10 и 11 октября 2014 г. в Москве в Христианском центре «Логос» состоялась Международная научно-практическая конференция «Христианское музыкальное образование: исторический опыт, современность, перспективы», посвященная 35-летию со дня образования Института Духовной Музыки.
Начало деятельности Института Духовной Музыки было положено в 1979 году. На протяжении 35-летнего периода развития, учебное заведение прошло несколько этапов: регентское отделение Заочно-библейских курсов ВСЕХБ, Музыкальный факультет Библейского Института Российского Союза ЕХБ, Институт Духовной Музыки. Работа Института направлена на подготовку музыкальных служителей евангельских церквей. Институт осуществляет музыкальную, духовно-просветительскую, учебно-методическую и исследовательскую деятельность по изучению теории и истории христианской духовной музыки от её истоков до современных проявлений
Конференция прошла при участии Центра истории религии и церкви ИВИ РАН, Института теологии и истории Боннской библейской семинарии, Научного библейского центра «Апологет», Российского Союза евангельских-христиан баптистов.
Открыл конференцию словом приветствия и назидания экс. глава российского евангельско-баптистского братства, пастор Юрий Кириллович Сипко. Он прочитал из посл. Иуды 1:25 «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и вовеки. Аминь». Он говорил, что музыкальное служение дано было Богом человеку от самых первых повелений. Это директива: «Я повелеваю Вам…». Она предписывает избранному Божьему народу, музыкой ли тревоги, или музыкой радости, собраться воедино, освободить души от серой и унылой прозы, поднять свои взоры и славословить Бога высоко и торжественно. Поэтому, музыкальный вопрос нужно ставить на повестку дня церковного служения, как основополагающий.
В первый день пленарного заседания с докладом выступил Евгений Семёнович Гончаренко, ректор ИДМ, член Всемирной Академии Искусств и Наук, композитор: «Обзор истории возникновения и развития церковно-музыкального образования в Союзе Евангельских христиан-баптистов России». Он отметил некоторые вехи этого служения. В конце 90-х годов XIX века в Латвии уже проводились семинары регентов, то есть обучение музыкальных людей в церквах. Первым профессиональным баптистским композитором России, редактором первых сборников духовных песен был латышский молодой регент Каролис Инкис.
В 1913 году в Петербурге была открыта первая протестантская библейская школа для подготовки проповедников, пресвитеров, в которой было три преподавателя: И.С.Проханов, брат меннонит Раймер и К.Инкис, который подготовил учебник и преподавал музыкальный предмет. Несколько позднее, в 20-е годы, проводились месячные регентские курсы уже в других городах России: Москва, Ростов, Нахичевань, Омск. В эти годы стали публиковаться очерки по музыкальному служению, по методике хорового пения в журналах «Баптист», «Утренняя звезда», «Христианин», «Баптист Украины». Можно сказать, что в то время уже формировалась школа направления музыкального служения в церквах…
Во второй половине 70-х годов проходят неофициальные встречи музыкальных руководителей. В феврале 1978 года в Москве состоялась несанкционированная встреча ведущих регентов, на которой братья в присутствии А.Е.Клименко и А.И. Мицкевича излагали следующие вопросы: учредить при ЗБК регентские курсы и музыкальные семинары на местах, издать нотный сборник для хорового пения с включением в него произведений современных композиторов ЕХБ, открыть в журнале «Братский Вестник» специальный раздел для публикации новых гимнов и статей о музыкальном и певческом служении. Эта встреча дала новый импульс, подвигнувши руководство к продвижению вопросов, связанных с возможностью организации регентского обучения при ВСЕХБ в Москве. В июне 1979 года состоялся первый набор студентов регентского отделения заочных библейских курсов, был издан второй том «Нотного сборника духовных песен».
В начале 80-х годов была уже сформирована программа, методика, расписание и началось серьёзное обучение с большим энтузиазмом и вдохновением, которое проходило в здании Московской центральной церкви. Этот этап длился 11-12 лет. Второй этап развития музыкального служения, это 90-е годы – Музыкальный факультет Библейского Института РС ЕХБ, затем, в 2000-е годы автономное учебное заведение - Институт Духовной Музыки, имеющий филиалы в Новосибирске, Краснодаре, в Германии и Соединенных Штатах».
В продолжение пленарного заседания был зачитан доклад кандидата богословия, духовного композитора Митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана; «Об употреблении музыкальных инструментов как древнем местном литургическом предании восточной церкви».
В своей работе он отметил, что всё музыкальное литургическое многообразие востока неоспоримо свидетельствует, что оно (употребление древних музыкальных инструментов) есть не нововведение в богослужение, а древнейшая местная литургическая традиция. «Хвалите Бога на струнах и органе». (Пс.150) Этот вдохновляющий Псалом и есть призыв к прославлению Бога с помощью разных музыкальных инструментов. Гусли встречаются в 1 главе Откровения Иоанна, в 15 главе, где под аккомпанемент гуслей поют песнь победившему Агнцу.
Песнь Агнца – это песнь победы Христа над дьяволом и антихристом. Хотя в русской православной церкви установилось строго локальное пение, но в первохристианской церкви, как упоминают многие исследователи, псалмопение в собрании христиан, предварявшее в древности евхаристию, сопровождали звуки флейты и свирели. Этот обычай держался и в ранних христианских общинах, и в Александрийской церкви, причём святитель Климент заменил эти инструменты арфой. Истории известно, что во Дворцовой церкви и в зале на торжественном приёме византийских православных императоров пение и религиозная активность сопровождалась трубными звуками органа и музыкальных инструментов.
В России молитва-гимн «Боже царя храни», как правило, сопровождалась игрой духового оркестра. Во всех греческих православных церквах до наших дней сохранился обычай - использование древних музыкальных инструментов в богослужении: колокольчики, треугольники, металлические круги, под удар и трезвон которых исполняют богослужебные псалмы. С набором деревянных инструментов начинают православное богослужение в Греции, Румынии и Болгарии. В Эфиопской и Египетской коптской церквах с древнейших православных времен в богослужениях употребляются древние музыкальные инструменты: тимпаны, систры, кимвалы, трубы, группы барабанов, задающих ритмы исполнения священных гимнов… Митрополит делает заключение, что использование инструментов в Писании не запрещено, равно как и не предписано.
Ни Христос, ни Апостолы не устанавливают формы, которым надо следовать. Апостол Павел больше озабочен благочинностью, приличием, порядком собрания, а не его формой и стилем. И наше поклонение Господу – это жертва и преображение во Христе.
Директор Института теологии и истории Боннской богословской семинарии в Германии, магистр богословия Иоханес Дик поделился докладом: «На перекрёстках веры и культур: музыкальная традиция немецких евангельских общин России и Советского Союза». Он сказал: «Российский баптизм – это часть европейского баптизма. Мы не продукт собственного изобретения, мы часть каких-либо европейских или всемирных процессов. Баптизм – это явление всемирное, поэтому легче самих себя понять, как часть единого целого. Недооценивая эти вещи, мы можем видеть свою историю в неправильном контексте. Например, движение штундистов, это исконно русское движение с одной стороны, но оно возникло только потому, что всемирное движение пробуждения упало на русскую почву и принесло плоды, окрашенные в русские тона.
Есть ещё моменты, общие для всего баптизма, которые мы недооцениваем, что российское евангельское движение стало частью всемирного движения святости. Такой взгляд помогает нам лучше понять природу этого движения, его особенности, в том числе и музыкальную культуру, которая имеет очень много общего с англоязычным движением сначала пробуждения, а потом движения святости».
«На фоне численности евангельско-баптистских общин в составе бывшей страны, численность немецких общин евангельских христиан-баптистов и братских меннонитов составляет всего 10-12%. Но если говорить о регионах, например, в Казахстане, в Киргизии, в Оренбурге пропорция была наоборот – только около 10-12% были не немцы. Это говорит о том, что мы взаимосвязаны друг с другом…Ниточка, которая связывает Россию с 16-м веком – это меннониты, которые в 1780-е годы начали селиться в России и через 80 лет, когда образовались первые баптистские общины, меннониты принимали в них самое активное участие, так что эта ниточка прослеживается глубоко в прошлые века. Связь с немецкими баптистами Германии мы находим ещё и в том, что братские меннониты в южной России ввели у себя в общинах хоры. Это было церковным установлением. Кроме того, хоры и слушатели собирались вместе, организуя праздники музыки и песни. После 1905 года русские благовестники часто приглашали для евангелизации менонитские хоры. Хоровое пение очень сильно привлекало людей к новой вере…».
С докладом «Музыкальное служение в ранней христианской общине (I-IV век н.э.)» выступил доктор богословия, проректор Московской богословской семинарии ЕХБ, пастор Геннадий Андреевич Сергиенко. В его докладе говорилось: «Вне всякого сомнения, что пение сопровождало богослужения ранней христианской общины от начала. Но вопрос далеко не однозначный. Хотя истоки христианского песнопения в иудейской традиции, где пение имело очень важное значение как в официальном контексте, так и в частном домохозяйстве, была богатая палитра музыкальных инструментов в иудейском храме, но тем не менее - полное отсутствие инструментальной музыки в синагоге… Музыка была неотъемлемой частью частной жизни евреев; песни на свадьбах, на пиршествах, на похоронах, пели во время копания колодцев, при выжимании винограда, когда провожали в путь, когда встречали возвратившихся с войны. Пение псалмов было частью воспитания детей в семьях… В ранней христианской общине пение характеризовалось жанровым разнообразием, что должно быть символом и для современных церквей, не забывая и не оставляя наследия прошлого, необходимо стремиться к поиску разнообразных форм и методов прославления Бога…».
Шумская Елена Львовна – заведующая режиссёрским управлением Московского драматического театра им. А.С.Пушкина, преподаватель ИДМ выступила с докладом на тему: «Особенности преподавания музыкальной драмы в ИДМ». Девизом её выступления были слова: «Господи, Сам живи во мне, Сам говори, Сам пой!». «Одной из основных для меня задач является приобщение студентов к мировой культуре, ибо считаю, что мировая культура – это дар Божий. Трудно себе представить, что всё, что было создано великими людьми, было создано без промысла Бога. Я беру только высочайшую литературу.
Ещё одной особенностью является то, что мы стараемся, чтобы музыкальный материал соответствовал литературному материалу с которым мы работаем, так что внедрение в канву музыкального материала литературного – фонетического, прозаического, стихотворного – создаёт довольно интересный и полноценный объём программы. Я считаю, что у регентов хоров, как и у актёров, всё должно сводиться к трём вещам: что я делаю, зачем я делаю и как я делаю… Мы не просто студенты или дирижёры, мы миссионеры, провозглашающие имя Великого Бога».
В конференции принял участие пастор из США, преподаватель музыки Виталий Васильевич Волчанский, который в своём докладе рассмотрел вопрос: «Духовная музыка: проблемы и перспективы её развития». В своей речи он призывал беречь колодцы отцов, сохранять духовную культуру нашего русского братства, нашу церковно-музыкальную культуру. «К сожалению, в настоящее время захлестнуло стремление к профессионализму, а также к развлечению, так что душевное стало возвышаться над духовностью. Духовность отступила, люди приходят на концерт просто послушать прекрасную музыку, классическую или церковно-славянскую. Наша же цель, чтобы в нашем искусстве люди ощутили действие Божьего духа. Наша духовная культура — это пласт русской народной культуры, поэтому, беря образец из разных источников, нельзя забывать и отвергать своё. Я считаю, что русское христианское пение должно отображать и евангельскую радость, и народную грусть…».
После обеда работа конференции продолжилась по секциям.
В продолжение работы конференции был заслушан доклад: «Наблюдения и восприятия песенно-музыкально культуры евангельских христиан-баптистов советскими чиновниками в 1960-80-е гг.» Докладчик Надежда Алексеевна Белякова — кандидат исторических наук, научный сотрудник «Центра истории религии и церкви» ИВИ РАН.
«Специфика жизни религиозных общин того времени — это специфика молчаливого меньшинства. Они были ограничены в советском обществе, о них отрицательно говорили, преследовали, писали, существовали определенные издания, посвященные разоблачению секты. Им же, слова не давали, их не воспринимали, для них отсутствовала не только аудитория, они не располагали никакими формами контакта с окружающим миром... Для верующих того времени их традиция, их вера, их религиозный опыт выражался в пении, знании духовных стихов и псалмов, то, что они слышали на собраниях и пели вместе.
Наличие песенной культуры, умение и навык заучивания текстов духовных песен наизусть, которые сопровождали их до последних дней жизни – это характерная черта верующих того времени. Кроме того, всё законодательство советского периода было направлено на ограничение возможности пространства деятельности религиозных общин, запрещены все детские, молодёжные группы, работа библиотек, обучение, то есть, все формы социальной активности отсекаются. Что оставалось, каким образом может консолидироваться община? Из всех легальных возможностей оставался только хор и оркестр, и при всём давлении, государственные органы не могли, да и не пытались открыто эту форму служения уничтожить. Они соглашались с нормативными актами, что пение хора является неотъемлемой частью баптистского богослужения и не может быть запрещено, так что эта форма имеет право на существование…
Хочу отметить успешность музыкального служения и активность баптистской русско-украинской традиции советского периода. Она была передовой и не казалась маргинальной, жалкой и убитой. Та молодёжная субкультура, которая сформировалась на почве музыкальной активности в мощный пласт, имеет и сегодня влияние на окрас евангельско-баптистского движения в России. И сегодня сильное музыкальное служение сохраняется в тех общинах, которые были сильны в советское время, в них сохраняются консервативные традиции. И эти общины существуют и держат свою альтернативную позицию поп-культуре, не боясь оказаться невостребованными».
Затем выступил с докладом «Красота как энергия благодати» профессор МГК им. П.И.Чайковского, доктор искусствоведения Вячеслав Вячеславович Медушевский: «Где преддверие успешности образования? «Всё из одного, но не одно из многого». И это «одно» и должно лежать в основе педагогики, и цель любого христианского образования подвести ко Христу. Центр всего – это Христология. Педагог – это детоводитель, мы только подводим ко Христу, настраиваем слух музыкантов к поиску этой великой вечной красоты… Нужно исправить способность нашего видения, научиться вслушиваться в ответы неба. В музыке должен быть страх Божий, чувство ранга. Последняя цель музыки – служение славе Божией и освежение духа…».
Виктор Алексеевич Екимовский – композитор, кандидат искусствоведения, секретарь Союза композиторов России. Доклад: «Христианская тематика в современной академической музыке». «Музыка и религия – вопрос многозначный, сложный и исторически богатый по своей теме. Начиная с древних времён музыка оформляла самые различные моменты и в этом заключалась её основная функция. К XX веку сформировалась абсолютно обособленная религиозная музыка – понятие «современная академическая музыка». Представители этой современной академической музыки писали оратории, кантаты, квартеты, сонаты. Однако, вместе с тем, некоторые из них порой обращались к религиозной тематике. Если говорить о религиозном содержании, которое верующие композиторы вкладывают в свою музыку, то оно должно помочь слушателю понять и прочувствовать ту истину и веру, с которой они живут».
Первый день работы конференции был завершен торжественным концертом, в котором участвовал хор студентов ИДМ и камерный оркестр. Музыкальный руководитель и дирижёр Евгений Гончаренко. Солисты – Наталья Скачкова, Павел Баранский. Исполнялась духовная музыка русских классиков и современных христианских композиторов. В концерте принимал участие хор ручных колоколов под управлением Кирилла Гончаренко. Пасторским словом поделился председатель Российского Союза евангельских христиан-баптистов Алексей Васильевич Смирнов.
Второй день пленарного заседания был открыт библейским часом. Словом из Священного Писания поделился зампредседателя Российского Союза ЕХБ Сергей Юрьевич Сипко. Он прочитал из посл.Кол.3:15-17. «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий… Слово Христово да вселяется в вас обильно… И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа…» Иисус Христос напоминал слова, которые записал пророк Исайя: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». Другими словами, Господь говорит, что вы поклоняетесь Мне, вы воспеваете славу Моему имени, но Сам Я не представляю для вас интереса, вам Я безразличен, между вами и Мной нет тесных отношений, сердце ваше далеко от Меня. Этот укор Христос направлял к израильскому народу… Я хочу говорить о трёх составляющих нашего сердца. Первое – царствует мир Божий. Второе - сердце христианина, это сердце, которое обогащено Божьим Словом. Третье – это то сердце, которое делает всё во имя Иисуса Христа. Прославляется ли Господь во всём, что я делаю?..».
С докладом: «Музыкальное служение в Казахстане» выступил Тимофей Петрович Охман – декан музыкального факультета Алматинского библейского Института ЕХБ в Казахстане. Он рассказал о том, что более 100 лет, в 1903 году образовалась первая церковь в Казахстане. «Вместе с проповедью евангелия развивалось и музыкальное служение. В 1923 году был организован в Алматинской церкви первый хор. В дальнейшем, регент А.Д.Тихонов стал проводить занятия с молодыми братьями и обучил в то время более 50-ти регентов, а в 1950-х годах он выпустил ещё одну партию регентов, которые несли служение не только в Казахстане, но и за его пределами, в том числе и в церквах России.
В 1991 году открылись регентские курсы при первой Алматинской церкви «Голгофа», в 1993 году во второй Алматинской церкви, в 1995 году в Щучинске. В августе 1997 года мы приобрели здание бывшего детского сада и зарегистрировали как Библейский Институт. Было открыто шесть факультетов, в том числе и регентский факультет (в последствии факультет руководителей музыкального служения), который обучает по 4 направлениям. Библейский Институт занимается обучением служителей не только Казахстана, но и других стран СНГ Центральной Азии, где проживает более 130 национальностей, кроме церковной работы, мы проводим много музыкальных семинаров, издаём музыкальный материал, провели две крупных Азиатских музыкальных конференции, проводим фестивали – праздники христианской музыки и пения».
В продолжение работы конференции был заслушан доклад декана музыкального факультета Минской богословской семинарии ЕХБ в Белоруссии - Николая Константиновича Ломако на тему: «Краткая информация о возникновении и развитии музыкального образования в братстве ЕХБ Республики Беларусь».
«В Минской богословской семинарии в 1994 году был образован факультет музыкального образования, который праздновал в этом году своё 20- летие. Как на заре евангельского движения в Беларуси, так и на протяжении всей истории нашего братства, и сегодня, понимая силу воздействия распетого Слова Божьего на умы и сердца людей, руководители евангельских церквей прилагали все силы и возможности, чтобы музыкальное служение было достойным Евангелия…».
Оставил слушателей не равнодушными заключительный доклад Алёны Сергеевны Ткаченко – бакалавра церковной музыки, преподавателя Ямало-Ненецкого филиала МБС. Тема: «Сравнительно-содержательный анализ форм музыкального служения в церквах ЕХБ России в контексте исторических традиций и современных тенденций».
Из доклада: «Какая же на самом деле должна быть форма и стиль музыкального служения? В современных евангельских церквах потеряла актуальность старая форма богослужений, и не разработана новая форма. Как быть открытыми для полезных нововведений, избегая потери идентичности?» Докладчиком были проведены и озвучены исследования: анкетированы служители, пресвитеры, дьяконы, члены церкви и просто прихожане о пользе музыкального служения в церкви, какую цель оно должно достигать… «Напрашивается вывод, что большинство людей не понимает, какую пользу приносит духовное пение – духовно-созидательную и прославляющую Бога функцию.
В настоящее время уровень образования музыкантов оставляет желать лучшего, не хватает знаний и культуры исполнения, отсутствует достаточное количество музыкальных духовных образовательных учреждений. Видимо, что созрела необходимость многоуровневой просветительской работы, чтобы остановить распространение пагубных идей неверного представления евангельской христианской музыки и вызвать волну заинтересованности в музыкальном образовании. Образованное творчество требует образованных музыкальных служителей в церкви. Занимаясь музыкальным служением, недостаточно знания и профессионализма, нам необходимо обращаться к Богу, чтобы Он дал мудрости по какому пути идти и развиваться. Возможно такая конференция даст какой-то толчок, что наше братство обратит более серьёзное внимание на музыкальное служение и этот вопрос приобретет более важный, акцентированный и систематизированный характер».
В завершении конференции Петр Борисович Коновальчик высказал пожелание её участникам и совершил заключительную молитву.
Вера Катко
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.