Тенденции мирового баптизма

Тенденции мирового баптизма

Выступление на 52 съезде ЕАФ ЕХБ

Здесь больше моих личных размышлений и наблюдений из того, что я видел, вращаясь в кругах мирового и европейского баптистского братства, а также нашего, восточно-европейского.

Помню, мой преподаватель, бывший президент Румынского союза баптистов, Павел Негу, рассказывал случай, когда он в советское время работал врачом-психиатром. По правилам его кабинет должен был всегда быть открытым, чтобы не было никаких секретов. И однажды зашел к нему больной и все крутится, крутится. Он думает, что с ним делать? Мешает, и дверь не закроешь. Тогда он говорит больному : «Я тебя хочу попросить : пойди посмотри, может ты меня где-то найдешь». Тот с готовностью пошел выполнять поручение. Через минут 30 возвращается и говорит : «Вы знаете, товарищ доктор, я вас везде искал и нигде не нашел». Павлу понравилось, как сработал метод, и ему надо было еще работать, он и говорит больному : «А в другом здании ты был? Нет? Так пойди там посмотри». Тот пошел, возвращается с тем же ответом. Брату еще осталось немного поработать, он спрашивает : «А на улице искал? Нет? Сходи!» А больной отвечает : «Товарищ доктор, а у вас ведь телефон есть! Почему бы вам не позвонить и не узнать, где вы находитесь?»

Вот и я себя чувствую с подобным заданием!.. Вот я баптист, и мне надо описать, в чем суть мирового баптизма, как описать «среднемирового» баптизма. И я хотел бы начать с нашей идентичности. Это одна из проблем, с которой сталкивались баптисты на протяжении всей своей истории. Большинство из нас согласны с тем, что важно найти ответ на этот вопрос, как для нас, так и для внешних. Основная проблема в том, что мы не можем прийти к одному знаменателю, кто мы, баптисты. Каждый по-своему пытается описывать, в чем суть баптизма, что мы из себя представляем, и то выражение «два баптиста – три мнения» стало уже частью нашей идентичности.

Брат Юрий Кириллович сказал вчера, что процесс познания Бога непрост. И я добавил бы, что и процесс самопознания также очень непрост и длиной целую жизнь. С одной стороны, вопрос нашей идентичности связан с нашей доктриной, с другой – с нашим поклонением и устройством наших церквей. После того, как упал «железный занавес», появились наши национальные союзы баптистов, и тогда мы сами ощутили на себе эту проблему, мы начали сами осознавать эту проблему определения, какая наша миссия, как мы должны устраивать наши церкви, наш союз. И хотя была преемственность, став независимым, каждый национальный союз столкнулся с определенными внутренними проблемами. Также и приход в Европейскую баптистскую федерацию тоже поднял этот вопрос. И уже в 1992 г. в Дорфайле началась разработка документа «Кто такие баптисты» (буквально «Что есть баптисты?»). Окончательно он был утвержден на генсовете. И хотя перед этим его не раз обсуждали на генсоветах ЕБФ, он подвергался критике. На съезде в Бирмингеме, посвященном 100-летию Всемирного Союза Баптистов, был принят более короткий документ-обращение в котором идентичность баптистов (по крайней мере, европейских)  определяется, по-видимому, оптимально. Документ был принят в 2006 г. Европейской баптистской федерацией и его можно прочесть на сайте.

И если смотреть на тенденции в мировом баптистском братстве через нашу идентичность, то я бы хотел сегодня кратко коснуться 7 основных тенденций. Среди них есть общие, которые нас объединяют, есть спорные, но эти споры конструктивные, а есть такие, которые вызывают противоречивые, даже разделяющие споры.

Начну с положительных тенденций, которые нас объединяют – это евангелизм и миссионерство. Этот дух был присущ баптистскому движению с самого начала. Радует, что это остается одной из основных тенденций. Великое Поручение Христа всегда было краеугольным камнем нашего вероисповедания. В обращении ВСБ очень хорошо об этом сказано : «Знаем, что по Великому Поручению, каждый верующий, наделенный силой Божьей, призван быть миссионером, призван больше узнавать о Христе и свидетельствовать о Нем, чтобы мир мог поверить». Т.е. каждый баптист – миссионер.

Несмотря на то, что последние 20 – 30 лет евангелизм в целом несколько пошел на спад, он остается одной из основных черт нашей идентичности. На одном из заседаний ЕБФ прозвучало, что церкви, которые не евангелизируют, не только мешают другим церквам, но и самим себе. Также и у нас на съезде вчера брат Сипко обронил слово «монастырщина», в смысле привычка к замкнутости, привычка «вариться в собственном соку». Но в таком состоянии наш дух иссыхает. И потому очень хорошо, что все же евангелизм остается основной тенденцией мирового баптизма. И сегодня ЕБФ поддерживает «Национальный евангелизационный проект», в котором участвуют 24 союза баптистов различных стран.

И все же евангелизм остается определяющей тенденцией баптизма, и доказательство тому – образование этнических церквей баптистов в Европе, особенно в Западной. Одним из феноменов, который вызывает нашу обеспокоенность – это миграция, вызванная нехваткой рабочих мест и не только в США, но и в Западную Европу. Из-за этого распадаются семьи, на улицах остаются дети. Но положительная сторона в том, что в Португалии, Испании и других странах Запада появляются украинские, русские, молдавские, румынские церкви. Я недавно узнал, что в Австрийском баптистском союзе больше румынов, чем австрийцев, и вице-президентом этого союза недавно был избран румын. И это говорит о том, что нам присущ этот евангелизационный миссионерский дух. Хотелось бы в этих процессах видеть Господа, т.е. что Он может через это сделать. И как сказал брат Мик Стокуэл, и Украина, и Румыния, и Молдова согласились начать сотрудничество в том, чтобы сообща направять миссионеров из Молдовы в другие страны. И хотя наш Союз и делал это, но теперь это будут такие страны, как Иран, Ирак, к курдам.

Вторая тенденция, которая нас обединяет, - это религиозная свобода. Баптисты всегда отличались тем, что они ратовали за нее. Это связано с преследованиями, которым подвергались баптисты от самого начала своего существования. Сегодня нет страны, где-бы баптисты составляли большинство. И хотя есть страны, где баптисты и в меньшинстве чувствуют себя комфортно, есть и много стран, где влопрос религиозной свободы стоит остро. Такие имена в истории баптистов, как Дж. Буньян, Р. Уильямс, М. Л. Кинг, Дж. Картер – это личности, которые сражались за религиозную свободу. Мы знаем, что во времена атеизма у нас многие баптисты во всем мире молились за нашу свободу. Так что в том, что мы сегодня ее имеем – это результат и тех молитв, тех хлопотаний о свободе проповеди Евангелия в наших странах. К сожалению, как мы и слышали здесь от наших братьев, сегодня во многих странах наблюдается все большее ограничение свободы совести. Даже у нас в Молодове был издан новый закон, в котором государство намечает сотрудничество с церковью, но только православной, чем узаконивается конфессиональное неравенство, с одной стороны говорится, что все они равны, но в то же время среди них выделяются «более равные».

Мы радуемся за Заура Балаева, что он уже освобожден. Мы знаем его, он учился у нас в Молдавии. В ВСБ установлена ежегодная премия тому, кто выделяется в борьбе за религиозную свободу. Как ни парадоксально, но мы, из Восточной Европы, очень быстро забыли о необходимости этой борьбы, что еще есть много тех, для кого это насущно, кто страдает за веру. Кто из вас знает, какое воскресенье года ВСБ объявлено Днем защиты прав человека и религиозной свободы? Я тоже не знал, пока не стал готовиться к этому докладу… Это второе воскресенье декабря. День учрежден в связи с ратификацией ООН в 1948 г. карты прав человека, чтобы в этот день баптистские церкви размышляли и молились о религиозной свободе в тех странах, где ее нет.

Третья тенденция уже начинает вызывать определенные споры, но конструктивные. Это вопрос, связанный с поклонением. В октябре 1998 г. в Берлине была организована первая конференция ЕБФ, посвященная поклонению, потому что было уже ясно, что этот вопрос становится проблемой. И в принятой там Декларации сказано : «Мы поклоняемся триединому Богу, Иисус Христос – центр нашего поклонения, Дух Святой вводит нас в поклонение». В то же время было сказано, что существует много стилей поклонения, но нет необходимости все их принимать. Каждая церковь имеет свободу и должна решить для себя, что является релевантным для ее культуры, для ее духовных традиций. Там же было подчеркнуто, что проповедь является самой главной частью нашего поклонения. Это говорит о том, что нас объединяет.

Подобная конференция была организована и в Киеве в августе 2003 г. Я не уверен, что мы тогда нашли ответы на все волнующие нас вопросы, но все же конференция была полезна. Мы увидели, что в церквах, организованных недавно и в городах, поклонение становится более современным, динамичным. Хотя в целом, мне кажется, еще сохранилось довольно умеренное и спокойное поклонение, как бы однообразное. На Западе оно более разнообразное. А на Южном полушарии оно еще более динамичное, как мы говорим, более харизматического характера. Брат Козубовский говорил вчера, что молодежь тянет за собой ударник, как золотого тельца, они без него не могут, он уже стал частью их поклонения, и мы должны с этим смириться и соглашаться.

Четвертая тенденция – то, о чем мы уже говорили : автономия поместной церкви и межцерковные отношения. Мне понравилось, что брат Михаил поставл акцент на межцерковных отношениях, а не на отношениях поместной церкви с союзом, поскольку все поместные церкви и есть часть союза. Дентон Лотц часто говорил, что наша баптистская эклессиология имеет как бы слабое звено, и это – именно автономия поместной церкви, которой мы хвалимся, как своим особым достижением.

На тему автономии в марте прошлого года Германии г. был симпозиум ВСБ. Мне бы  хотелось предложить принять какую-то резолюцию по этому вопросу. Я зачитаю те 5 пунктов, которые были приняты в Берлине :

  1. Мы подтверждаем, что Христос находится посреди Своей Церкви как ее Бог. Как Глава Церкви Он уполномочивает и обеспечивает Церковь всем необходимым для полной миссии и служения и предоставляет для этого необходимую свободу.
  2. Для баптистов поместная церковь является церковью в полном смысле этого слова, но не всей целой, Вселенской церковью.
  3. Наши поместные церкви и объединения, союзы – участники единой церкви, которую Бог создал, вызвав нас из мира чад Божьих, ожидающих Его полного откровения.
  4. Исторически баптисты подтвердили богословскую и практическую потребность связи сестринских церквей для взаимопонимания и взаимодействия. Они выражали эту взаимосвязь через понятия завет, соглашение, как это выражено в одном из ранних английских баптистских исповеданий : «Идти вместе известными путями и становиться известными».
  5. Много более широких баптистских структур типа союзов объединений возникали из-за общей обеспокоенности по поводу миссии поддержки общих человеческих нужд, социальных нужд. Они были также сформулированы как выражение коинонии, т.е. общения между церквями из-за обеспокоенности по поводу единства. «Да будут в Нас едино, да уверует мир».

Мы вновь подтверждаем уместность этих основ для нашей современной совместной жизни».

Мне кажется, все это хорошо отражает то, о чем мы сегодня говорили. Такое обсуждение – тоже можно сказать тенденция. Мы обсуждаем то, чего не можем не видеть те тенденции сепаратизма, изоляционизма, которые проявляются в наших союзах. Для баптистов, как я уже сказал, это всегда было уязвимым местом.

Пятая тенденция – это богословского образования. Важность его важна для нашего мирового братстсва. В 1982 г. ВСБ организовал конференцию на тему образованию. И с тех пор такие конференции проводятся раз в 2 года, и в этом году в Праге пройдет очередная, 7-я конференция, 26-29 июля. Я присутствовал только на одной из них. Тогда акцент был поставлен на связи между духовностью и богословским образованием. Из практики мы знаем, что часто, когда студенты обучаются в богословских заведениях, они как-то высыхают духовно. Это очень важная тема. В этом году в программе – история, 400 лет баптистского движения, чтобы увидеть, какие следы есть в истории баптизма, польза баптистского образовании.

Надо сказать, что когда к нам пришла свобода, мы были очень рады, видели в этом большое благословение. Мы мечтали об этом, я помню, как я мечтал, будучи молодым, учиться в богословском учреждении, даже хотя бы в православном. И вот прошли годы и пришло время нам осмыслить роль наших заведений. У нас были большие ожидания. Но мы наблюдаем, что многие студенты не возвращаются в свои церкви. Церкви как бы не видят результатов нашего богословского образования. Нам необходимо рассуждать о том, как сделать, чтобы наши учебные заведения, с одной стороны, отвечали нуждам церквей, а с другой могли ответить на те вызовы общества.

Последние 2 тенденции я поставил в категорию противоречивых, которые имеют разделяющую составляющую. Сразу приношу извинения, что в этой категории оказалось сестринское служение. Роль сестринского движения. Мы все соглашаемся, что это служение имеет особую роль. В абсолютном большинстве наших церквей сестры составляют большинство. Сестры более активны, более организованны, чем братья. Я, например, не знаю, есть ли в ВСБ международный день молитвы для братьев, но для сестер – есть. Помню, в середине 80-х у нас в Бельцах сестринское служение приняло более четкие очертания, это было именно в такой всемирный день молитвы.

И мы очень рады нашим сестрам, мы рады их посвященности. Сложно себе представить, как бы выглядели наши церкви без сестринского служения. Но с другой стононы надо признать, что иногда определенные их инициативы вызывают неоднозначные реакции со стороны братьев, руководства наших церквей. Даже в мировом братстве сестры имеют какой-то особый статус. Это государство в государстве. Даже сестры ЕБФ имеют отдельный сайт. Есть сайт всей ЕБФ, а у них – свой. Если я не ошибаюсь, у сестер Южной баптистской конвенции (ЮБК), США, есть свой женский союз. И когда руководство ЮБК приняло решение выйти из ВСБ, то сестры сказали : а мы остаемся. У них есть особый статус, они всегда сохраняли определенную независимость.

Но самая противоречивая часть связана с рукоположением сестер. И брат Роберт Провост хвалил нас, что на наших кафедрах – мужчины, тогда как на Западе кафедру уже давно предоставляют и женщины. Хотя, если вы пойдете на сайт ВСБ, то увидите много информации о служении сестер, но не найдете о служении сестер-пасторов. Это сделано, думаю, умышленно, чтобы не вызвать споров.

Нам стоить подумать о том, как лучше интегрировать служение сестер.

И последняя тенденция, самая противоречивая – это отношение к сексуальным меньшинствам. Есть ультралиберальные церкви, не обязательно баптистские, , которые относятся к ним очень толерантно, считают, что это норма жизни. Есть которые прибегают к т.н. политической корректности, не желая кого-то оскорбить, обличить. Тем не менее я бы сказал, что на сегодня то, что я вижу и чувствую на этих встречах практически во всех союзах, входящих в ВСБ отношение к этому явлению (однополым бракам и сексуальным меньшинствам) отрицательное. И доказательство тому – в обращении конгреса было записано : «Заявляем, что во Святом Духе мы взаимосвязаны с теми, кто как дети Божьи разделяет с нами живое ученичество. Так мы утвреждаем христианский брак и семейную жизнь. И те, кто был на съезде, слышали дополнение, которое сделал Д. Лотц – очень категоричное осуждение этого явления.

Итак, тенденции положительные. На последнем заседании исполкома ЕБФ, в Македонии, было решено не участвовать (ни финансами, ни представительством) в конференции на довольно нейтральную тему – о мире в мире, миротворечеств, – поскольку в ней должны были участвовать две американские организации, которые известны своей поддержкой гомосексуализма.

Закончить хотелось бы тем, что, несмотря на то, что есть такие спорные тенденции в нашей семье, нам нужно единство. Брат Михаил отметил, что многие братья и сестры не научены проявлять лояльность к своей конфессии : я христианин и все. Но мы должны на всех уровнях сохранить свою идентичность и единство. И как было сказано : «Идти вместе известными путями и становиться известными». К этому я и хотел бы вас призвать.

Обсуждение доклада

Как вы относитесь к предложениям заменить название «баптист», т.к. оно вызывает плоохое отношение.

Да, это было в середине 90-х годов, и тогда некоторые церкви так и поступили. Но сегодня в нашем обществе лучше иметь какую-то идентичность. И слово «баптист», например, в Молодове сегодня имеет в целом положительную идентичность. А когда человек говорит : «Я христианин, у нас церковь Иисуса Христа», то люди уже знают, что за этим что-то скрывается, недоговаривается. А уже если сказал «баптист», то уже точки над i расставил. И в мире тоже уже есть такие тенденции. В США много баптистских церквей тоже уходят от названия «баптист». Лично я не считаю, что это здоровая тенденция. У нас есть исторически сложившаяся идентичность, хорошие ценности, которые мы должны сохранить.

Есть ли сотрудничество ВСБ со Всемирным Советом церквей?

По уставу ВСЦ, в нем могут участвовать только национальные союзы, хотя определенный экуменический диалог есть.

Вообще вопрос экуменизма сейчас утратил свою актуальность, какую имел в 70 – 80-е годы. Я слышал, что европейские структуры, которые им занимались, испытывают большие финансовые затруднения и ставят перед собой вопрос, как им реструктуризироваться. Они уже и не видят смысла их существования. Некоторые союзы поддерживают эти связи. В целом эти вопросы сегодня находятся в тени.

Католики не являются членом ВСЦ, поскольку не признают экуменическое движение как объединение всех церквех. Для них экумения – это необходимость всем христианам вернуться в лоно римо-католической церкви. В румынских православных кругах появилось критическое отношение по поводу ВСЦ. Когда-то это была возможность выйти на Запад, но сегодня они потеряли к нему интерес.

По отношению к баптизму с какой стороны больше толератнтости – с православной или католической?

Мне сложно ответить, т.к. у нас в Молодове католических церквей 12, а баптистских 500, так что католики к нам очень благосклонно относятся. Но я говорил с братом из Бразилии, и он сказал, что они там испытывают давление со стороны католиков, подобно как мы здесь со стороны православной церкви. Но это одиночное мнение. Я не знаю, какова позиция римско-католической церкви сегодня по отношению к другим культам.

Мне кажется, этот вопрос связан и с культурным фактором. Запад более толерантный, чем Восток. Это видно и в культурных ценностях и во взаимоотношениях между людьми. Мы на Востоке, с одной стононы, подвержены православному мышлению, с другой – коммунистическому, которое тоже было очень нетолерантное. И это стремление найти врагов народа оно еще осталось, но приняло другие формы…

Валерий ГЕЛЕЦКИЙ, председатель Союза баптистов Молдовы, руководитель отдела миссионерства и евангелизма Европейской баптистской федерации


Впервые опубликовано: Сайт ВСО ЕХБ

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости