Иисус – учитель духовности

Духовность – образ мысли и действий, которые преображают верующего. Духовность –  процесс актуализация религиозных убеждений, процесс трансформирующих взаимоотношений Бога с человечеством. Духовность Иисуса Христа может быть объяснена с помощью нескольких тезисов. Он мыследействовал исходя из Его единосущно-родственных взаимоотношений с Богом Отцом. Он всегда желал, чтобы Его ученики стали сопричастниками взаимоотношений между Сыном и Отцом. Главное в таком сопричастии – преобразованный характер и жизнь ученика Иисуса. Иисус знал, что жизнь веры это процесс (путь) и борьба со злом.

1. «Иисус – учитель духовности» в канонических евангелиях

Иисус знает секреты Царства Божия, имеет представления о событиях будущего века, но, главное, – Он обладает властью и силой Бога. Иисус, не просто  «учитель» духовности, Он – Источник и Носитель истинной духовности. В этом причина для поклонения перед Иисусом, аргумент в пользу превосходства Его учения над учением каких-либо других учителей. Первой и самой главной составляющей богословия канонических Евангелий – «Иисус есть Христос, Сын Божий».  Тезис Евангелиста Иоанна  –  «дабы вы уверовали… и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31) –  не просто сотериологический тезис об эсхатологическом спасении человека. Это тезис о преобразовании человека в его многоликой реальности жизни (личной, семейной, профессиональной, общественной и т.д.). Следовательно, учение Иисуса направлено на фундаментальное изменение людей, на формировании нового человека, который сможет смотреть на мир глазами Бога и станет у Бога соработником в деле творения нового общества, в котором будут явственно проявляться Божественные духовные ценности (в семье, в образовании, в производстве и т.д.

2. «Иисус – учитель духовности»: герменевтический аспект

В евангельской библейской герменевтике, духовное чтение Св. Писания и молитва – путь преображения верующего человека. Вопрос понимания Иисуса Христа как истинного учителя духовности и вопрос соединения с Христом исключительно актуальны для современного человека и для всего общества. Конечно, людям необходимо преодолеть преграды в понимании Христа.

Наше христианская идентичность (а значит и наше Богочеловеческое самоопределение)  – процесс конкретно-жизненного воплощения Христа в нашей жизни (в частности, в жизни каждого сотрудника и студента богословской школы).

Мера христианской целостности верующего человека может быть признана как мера персонификации в нем Иисуса – учителя духовности. Христианин столь целостен, сколь приобщен к Иисусу Христу: ищет Христа, живет с Христом, живет Христом.

«Герменевтическое свершение» – это такое восприятие слов библейского текста, которое «одновременно истолкование и усвоение», или, иными словами, это понимание, которое реализуется в практике жизни.  Для герменевтического свершения нужны три шагa:  (1) внимание, (2) истолкование, и (3) усвоение.  Понимание Иисуса как учителя духовности и понимание Его учения не должно быть внешней задачей по отношению к нам истолковывающим (преподавателям и студентам), но должно превратиться в экзистенциальную акцию. Наше изучение Библии должно захватить все наше существо.

Базовая структура духовного прочтения Св. Писания трехсложная: (1) на начальной стадии верующий человек настраивается на текст (тем самым утверждая свое отношение к тексту как к тексту богодухновенному); (2) вторая стадия –  процедура чтения текста с множеством сопутствующих экзегетических мыследействий; и (3) наконец, воздействие прочитанного на жизнь читателя.

3. «Иисус – учитель духовности»: богословско-прагматический аспект

Предпочтительно сфокусироваться на богословско-прагматическом аспекте понимания Иисуса, Учителя духовности. Знакомство с Иисусом побуждает нас задуматься о том, насколько мы понимаем нашу собственную миссию в жизни.  Встреча с Иисусом должна настраивать нас на осознание нашего личного и соборного сопричастия с чудом Бога, с любовью Бога к нам лично и к нашему окружению. Вочеловечевание Сына Божия, должно воссоздать в нас жертвенное послушание и святость, высочайшую кротость, благоговейную любовь, смелость и подвиг, трудолюбие и добросердечие и т.д.

Нам невозможно посмотреть на Иисуса глазами Бога Отца. Мы только можем испытать на себе взгляд Бога Отца через призму Своего Сына.

Духовное возрождение приходит к человеку тогда, когда он верой отвечает на могущество Бога воскресить не только Иисуса из мертвых (в прошлом), но и воскресить духовную мертвость в людях, воскресить творческий созидательный потенциал человека, воскресить справедливость и порядочность в обществе (в настоящем).

Ядро Нового Завета – фундаментальные по смыслу и значению заповеди Иисуса: «возлюби Бога» и «возлюби ближнего». Оно  проецирует возможность достижения гармонии духовного и вещественного начала в человеке и обществе. Духовная гармония человека возможна только посредством добровольного самоподчинения Богу по учению Иисуса. Опредмеченные в жизни боголюбие и человеколюбие – высшая степень усвоения богословских и нравственных истин учения Иисуса Христа.

Необходимо сделать акцент на экзистенциальном понимании учения Иисуса Христа. Евангельские богословские учебные заведения (и евангельские церковные общины в целом) должны стать тем отправным пунктом, в котором духовность Иисуса и духовность Его учения делается актуализированной реальностью и получает силу духовного события ясного и полезного для всего человечества.


Опубликовано в Блоге Александра Негрова 10.11.2009

Поделиться в соц.сетях:

Похожие новости