История возникновения и развития братства ЕХБ в России во многом обусловлена знаковыми событиями эпохи ХIХ века.
В первую очередь нужно вспомнить о значительных исторических событиях начала Х1Х столетия: в 1812 году в России было учреждено Российское Библейское общество, сильно содействовашее распространению Священного Писания в народе. За очень короткий период РБО выполнило перевод Нового Завета на русский язык и языки народов, населявших Российскую Империю.
В 1861 году произошла крестьянская реформа (отмена крепостного права), результатом чего явилось пробуждение к жизни духовных потребностей народа, пробуждение духа народного, его самосознания. Накануне евангельского пробуждения «вся религиозность православного народа, - как отмечал епископ Руской Православной Церкви Алексий,- выражалась во внешнем исполнении предписаний церкви». Поверхностная религиозность оставляла место для суеверия и неудовлетворяла запросов души. Религиозное невежество простонародья и недоверчивое отношение к священникам (из за их неверности) повлекли за собой нравственную распущенность, о чём с сокрушением писали православные иерархи.
При общем упадке нравственности в народной жизни появились такие течения, которые отрезвили, пробудили народный ум, заставили искать выход из нравственной тьмы.
В великосветстком столичном обществе наряду с духовной неудовлетворённостью и скептическим отношением к православию росла духовная опустошённость, как следствие безсодержательности светской жизни. Но и тут находились личности, для которых скептицизм и неверие были невыносимы и они не могли заглушить в себе глубокого религиозного чувства, а потому искали ответы на вопросы духа.
Евангельское пробуждение.
Изучая историю возникновения русско-украинского евангельстко-баптистского братства необходимо учитывать самобытность как самого пробуждения, так и возникновения первых общин.
Первые общины евангельского пробуждения пришли к баптистским определениям не сразу, а через подготовительные этапы:
менонитские – через хартицкие и вюстовские новопиетические кружки;
украинские – через штундовские братства;
русские Закавказья – через «водных»;
петербургские – через «общину пробуждения и святости»;
русские Таврической губернии – через евангельских христиан (захаровцев).
Никто из них не принял существовавшие на Западе баптистские определения в готовом виде. Это как раз доказывает самобытность возникновения первых общин евангельских христан-баптистов.
Говоря об образовании первых общин евангельских христиан-баптистов, нужно назвать определённую дату, которая является начальной точкой отсчёта истории братства ЕХБ в нашей стране. Это 1867 год, в котором было совершено крещение пионера русских баптистов Н.И.Воронина, преподанное ему Мартином Кальвейтом в реке Куре. Cегодня можно говорить о 145-летней истории Евангельских христиан-баптистов в России.
А дальше было крещение Е.Цимбала, который спустя пару лет крестил И.Рябошапку, а тот в свою очередь крестил М.Ратушного, от которых принимали крещение В.Г.Павлов и В.В.Иванов. Несколько позже в Санкт-Петербург приезжает лорд Редсток и в это же время происходит обращение В.А.Пашкова; М.М.Корфа и А.П.Бобринского в доме княгини Ливен.
1876 год ознаменован изданием полной Библии на русском языке. Слово Божие с новой силой стало распространяться по всей стране и здесь нужно вспомнить тот самотверженный труд книгонош, преодолевавших огромные расстояния, распространяя Новые Заветы и Библии. Более свободный доступ к Священному Писанию открыл многим тысячам людей путь к истинне, таким образом читаюшие Евангелие люди всё больше хотели жить по Евангелию и незаметно для себя стновились евангельскими христианами, которые в последствии приходили к решению креститься по вере, как результату пережившего ими возрождения свыше.
В том же 1876 году Министерство Внутренних дел утвердило «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», основанного В.А.Пашковым.
Два года спустя возникает первая русская баптистская община в Ново-Васильевке, Таврической губернии, следующая за ней во Владикавказе. Пройдёт каких-то 9 лет и в Петербург приедет И.С.Проханова (1887), тогда он примет крещение и начнёт свою активную деятельность в качестве христианского лидера. Но ещё до этого, а именно в 1884 году начнутся первые гонения: закрытие «Общества Пашкова» и высылка его и Корфа за пределы России, но несмотря на это новые служители подхватят Благую Весть и понесут её как эстафету передавая от поколения к поколению.
Нужно заметить, 1884 год ознаменован 1-м объединённым съездом евангельских христиан пашковцев, баптистов, новоменонитов и штундистов, созванный В.А. Пашковым, на котором и был создан Союз русских баптистов.Следующий съезд проходит в 1898 году в г.Царицине, на нём достигнуто соглашение о совместной работе баптистов и евангельских христиан.
Известно, что периоды религиозной свободы и гонений в конце Х1Х века сменяли друг друга очень часто.
В начале ХХ века было определённое время свободы для распространения благой вести. Затем была 1-я Мировая война и Октябрьская революция 1917 года. Начиная с 23 января 1918 года после издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», религиозное законодательство Советской Республики (как ни старнно) содействовало расширению евангелизационной работы баптистов и евангельских христиан, численность которых к 1926 году увеличилась вчетверо.
В период с 1917 по 1926 годы прошли шесть съездов баптистов и семь съездов евангельских христиан, но с 1926 года оживлённая деятельность евангельских христиан и баптистов привлекла внимание воинствующих безбожников, которые с 1929 года воздвигли сильное гонение, сравнимое с гонениями конца Х1Х века, организованные обер-прокурором Г.Победоносцевым.
Деятельность Союза баптистов прекратилась из-за репресий служителей и тысяч рядовых верующих, закрытия почти всех (за редким исключением) общин, а Союз евангельских христиан существовал лишь номинально.
Здесь уместно добавить, что одним из делегатов этих съездов был Ф.С. Савельев, первый пресвитер (с 1935 года) нашей церкви.
История становления Фёдора Савельича как служителя/пресвитера этой церкви началась в 1902-1903 годах: в то время он ещё совсем молодой работал в кондиретской фабрике в Москве, развозя на тележке по магазинам продукцию этой фабрики. В душе его шла борьба. Он с детства был религиозным человеком, воспитанным в православном духе. У него даже была мечта пойти в моностырь, чтобы там спасаться от мирской суеты. Он видел кругом много нравственного разложения, разного рода несправедливости и душа его волновалась, ища выхода. Частые посещения богослужений православной церкви не внесли в его мятущуюся душу успокоения и он продолжал искать чего-то лучшего. Однажды он встретился с книгоношей Библейского общества и купил у него Евангелие. Молодой Фёдор Савельевич с жадностью стал читать его сначала в одиночку, но постепенно вокруг него стали группироваться другие ищущие и жаждущие правды люди, которые стали регулярно собираться вместе для чтения Евангелия и размышления на частной квартире в Денисовом переулке. Через некоторое время их собиралось уже около 15 человек. На этих собраниях они читали Евангелие, рассуждали о прочитанном, молились молитвой «Отче наш» и даже пели разные церковные песнопения. Многие из тех, кто приходил на такие собрания раньше посещали православные церкви. Вскоре Савельев Ф.С. заметил, что за их хотя и скромными собраниями стала следить царская полиция. Пришлось сильно конспирироваться, для этого они пробирались по одному на эту квартиру, используя различные входы в дом, продолжая читать Евангелие и молиться на подобных собраниях, удовлетворяя свою духовную жажду.
Однажды по делам своей работы Савельев Ф.С. попал в Петербург и там стал искать людей размышляющих о живом Боге, подобных тем, которые собирались с ним в Москве на основании текста из Писания «...Богу нужно служить в духе и истине». Вскоре там в Петербурге он попал на собрание евангельских христиан, носивших кличку «Пашковцев». На первом таком собрании он почувствовал своим сердцем, что попал в свою среду. Пробыв среди собратьев пару дней, он упросил прислать к ним на время двух братьев: Долгополова В.И. и Яковлека Н.И., которые дествительно вскоре приехали в Москву, провели ряд бесед и собраний в среде Савельевской группы и точнее указали им путь Господен. Затем (летом 1904) Савельев Ф.С. был крещён по вере Долгополовым В.И. в реке Клязьме под Москвой, а после него приняли крещение и ряд других уворовавших во Христа как в Своего личного Спасителя. Так вокруг Савельева Ф.С. образовалась группа верующих из 15 человек, которые стали проводить регулярно свои богослужебные собрания, а он стал их духовных руководителем. Вскоре в Москву переехали для постоянного жительства из Петербурга Н.Я.Яковлев и таким образом группа верующих превратилась в общину. Усердием молодых братьев, а особенно трудом братьев Савельева Ф.С. и Яковлева Н.Я. община начала быстрно расти. Собрания проходили регулярно, на них приходило всё больше людей, которые принимали Господа в своё сердце.
После революции 1905 года Московская община христиан баптистов перешла на вполне легальное существование и даже стала проводить организованные евангелизационные собрания в больших залах г.Москвы: на Лубянской площади, в доме Купеческого общества и других местах. Вскоре на такие собрания собирались тысячи людей жаждущих чистого евангельского слова. Такие богослужебные собрания проходили при участии хора Московской общины, который к тому времени уже хорошо совершал своё служение. На этих собраниях проповедывали братья: Яковлев Н.Я., сам Савельев Ф.С., Белавин А.А., Ткаченко Н.П., Булынин и другие вдохновенные проповедники Евангелия.
В Московскую церковь на Пасху 1908 года собрались молодые христиане, приехавшие в Москву, чтобы здесь провести совещание по работе среди молодёжи обоих течений как евангельских христиан, так и баптистов. В этом совещании приняли участие известные тогда в среде нашего братства служители: Жидков Я.И., Тросков Ф.М., Андреев А.Л., Лепилкин К.Ф., Аксенов Г.Г., Тимошенко М.Д., Малин П.И., Дацко П.Я. и другие. Это совещание происходило по договорённости между верующей молодёжью евангельского толка Москвы и Петербурга. Собрания Московской церкви тогда уже проводились по Токмаковскому переулку дом 3. Совет тогдашней Московской церкви не согласился дать приют этому совещанию в своём помещении и оно собралось на квартире одного из братьев Московской общины – Н.Я.Яковлева проживавшего в Токмаковском переулке в доме 15 кв.4, где потом долгое время жил брат Андреев А.Л., а позднее казначей ВСЕХБ - Малин П.И.
Через год после этого совещания в Москву из Петербурга приехал Фетлер В.А. и вместе с Н.Я.Яковлевым на базе Московской общины евангельских христиан образовали группу верующих и назвали её общиною баптистов. С тех пор в Москве начались отдельные собрания баптистов, которые первоначально проводились в помещении на Покровской улице. Каждая из этих общин жила своей самостоятельной жизнью. Община евангельских христиан проводившая свои богослужения в Токмаковском переулке перешла сначала на Ново-Басманную улицу, а затем стала собираться в Малом Головине переулке в доме 8, где и оставалась долгое время вплоть до 1921 года.
Яков Иванович Жидков пишет в своих воспоминаниях: « В связи со своей учёбой в Москве в университете им.Шанявского я помню тогда прекрасные собрания общины по Малому Головину переулку. В собраниях участвовали братья: Савельев Ф.С., Долгополов В.И., Ткаченко Н.П., Булынин И.Я., Белавин А.А., Чирков В.И., Андреев А.Л., и другие».
До 1936 года развитие и служение этих теперь уже двух общин шло раздельно, но каждая из них преуспевала в своей области. Община евангельских христиан одновременно с помещением по Малому Головину переулку открыла собрание по Cущевскому валу в доме Сазонова, а также в пригородах Москвы: в Перово, в Перерве, в Мытищах, в Царицино и других Подмосковных городках и посёлках. В 1921 году Московская община перешла в прекрасное помещение по 2-й Мещанской улице, где было два больших зала. Здесь богослужения всё время проходили с особой торжественностью. В это время активным становится брат Светличный В.А, приехавший из Украины. Он вместе с Савельевым, Андреевым и другими братьями ведёт усердную и ревностную работу по расширению и углублению дела Господня.
Большое участие в жизни и работе Московской общины принимал всеми уважаемый И.С.Проханов. Он многократно посещал Московскую церковь евангельских христиан и проповедовал в её многочисленных собраниях. Иван Степанович заботился о том, чтобы в этой церкви были были хорошие работники и служители. Он направил сюда для постоянной работы братьев Долгополова В.И. и Светличного В.А. По его инициативе для благоустройства этой церкви сюда были направлены братья ВСЕХ: Жидков Я.И., Карев А.В., Орлов М.А., Жарких И.Ф., Сударев И.И. и другие. И.С.Проханов поистине переживал об этой церкви и жил её жизнью. И хотя центром его работы был Петербург (впоследствии Ленинград), он постоянно думал о Московской Церкви как и о Ленинградской.
Всё это послужило к великому благоустройству Московской церкви, так что она среди бурь и многих переживаний окрепла и стала сильной христианской церковью, по сути центром и оплотом всего евангельско-баптистского братства России. Этому содействовала передача Московской церкви здания бывшей Реформаторской церкви по адресу: Малый Трёхсвятительский переулок дом 3. Первое богослужение в этом помещении церкви состоялось 23 апреля 1917 года (по сути 95 лет тому назад). Реформаторская церковь Москвы к тому времени была настолько малочисленна, что была не в состоянии содержать это здание и вскоре эта община самоликвидировалась. В 1930 году в Москву для работы переехал А.В.Карев, а в 1931 году и братья Я.И.Жидков и М.А.Орлов. С этого времени ВСЕХ окончательно перебрался из Ленинграда в Москву. К тому времени община баптистов Москвы, созданная Фетлером в 1909 году возглавлялась известным служителем С.П.Степановым, после него общиной баптистов руководили Павлов В.Г., Павлов П.В., Тимошенко М.Д., Дацко П.Я., Клышников П.В., Голяев И.А., Одинцов Н.В. и другие. Общины баптистов проводили свои богослужения также в разных местах г.Москвы: у Петровских ворот, в Замоскворечьи, на улицах: Школьной, Брестской и долгое время на Семёновской улице. Союз баптистов России переезжавший несколько раз из Ростова-на-Дону в Одессу, далее в Балашов наконец-то обосновался в Москве. В баптистской общине на Семёновской улице руководителем был брат Челокаев, который совместно с другими братьями по непонятной причине перестали проводить богослужения и закрыли в 1936 году эту общину. Члены этой общины в основном в полном составе присоединились к общине евангельских христиан на Малом Вузовском переулке. Это стало возможным, поскольку существуя паралельно эти общины не страдали неприязнью и их взаимоотношения были на хорошем уровне.
В 1920 году на раздельных съездах, кстати проходивших в одно и то-же время в Москве было принято решение слиться в одно братство, что произошло только во время ВОВ.
Таким образом в Москве объединение баптистов и евангельских христиан произошло на 8 лет раньше чем это случилось в масштабе страны (1944год). В период господства атеизма в стране церковь подверглась не только законодательным притеснениям, но и произволу местных властей. В 1937 году служебные помещения здания нашей церкви были переданы под общежитие, рядом расположенное здание семинарии было передано под школу. Несмотря на это, Московская община ЕХБ продолжала проводить свои богослужения в этом зале.
Наступил 1941 год и всенародное испытание, постигшее нашу страну (ВОВ), внесло коррективы в отношения государства и верующих. С 1942 года стали постепенно восстанавливаться снятые прежде с регистрации общины ЕХБ.
В 1944 году с 26 по 29 октября в Москве произошло событие особым образом повлиявшее на судьбу евангельско-баптистского братства в России.
В этом зале состоялся съезд-совещание представителей евангельских христиан и баптистов, после долгих 18 лет со времён предыдущих съездов (26-го съезда баптистов и 10-го съезда евангельских христиан) проходивших в 1926 году. На этом съезде в 1944 был создан Союз евангельских христиан и баптистов (через год оформившийся как Союз евангельских христиан-баптистов) с руководящим органом ВСЕХБ (Всесоюзный Совет еавнгельских-христиан баптистов). Во главе ВСЕХБ: сначала был председательем Я.И.Жидков, а затем И.Г.Иванов; Клименко А.Е.; Логвиненко В.Е. и Г.И.Комендант. Первым Генеральным секретарем был А.В.Карев, а после его смерти на этот пост был избран А.М. Бычков.
С первых дней своего существования ВСЕХБ осуществлял свою деятельность в стенах этой церкви. Некоторые из присутствующих – свидетели и соучастники жизнедеятельности ВСЕХБ. Многие из нас помнят съезды ВСЕХБ 1948, 1963, 1969, 1974 и последующих годов, те незабываемые события, когда в Москву приезжали представители церквей со всего Советского Союза и многие из нас с радушием распахивали перед этими братьями и сёстрами двери своих домов и сердец.
Нужно сказать, что наша церковь имела особое значение в жизни братства - да это и понятно, ведь канцелярия ВСЕХБ со всеми своими отделами располагалась в комнатах на 1-м и 2-м, а в дальнейшем и на 3-м и 4-м этажах, после того как церковь совместно с ВСЕХБ купила за большие деньги по тем временам три трёхкомнатные квартиры за свой счёт для отселения живших в этих помещениях людей.
Наша церковь, как никакая другая в братстве, испытала очень много благословенных моментов в своей истории благовестия и проповеди евангелия, а также в развитии различного рода служений, включая в последствии служения милосердия в городских больницах и домах-интернатах. Лучшие проповедники братства: Жидков Я.И.; Тимченко С.Т.; Моторин И.И.;Мицкевич А.И.; Иванов И.Г.; Карев А.В. и многие другие проповедывали здесь с этой кафедры, назидая народ Божий.
Практически в том же 1945 году, сразу после образования ВСЕХБ начал издаваться журнал «Братский вестник», главный печатный орган братства ЕХБ, который продолжает издаваться и сегодня.
Стоит особо отметить, что журнал «Братский вестник» наряду с глубокими богословскими статьями, освещал жизнь братства на местах и описывал все главные события братства ЕХБ: съезды, межконфессиональные конференции, юбилеи церквей и прочие знаменательные даты жизни братства. Главным редактором этого журнала на протяжении многих лет был наш брат В.Г.Куликов.
Важнейшим событием жизни братства явилось открытие Заочных Библейских курсов ВСЕХБ в 1968 году. Произошло это после многих попыток получения разрешения (на протяжении более чем 40 лет) организации какой-либо формы обучения служиелей церквей. Открытие ЗБК дало возможность для образования сотням служителей церквей ЕХБ. Помнится с каким энтузиазмом и вдохновением создавался учебный материал для этой программы, но больше всего удивлял тот подъём духа с каким студенты ЗБК приезжали на сессии, которые проходили в этом же здании, там на 3-ем этаже.
Позже, когда открылось Регентское отделение ЗБК, наше здание наполнилось многоголосием музыкальных звуков и песнопений, так как занятия проходили во всех помещениях, где только мог поместиться музыкальный инструмент(фортепьяно или фисгармонья). Произошло это при содействии выдающегося регента нашей церкви Л.Ф.Ткаченко. В те времена на богослужениях мы слушали прекрасное пение хоров нашей церкви под руководством регентов-студентов из разных церквей нашего братства. Нельзя не вспомнить о том, что нашу церковь посещали известные проповедники Евангелия и выступали на богослужениях с проповедями: Били Грэм, президент ВСБ Толберт (он же президент Либерии), Карни Харгровс, а ещё раньше Мартин Лютер Кинг(в 60- годы 20 века) и многие другие.
В заключении этого краткого обзора хотелось бы, сказать, что наша церковь – МЦЦ ЕХБ – особо благославляема Богом. Сохраняя евангельские принципы, мы продолжаем их исповедовать так, как это делали предыдушие поколения верующих. Многие вновь образовавшиеся Московские и Подмосковные церкви ЕХБ возглавили активные члены нашей церкви, они выросли духовно и окрепли в стенах этой церкви. Поэтому мы вправе назвать нашу церковь матерью трёх десятков церквей ЕХБ г.Москвы.
Мы благодарим Бога, что в нашей стране продолжается время благодати и проповедь Евангелия свободно звучит на просторах нашей необъятной страны России.
Сегодня со всем нашим братством евангельских христиан-баптистов мы говорим: «Авен Езер...До сего места помог нам Господь» 1 Цар.7,12.
Мы благодарны Богу, что церковь наша растёт и спасаемые прилагаются к Богу, новые души вступают в церковь через святое водное крещение. На сегодняшний день в нашей церкви есть очень много различных видов служений: от молитвенного до Библейской школы. У нас в церкви есть несколько хоров и оркестров, прекрасная воскресная школа. Это стало возможным, благодаря твёрдой вере и преемственности братьев, служителей нашей церкви их ясному пониманию своей ответственности в служении и ведении Божием, вот их имена: Андреев А.Л.; Орлов М.А.; Жидков Я.И. Карпов А.Н.; Жидков М.Я.; Савельев В.Е.; Кригер В.А.; Логвиненко В.Е.; Кораблёв И.М.; Ребров С.П.; Золотаревский С.Н. и многие другие.
Призыв: мы не должны успокаиваться на достигнутом, но продолжать наше служение с ещё большим усердием.
«И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр. 2,5).
22 апреля 2012
Составил А.П.Козынко, пресвитер Московской центральной церкви ЕХБ
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.