Если ранее прошедшие фестивали носили региональный характер, то нынешний уже вышел за рамки одного региона. Кроме хоровых коллективов из Белгорода, Воронежа, Орла и Орловской области в нем приняли участие хористы и музыканты из Ленинградской области, Краснодарского и Ставропольского края.
Открывая фестиваль, Валерий Ерошкин, пресвитер церкви «Преображение», сказал: «Мы призваны славить Бога, воспевая Ему новую песнь. А новая песнь – это песнь искупленных Кровью Иисуса Христа, как чистого и непорочного Агнца. Поют ее не только на земле, но и на небесах. Небеса – нескучное место. Там слава и хвала изливается от всего Божьего мироздания. Надо помнить, что в центре истинного поклонения Богу на небе и на земле – песня и жизнь для Бога».
Старт музыкальной программе фестиваля дал сводный хор баптистских церквей города Орла. Эстафету от него принял также большой сводный хор города Ливны. Они исполняли традиционные, проверенные временем гимны, и современные песнопения.
Выступления хоров перемежались специальными тематическими докладами. Ректор Института духовной музыки Кирилл Гончаренко говорил о необходимости особой посвященности и жертвенности в деле музыкально-певческого служения. Призвание свыше и наличие таланта также необходимые условия для плодотворного служения. Опираясь на личный педагогический опыт, Гончаренко отметил, что, к сожалению, есть случаи, когда лиц, обладающих редким музыкальным дарованием, уводят от служения мало компетентные «советчики». В результате одаренный человек начинает заниматься другим, несвойственным ему делом.
Гончаренко призвал присутствующих быть верными Богу и верными своему призванию. А также не забывать о том, к чему призвана церковь в целом. Ее главная задача – нести Евангелие погибающему миру. Не подражая миру, не подстраиваясь под его язык, не снижая стандарты, а, наоборот, поднимая души к познанию Бога, в том числе через музыку и пение. А для этого необходимо избавляться самим от примитивных подходов, от недостатка культуры, недостатка общего и специального образования.
Преподаватель истории и теологии Института духовной музыки, Владимир Попов, рассказывая о том, как Давид и Соломон устраивали священные празднества-фестивали, подчеркнул, что левитам-певцам вменялось в обязанность «день и ночь заниматься искусством своим» (1Пар.9:33). Для того, чтобы быть в надлежащей форме, кроме таланта, нужен постоянный труд без каких-либо остановок и отдыха.
В начале 20-х годов прошлого века, когда случилась очередная волна духовного пробуждения, хористы из баптистских церквей за полгода выучивали примерно 50 новых гимном. Тогда же был образован Музыкально-хоровой отдел и заработали Регентские курсы в крупных городах. Можно сказать, что первый фестиваль баптистских хоров состоялся в Омске, в 1925 году. Хотя широкомасштабные духовные концерты вошли в традицию русских баптистов с 1905 года. Но, наиболее грандиозный праздник хора был проведен в сибирском городе на базе Регентских курсов через двадцать лет.
Впоследствии атеисты-богоборцы учинили повсеместный погром церквей, поставив на долгие годы заслон развитию церковного хорового искусства.
Неслучайно город Орел в этом году стал местом проведения недавнего большого хорового фестиваля. Орел, как известно, литературная столица России. Николай Лесков, Иван Тургенев, Иван Бунин – великие писатели земли русской, связанные с Орловским краем, не обошли вниманием народные таланты. Тургенев в очерке «Певцы» подметил, что жители Орловской губернии «знают толк в пении».
Наши писатели-классики любили раскрывать музыкально-поэтические струны русской души, ее вселенское измерение, ее тягу к духовному странничеству, молитве и размышлению о Боге. Издревле духовное пение на Руси получило всеобщее признание и стало частью русской души.
Программа фестиваля в Орле отличалась широким разнообразием. В формате «Круглого стола», который вел Кирилл Гончаренко, обсуждались глобальные и локальные проблемы церковной жизни. Как отличить Богослужебное пение от христианских песен на разные случаи жизни? Можно ли на духовно-просветительских концертах на светских площадках исполнять песни не из церковного обихода, но вполне добрые по содержанию? Может ли современная церковь быть духовным очагом и одновременно культурным центром, центром притяжения людей с различными творческими интересами? Как отвечать на вызовы, идущие изнутри церковной среды и вызовы, идущие от окружающего общества?
Серьезное беспокойство у многих служителей вызывают тенденции, направленные на принижение значения хорового служения, на замену хора певческими группами. Подобные настроения могут привести к утрате конфессиональной идентичности, снижению духовной и миссионерской активности, превращению крепко спаянной общины в церковный приход. Ведь хор в евангельских церквах России всегда считался второй кафедрой, школой единства, школой духовного воспитания и миссионерском ядром.
Вызовы, идущие со стороны общества, связаны с ожиданием хорошего качества и самобытности того или иного служения в церкви. Примитивные подражательные песенки в светском стиле и на светский манер и сумбурные проповеди отталкивают ищущих людей.
Второй день – день воскресный стал фактически своеобразным продолжением фестиваля. Сводный хор из Ленинградской области и инструментальный ансамбль из Краснодарского края под управлением Виктории Яценко, выступал с большой программой в двух церквах Орла. Фестивальное празднество продолжилось и в городе Ливны Орловской области на основе служения сводного хора из двух местных церквей.
Там же Кирилл Гончаренко провел мастер-класс по работе с хором и вокалу. А затем состоялась плодотворная встреча-собеседование со служителями местных церквей по актуальным проблемам и развитию музыкально-певческого служения.
Главный зачинщик, инициатор и организатор фестивального движения, Анатолий Седогин, старший пресвитер Объединения церквей ЕХБ Липецкой области поведал о том, что начать это дело его побудили большие общения разных церквей в Брянске, там он увидел великое богатство музыкального служения, преимущественно с национальным колоритом. И решил прилагать усилия по распространению этого опыта на другие регионы.
- Первые фестивали мы провели десять лет назад в Тамбове и Липецке, затем присоединились Курск, Воронеж, Белгород, - говорил Седогин. – У многих хористов дефицит общения, жажда учиться, обмениваться опытом. На следующий год мы планируем проведение фестивалей в Москве, Брянске и в одном из городов на юге России.
А вот отзывы, высказанные по горячим следам самими участниками фестиваля: «Сердечная благодарность служителям за безупречную организацию, за Слово из Писания, за напоминание об истории евангельской музыки. Мы долго еще будем нести огонь в сердцах и благодарность Господу за каждого, созидающего небо на земле. Такие фестивали нужны братству».
Осмелимся добавить, что не только братству баптистов нужны подобные творческие служения-празднества, но и всему христианскому миру, и стране нашей для приобщения к живой и деятельной вере в Бога, к возвышенному искусству и культуре.
Владимир Попов
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.