не должны-ли они были удивиться, когда увидали, что предательская глубина действительно выдерживает тяжесть его тела? Они, должно быть, не верили своим глазам. А что сказать о самом Петре? Не был ли он удивлен? Смею сказать, что никто, вероятно, не был поражен более чем он. Слишком уже это было хорошо, чтобы быть правдой, а между тем это была правда. Петр в самом деле шел по волнам! В этом не может быть никакого сомнения, ибо так удостоверяет Слово Божие. Не согласны ли мы все считать это за чудесное хождение? Предложим же мы себе теперь следующие вопросы насколько эта чудесность проявляется в нашем христианском хождении? Давала ли наша жизнь, как жизнь верующих, либо нам самим, либо тем, кто следил за нею, повод дивиться? Имеет-ли прожитая нами жизнь право в каком бы то ни было смысле называться чудесной? Если нет, то нет ли причины думать, что она являет грустный недостаток в сравнении с тем, чем на самом деле должна быть жизнь веры. Хотя мы уверяем, что мы соединены со Спасителем, Которого имя Чудный, однако по собственному признанию, в нашей жизни ничего нет выходящего за пределы обыкновенная. Ах, когда это мы поймем, что имеем право ожидать чудес от чудесного Христа? Опять же, почему это хождение Петра было так поразительно? Очевидно потому, что это было

2)       Сверхъестественное хождение.

Вот именно то, что придало ему чудесный характер. Хождение это было выше естественных способностей Петра. Никто никогда не слыхивал, чтобы смертный человек мог ходить по воде. Это была вещь невозможная. Древним оно казалось настолько невозможным, что когда египтяне хотели своими иероглифами (фигурными знаками) выразить невозможность, то они употребляли для этого изображение человека, идущего по воде, так как ничего более невозможного человеку нельзя было себе представить. Да, это действительно верное мнение о хождении верой, что оно превосходит естественные способности человека. Природа наша как бы она ни была даровита и опытна, здесь совершенно бессильна. Есть многое, что природа в состоянии сделать. Она может преобразовать человеческое я, может, до известной степени, его обуздать, может его воспитать и усовершенствовать, но чтобы отречься от него совершенно и подняться в новую область жизни — этого она не может сделать. А между тем жизнь сверх нашего собственного уровня есть то, к чему Господь нас призывает. Что говорит писание? «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего» (Кол.3:1). Все, что ниже этого, явило бы не состоятельность христианства. «Что особенного делаете вы?» спрашивает наш Господь (Матф.5:47), Если начала, руководящие вашими действиями те же, что руководят другими людьми, то что Я для вас сделал? Например: «если любите любящих! вас, какая вам за то награда? ибо и грешники любящих их любят. И если взаймы даете тем, от которых надеялись получить обратно, какая вам за то награда? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Луки 6:32,34). Христианство требует гораздо большего: оно заключает! в себе, во всей своей системе, не противоестественное, но сверхъестественное. Все, что ниже этого, не есть христианство, а лишь пародия на него. Один француз-атеист недавно сказал, что учение Нового Завета также не под стать к людям, как летание - лошадям. Со своей точки зрения он был совершенно прав. Христианство не может быть осуществляемо человеческою силою. Чтобы проводить его в жизнь, мы должны иметь сверхъестественную силу — силу Божию. Не наша жизнь должна в нас проявляться: в нас должен жить Христос, и когда Он действительно обладает нами, мы в состоянии любить наших врагов, благословлять проклинающих нас, переносить бедность, скорбь и нужду или делать все, что бы Он ни пожелал. «Все могу», - восклицает апостол Павел. – «Каким образом, Павел? Разве ты тоже не плоть и кровь?» «Выслушайте меня», как будто прибавляет он: я могу это «чрез укрепляющего меня Иисуса Христа».

3)       И опять это хождение Петра по волнам было прежде всего победоносное хождение. Трудно было вообразить условия более неблагоприятные для хождения, чем те, в которых он находился. Коварная среда, по которой ему пришлось ступать, сделалась вдвойне  опасной вследствие свирепствовавшей над ней бури. Волны вздымались, словно горы. Волнение каждую минуту угрожало поглотить его лодку. Плавание в лодке уже было достаточно опасно, и кому, кроме безумного, пришло бы в голову, попытаться ходить? А между тем именно при таком состоянии моря, вода держала Петра. Нам тоже приходится переживать часы непогоды. В грозную бурю сливаются волны и облака. Волны скорбей, быть может, проходят над нашею душой. Потоки преследований, как-бы готовы поглотить нас. Злобные нападки искушений, словно могучие течения, грозят увлечь нас за собой; тяжелые и неприятные обстоятельства окружают нас со всех сторон. Где наша вера в такие времена? Всплывает ли она легко над пенящимися волнами, или погружается, как свинец, в могучие воды? Император Наполеон говорил, что разница между ним и другими людьми заключалась в следующем «Другие люди, говорил он, создаются обстоятельствами, я делаю обстоятельства». Что было тщеславною похвальбой для него, то должно бы быть ежедневным опытом человека веры. Ведь, не царит ли вера над всякими обстоятельствами? Несомненно царит и при своем проявлении одна связывает немощь верующего со всемогуществом Божьим. Таким образом «вознесется голова наша над врагами окружающими нас», и мы «все преодолеем силою Возлюбившего нас».

Следует заметить еще одно условие. Хождение веры есть

4)       Хождение подобно Христу. Иисус шел по волнам. Петр почувствовал желание делать то, что, как он видел, делал Христос. Поверьте, что вид человека, ходящего в силе веры, имеет особую притягательную силу. Невольно у вас является желание делать тоже. Но может быть в побуждении Петра была самонадеянность? Господь мог это делать; но какое право имел Петр думать, что мог Ему подражать? Можем-ли мы ходить как ходил Иисус? Слушайте, какие чудные слова говорит Христос: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворить, и больше сих сотворить: потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан.14:12). Нет, тут не было самонадеянности. Тут была вера - вера, которая смеялась над невозможностью и невольно инстинктивно говорила: «Что Он делает, Он может дать и мне сделать». Вот та вера, в которой мы нуждаемся - вера подобная той, что была у Авраама (Рим.9:19-20), которая не колеблется и не отступает, но всецело полагается на верность и силу Божью.

Затем, это хождение веры есть

5)       Смиряющее нас хождение. Хорошо будет отметить эту сторону, противопоставляя предшествовавшему условию. Потому что сатана отлично умеет проповедовать о гордыне веры и смирении неверия и просто удивительно, как много людей внимают ему, когда стараются их поднять на более высокий уровень христианской жизни. Но на самом деле нет ничего, что могло бы так освободить нас от самих себя, как истинное хождение веры, так как только тот в состоянии идти этим путем, кто согласен быть ничем, чтобы Христос был всем. Имел ли Петр силу сам держаться, когда ступил на волны? Можно ли представить себе картину большей беспомощности, чем та, которую являл Петр? Пусть-бы он только отвел глаза от Христа и где бы он очутился? Могла ли бы собственная рука спасти его? По истине, нет. Сила, поддерживавшая его, была Христова и Ему одному принадлежит слава победы, как в случае с Петром, так и по отношению к нам.

И притом опять это то именно хождение,

6)       К которому призывает нас Христос. Иные люди осуждали Петра за его безрассудность в этом случае, но он не без позволения оставил лодку. Правда, он просил этого позволения, но Христос желает, чтобы мы просили трудных вещей (как Елисей просил Цар.2:10) и получали их. Христос не выговорил ему за это, нет, напротив, Он его позвал; Он сказал «иди!». Есть ли в сердце кого-нибудь, из читающих эти строки желание ходить так, как ходил Христос? Прислушайтесь и над шумом мирских голосов (голосов религиозного Mиpa) вы услышите с неба голос, раздающийся над волнами затруднений и говорящий «иди!». Что значит это распространенное повсюду стремление к святой жизни? Это голос Господа, говорящий: «иди!». И это хождение веры не есть нечто такое, что мы в праве по произволу избирать или отвергать, оно обязательно. Христос нас призывает к этому; таково наше призвание, братья.

Может быть, вы при этом спросите:

II. (а) Как совершается это хождение? В этом вся тайна. Не человеческою силою, как мы уже видели, но Божескою. Однако и этого одного недостаточно; если вы хотите ходить по водам, то, прежде всего Христос должен быть в вас. Он и один - только Он может совершить это дело, и Он должен быть в вас, чтобы исполнить это. Вспомните опять этот стих в Евангелии Иоанна (12 ст. 14 гл.) который мы только что привели: дела, который творю Я и верующий в Меня сотворит, говорит Господь. Словно Он и Его верующее чадо одно. Да, и в том то и состоит тайна: Христос и верующий христианин одно целое (см. Иоан.19-19; Еф.5:30: 1Кор.12:12). Мы все готовы это признать, когда дело касается нашего избавления от наказания за наши грехи, «Ах, да, говорит он», когда Христос умер, и я умер. Я понес должное возмездие в лице моего Господа. «Он и я - одно целое». Также ли вы готовы признать это единство, когда дело идет не об оправдании вас от осуждения, а касается вашей ответственности в служении? Разве вам никогда не приходилось говорить: «я не могу», когда Дух Святой шептал «сделай то и то». Разве вам никогда не случалось восставать, когда премудрость Божия, в своем провидении говорила о каком-нибудь тяжелом бремени: «неси это» Не забываете ли вы в такие минуты, что Христос и вы - одно: что долг в глубоком смысл, не ваш долг, а Его долг? что бремя - не ваше бремя, а Его бремя? что крест, - не ваш крест, а его крест и что в Нем вы все можете исполнить? Если это так, то не остается-ли еще кое-что в вас самих, что нужно переделать? Вам должно быть ясно, что в смерти Христа и вы умерли - умерли для своего «Я» и для греха; только тогда, а не раньше, может в вас проявиться Христос во всей своей силе воскресения. Станете-ли вы в это положение умершего, чтобы Христос мог наполнить пустоту? И тогда, по мере того, как присутствие  Его в вашей душе делается все более чистым и светлым, хотя-бы волны высоко вздымались, они не превозмогут; хотя-бы они ревели, все-таки они вас не зальют. Минута за минутой, по мере того, как вы пребываете во Христе  и Христос в вас победа,  ваша обеспечена.

б) Здесь следует  обратить внимание еще на одно  условие. Как часто учению о жизни по вере  дается то возражение, что жизнь эта приводит к полной пассивности, к квиетизму, который совершенно не соответствует  тем описаниям христианской жизни, которые представляют ее, как бег на ристалище, как подвиг борьбы, требующий труда, усердия, напряжения. «Покой веры», говорят нам, «не может быть coвмещeн с борьбой веры» и т. д. На все такие ошибочные ссылки, находящиеся перед нами пример дает нам решительный ответ. Была ли  вера  Петра несовместима с усилием? Напротив, не была ли вера его тайною пружиною его усилия? Не была-ли сила, дававшая возможность ему двигаться, силою происшедшею чрез веру  и только чрез веру? И не была-ли таким образом сила эта единственно необходимым условием его хождения? Она не только не была не помехой его движению, но обеспечивала его. И совершенно тоже происходит и с нами: покой веры не противоречит борьбе и бегу, и бодрствованию, и труду. Нет, братья, это сама двигательная сила души, дающая нам возможность бороться. Чрез нее могучая жизнь нашего воскресшего прославленного Главы протекает чрез каждую нашу жилу и, имея в себе Бога, чрез веру мы дерзаем с полным успехом вести жизнь и совершать служения, превосходящие наши самые смелые былые мечты.

Но нам могут возразить, что если это действительно так, то

III. Почему это не находить более общего осуществления?

Мне кажется, что прежде всего это от

а)       недостаточного посвящения.

Мы можем себе представить, что когда наступила минута для действия, для Петра было делом не легким оставить лодку. Вода, без сомнения, имела очень ненадежный и незаманчивый вид, когда он на нее спускался. Может быть, он попытался ступить сперва одною ногой, потом другой. Но, наконец, наступил момент, когда ему нужно было выпустить из рук все и отдаться совершенно во власть бушующей бездне. Если бы он не выпустил все, он никогда бы не узнал спасающей силы Христа. Не тоже-ли самое происходить со многими и теперь? Они слышать, что Христос имеет силу спасать от власти собственного «Я» и греха, и когда наконец мне приходится делать решительный шаг, приходится отрешиться совершенно от безумной лодки своего «Я» и устремиться во мрак холодной ночи, опираясь единственно на голое слово обетования, когда это начинает казаться слишком опасным делом. Они отступают назад и Бог уже не может благоволить к ним. (Евр. 10:38). Ах, братья не допустим, чтобы недостаток посвящения мог помешать нам, но вверим наши души, и все что мы есть, и все, что мы имеем, Христу и тогда мы изведаем Его силу.

Другое препятствие для такой жизни веры - есть

б)       недостаток смелости. Заметьте, что Петр пошел один. Нужна смелость не только для того, чтобы противостать ужасам бездны, но и мнениям наших друзей. Мне думается, что поступок Петра не особенно понравился его сотоварищам-ученикам, по крайней мере никто не подумал последовать его примеру. Положиться всецело на Христа может вовлечь нас на путь одиночества; но что до того если путь этот приближает нас к Иисусу? Петр для того и вышел из лодки, чтобы идти к Иисусу. Что мы избрали: общество ли сомневающихся учеников или зовущего Христа? Пусть поведение Петра определить нам ответь. «Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание». (Евр.13: 13).

Наконец, очень серьезная помеха для этой торжествующей жизни встречается в

в) желании понять, как оно будет происходить, прежде, нежели мы рискнем. И у Петра могло явиться желание сперва обсудить дело. «Как может быть поддержан весь моего тела?» мог он сказать. «Возможно-ли для Христа так нейтрализовать мою тяжесть, что тело мое не погрузится? Какие физические законы лежать в основе этого?» Таковы могли быть его размышления: но он был слишком умен, чтобы пускаться в подобные рассуждения. Рассуждение не есть вера. Для него было довольно того, что Господь его звал. Ответственность в его безопасности ложилась на Того, кто позвал. Он не хотел смешивать своей ответственности с ответственностью Христа. Его дело было - верить; дело  Христа - поддержать. И таким образом он пошел, опираясь на обещание и этим победоносным шествием он говорить всякому ученику до скончания века поступай также.

(Луки 10:37).

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" 1907  № 11

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.