Конфессиональная диакония или социальное служение?

Анализируя современное состояние правового регулирования социального партнерства государства и религиозных объединений в России, мы предлагаем разделить заявленную тему на две части. С одной стороны, рассмотреть действия государственных органов, с другой - инициативы религиозных организаций.

Российское государство, стремясь в последние годы заполнить идеологический вакуум, активно опирается на так называемые "традиционные религии", создавая наиболее благоприятные условия для их социальной и миссионерской деятельности. К примеру, с середины 90-х годов были подписаны соглашения органов исполнительной власти о взаимодействии с представителями "традиционных религий" в сфере образования, здравоохранения, системы исполнения наказаний и т.д. В подзаконных нормативно-правовых актах было закреплено множество льгот: руководителям религиозных объединений предоставили право устанавливать на служебные машины особые номерные знаки, использовать залы аэропортов для официальных делегаций, пользоваться услугами закрытых медучреждений и пр. Таким образом, государство defacto помогло вернуть привилегированное положение не только Русской Православной Церкви Московского патриархата, но и придало особый статус исламу, иудаизму и буддизму.

Религиозные объединения, первыми сформулировав основополагающие подходы к проблеме социального партнерства с органами государственной власти и институтами гражданского общества в Российской Федерации, начинают активно лоббировать свои интересы на федеральном и региональном уровнях, завоевывая свое пространство на рынке религиозных услуг.

За последние десять лет в России приняты социальные программные документы практически всех основных религий и конфессий. Заметим, что "основы социального учения" протестантов, а также мусульман и иудеев, составлялись с учетом структуры и содержания одноименного документа, подготовленного РПЦ МП.

В период 1997-2007 гг. мы проводили исследование социального служения основных христианских конфессий (православных, католиков и протестантов), осуществляющих свою деятельность на территории России. На основании проделанной работы мы предлагаем выделить три основных направления социальной диаконии:

1. Внутриконфессиональное социальное служение - представляет собой деятельность религиозной организации по удовлетворению потребностей исключительно своих членов (прихожан). В названном виде социальной диаконии выделяются следующие аспекты: оказание материальной помощи членам организации (дорогостоящие операции; выделение средств на организацию похорон, бракосочетания и т.п.); забота о престарелых членах организации (уход и надобная работа); оказание гуманитарной помощи (одежда, продукты питания, школьные принадлежности); финансовая помощь в получении конфессионального образования. Основная цель - забота о членах религиозной организации.

2. Конфессионально ориентированное социальное служение - направлено на создание общественных организаций и проведение социально значимых мероприятий, которые обязательно сопровождаются открытой или завуалированной проповедью. Таким образом, конфессионально-ориентированное социальное служение является частью миссионерского служения религиозной организации. К этой разновидности социальной диаконии можно отнести открытие реабилитационных центров для наркозависимых, организацию бесплатных обедов для бездомных и малоимущих, проведение праздничных программ в детских учреждениях (программы, как правило, приурочены к религиозным или светским праздникам), введение конфессионально ориентированного образования в систему дошкольного, среднего и высшего образования в России. Основная цель - привлечение новых членов в религиозную организацию и/или расширение сферы своего влияния.

3. Социальное служение, инициированное и спонсируемое религиозной организацией, - представляет собой деятельность, направленную на оказание материальной или волонтерской помощи, а также реализацию общественно полезных программ, которая не сопровождается скрытой или открытой формой проповеди. Основной принцип такой формы социального служения религиозной организации - "дать человеку то, в чем он нуждается, и помочь ему там, где он находится". Это направление социальной работы религиозной организации практически не представлено в современной российской действительности.

Мы смеем предположить, что на сегодня в РФ не найдена универсальная модель социального партнерства государства и религиозных объединений, модель, которая бы устроила все стороны. Безусловно, многое при ее поиске будет зависеть от органов государственной власти и их строгого следования нормам национального и международного права, регламентирующим сферу государственно-конфессиональных отношений.

Но, по всей видимости, еще большая ответственность лежит на самих религиозных организациях. Особенно на "традиционных", культурообразующих религиях. Именно религии большинства своим уважением как к закону, так и к религиозному меньшинству, к отдельно взятой личности, способны заложить прочный фундамент для цивилизованного диалога в поликонфессиональном сообществе, сотрудничестве в области социального служения и гармонизации государственно-конфессиональных, межрелигиозных и межконфессиональных отношений.

Игорь Малин - юрист, религиовед, исполнительный директор Научно-исследовательского центра "Нижегородское религиоведческое общество"


Опубиковано на Portal-Credo.ru

 

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости