Ответы основаны на материалах выступлениях различных христианских педагогов, пасторов, учителей воскресных школ.

 

Как правильно воспитывать детей?

Воспитание детей является одной из наиболее важных обязанностей родителей. Основой воспитания является Богоцентричное наставление, описанное во Второзаконии 6:4-9.

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих. (Втор 6:4-9)

Самым первым источником воспитания является личный пример родителей в их сердечном и полном посвящении Богу. Как говорится: "учитель – не тот, кто учит, а тот, у которого учатся". Поэтому воспитание – это большая ответственность, но и великая радость.

Следующим шагом является наставление. Родители должны внушать детям истину, т. е. позаботиться о том, чтобы дети могли понять и принять ее практический смысл. Кроме наставления, исходящего из Божьего слова, родители должны помочь детям выработать навыки правильного поведения в практических жизненных ситуациях, научить как отличать хорошее от плохого, как делать правильный выбор, основанный на принципах Священного Писания.

 

Что значит родительское благословение? Что значит почитать родителей? Значит ли это исполнять все, что они скажут?

Бог дал нам право и обязанность благословлять всех и даже врагов (1 Петра 3:9). Благословение означает то, что, мы желаем особого блага и добра тому, кого благословляем. Благословение само по себе не имеет какой-то магической силы, от которой зависит успех или неудача. Родительское благословение является демонстрацией хороших, добрых взаимоотношений между детьми и родителями, когда выросшие дети принимают решения, о которых радуются и которые одобряют их родители.

Естественно, когда дети живут в послушании и получают родительское благословение, они тем самым исполняют Божью волю и через это получают доброе вознаграждение от Бога, так как заповедь почитания родителей имеет и обетование: "да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Еф.6:3)

Бог устроил взаимоотношения между детьми и родителями таким образом, что в самом начале своей жизни, дети полностью зависят от родителей. И родители посвящают свое время, силы, средства, порой здоровье на то, чтобы вырастить детей. Поэтому Библия говорит: "Дети повинуйтесь родителям своим в Господе, ибо этого требует справедливость" (Еф. 6:1). В этот период родители должны научить детей мыслить по-библейски. По мере того как дети растут, родители передают им всё больше и больше ответственности. Их задача не командовать детьми всю жизнь, а научить их самостоятельно принимать правильные решения.

К тому времени как дети становятся взрослыми между детьми и родителями должны складываться взаимоотношения сотрудничества. Об этом времени сказано: "Почитай отца твоего и мать" (Еф. 6:2). Как видно, здесь ответственность детей выражена уже не в форме "повинуйтесь", а в форме "почитай". Дети должны почитать родителей на протяжении всей жизни, это означает оказывать им уважение, заботу, любовь и т. д. Повиновение же родителям касается того периода, когда родители несут за них ответственность.

Таким образом, Бог предусмотрел плавный переход от полной зависимости детей от родителей к их полной самостоятельности. Всё это должно развиваться гармонично, в духе смирения перед Богом и друг другом.

 

Нужно ли наказывать детей? Каким образом?

Конечно, ребенка можно и нужно порой наказывать, а в определенных случаях – и физически. Но важно помнить, что наказание является последней возможностью остановить ребенка от разрушительных последствий его неправильного поведения. Необходимо понять причину такого поведения. Если мы не видим того, чем наполнено сердце ребенка, не понимаем его переживаний, борьбы, трудностей и не готовы оказать помощь в этом, то наказание будет только побегом от решения проблем. Образно говоря, мы "приукрасим только фасад здания, не отремонтировав фундамент". Поэтому основой дисциплинирования является построение доверительных отношений с ребенком. Если такие отношения удастся поддерживать, мы избежим многих проблем с плохим поведением и нужда в наказании отпадет сама собою.

Если же нам все же приходится наказывать детей, то нужно делать это без злобы и раздражения, без желания отомстить или «сорвать гнев». Ребенок должен понять, что, даже наказывая его, вы желаете ему лучшего, продолжаете его любить, заботитесь о его будущем.

Также наказание должно быть последовательным. Например, сначала ребенку делается устное замечание. Порой ребенок не понимает причины и последствий своего поведения. Задача взрослого разъяснить это. Если он не останавливается и не реагирует на увещевания, тогда, надо применить следующий этап: сказать ребенку о возможном наказании, предупредить. И если реакции не последует, то наказывать. Слово и действие не должны расходиться.

После, когда улягутся эмоции, нужно дать понять ребенку, что Вы его по-прежнему любите и хотите сделать всё для его блага.

 

Что хорошего в наказании? В чем его смысл? Не является ли это просто насилием над ребенком?

Притчи 13:24 представляет очень важный Библейский принцип, упоминаемый во многих других местах Писания. Вот как он звучит:

"Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его". (Прит 13:24)

Но один из основных текстов Нового Завета, освещающих эту тему, говорит об этом так:

"И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем"2. (Еф 6:4)

Слово "в учении"  точнее переводится как – тренинг, образование, формирующее мышление и мораль и использующее для этой цели повеления, наставления, обличения и наказания. Это слово включает в себя смысл наказания. По этой причине, многие английские переводы, переводят это слово как "в дисциплине".

Некоторые родители, считая, что воспитание не должно быть связано с принуждением ребенка к чему-то даже хорошему, неверно относятся к обязанности формирования в нем правильных навыков жизни. Одной только правильной атмосферы, и своевременного наставления недостаточно для того чтобы выполнить свою ответственность перед Богом в этом вопросе. Родители должны стремиться формировать принципы и поведение своих детей, применяя при этом не только убеждение, но и наказание в определенных ситуациях.

 

Моему сыну 18 лет, он оскорбил меня. Как простить нераскаявшегося сына?

Конечно, простить нужно и прощать необходимо как можно быстрее. Апостол Павел говорит: "Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф. 4:26), то есть прощать нужно как минимум до захода солнца, чтобы не возникло устойчивое неудовольствие друг другом и охлаждение. Посмотрите на себя, подумайте, может Вы  обидели сына резкими словами. Вы можете сказать ему,  что его слова причинили Вам боль, но Вы его прощаете, потому что любите его таким какой он есть. "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18)

 

Что делать, если ребенок все время закатывает истерики?

Реагируйте спокойно. Воспитание детей основано на любви и строгости, которая исходит из четкости целей, твердости и постоянства, сочетающихся с радостью и бодростью. Например, если ребенок поймет, что, перевернув тарелку, он больше еду не получит до следующей трапезы, то перестанет ее переворачивать. Порой важно ребенка переключить, отвлечь, заинтересовать, а главное – не бояться. Творите, выдумывайте, пробуйте и верьте. И главное - чем больше любви, нежности и ласки, тем лучше. Молитесь, просите у Господа мудрости и терпения.

 

Мой 16-летний сын со временем становится все упрямее. С ним трудно договориться о чем-либо. Как быть?

В 16-17 лет дети пытаются получить больше свободы, независимости от родителей. Возможно, Вам следует предоставить сыну больше самостоятельности в действиях. «Отцы, не раздражайте своих детей!» — пишет апостол Павел. Мама должна быть спокойной, твердой, требовательной, и одновременно бодрой, радостной и нежной. Чем больше любви, соединенной с разумной строгостью Вы проявите, тем лучше! Воспитывать детей без Бога нельзя, молитесь, уповайте на помощь Божию, и Господь не оставит Вас. Важно также не потерять общения со своим ребенком. Старайтесь интересоваться его жизнью, обсуждать интересующие его темы, представляя христианский подход к ситуации, но не навязывая свою точку зрения. Если вам удастся сохранить дружеские взаимоотношения, то многие проблемы поведения ребенка решатся намного проще.

 

Моего ребенка дразнят во дворе. Как помочь своему сыну?

Если есть такая возможность, удалите сына от этих «друзей». Попробуйте отдать его в воскресную школу, в какой-нибудь кружок или секцию. Тогда Ваш сын будет проводить время среди других детей, заниматься чем-то интересным, и у него появятся новые друзья, с которыми у него будет общий интерес, общее дело. Мнение товарищей по двору, возможно, станет менее значимым, а низкая самооценка повысится. Но главное - объясните ему, что Бог его любит, видит его сердце, его мысли и готов всегда быть с ним. И намного важнее – что думает о нем Господь, чем люди. Объясните, что у Бога есть для вашего ребенка особый план. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29:11)

Воспитывайте спокойное отношение к человеческому мнению.

 

Моему сыну 11 лет. Он очень любит играть в компьютер и проводит за этим занятием много времени.

Велика сегодня опасность интернет–зависимости. Она не проходит с годами, а крепчает и нередко очень плачевно сказывается и в семейной жизни человека. Поэтому нужно максимально оградить от этой опасности ребенка: контролировать время его пребывания у компьютера, найти ему интересные и полезные хобби, занять его жизнь так, чтобы и без компьютера ему было интересно. Конечно, нужна активная церковная жизнь, общение с друзьями-христианами, поездки в лагеря, посещение подростковой группы. Молитесь, чтобы Господь помог вам оградить сына от зависимости, больше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему последствия такой зависимости, подводите его к сознательному самостоятельному решению ограничить своё время за компьютером, тратить его разумно и с пользой. 

 

Родители много работают, очень заняты. Как это может отразиться на ребенке?

Воспитание – это питание, а культура – это возделывание. Возделывать можно только то, что посеял и взрастил. Поэтому, задача родителей – все время сеять. Если не сеют родители – сеет кто-то другой. Если ты пшеницу не посеял, то одни плевелы будут, и даже урожай не соберешь.

В детстве все время что-то сеется, в том числе и на улице, и по телевизору. Это те семена, которые потом дадут свой плод. У человека, под воздействием того, что он воспринимает, формируется отношение к жизни, мировоззрение.

Поэтому, когда родители отдают ребенка в руки других, то они должны понимать, что он не просто телевизор смотрит, а смотрит фильм, сделанный каким-то человеком.

Если родители действительно заняты, то  ребенок не должен праздно проводить время, необходимо контролировать его занятия. Важно знать, какие книги он читает, для чего включил компьютер. Всегда быть бдительными. Известно, что хорошую культуру трудно вырастить, а сорняки растут сами. И если уж они попали, то потом всю жизнь придется их выдергивать. А перевоспитание – процесс очень трудный.

Так же следует помнить, что детская игра – творческая. Ребенок сам творит тот мир, в котором он живет. Когда ребенок садится у компьютера, то перед ним открывается искаженный страстями мир, созданный взрослыми людьми.

Такая игра вместо того, чтобы развивать и хранить ребенка, может настолько исказить его духовную жизнь, потрясти его психику, что в итоге мы получаем нервные заболевания, зависимости, проблемное поведение...

 

Воспитывали ребенка в вере, а он подростком ушел из церкви. Что было неправильно нами сделано?

Как бы мы ни воспитывали  наших детей,  как  много бы мы в них  ни вкладывали, в  их жизни все равно  наступит такой период, когда они должны будут эту веру обрести самостоятельно. Сделать свой выбор. Мы не должны иметь иллюзии, что наши дети плавно придут к настоящей вере «с молоком матери».

«В церковь ходим, всё наши дети знают, молятся, с удовольствием посещают воскресную школу, все хорошо и благочестиво», — говорят родители. Но это не дает гарантии, что они автоматически станут верующими. Наступит  момент, когда это парниковое растение будет пересажено на дикую почву.

В конечном итоге рождение свыше, обращение к  вере должно наступить у человека сознательно! Выбор веры, ответ на Евангелие Христа должен быть сделан лично самим взрослеющим ребенком.

Скорее  всего (не у всех, но очень часто  бывает), кризис веры у юноши, у девушки обязательно наступит. Потому что он столкнется с миром, который живет по совсем другим законам. И у этого мира совсем другие ответы на те вопросы, которые он получал от родителей. 

И тогда начнется процесс, возможно, через падения, через какие-то серьезные жизненные ошибки, осознания того, кто ты есть на самом деле. Зачем живёшь, где найти опору и счастье, в чем истина, почему нельзя делать то или иное… И здесь родительское терпение, родительская вера будут испытаны. Нужно продолжать любить, молиться и разговаривать, отвечать на вопросы терпеливо, стараться сохранять дружеские доверительные взаимоотношения.

Если истинные семена добродетели были в детстве заложены, — не фарисейские, не внешние, а настоящие семена живой искренней  веры, — то они обязательно прорастут!

 

Почему даже среди верующей молодежи Библия теряет авторитет?

К сожалению это действительно так. Библия теряет авторитет среди части современной "христианской" молодёжи. На это есть множество причин. Большинство их них напрямую связаны с тем, что происходит в окружающем нас мире. Глядя на них понимаешь, что церковь в огромной степени подвержена влиянию мира.

Духовность без объективной истины.

Библия с ее объективной категоричностью совершенно не вписывается в атмосферу современного мира. Если ее и признают, то только как цитатник, из которого выборочно читают то или иное высказывание, вкладывая в него свой смысл, и подгоняя его под свою цель.

Подобные настроения проникают и в церковь, неся с собой различные виды "духовности", не нуждающейся в объективной Библейской истине. Такая духовность – удобная форма для "освящения" любых форм человеческих похотей и грехов. Об этом апостол Павел писал когда-то Тимофею, подчеркивая, что в последние дни будут преобладать люди, "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим 3:5).

Дух противления

Библия это авторитетное Божие слово. Библейская истина объективна и абсолютна. Соприкасаясь с ней, человек невольно попадает под мощный луч духовного прожектора, вскрывающего его несостоятельность. Это и заставляет многих людей избегать Библии, или же не стремиться к ней так, как должно. Иисус Христос говорил об этом в своей беседе с Никодимом.

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. (Ин 3:19-20)

Противление Библейской истине часто принимает тонко замаскированные формы. Часто люди не отвергают Писание открыто. Просто слушая или читая его, они всегда ищут оправдания, чтобы не жить им. И хотя таких людей Иисус называл безрассудными (Мф 7:24), их все равно удивительно много.

Лень.

Наверно самой большой причиной, по которой люди не любят Библию, является их любовь к самим себе. Эта любовь выражается в стремлении к комфорту, и удобству, или в элементарной лени. Им лень читать Библию, лень размышлять над ней, лень делать из нее практические выводы, и тем более, лень жить ею. Лень, и особенно лень ума и духа – одно из катастрофических бедствий современного человечества. Дух развлечения все больше и больше пропитывает собой сферу за сферой жизни людей. Серьезное чтение, требующее размышления и понимания, становится все более и более сложным для современных людей.

Писание, крайне необходимо не только для того чтобы выжить в агрессивной среде, но и для того чтобы жить вообще. Вот почему, апостол Павел настойчиво рекомендует – "Писания могут умудрить тебя ко спасению". Здесь же, апостол представляет практические шаги, действия Писания. Оно должно научать нас, т. е. формировать мировоззрение, систему ценностей. Оно должно обличать, т. е. указывать на те сферы нашей жизни, в которых мы не живем в согласии с истиной. Оно должно исправлять, т. е. указывать на практические шаги выхода из наших ошибок. Оно должно наставлять в праведности, т. е. утверждать в дальнейшем хождении за Христом.

Это и сделает нашу жизнь полноценной и эффективной.

 

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости