«Царство Божие, церковь, общество» - Консультативный совет по христианскому образованию РС ЕХБ
10.12.2023

«Царство Божие, церковь, общество» - Консультативный совет по христианскому образованию РС ЕХБ

С 6-го по 7-е декабря 2023 года в Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов состоялась конференция Консультативного совета по христианскому образованию РС ЕХБ.

 «И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. идите, научите все народы»

Ев. от Матфея 28:18-19

Тема собрания – «Царство Божие, церковь, общество». В мероприятии приняли участие представители 15 христианских школ и формальных и неформальных учебных программ из Москвы, Ноябрьска, Курска, Самары, Красноярска, Ростова-на-Дону, Челябинска, Брянска, Новосибирска, Балашихи, Санкт-Петербурга, Кемерово и других городов России.

В начале конференции всех поприветствовал Председатель РС ЕХБ, ректор Московской богословской семинарии ЕХБ, пастор церкви «Голгофа» в Москве Петр Мицкевич.

Руководил собранием заместитель Председателя РС ЕХБ по Южному региону, пастор церкви ЕХБ в г. Майский Кабардино-Балкарской республики Виктор Левашов.

 

Проректор по учебной работе Новосибирской библейской богословской семинарии (НББС), пресвитер церкви «Благодать» в г. Бердске Павел Тогобицкий сказал вводные слова о значимости учения о Царстве Божьем.

В своем выступлении он отметил:

«Среди протестантов сегодня есть четыре основных подхода к тому, как понимается присутствие в мире Царства Божиего в настоящий момент, и как соотносятся между собой Царство Божие и церковь.

- Первый подход заключается в том, что главным воплощением Царства Божьего считается поместная церковь, община верующих, которая противостоит миру, находится с ним во враждебных отношениях, сама себя от мира изолирует. При этом главные усилия церкви направленны на сохранение собственной чистоты и верности, а также на привлечение людей внутрь церкви.

- Второй подход заключается в том, что одновременно существуют два царства – духовное и мирское. Тем и другим управляет Бог. Но, эти царства живут по разным законам. Человек является гражданином одновременно двух царств. В духовном царстве он действует в соответствии с благодатью и принципами грядущего Царства, в мирском он действует по Божьему закону, явленному в том числе и в общем откровении. В зависимости от сферы используются разные принципы и, отчасти, разная мораль. Нужно быть хорошим христианином в церкви и хорошим работником в обществе.

- Третий подход заключается в том, что всё принадлежит Богу и Он царствует над всем во вселенной, хотя главным воплощением Царства по-прежнему остаётся Церковь. Через неё Бог производит изменения этого мира. При таком подходе и задача людей, принадлежащих Церкви, не только благовествовать, но и действовать во всех сферах жизни именно как христиане – в обществе, в семье, политике, искусстве, образовании и т.д. – всюду привнося христианские ценности.

- Четвертый подход заключается в том, что Царством Божием просто является весь этот мир. Бог осуществляет свою миссию в этом мире по наведению Своего порядка. Церковь должна рассматривать себя как один из инструментов деятельности Бога, распознавая, что именно Он делает и присоединяясь к делам Бога. Так что здесь сосредоточие больше не на внутрицерковной проблематике и не на личном спасении человека, а  прежде всего на  воплощение Божьей справедливости в окружающем мире."

Далее преподаватель НББС и руководитель молодежи в церкви «Спасение» в Новосибирске Александр Ричардсон зачитал доклад по книге пророка Исайи «Исаия и Евангелие Царства Божьего».

На несколько ключевых истин обратил внимание пастор Дмитровской церкви, преподаватель Московской богословской семинарии, руководитель отдела богословия и катехизации РС ЕХБ Михаил Иванов в своем выступлении на тему «Царство Божие в церкви и через церковь». «Когда мы являем любовь миру – только тогда показываем любящего Царя – Иисуса Христа. Есть только богобоязненное послушание, а иногда в церквях можно видеть «успешное христианство» вместо богобоязненного».

Практические примеры взаимопроникновения Царства Божия и общества привел пастор Истринской церкви «Спасение» Владислав Вовк. Являясь членом Общественной палаты городского округа в Подмосковье, участником российской общественной организации «Опора России», различных волонтерских движений, напомнил, что «в Царстве Божием нельзя родиться. «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего» (Ин. 3:3). Благовествовать можно везде. Футболка для фитнесса с надписью «Царствие Божие силою берется» способствовала тому, что двое спортсменов уже готовятся к крещению, а эти слова разместили в спортзале вместо цитаты Шварцнеггера».

Заместитель Председателя РС ЕХБ по Южному региону, пресвитер церкви ЕХБ в г. Майский Кабардино-Балкарской республики Виктор Левашов представил размышления на тему «Эсхатология и церковь». В них он отметил, что от понимания этого вопроса будет зависеть, как мы воспринимаем материальный  мир  вокруг нас, который сотворил Бог. От нашей веры в то, что будет с творением, формируется отношение к нему. Также докладчик акцентировал, что богословие должно быть диалогическим (вести диалог). Нужно прислушиваться к христианам прошлых эпох (диахронический диалог) и к христианам сегодня, из разных культур и конфессий (синхронический диалог),

Павел Тогобицкий, проректор НББС сделал важные выводы по представленным выступлениям братьев по главной теме конференции: «Сегодня много говорили о том, что изначально для русских евангельских христиан-баптистов характерен первый подход. Это во  многом было обусловлено  очень тяжелыми условиями жизни в рамках Советского Союза. И где-то этот подход  воспроизводит подход менонитов времен реформации, которые тоже были в очень тяжелых условиях. Но условия постепенно меняются и появляются какие-то новые возможности. Вместе с этим, интересы к другим подходам растут. Это, прежде всего, к подходу, связанному с трансформацией окружающего мира, с более активной вовлеченностью христиан в то, что происходит вокруг и в воплощение христианского мировоззрения, не только внутри церкви, но и в разного рода общественной деятельности и т.д. Хотя есть какие-то элементы и второго подхода. Мы понимаем, что есть определенная значимость и ценность в какой-то общественной работе сама по себе и четвертого подхода, когда мы имеем более положительный взгляд вообще на весь окружающий мир и на действия Бога в этом мире и на возможность соучастия в этом. Так что, я бы сказал, разговор показывает,  что у нас наметился интерес к более широкому взгляду на Царство Божие и к большей вовлеченности Церкви  в деятельность за пределами собственной поместной общины».

Важность темы конференции для наших церквей ЕХБ так отметил пресвитер Виктор Левашов: «Понимание Царства Божьего влияет на практическую нашу жизнь. Или мы замыкаемся внутри себя, или же мы занимаем активную позицию и влияем на общество добродетельной жизнью. С другой стороны, важно понимать, где границы этого влияния, чтобы тоже не уйти, от проповеди Евангелия Иисуса Христа, например, в «эко-евангелие» или «социальное евангелие».

Я считаю, что как раз площадка КСО выполняет задачу такого сбалансированного подхода в богословия и к анализу практической жизни, чтобы уберегать нас от крайностей. Мы говорим о диалоге разных подходах применения толкования Писания к практической жизни. Таким образом, обогащаем друг друга и помогаем не уходить в крайности».

О неизбежности и эффективности взаимодействия формального и неформального христианского образования рассказал исполнительный директор Теологической Евангельской Ассоциации Евразии Александр Спичак. На данный момент в ТЕАЕ входят учебные заведения Евразии, в которых обучаются тысячи студентов различных христианских конфессий из 8 стран мира. Задачи для христианских образовательных центров ставит поместная церковь – это качественная подготовка пасторов, учителей детских и подростковых Воскресных школ, служителей для музыкального прославления, руководителей реабилитационных центров. Современные вызовы в том, что нужно готовить хороших преподавателей для школ, заботиться об экономическом выживании школ. 

- Все доклады вызывали долгую, вдумчивую дискуссию. Именно в ходе таких встреч совершенствуются методы, применяемые в образовании христианских делателей. Эта конференция посвящена не только богословским темам, а тому, чтобы Иисус Христос был Царем нашей жизни, не только на небесах, но здесь и сейчас, присутствовал в нашем сердце, разуме, подвигая нас поступать по Его научению, - сказал в завершение конференции Петр Мицкевич.

Алла Стамболиди, Зоя Бардина

Фото: Алла Стамболиди, Денис Гостев

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.