Служение Господу в Интернете (окончание)

Наш сайт переживает не лучшие времена, некоторые делатели уходят, хлопнув дверью, некоторые посетители туда же. Бесспорно, сайт далек от идеала, в нем многое можно улучшать. И все же дерзну сказать, что сайт http://www.baptist.org.ru заслуживает добрых слов, хотя не все согласны с этим мнением. Однако у нас, несомненно, сложилась своя аудитория, круг постоянных посетителей и авторов.


Да, кто-то ушел – искренне жаль! – но оставшиеся вполне способны держать планку, хотя ушедшие уверяют в обратном. На мой взгляд некоторые наши сестры   с их глубокими  суждениями вполне компенсирует утраты, их постинги заставляют задуматься о том, правильно ли мы понимаем роль сестер в церквах. Не зову к тому, чтобы тут же  поставить их в пасторы, к феминизму (хотя дельного  анализа этого феномена еще не встречал, сплошь: «Так в Библии, и извольте подчиняться, сударыни!»), но к библейскому осмыслению места женщины в церкви. Тут кажется, многое мы понимаем излишне упрощенно.

Для баптистов с российскими корнями, ныне проживающих вне России, сайт стал местом встречи с оставшимися на родине братьями и сестрами, с единоверцами, проживающими в других странах. Немаловажно, что на сайте как-то идет диалог баптистов, придерживающихся несхожих взглядов по ряду проблем. Хорошо бы начать серьезный диалог с отделенными братьями - больше, на мой взгляд, просто негде. Наши новостные ленты подвергаются критике, часто справедливой, но та же справедливость требует отметить, что наши новости перепечатывают другие религиозные сайты - до «Русской линии» включительно, а этот сервер симпатий к нам явно не испытывает.

Отдельный вопрос – немноголюдность. Да, было бы славно, если народу было бы побольше, – этого хочется всем делателям сайта и администраторам. Но, берусь утверждать, не всем завсегдатаям. Многим неуютно на многолюдных форумах, там человек потерян, кому-то предпочтительнее иметь ограниченный круг собеседников, скажем, до десятка, чуть более.  Вообще в нашей стране многие (осознанно или нет) исходят из неверного тезиса, будто Бог на стороне «больших батальонов». Из Библии это никак не следует, в ней много говорится о «малом числе», «остатке» немногих «верных».  Пребывание в большинстве, в многолюдстве скорее должно настораживать христианина, а не радовать. Хотя, конечно, тут возможны разные мнения. Да и кто знает замысел Бога о России во всей полноте, кто может сказать, что малочисленность протестантов в нашей стране не входит в Его планы, не есть форма Божьего наказания? 

Как бы то ни было, на сайте www.baptist.org.ru активности больше, чем на любом другом деноминационном протестантском сайте – нас опережают только межденоминационные сайты. Мы, полагаю, достигли такого уровня, который уже требует научного осмысления. Уверен, что рано или поздно и в наших учебных заведениях будут защищать дипломы  и диссертации не только на сугубо богословские или исторические  темы, но и, например, на такие, как «Электронные СМИ евангельских христиан-баптистов России».  А, скажем, участие Московской богословской семинарии в работе нашего сервера уже сейчас могло бы быть более активным, на ее сайте хорошо бы было иметь, например, все дипломные работы.

Можно сказать, что в первом приближении мы освоили новый вид служения Господу, которое и называют Интернет-служением. Было трудно, мы шли нехожеными путями, но, думается, мы проторили колеи, по которым и дальше будет идти баптистское Интернет-служение в России. Тут надо сказать доброе слово в адрес брата Юрия Аркадьевича Апатова, чьим иждивением и стараниями был создан наш сервер и его же усилиями поддерживается в рабочем состоянии. Разумеется, он не один - осознают они это или не осознают, но в Интернет-служении участвуют все, отмечающиеся на нашем сервере, все посетители «Форума». Только вот служение это может нести как положительный, так и отрицательный заряд. И, к сожалению, отрицательного не так уж мало. Иногда забывается что наша главная задача - свидетельствовать об Иисусе, о нашей вере, о Церкви Христовой, о братстве ЕХБ, о поместных церквах.

Тут не всегда получается красиво - нередко и у нас на первое место выходит потребность в самовыражении, которое не у всех принимает корректные формы, и главным становится «достать» оппонента, для чего прибегают к откровенной грубости. Отчасти это можно объяснить отсутствием жизненного опыта и чувства ответственности - ведь большая часть и делателей, и посетителей нашего «Форума» - молодежь, что прекрасно. Но молодежь у нас очень разная и по склонностям, и по религиозным воззрениям (пусть в рамках нашего вероучения), и по темпераменту, и по воспитанности наконец. Для многих главное - хорошенько «врезать» оппоненту, а то и вовсе продемонстрировать свое неуважение к нему. А когда напоминают о необходимости уважения, бывает, услышишь: «С какой стати? Мое уважение надо заслужить!» Такая вот любовь к ближнему. А ведь сказано Самим Христом: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»  (Ин 13, 35). Мало ее, этой любви.

Об этом говорилось не раз на нашем сервере, говорил и я на своей «Кафедре» - а положение не меняется. Видимо, так будет и впредь, «жестоковыйных» среди российских баптистов (пусть и молодых)  немало. Однако надо снова и снова неустанно  призывать к миру, независимо от результатов, ибо миротворцы блаженны и будут наречены сынами Божьими. Хорошо бы регулярнее проводить  редакционный совет сайта вместе с руководством братства. Это практиковалось раньше и давало плоды добрые, сейчас эта практика заглохла, а напрасно.

Необходимо постоянно совершенствовать оформление сайта и навигацию. Наш сайт считается официальным сайтом братства ЕХБ. Полагаю, мы должны принять такое именование с признательностью и чувством ответственности. Но полагаю также, что как раз официальности нам не хватает. Руководство братства представлено, на мой взгляд, явно недостаточно, хотя потребность знать его позицию по всем вопросам велика - и не только у братства. Возьмите сайты РПЦ - там передается каждое слово патриарха, Отдел внешних церковных сношений помещает все выступления митрополита Кирилла, все документы отдела. Руководители нашего братства не молчат - они много ездят, много выступают, произносят проповеди. Думаю, что все их выступления (или, по меньшей мере, основные) должны помещаться на нашем сайте. Тут, по-моему, спорить не о чем: позиция руководства братства должна быть предельно прозрачной и доступной всем.

Самый больной вопрос - это, конечно, «Форум». Он, мне кажется,  то и дело норовит впасть в - как бы это сказать? - крайность, что ли. Интерактивность осуществляется прежде всего через «Форум», и тут немало сложностей. При всем том нынешнее состояние можно назвать сносным. Насколько могу судить, народ получает там то, что ищет. А главное – всегда находятся люди, которые подмечают отклонения от «баптистской нормы», от баптистских обыкновений, от баптистского «духа» общения между собой и с другими. Ну, а кто не получает искомого – уходят не по-английски, а обязательно зачем-то хлопнув дверью. Жаль, конечно, но это, видимо, тоже часть Интернет-жизни.

Не так уж мало участников нашего «Форума» позволяет себе лишнее. Есть неуемная  задиристость, полемичность, иногда доходящая до неуважения к собеседнику: «Ничего вы не понимаете», а то и вовсе «Давно не встречал такого осла». (Меня, между прочим, некий молодой брат из СПб как-то «старым дураком» пожаловал, и не скажу, что это меня обрадовало.) У иных есть привычка намеренно коверкать русский язык, что не способствует плодотворности беседы. Но с этим ничего не поделаешь, да и делать не надо – Интернет все-таки. Давно сказано, что грамотность – это вежливость Интернета, но некоторые не считают нужным соблюдать ее. Трагедии из этого делать не стоит, но право не участвовать в полемике с такого рода собеседником сохраняется за каждым – Интернет все-таки. Обычно модераторы оказываются на высоте, что не исключает жалоб на них – как у нас на «Форуме», так и на любом другом. Есть проповедь неприемлемых для других участников взглядов, до юдофобства включительно, но и это не остается без последствий. Бывает, забредают со стороны, начинают разоблачать баптистов, но, к счастью, это бывает редко. А все-таки нет-нет да и объявится утомленный жизнью и многознанием такой вот «некто» и начинает снисходительно объяснять бестолковым баптистам их неразумие и заблуждения. Находятся эти наставники и в братстве.

Думаю, всякий, посещавший наш «Форум», может подтвердить – такое бывает. Пристойный «Форум» предполагает наличие внутренних ограничителей у  участников, но их нет у многих. И еще: на «Форуме» (любом, не только нашем)  явно господствует дух состязания: победить во что бы то ни стало, одолеть соперника. Спорт хорош на своем месте, а на христианском форуме должен царить не дух соревнования, а дух любви, и выступать должны не спортсмены, а братья и сестры  во Христе. А Он всем нам заповедал служить друг другу и не препираться. Но для многих главное - показать: «я кому хошь могу в скулу заехать!»

При всем том на нашем «Форуме» явно есть какая-то самокоррекция: ни одно непотребство не остается без ответа. И все же мне трудно представить себе, чтобы кто-то - пастор, душепопечитель - мог рекомендовать посещать наш «Форум» для духовного возрастания, слишком много на нем злобности, а то и паранойи, и слишком мало любви, да и просто воспитанности. Что же делать? Закрыть его? Это уже пробовали, и получили тот же результат, что и другие христианские серверы: сайт без «Форума» - мертвый сайт, неинтересный сайт. На сайте должно быть весело, а весело  (по российским понятиям) - это когда ругаются. Так что придется, видимо, ограничиться призывами к сдержанности и модерированием. Наши модераторы, как кажется, вполне успешно справляются со своими обязанностями и, надо думать, будут и дальше  оттачивать мастерство модерирования.

Вообще же нужно бороться за свой «Форум», не отдавать его всяким пришельцам, среди которых кто только не попадается. Было когда-то: придет чуть ли не откровенный противник нашей формы баптизма, и начинает проводить свои взгляды, обильно поставляя материалы во все разделы «Форума». Ему активно отвечают, тем самым способствуя пропаганде его взглядов  - и  смотришь, «Форум» уже начинает обслуживать именно этого пришельца, а на наше братство. А он счастлив: «Здорово я им врезал!»

Тем не менее на «Форуме» часто попадаются ценные мысли, он нужен братьям и сестрам, на нем они приучаются отстаивать свои убеждения, формулировать их. Но - недешево это обходится. Вообще же тому,  кто привык к нашему «Форуму», без него трудно. Стоит случиться запинке и тут же со всех концов света вопросы: «Что произошло?» Самые параноидальные завсегдатаи во всех таких претыканиях непременно усматривают коварные умыслы администрации («нарочно отключились», «нарочно стерли»),  теория заговора имеет хождение и среди баптистов.  И все же для многих из них именно наш   «Форум» стал родным, хотя есть и «шлющиеся» из одного форума в другой.

Не надо забывать, что есть не только сетевая вольница, для нас еще есть правила служения Христу, евангелизации, служения братству. Приходя на «Форум» - можем ли мы отказаться от них? Что на первом месте: «я житель планеты Интернет» или «я - член церкви»?  «я - служитель Божий»? Вход в Интернет - освобождает ли меня от  служения Христу и братству, меняет ли его на служение Интернету? В Интернете мы должны осуществлять миссию, выполнять все то же Великое Поручение Христа, должны свидетельствовать прежде всего о Нем, а не о себе. Тут у нас тоже есть возможности, даже я со своей «Кафедрой», явно не имеющей большого евангелизационного значения, могу похвастаться тем, что своими писаниями привел к Господу одного брата из Тулы - во всяком случае, так он мне написал, и мне хочется ему верить.

Евангелизация и миссия в Интернете

Интернет, как уже говорилось, может послужить и делу Божьему, предоставляет невиданные прежде возможности евангелизации, которые многих привели в состояние эйфории. Заговорили об электронной церкви, был даже брошен лозунг: «Перестаньте строить храмы, развивайте Интернет!». Об электронной церкви надо бы поговорить и нам, но это отдельная тема, и, если будет на то воля Божья, такой разговор состоится в будущем на «Кафедре».   Интернет, несомненно,  дает колоссальные возможности для проповеди, потому что никогда еще люди не были так связаны друг с другом, как связаны они электронным сигналом. Поэтому стоит поговорить о тех возможностях, которые Интернет открывает для евангелизации, для миссионерской деятельности.

А они поистине беспредельны. Аналитики обратили внимание на тот факт, что Интернет в наши дни играет примерно ту же роль, которую играла система дорог в Римской империи: римляне были отличными строителями дорог, они прокладывали их для своих надобностей, в первую очередь военных, но по этим же дорогам шли благовестники, начиная с апостолов. Интернет тоже не создавался для религиозных нужд, но он отлично может послужить вере, как до него служило ей телевидение.

Перед всеми церквами встала задача   донести до потенциальной паствы “Благую Весть” через новые информационные технологии. Миссионерство, евангелизация предписаны всем христианским конфессиям Самим основателем нашей веры, сказавшим:  “Идите, научите все народы” (Мф 28,19). С приходом постиндустриального общества люди все больше времени проводят у мониторов компьютера, у экранов телевизора, и «научить» их вне электронных СМИ просто нельзя.

На Западе широкую популярность приобрел телеевангелизм. Можно смеяться над ним, но судить о новом лучше по плодам, а не по своим симпатиям и антипатиям.  Вряд ли разумно отказываться от использования новых информационных технологий - они могут послужить благовестию, могут помочь привести много душ к Господу. Вспомним притчу о талантах и минах серебра, которые надо приумножать, чтобы войти в радость Господа нашего. И телевизор вкупе с Интернетом дает отличные возможности для приумножения.

Некоторые деноминации, в первую очередь протестантские, используют их вполне успешно, примером чего и является телеевангелизм, возникший в США. Там популярные проповедники создали настоящие информационно-евангелизационные «концерны», работающие на основе современного менеджмента, с грамотным анализом потенциального «рынка», спроса на «продукцию». Тут помогло то, что в центре западного богослужения  стоит произносимое слово, проповедь, а потому, скажем,  в протестантстве издавна существует настоящий культ проповедников, чрезвычайно уважаемых и влиятельных. Им было сравнительно нетрудно адаптироваться к телеобъективу, к  многомиллионной аудитории, и скоро проповеди баптиста Билли Грэма, пятидесятника Джимми Сваггерта и некоторых других всемирно известных телеевангелистов достигли самых отдаленных уголков земли. Телевизор помог  донести слово благовестника и его образ до миллионных аудиторий, и многие усмотрели в этом руку Божью: Сам Господь, полагают они, открывает Свое могущество в киберпространстве. Как сказал один телепроповедник: «Меня душат слезы благодарности Богу за то, что Он мне дал возможность в один день обратиться к такому числу людей, к какому великие проповедники прошлого не могли обратиться за всю жизнь».

В начале 90-х годов западные телеевангелисты появились и на российских телеэкранах, что вызвало естественную негативную реакцию Русской Православной Церкви, и к настоящему времени зарубежные проповедники практически исчезли с экранов телевизоров россиян. Православные проповедники хотя и появились, но все же им далеко до зарубежных коллег. Помимо отсутствия опыта и навыков дело еще  в том, что в центре православного богослужения стоит не проповедь, а литургия. Проповедь доступна всем и обращена ко всем, в том числе и к подлежащим обращению неверующим,  в литургии же участвуют - причем обязательно лично, на месте - только верующие. Проповедь допускает перевод, литургия - нет.  Правда, православные пасхальные и рождественские богослужения стали показывать по телевидению, и они пользуются большим успехом не только у православной аудитории.

Но есть и возражения. Кое-кто разделяет точку зрения Тертуллиана, сказавшего: «Богу не угодно то, что не Он Сам сотворил» - но ведь все, что мы творим, мы творим с Его ведома, хотя, конечно, это не значит, что все творимое нами угодно Ему. Иные православные  говорят о недопустимости  показывать литургию по  ТВ, настаивая на том, что богослужение должно проводиться только в храме и только для  присутствующих в нем. И это при том, что в стране сотни тысяч верующих  по причине возраста и недугов не могут попасть в храм, а в тысячах деревень храмов и вовсе нет. Противники использования электронных СМИ  рассматривают их как орудие дьявола, который с их помощью  уводит людей от Бога. Таково  восприятие и многих   простых верующих,  недовольных нашествием «века сего» в Церковь.

Хотя священноначалие РПЦ имеет свои страницы в Интернете и часто само появляется на телеэкранах  или посылает в телестудии своих признанных богословов и проповедников, все же в целом оно еще не овладело новыми информационными технологиями. В России так и не сложилось что-либо похожее на телеевангелизм, и большой вопрос - появится ли, поскольку  православие есть прежде всего «храмовая религия», если воспользоваться определением В.С. Соловьева. Есть православные, которые полагают, что  люди, подключенные к Интернету, уже лазутчики  и агенты все того же “проклятого Запада”, а использование ТВ с Интернетом воспринимается ими как еще одна попытка опрокинуть наши ценности, как очередной заговор “мировой закулисы” с целью погубить Россию и православие.

Но,  как мы видели, не одни православные предостерегают против электронных СМИ, против телевидения и Интернета, такие встречаются и среди протестантов, среди баптистов. Протестантский телеевангелизм в нашей стране тоже не сложился, хотя выходить к широкой телеаудитории надо.  Однако сейчас проповедники нашего братства практически не имеют доступа к теле- и радиоэфиру из-за явного противодействия властей и из-за  перекоса в  пользу исторической церкви. И это вовсе не благо для нас, как уверяют иные слишком суровые противники новых СМИ, а существенный недостаток, который, даст Бог, будет устранен. Но и в таком случае нам не следует слепо копировать «технику» западных телеевангелистов, так как в ней  многое неприемлемо для россиян: у нас иная культура устного слова, иная манера общения с аудиторией. От своих традиций негоже отказываться.

Итак, Интернет - это также и миссионерское «поле», где мы распространяем свое учение и приобретаем сторонников. И здесь великое преимущество – интерактивность, диалог, чего не знает прямая проповедь в доме молитвы или на улице, где говорит только проповедник. Здесь практически сразу же поступает отклик на сказанное, иногда возражение, причем не всегда в корректной форме. Это тоже новое явление, и не все проповедники готовы проповедовать в таких условиях. Мы не можем похвастаться обилием успешных Интернет-проповедников, хотя каждый выступающий в Интернете должен смотреть на себя прежде всего как на проповедника: надо помнить наш старый принцип «Каждый баптист – проповедник», который и в Интернете действует неукоснительно.

Интернет предоставляет огромные возможности религиозной журналистике, к этому роду деятельности, полагаю, относится и моя «Кафедра». Эта журналистика отлична от газетной – она куда оперативнее, опять же присутствует  интерактив, диалог, возможность быстро связать автора и читателя, что требует совсем иных навыков. Материал легко поддается улучшению, обновлению, иногда – увы! – фальсификации (автор задним числом вносит исправления). Статистика посещений тут же дает представление об интересе, вызванном помещенным материалом,  хотя она не всегда свидетельствует о его актуальности и важности, а погоня за посещаемостью может понизить планку качества.

Как бы то ни было, грех не воспользоваться  евангелизационными возможностями Интернета. Их надо изучать, обобщать и доводить до сведения всех  подвизающихся в Интернете баптистов, чтобы они успешнее применяли это могучее орудие евангелизации. Пока такая работа ведется явно недостаточно – нет опыта, нет людей, готовых заняться изучением Интернета с точки зрения миссии. Мало обращают внимания на то, что часто протестантские сайты рассчитаны на «своих»: забредшему новичку (а его обязательно надо иметь в виду) здесь многое непонятно: идут какие-то внутренние разборки, сводятся какие-то старые счеты, горячо спорят два-три человека, а о чем – непонятно.

Бывает, та или иная тема куда-то пропадает а потом всплывает вновь. Обращает на себя внимание, что на нашем сайте (и вообще на всех баптистских) одни и те же темы всплывают каждые два-три года: проблема спасения, предопределение, винопитие, добрачные отношения, служба в армии, музыка,  приличествующая одежда, косметика и т.п. Полагаю, ничего страшного в этом нет, хотя у старожилов это может вызвать раздражение: «ну вот, опять за свое». Но ведь приходят новые люди, не участвовавшие в прежних спорах, а тема жжет, каждое поколение – и не поколение даже, а возрастная группа с разрывом два-три года - «дозревает» до той или иной темы и возвращение к ней неизбежно.  И старожилам лучше не брюзжать, а поделиться своими соображениями, напомнить, до чего договорились прошлый раз.

Доброго слова заслуживают неофициальные баптистские сайты, возникшие, кажется, раньше официальных. Можно только поблагодарить энтузиастов, которые сами, не дожидаясь одобрения ни от кого, не обладая никакими ресурсами, заявили в Интернете о существовании российских баптистов и сейчас продолжают свое благородное дело – знакомят россиян с отечественным баптизмом, отстаивают баптистские принципы, в непростых условиях ведут полемику, разъясняют баптистские взгляды на те или иные вопросы – богословские, философские, социальные, политические, нравственные – вообще любые. И пусть не всегда можно согласиться с тем, что они утверждают, и с тем, как они это делают, в целом их нелегкая работа служит великой цели – пробуждению в нашей стране, которое будет ли, нет ли – мы не знаем, но мы должны работать на него.

На мой взгляд, энтузиасты-одиночки (или малые группы) слишком суровы к тем,  кто расходится с ними, но они же, несомненно, «выявляют искусных», а что до расхождений, то лучше отнести их к тем разномыслиям, которым «надлежит быть». Только вот слишком часто и слишком легко, по-моему, они призывают «выйти из среды», забывая о предостережениях против «производящих разделения». Но надо и то помнить, что конфессии, ограничивающиеся только официальными сайтами и не терпящие никакой самодеятельности, скорее всего обречены: в эпоху Интернета каждый имеет и право, и возможность высказаться, и ограничения тут не помогут.

Что дальше

Несомненно, религиозное Интернет-служение будет развиваться, иного пути просто нет, как будет развиваться и сам Интернет.

Можно и должно использовать все СМИ, в том числе  Интернет, чтобы помочь тем кто хочет отойти от греха. Но все-таки, следует помнить, что никак нельзя ограничиваться только этой сферой деятельности. При всей важности работы в сети не будем забывать: живое общение детей Божьих в церквах, их участие в Хлебопреломлении, в церковном служении никогда не утратит своего значения. Вера живет не в Интернете, а в сердцах людей, Но и Интернет может способствовать духовному возрастанию, укреплению  веры.

Хочется верить, что и наши труды на ниве Божьей, которую мы возделываем в Сети, угодны Ему. Однако не будем превозноситься, как иногда превозносятся верные, подвизающиеся во Всемирной Паутине (тот же лозунг «Перестаньте строить храмы, развивайте Интернет!»).  Если и произойдет резкий рост числа верующих в нашей стране (а такого, на мой взгляд, ничто не предвещает, но  Богу все возможно), то по милости и благоволению Господа,  Который может для этого использовать и Всемирную Паутину. И уже использует, как свидетельствует мировой и российский (в том числе наш, баптистский) опыт. А может случиться и так, что ничего из того, что мы делаем сейчас на сайте, не уцелеет. Но то, что мы сделали и делаем - это уже часть истории нашего братства, и важно эту часть сохранить  в назидание следующим поколениям. Досадно, если безвозвратно пропала часть нашего сайта при происшедших отключениях, надо бы обратиться к братьям – может, кто-нибудь имеет копии.

Есть внешние трудности. Возникла угроза Интернет-общению: чиновники всех мастей и некоторые решительно настроенные верующие разных конфессий требуют «урегулирования» Интернета, введения цензуры и всякого рода ограничений. Власть у нас привыкла все контролировать, и ее раздражает существование огромного информационного поля, живущего по своим законам. Чиновник у нас думать не любит, он предпочитает один способ решения проблемы – запретить, и того же мнения придерживаются фундаменталисты от религии. Возможно, какие-то правила и нужны, но они должны вырабатываться в первую очередь самим Интернет-сообществом, а не навязываться ему в приказном порядке. Этому следует всячески сопротивляться, как сказал апостол: «…не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5,1). Нельзя равнодушно взирать на все учащающиеся попытки лишить россиян с таким трудом завоеванных свобод, как бы они ни раздражали власти и историческую церковь. Их надо отстаивать, и мы, баптисты, здесь не можем стоять в стороне.

Многое надо улучшать. Раз уже мы официальный сайт, надо поднимать официальность на новый уровень. Нас нередко упрекают как раз в излишней официальности, и эти упреки нельзя игнорировать. Но, с другой стороны есть и, так сказать, законы жанра - как без официальности на официальном сайте?  Она предъявляет определенные требования и к содержанию, и к манере подачи материала. Нельзя требовать, чтобы здесь было столько же задора, полемики, эмоциональности, как  и в чьем-либо индивидуальном блоге.

Другое дело, что официальность тоже должна совершенствоваться. Бесспорно, надо регулярнее обновлять заглавный материал от лидеров. Причем активность должны проявить как руководители братства, так и делатели нашего сайта - нужно больше «тормошить» руководство. Скажем, брату Юрию Кирилловичу не помешал бы персональный сайт, как минимум, – страничка на официальном сайте (что-то вроде «Слова председателя» - где был, что говорил, с кем встречался, такие есть у многих руководителей конфессий). Да и руководители отделов, старшие пресвитеры, известные миссионеры и проповедники, видные деятели братства должны регулярно появляться на нашем сайте. Правда, у меня есть сомнения относительно того, всегда ли стоит им втягиваться в полемику - в Интернете, как я уже говорил, она часто принимает совершенно непристойный вид базарной перебранки, и надо взвесить, чего будет больше -  вреда или пользы.

Большую помощь могли бы оказать преподаватели нашей, одесской и других семинарий. Как уже говорилось выше, на форуме периодически вспыхивают дискуссии по одним и тем вопросам, и тут им хорошо бы высказаться людям знающим. Надо только не рассчитывать на «заключительное слово» - «закрыть тему» в Интернете, как правило, не удается никому, потому что всегда найдется некто, который заявит: «А меня такой подход не устраивает!», и погасшая было полемика разгорается вновь. Как правило, при повторном «возгорании» бывает больше копоти, чем света. Вести корректные богословские дискуссии получается не всегда, они довольно быстро скатываются на очень низкий уровень.

Напомню выступление брата Юрия Кирилловича на нашей первой конференции еще в 1999 г. (которое, замечу попутно, тоже не появилось нигде, а надо бы): нужно создавать свою баптистскую интеллигенцию, в России народ верит слову, и все пишущие братья и сестры должны помнить, что мы голос братства. И его же призыв: не теряйте свою индивидуальность.

Надо оперативнее откликаться на события в братстве, в мировом баптизме. Может, стоит регулярно давать информацию о происходящем во Всемирном баптистском альянсе и в Европейской баптистской федерации – мы входим в оба эти объединения, и надо освещать и их деятельность, и наше участие в них. Равным образом – о происходящем  в других протестантских деноминациях, постоянно сообщать, чем занимается Консультативный совет глав протестантских церквей, где и мы представлены.

Хорошо бы создать всероссийскую сеть общения церквей ЕХБ. Надо надеяться, придет время, когда все наши поместные церкви будут иметь свой адрес в   email’е, а там – кто знает? - и каждый брат, каждая сестра. Уже сейчас братья и сестры , имеющие доступ к Интернету, овладевшие «киберкультурой», образуют своего рода «братство в братстве», и надо, чтобы это «узкое братство» расширялось и расширялось, и в конце концов  в него бы вошли все члены нашего Союза. Нужно собирать и постоянно пополнять баптистскую базу данных.

Еще одна задача - собрать хорошую электронную баптистскую библиотеку, нужда в ней очевидна. Моя мечта - завести отдел рецензий на появляющиеся книги, в том числе переводные. Это очень дисциплинирует и резко повышает издательскую культуру - если издатели знают, что их продукция проходит рецензирование, они строже относятся к своим обязанностям. Кое-где на местах, я знаю по опыту церкви у меня на родине, в Брянске, пишут истории своих церквей. Хорошо бы дать им выход на наш сайт, может, помочь методически, а может - привлечь спонсоров, в том числе зарубежных.

Стоит подумать о создании в перспективе новых разделов. Можно было бы завести юридическую и экономическую страничку, дать возможность высказаться баптистам-предпринимателям и опытным юристам – они в братстве есть. Огорчительно мало на нашем сервере сестер, даже в «Форуме» они отмечаются не часто, но зато очень украшают его (см. выше), удерживают в рамках приличий и не позволяют слишком уж распускаться, к чему иные братья имею явную тенденцию.  Можно устраивать викторины, проводит всякого рода тесты.

Всем выступающим в Интернете братьям и сестрам надо не забывать, что главное в Сети  не себя показать, не одолеть кого-то в споре, а привлечь к Господу новую душу, укрепить веру уже пришедшего. Интернет тут оказывает огромную помощь, ведь он «достает» всех, причем даже там, где нет наших общин. И еще он дает колоссальные возможности работать адресно: совсем нетрудно завести страничку (а то и целый сайт), для женщин, для молодых матерей, для пенсионеров – даже для удрученных одной и той же болезнью, и такие страницы, как показывает опыт, охотно посещают заинтересованные люди. Надо только знать, чем их заинтересовать. Наконец, Интернет дает возможность работать с каждым заинтересовавшимся индивидуально.

Полагаю, что для обсуждения нынешнего положения дел  в  Интернет-служении необходимо провести конференцию. Можно даже попробовать привлечь других протестантов, ибо все мы сталкиваемся примерно с одними и теми же трудностями. И собраться не с целью экуменической, не для выработки единой и обязательной для всех стратегии, а именно для обмена мнениями, который, надо полагать, может быть полезным всем протестантам. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр 12,1-2).

А Он уже положил нам проходить поприще в Интернете.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости