Мы – Христово благоухание
14.04.2023

Мы – Христово благоухание

О Всероссийской конференции РС ЕХБ «Благовестие через христианские СМИ и медиаслужение» говорит Александра Канатуш из Беларуси

За день до знаменательного события написала друзьям такие слова: "Завтра выезжаю на конференцию, на которую не хочу ехать. Чтобы размышлять над тем, над, чем мне всегда болезненно думать". Представьте себе профессионального маркетолога, который 12 лет сомневается, честно ли, будучи христианином, работать в этой сфере. И вот этот маркетолог-христианин по стечению обстоятельств и “иронии судьбы” занялся служением медиа в церкви. 

В маркетинге СМИ – мощный рекламный инструмент. Поэтому мои сомнения были связаны с сутью самой темы конференции. Не будем ли мы, благовествуя, следовать искушению продавать Евангелие? Не будем ли мы пытаться привлекать внимание людей к тому, что даёт Христос, а не к самому Христу? Захотят ли люди пойти в церковь, узнав, что они грешники? А если мы им этого не скажем, как объяснить святость Бога и спасение по вере? В чем же тогда работа Святого Духа? А как же сила, которая совершается в немощи?

И вот утром 31-го марта двери московской церкви ЕХБ “Голгофа” распахнулись передо мной. За ними – братья и сестры из разных частей России. Проповедники, лекторы, служителя, радиоведущие, журналисты, организаторы, дизайнеры, видеооператоры, блоггеры – такое многообразие служения медиа!

Проповедь Виктора Игнатенкова, который выступал первым, задала тон всем моим размышлениям. Благая весть – это не высказывание своей точки зрения, не назойливость. Это когда мы показываем то, от чего невозможно отвернуться. Это распространение славы Божьей. «Голос говорит: “Возвещай!” И сказал: “Что мне возвещать?” – писал Исаия в 40:6, а затем, чуть дальше, продолжил повествование: “...вот Бог ваш!» Что нам, служителям медиа, возвещать? - Ответ очевиден: показать Бога и Его характер. Задача СМИ – познакомить человека с Богом. Мы – Христово благоухание. И наш главный стимул – награда от Господа.

Владимир Романенко усилил эти мысли. Слово Божье неизменно, меняются лишь средства его донесения, а нам, благовестникам, важно быть актуальными. Еще брат рассказал, как в 8 лет, стоя в просторном зале Дома культуры, мечтал там говорить о Христе неверующим. Через 14 лет мечта сбылась именно в том зале. “Для благовестия в СМИ нужна мечта” – сказал он, чем вдохновил меня и, думаю, многих слушателей. 

Архивариус и историк Алексей Синичкин подготовил доклад об актуальности 120-летних христианских изданий. Целевая аудитория той прессы – как верующие, так и неверующие. Я подумала, что их выпуски и были первыми “медиа” в российском братстве, и теперь в 2023 традиция имеет продолжение. Впечатлило, что 120 лет назад запретных тем не было. Писали о том, кто должен руководить общиной, для чего воскресная школа (к слову, она была инструментом благовестия, а не “камера хранения для ДВР” – цитата). Публиковали полемику с другими течениями, например, о мощах. Экзегетику. Аргументированный христианский взгляд на происходящие в обществе события. Словом, темы были “на злобу дня”. Нам же в пример оставлено целое наследие горячих тем и настоящего христианского отношения к ним.

Лекция про правовые аспекты медиа-служения и христианских СМИ для меня, как для жительницы Беларуси, были не так актуальны, как для других участников. Законодательство у наших стран все-таки разное. Однако, слушая доклад юриста Чугунова, я составила для себя список вопросов. Возникла идея найти юриста в Беларуси и подготовить с ним тематическую статью для наших церквей, освещая те же темы. 

Организатор христианского радио Дмитрий Ватуля вызвал своим выступлением неоднозначную реакцию в зале. Как я поняла из слов лектора, его служение и работа – это радио для верующих и неверующих, концепция которого напрямую не связана с проповедью, а, скорее, заключается в продвижении христианской морали без отсылки к самим источникам. На мой вопрос как на их радио звучит благая весть, Дмитрий заверил, что подобное настроение передач и личное внимание к слушателям станут тем самым ключом к сердцам людей в их решении о покаянии.

В начале второго дня председатель РС ЕХБ Петр Вальтерович Мицкевич  связал важную истину из  Ик. 3:1-12 со служением в христианских СМИ. А вы задумывались, что мы, сотрудники христианских медиа-ресурсов, в каком-то смысле похожи на учителей, о которых пишет Иаков? Мы влияем на умы людей. И слово на этом поприще – ответственность, за которую мы будем особенно судимы. Мудрый пастырь озвучил проверочные вопросы для тех, кто выносит информацию в массы. Это истина? Не конфиденциально ли это? Обязательно ли это говорить или лучше промолчать? Принесут ли наши слова добро?

Пастор и ведущий YouTube-передач Евгений Бахмутский учил нас, как говорить, чтобы слушали. Феномен Евгения состоит в том, что он использует популярные темы и даёт на них библейский, не ограниченный взгляд. И нам он, используя примеры, объяснял, что важно быть понятными; контекстуализировать вопрос, учитывая аудиторию и время; говорить с любовью к Богу и людям. Евгений рассказал базовую концепцию повествования и способы передачи мыслей. Всем интересующимся советую найти в его телеграмм-канале конспект с названием: “Как говорить, чтобы тебя услышали”.

Еще одна тема, которая разделила слушателей на два лагеря, – это использование искусственного интеллекта в служении. Дмитрий Лавров показал пример, как GPT чат отвечает на практические христианские вопросы. Признаться, я сама время от времени ради интереса “болтаю” с GPT-чатом, и как раз по дороге на конференцию интересовалась у него темой идолопоклонства. Отвечал робот действительно как баптист с богословским образованием. Но вопрос использования ИИ для благовестия и написания духовных текстов лично для меня остался открытым. А вот насмотревшись на результат создания изображений с помощью ИИ “селфи библейских героев”, решила все-таки порекомендовать его нашей молодежи. Почему бы не сделать викторину, угадывая героев Библии по “фото”.

Вернусь к своей профессии. Мы, маркетологи, любим счет и статистику. Редко я принимаю стратегическое решение, не измерив эффективности предыдущего, иначе рискую потратить средства зря и не добиться нужного результата от маркетинговой кампании. Признаться, я и на конференции ожидала услышать, сколько людей конкретный инструмент привел к Богу и узнать рецепты плодотворного служения. Но к моему облегчению, большинство участников не пообещали мне успеха. Профессионалы своего дела оказались кроткими, а у участников было настроение “сеятелей”. Выходит, мы признаем свою немощь перед божественным вмешательством. Мы только слуги Христовы. Для участников конференции их дело – привилегия, а не выгодная стратегия.

Думаю, с таким посылом выступал и последний лектор Игорь Попов. Он делился опытом “культурного миссионерства”,  рассказывая о своем телеграмм-канале, где пишет взгляд христианина на светские книги. В тот момент я вспомнила доклад А. Синичкина: аргументировано описывать свое отношения к светским вещам, ценным для нашей целевой аудитории, – тоже благовестие.

Что я вынесла для себя из конференции? Помимо полезной технической и духовной информации переняла отношение. Мне захотелось сохранять постоянство в своем скромном служении, учась у тех, кто сами учатся у Христа и продолжают дело Павла. Доносят Евангелие, укрепляют церкви, увеличивают влияние библейской истины. Такие люди, служа в медиа, создают контент для СМИ, технически обеспечивают возможность их работы, жертвуют средства и силы на их продвижение. Желаю всем нам не угаснуть в этом деле. А организаторам превратить медиаконференции в традицию братства.

 

Александра Канатуш, церковь ЕХБ “Воскресение”, г. Минск

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.