V Научно-историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» по теме «500-летие Реформации» (отзывы участников)
04.10.2017

V Научно-историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» по теме «500-летие Реформации» (отзывы участников)

О важности научно-исторической конференции и дальнейших перспективах ее проведения сказали участники.

Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, докторант СПб. Института Истории РАН, старший преподаватель СПБХУ, член Союза писателей России.

– Татьяна Кирилловна, что Вы скажете о важности этой конференции?

Действия не заканчиваются только конференцией, потому что любая конференция дает какой-то резонанс: появляются какие-то сообщения в СМИ о ней, выходит сборник докладов конференции, конференция мобилизует на какие-то цели, задачи. Так в прошлом году на подобной конференции было предложено выпустить биографическую книгу о нашем известном историке - Марины Сергеевной Каретниковой. Сейчас появилась возможность подготовить и издать небольшую книжку, куда войдут биография Марины

Сергеевны и воспоминания о ней. Сейчас я занимаюсь этим проектом, биография уже написана. В числе авторов воспоминаний – Анатолий Иванович Корабель – пастор евангельской церкви «Храм Христа», которую М. С. Каретникова особенно любила, и организатор этой конференции «Феномен Российского протестантизма», в которой она участвовала дважды. На конференции также выявляются важные актуальные вопросы для протестантского сообщества.

– Насколько актуальна тема «Реформации» для нас?

Она очень актуальна. Эта тема вызывает интерес даже у неверующих светских людей. Ведь Реформация оказала влияние на всю последующую историю и культуру всего мира, включая Россию, а не только на страны Западной Европы.

– Какие темы бы Вы бы еще подняли на таких конференциях?

Темы на такой конференции можно не только приурочивать к каким-то датам, но и посвящать отдельным темам. Например, у нас в С – Петербургском Христианском университете были конференции, где рассматривались вопросы о действиях Святого Духа в разных аспектах – историческом, библейском, богословском, женщинах – христианках, о вероотступничестве. Можно брать исторические даты, связанные не только христианской истории, но и с общей истории. Например, в этом году сразу несколько юбилеев- 500 – летие Реформации, 150 – летие русского баптизма, 100 – летие Февральской и Октябрьской революций, и 80 – летие Большому террору, когда погибали многие верующие.

– Как расширить представительство докладчиков?

Тут много аспектов для расширения круга докладчиков. Сейчас ученые получают много приглашений на участие в разных научных конференциях. Им приходится расставлять приоритеты. Здесь играет роль и финансовая сторона: могут ли организаторы оплатить дорожно – транспортные расходы и пребывание иногородних докладчиков. Важен статус будущего сборника материалов конференции, попадёт ли он в научные круги.

С другой стороны, на данной конференции уже сложился свой круг постоянных докладчиков, которые каждый раз представляют новую интересную информацию. Это тоже важно.

- Ваши пожелания?

Важно, чтобы служители церквей поучаствовали в данной конференции, прослушали доклады и применили на практике такую просветительскую информацию. Например, в докладе по кальвинизму, автор подробно остановился на мысли, что главная идея Кальвина – абсолютная власть Бога, а не предопределение, как это принято считать. Если ученым это давно известно, то зачастую многие пасторы этого не знают.

 

Владимир Андреевич Степанов, автор книги-двухтомника «Рождённые свыше на берегах Ижоры» и около 50 статей по истории ЕХБ. Место работы: Христианское общество «Библия для всех» (СПб.), заведующий библиотекой.

– Владимир Андреевич, какие Ваши впечатления о конференции?

Эта конференция посвящена 500-летию Реформации. Также в этом году празднуется 150-летие русского баптизма. Поскольку баптизм основан на принципе «только Писание», то где-то у нас ослаблено внимание к опыту церкви, к истории. Такие конференции как раз восполняют этот пробел, потому что мы можем посмотреть, как Бог действовал в истории церкви ЕХБ, что получалось у верующих, какие ими совершались ошибки, проанализировать и донести до народа Божьего, посмотреть на людей веры, на кого мы можем равняться. Сам я на этой конференции делал доклад, посвященный Елизавете Ивановне Чертковой, чья жизнь имела выдающееся значение в раннем периоде – конец 19 века и начало 20 века – нашего евангельского движения, особенно в Санкт-Петербурге. Значение этой личности важно для всего евангельского движения. Мой интерес – находить новые сведения в истории, закрывать белые пятна, то есть говорить об известном неизвестное. Смотреть шире и глубже. Так был найден в архиве дневник Чертковой, через который можно узнать ее драматичный путь уверования в Бога. Об этом как раз был мой доклад на конференции.

Какие темы Вы бы еще подняли на таких конференциях по российскому протестантизму кроме юбилейных дат в истории?

В этом году – 500 – летие Реформации, в позапрошлом году основная тема конференции была 600 – летие мученичества Яна Гуса. Какие-то даты выбираются для темы конференции, но они не обязывают участников говорить по основной теме. Здесь представлена под глобальной темой «Российский протестантизм» разнообразная палитра других тем, взглядов на историю протестантизма. Я за то, чтобы была расширенная тематика, имели место разные исследования с разными формами подачи материалов. Это очень хорошо, потому что позволяет узнавать друг друга, перенимать опыт, помогает в исследованиях.

– Ваши пожелания?

То, что здесь принимают участие христиане разных конфессий, дает возможность увидеть христианство в более широком аспекте и принимать хорошее друг от друга. Это надо поощрять, чтобы расширялся круг исследователей – историков. Чтобы включились в конференцию исследователи по истории российского евангельского движения из Москвы и других городов. Например, хотелось бы услышать исторические исследования евангельского движения, касающиеся связей и взаимовлияния между Москвой и Санкт –Петербургом. Также хотелось бы, чтобы была представлена тема трагическая и интересная для освещения – 80 лет Большого террора – 1937—38гг. Тема верности, мученичества, которая прописана в Евангелии, что желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Христос сказал, что: «Я создам Церковь, и врата ада не одолеют ее», то есть церковь будет испытана. Хотя мы живем сейчас в благоприятное время, но оно может измениться и опыт церкви в верности не должен быть забыт. Мы должны об этом говорить и вспоминать людей, которые отдали свои жизни за Господа.

 

Алла Михайловна Степанова, учитель истории, религиовед, г. Санкт-Петербург.

Важно, чтобы на наших конференциях было больше профессионализма, компетенции в докладах, а не просто рассуждения. На конференции мне понравился доклад светского ученого Геннадия Коваленко. Тема глубоко, интересно раскрыта. Интересно была показана в его докладе историческая ретроспектива в Финляндии, которая сопредельна с областью Новгородской. Происходят важные постоянные связи между этими областями.

Интересно как Реформация распространялась в нашем сопредельном соседнем государстве. Докладчик очень интересно, познавательно рассказал о взаимодействии с Новгородом финских просветителей, их трудный жизненный путь. Эта информация для нас новая и интересная, необычная, которая дает и стимул к изучению, осмыслению. Хотелось бы, чтобы на наших конференциях был такой уровень докладчиков, как у Коваленко – человека светского, очень компетентного. Светские ученые, наблюдая и слушая нашу компетенцию христианских ученых, могли бы слушать и свидетельство о Боге. Приглашение на наши конференции светских ученых – полезно, потому что это момент евангелизации.

– Важность таких конференций?

Новгородской церкви это очень интересно, что очень радует. Важно услышать на таких конференциях поменьше философии, побольше истории. Поменьше умозрительных рассуждений и побольше конкретных фактов. Это больше может назидать и быть примером и более интересно религиоведам и историкам, и служителям церкви.

– Пожелание организаторам?

Здоровья, бодрости духа! Такую конференцию собрать не просто, докладчиков тоже. Надо обязательно продолжать, расширять, популяризировать, пропагандировать такие конференции. Приглашать интересных докладчиков светских и представителей разных конфессий, развивать эти связи.

 

Геннадий Михайлович Коваленко, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт – Петербургского института истории РАН. Тема доклада: «Реформация в Финляндии. Микаель Агрикола и Паавали Юстен».

– Важность темы конференции?

Для меня тема конференции довольно интересна, поскольку в этом году мы отмечаем несколько важных круглых дат, в том числе широко известную: 100 – летие Октябрьской революции. Другая менее известная, но весьма важная для Новгорода – это 400 – летие Столбовского мирного договора, с подписанием которого связано освобождение Новгорода и Новгородской земли от шведской оккупации. Конференция, посвященная этой дате, была проведена в феврале этого года на базе Новгородского музея – заповедника.

 500 – летие Реформации отмечается у нас не так широко, может быть потому, что это важное событие, прежде всего, европейской истории, хотя оно опосредствованно касалась и России. Так, например, иностранное военное вмешательство во внутренние дела России в годы Смуты в начале XVII века в известной мере было отголоском Реформации: борьбой Польско-Литовского государства и Швеции, то есть католицизма и протестантизма, на территории Российского государства. Это противостояние, как известно, вылилось в Тридцатилетнюю войну, закончившуюся подписанием в 1648 г. Вестфальского мира, положившего начало новому порядку и определившего характер международных отношений в Европе на ближайшие полтора столетия. Следует отметить, что Россия принимала косвенное участие в этой войне на стороне антигабсбургского (протестантского) блока. Она предоставляла ему стратегическое сырье (смолу, пеньку и хлеб) по низким ценам.

Эта научно-историческая конференция, на которую я получил приглашение, свидетельствует о том, что в России помнят и о юбилее Реформации. 

– Ваши впечатления о конференции?

Атмосфера на конференции научная, доброжелательная, творческая. 

–  Исследованием каких проблем Вы занимаетесь?

Область моих научных интересов  – это европейские нарративные (повествовательные) источники о России, или Россия глазами иностранцев. Также я занимаюсь изучением отношений нашей страны со странами Скандинавии, прежде всего со Швецией и Финляндией. Поэтому мой доклад на этой конференции был посвящен выдающимся деятелям финской церкви, которые были также духовными просветителями и историками. Недавно я сдал в печать свою книгу «Россия и Швеция от Рюрика до Ельцина», которая представляет собой серию научно – популярных очерков, посвященных разным сторонам отношений между двумя странами. Надеюсь, что к концу этого года книга выйдет из печати.

– Какие темы Вам было интересно послушать на этой конференции? 

Мне было бы интересно послушать доклады о Мартине Лютере, влиянии Реформации на Россию.

– Многоконфессиональная Россия. 

Исторически сложилось так, что наша Россия – многоконфессиональная страна. Доминирующая религия у нас – православие. Сегодня важно поддерживать межконфессиональный мир, для того, чтобы представители разных конфессий нашей страны общались между собой на достаточно цивилизованном  уровне.

– Наша страна отмечала в 2016 г. 140-летие Синодального перевода Библии на русский язык. В чем важность в деле просвещения нашего народа Библии?

Перевод Синодальной Библии важен тем, что делает Библию более понятной, доступной для народа. Специалистам, профессионалам важно читать до Синодальную Библию и на церковно – славянском и др. языках. Но для современного читателя, тем более молодежи важен перевод на доступном русском языке.

– Ваши пожелания?

Как историк, скажу, что каждый человек должен знать в каком-то объеме свою историю не только своей страны, но и историю свой семьи. История для каждого человека должна начинаться с истории своей семьи. Если сегодня среднестатистический россиянин попытается восстановить историю своей семьи, то дальше второго – третьего колена он вряд ли сможет пойти. Это должно воспитываться с детства, родители вместе с детьми  должны заниматься изучением и составлением своего генеалогического древа. История семьи – это составная часть истории страны. Каждый человек должен знать и представлять хоть в каком-то объеме историю своей семьи и своей страны. Важно чтобы люди понимали, что есть настоящая история, а есть лжеистория, умели отличать выдумку

от подлинной истории. Я бы сказал, что историю можно сравнить не с учителем, а с надзирателем, потому что она наказывает за невыученные уроки.

– Пожелания главному организатору и вдохновителю конференции епископу Анатолию Ивановичу Корабель?

Желаю больше сотрудничать со светскими историками. Я со своей стороны прилагал к этому определенные усилия. Я являюсь членом редколлегии Новгородского исторического сборника, где Анатолий Иванович по моему предложению напечатал статью о евангельских христианах–баптистах на Новгородчине. Эту работу следует продолжать.

 

Василенко Алексей Николаевич, магистр богословия в области Истории Церкви и доктрины, преподаватель Санкт-Петербургской богословской академии,  церковь «Дом Евангелия», г. Санкт-Петербург.

-Я на этой конференции первый раз. Мне понравилась действительно домашняя атмосфера. Конечно, понравилось содержание конференции. Была масса докладов, в которых прозвучали темы, для меня еще неисследованные. Например, это творчество писателей-протестантов 17-19 веков, это Реформация в Финляндии. Эти темы показались мне особенно интересными!

- Ваш доклад, посвящен Кальвину и его богословию. Почему?

Четыре года назад я хотел говорить о Кальвине, потому что эта сфера моих профессиональных богословских интересов. Я занимаюсь его жизнью, теологией, мировоззрением и философией. На нем стоит клеймо, клеше, которое необходимо снять. Следует все расставить на свои места! Я считаю, что система Кальвина, как система благочестия может сильно помочь евангельским церквам на постсоветском пространстве. Она может принести много пользы!

- Как полезна тема Реформации для нашего христианского сообщества.

Я вижу во всем этом одну простую причину - нам нужно понять, что наши корни не в маргинальной, радикальной реформации, не в контрреформации. Наши корни – это магистерская реформация. Это ее наследие. Это ученая реформация, идущая сверху вниз, настроенная на умных, образованных людей, способная повлиять и преобразить все сферы человеческой жизнедеятельности. Именно поэтому надо возвращаться назад к истокам и изучать именно магистерскую реформацию. Ведь в радикальной реформации существовали догматические, сакраментальные и др.  отклонения. Наши корни - это Кальвин, Лютер и Цвингли.

- Необходима ли реформация нашим церквам?

Мы говорим о пяти соло реформации. Есть шестое соло, которое присутствует в  трудах всех реформаторов. Это – церковь постоянно реформирующаяся! Двигающаяся вперед, развивающаяся. В этом ее успех! Апостольская церковь была живой! Реформаторская церковь возродила это движение

- Почему христианство сейчас слабеет, а мусульманство наступает?

Все дело в культуре. Это две совершенно разные культуры. Это даже не вопрос, связанный с богословием или мировоззрением. Ислам – это культура Востока. Во-первых, это большие семьи. Это элемент социальный. Исламские семьи большие, а христианские – маленькие! Во-вторых, есть и богословская составляющая. Ислам возник в 7 веке как явление синкретическое. Ислам – это синтез язычества, иудаизма, зороастризма и христианства в его еретической форме. В ранние годы жизни Мухаммеда воспитывал восточный монах-арианин, который не считал Сына единосущным Отцу. Отсюда воззрение Мухаммеда на Иисуса как на пророка. Есть еще вещи связанные с  богословием. Идея, связанная с Кораном. Мусульмане считают, что Коран – вечный, несотворенный, вечно пребывающий в недрах Аллаха. То есть, Коран – это Слово Бога! Есть некие намеки на тринитарное богословие внутри Ислама

- Почему в сегодняшней христианской истории нет лидеров, за которыми бы шли?

Я – реформат. Верую в Божественное провидение. Считаю. Что любое пробуждение связано с непосредственным влиянием Святого Духа. Бог действует – пробуждение происходит. Бог не действует – пробуждение не происходит! История церкви – это черная и белая полосы. Но периоды часто сменяют друг друга! Господь заинтересован в спасении рода человеческого. Он будет делать все для того, чтобы спасать людей! Самыми мощными моралистами были именно кальвинисты. Их этическая планка всегда была очень высокой. Казалось бы, если спасение потерять нельзя, живи как хочется…  Нет, я живу святой жизнью, потому что спасение потерять нельзя, я благодарю Бога всей своей жизнью! Моя этика высока, потому что спасение потерять нельзя! Я не хочу огорчить Господа! Он очень много для меня сделал!

- Кому полезна данная конференция?

Само название говорит о том, что это ученая конференция. Прежде всего, здесь должны быть богословы, люди владеющие вопросом! Несомненно, конференция будет полезна и обыкновенному члену церкви. Нужно высоко поднимать планку! Мы должны нацеливаться на умных и образованных людей! В чем была трагедия православия начала 20 века? В том, что оно потеряло интеллигенцию! Итог – революция 1917 года и крах всей религиозной жизни в России! Нам следует ориентироваться на умных людей

- Какие актуальные темы бы Вы еще подняли на таких конференциях?

Мы часто говорим о Лютере, Цвингли и Кальвине. А рядом с ними стояли люди, имена которых забыты. Мне кажется было бы актуально поговорить о благочестии второй и третьей волны магистерской  реформации. О том как понималось благочестие богословами, которые шли за Лютером, Цвингли и Кальвином.

- Пожелание организаторам?

Анатолию Ивановичу - огромное спасибо. Дух конференции был действительно классным! Чтобы пригласил еще раз поучаствовать!

- Пожелание служителям?

Больше читать! И не только Библию. Читать теологически и философски разумно! Все великие много читали и писали. А теология – это размышление над Библией. Чем больше я провожу время в размышлении над Словом, тем лучше я проповедую, тем легче дается святая жизнь!! 

Зоя Бардина

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.