Пастор тоже нуждается в помощи

ИНТЕРВЬЮ С НОВЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОТДЕЛА ПАСТОРСКОГО СЛУЖЕНИЯ АЛЕКСЕЕМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ СМИРНОВЫМ

Пастор тоже нуждается в помощи. Алексей Васильевич, в Российском Союзе ЕХБ организуются новые отделы, некоторые отделы расширяются численно, реорганизуются. Вдруг возник пасторский отдел, но когда он появился, я уже стал удивляться тому, что его раньше не было. Хотелось бы узнать историю вашего назначения на должность.

. Прежде всего, я христианин и служитель Церкви Божьей. Для меня служить народу Божию . это определение моей жизни. Первое предложение трудиться в РС ЕХБ поступило ко мне несколько лет назад. Тогда я был пастором церкви, а Юрий Кириллович был заместителем Председателя Союза. В то время я был еще не готов к такому повороту, так как был руководителем маленькой ассоциации церквей, созданной в начале 90-х гг. Тем не менее это приглашение работать в Российском Союзе ЕХБ поступало мне несколько раз.
Бог хочет добрых перемен. Поэтому мое согласие работать в Союзе в качестве руководителя отдела обусловлено не тем, что я на все способен или все знаю, а тем, что я готов участвовать в Божьем деле в том качестве, в каком мне предлагают. Конкретно мне предложили возглавить именно Отдел пасторского служения. Мое согласие было
обусловлено пониманием того, что это важное служение для Бога. Считаю, что этот отдел - один из важнейших, потому что церковь как Божий институт на земле управляется пастырями. Сама личность пресвитера церкви, служителя церкви . многогранная и многофункциональная. Пресвитер - прежде всего человек, тоже нуждающийся в поддержке и помощи. Но он - не
Ангел. Он нуждается в том, чтобы поделиться переживаниями и трудностями, поэтому пасторский отдел жизненно необходим для церквей и их руководителей.

. Готовы ли Вы поделиться видением Вашего служения в этом отделе? На что вы будете обращать внимание, на что прежде всего будет направлена деятельность отдела?

. У меня есть свой локальный опыт пасторского служения и руководителя, есть общее представление о пасторском служении. Трудности пасторского служения мне ясны. Отдел не является дополнительным руководящим или законодательным органом. Он предназначен для помощи пастору как личности. Главное - помочь ему твердо стоять в звании и избрании, служении Богу и церкви. Необходимо создать систему пасторского образования, специальную школу для служителей церкви, не теоретическую, а направленную на организацию пасторского служения в церкви. В связи с этим придется восстанавливать институт наставничества, чтобы каждый студент, учась в духовном учебном заведении, получал не только теоретические знания, но и постоянно находился под опекой опытного служителя, призванного формировать богословие молодого брата, наставлять его в служении.

. Вы пастор церкви, которая не входит в Российский Союз, но как руководитель отдела будете влиять на церкви, входящие в РС. Что Вы скажете об этом?

. Ничего не происходит без воли Божьей. Я - христианин, то есть человек, принадлежащий Богу. Я должен быть во власти Бога. Поэтому если я честно хожу пред Ним и не сторонник какой бы то ни было клановой системы, то меня беспокоят не личные интересы, не интересы отдельных направлений, но дело Божье.
Бог позволил мне приобрести опыт сначала от пребывания в Совете церквей и после выхода из него. Это специфический опыт, который, возможно, не во всем совпадает с опытом служителей, всегда работавших в ВСЕХБ или РС ЕХБ. Но он важен для того, чтобы мы могли под разным углом зрения смотреть на устройство церкви и применять этот опыт на созидание Тела Христова, а не демонстрировать друг другу превосходство. Если говорить о той группе церквей, где я раньше находился, то не возникает никаких проблем в связи с тем, что я стал трудиться в РСЕХБ. Что касается моей церкви, то есть некоторые нюансы, но нет противостояния. Наоборот, есть благословение и поддержка.
В отношении существования маленьких союзов, думаю, сейчас не время всех собирать под одну крышу. Во-первых, не все к этому готовы. Во-вторых, огромный Союз силен не высоким флагом, а хорошо развитой группой церквей на местах с точки зрения выживания и управления. Огромный Союз, где все исходит сверху, по пирамиде, с трудом может реагировать на ситуацию в стране. Поэтому существование многих маленьких Союзов, которые открыты к сотрудничеству с РСЕХБ, . это положительное явление. Хорошо, что Российский Союз не выступает как «старший брат», желающий все подмять под себя. Это разумно и благословенно.

. Расскажите про благословенный Богом Дедовск. Вы давно живете в этом городе?

. С первого дня рождения, то есть уже 52-й год. Дедовск - небольшой подмосковный город. Начало ему положили помещик Гучков и фабрикант Дедов. Там есть дедовская прядильно-ткацкая фабрика. Она до сих пор стоит, но уже ничего не производит, поскольку нет сырья.
В городе группа верующих существовала еще в довоенное время. А после войны, в 1947 году, после демобилизации, сюда переехал Василий Яковлевич Смирнов. Он был человек деятельный, поэтому в какой-то степени активизировал эту группу верующих, которая в то время посещала Московскую центральную церковь в Малом Вузовском переулке. Они стали собираться вместе.
Стали молиться, проводить собрания в малой группе, о церкви речи ещё не было. В начале пятидесятых годов группа состояла из 30 человек. В это время к нам приехали два молодых брата - Румачик Петр Васильевич и Василий Федорович Рыжук. Они вскоре женились на сестрах из нашей группы. И поскольку были энергичными молодыми людьми, то жизнь молодежи еще более активизировалась. Церковь стала быстро расти. В 1954 году были рукоположены несколько служителей, в том числе и первый наш пастор церкви - Ицковских Алексей Федорович. А в 1956 году было уже более 100 человек - членов церкви.
В конце пятидесятых местные власти обратили внимание, что очень активизировалась молодежная группа верующих, стали предлагать им ездить на собрания в Москву. Даже начали штрафовать за то, что нелегально собиралась такая большая группа. Но Бог благословлял, и церковь росла. В начале хрущевских гонений в 1961 году церковь стала еще более активно расти, хотя служителей арестовали и отправили на Ангару.

. Кого тогда сослали?

. Осенью 1961 года был первый суд, по решению которого на 5 лет сослали на Ангару Смирнова Василия Яковлевича, Петра Васильевича Румачика и Василия Фодоровича Рыжука, Павла Васильевича Александрова и Александра Леонтьевича Каюкова, который
был потом старшим пресвитером по Московской области в Российском Союзе.
В 1964 году всех братьев реабилитировали как незаконно осужденных, потому что их осудили как тунеядцев по статье 142, сняв всех с работы. Но уже в 1966 году церковь
разделилась на две части. Одна часть согласилась существовать автономно (она в конце концов примкнула к Совету церквей), а другая часть, под руководством Павла Васильевича Александрова, вошла в Российский Союз ЕХБ, бывший ВСЕХБ. Итак, к 1966 году у нас в Дедовске появились две баптистские церкви.
По мнению определенных силовых структур Советского Союза, Дедовск был центром баптизма. У нас была действительно сильная церковь, которая насчитывала около 300 членов. Но мы не имели своего помещения, поэтому братья и сестры собирались и в лесу, и по домам. Нас гоняли, не давая проводить богослужения, но церковь выжила, церковь действовала.
Как только в 1987 году наступила свобода - мы сразу стали проповедовать Евангелие всеми доступными нам средствами. К 1990 году стало ясно, что нужно создавать новые церкви. В девяностом году из нашей церкви в Дедовске отделилась группа (примерно 60 человек), чтобы совершать независимое служение - без жесткой надстройки сверху, которую тогда представлял из себя Совет церквей. Эта группа стала развиваться, мы активно благовествовали везде, где могли, церковь стала расти, был избран новый служитель - Румачик Петр Васильевич.
Так как он был рукоположенным служителем, его избрали пресвитером церкви.
К 1995 году мы уже создали несколько церквей нашего направления, в том числе четвертую церковь христиан-баптистов. Поэтому у нас сегодня на 40000 жителей в Дедовске есть четыре баптистских церкви.

. Сколько всего членов всех церквей . Российского Союза ЕХБ, Совета Церквей и ваших двух церквей?

. Церковь Российского Союза (около 70 членов) давно влилась в нашу группу. Как только мы стали создавать независимое братство, эта церковь (видимо, на волне разрухи, да и территориально находилась рядом, в нескольких минутах) соединилась с нами. Мы всегда сотрудничали и были вместе. В церкви Совета церквей после нашего выхода осталось 150 членов. У нас сейчас около 170 членов. В новой церкви - 70 членов. Все церкви в разных точках города. Всего - около 500 членов церкви.
Мы действительно приобрели своеобразный авторитет в городе. Нас признают, хотя нас не все любят. Кроме того, у нас в городе есть Центр молодежи - это двухэтажное здание бывшего детского сада, который мы выкупили в 2000 году.
Сейчас это прототип Дома культуры, только христианский, и это позволяет благотворно влиять на жителей города. Вот такая ситуация сегодня в городе Дедовске.

. Вы упомянули христианский Дом культуры. Есть ли в городе Дедовске еще какое-либо учреждение культуры, которое посещают жители?

. Да, есть Центральный дом культуры на городской площади. В нем всевозможные кружки, чтобы реализовать свои способности. Но он слишком мал даже для такого города. Все кружки в основном платные. Есть еще клуб керамического завода, но там в основном крутят
фильмы и устраивают дискотеки, больше ничего нет. Наш Центр культуры дает возможность изучать бесплатно английский язык, историю, заниматься рукоделием, изучать устройство автомобиля.

. Сколько всего кружков?

. В настоящее время восемь кружков плюс частная общеобразовательная школа, которая находится в нашем здании. В школе было 9 классов, с этого года будет 11.

. Популярен ли ваш Культурный центр среди жителей города? Посещают ли его неверующие?

. Центр создан именно для неверующих. На первом этапе, конечно, люди реагировали с настороженностью, поскольку знали, что этот Центр - баптистский. В Дедовске трудно скрыть, что ты баптист. Нас почти всех знают в лицо, а кого-то и по именам. Поначалу было очень
сложно, так как действовала советская пропаганда. Про нас ходили слухи, что мы и детей в жертву приносим, и кровь пьем, и чего только ни говорили. Но за 5-6 лет существования Центра его влияние на жителей города стало очевидным, особенно на молодое поколение. В основном мы имеем положительные отклики. Проводим детские лагеря, дневные лагеря, спортивные мероприятия - в общем, реализуем всевозможные программы. Дети ходят в кружки, и родители благодарны за это. Так что отношение к евангельским христианам меняется.
В самом начале мы создали «Комнату мамы и малышей», где мамы могли бы оставить своего ребенка, чтобы пойти к врачу или куда-то еще. Сначала это вызывало подозрение, а сейчас 30 родителей посещают эту комнату и благодарны за ее существование. Мы показываем фильмы о воспитании трудных подростков, о том, как строить правильные отношения между мужем и женой, детьми и родителями. Комната эта стала популярной.

. А каков график работы Центра?

. Центр начинает работать с половины девятого утра и закрывается в десять вечера.

. Отлично. Теперь расскажите о своей церкви. У нас в церквах традиционно много бабушек,больше сестер, некое количество молодежи. Что из себя представляет ваша церковь?

. В начале 90-х годов мы отправили на создание новых церквей своих лучших подготовленных братьев, поэтому нам какое-то время было трудно, но это послужило и
благословением в будущем. Сегодня из полутора сотен членов церкви 50 членов - братья. Это большое благословение и ободрение. Я люблю мужчин, так как мужчина - представитель Бога на земле, он имеет права, и власть, и несет ответственность. Возможно, они это чувствуют и потому приходят в нашу церковь.
Наша церковь не старая, средний возраст - 30 лет. Пенсионеров у нас, может быть, процентов 25. И не потому, что мы их не любим, а потому, что у нас много молодежи. Воскресную школу посещают около 70 детей до 15 лет, а старше - это уже подростки. Так что Бог благословляет. Это притом, что у нас есть «аксакалы» - уважаемые люди. Самому пожилому рядовому члену церкви - 93 года. Самому пожилому служителю - 75 лет. Это Петр Васильевич Румачик.

. Да, это известный, уважаемый брат. Так как у нас интервью получилось сугубо деловое, то мне хотелось бы добавить немного других красок, живых, ярких. Поэтому расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к Господу. Расскажите о своей семье. Немного о том, как Вы в христианском Центре преподаете автодело.

. Да, автодело, устройство автомобиля и этику вождения автомобиля.

. Кого Вы учите?

. В основном хлопцы ходят и девчонки, но есть взрослые.

. И они получают какие-то навыки?

. Однозначно, поскольку в миру я - автомеханик, преподаю на достаточно профессиональном
уровне устройство автомобиля, обучаю тому, как сделать небольшой ремонт, как следить за автомобилем, а также соблюдать этику вождения.

. Переходим к Вашему личному духоному пути. Как я понял Вы из семьи верующих?

. Мои папа и мама были баптистами, оба уверовали в двадцатые годы. Они были всегда искренне верующими. Мой отец четырежды сидел за веру. В общей сложности это составило 13 лет. И вот его утверждение: «Я сколько угодно готов сидеть в тюрьме, лишь бы все дети мои были христианами» У него действительно все семь детей - все служители, в разной мере. Для меня всегда это является ободрением, что Бог действует не через интеллект, не через образование (хотя я их не отвергаю), а действует через абсолютно детское Ему доверие. Поэтому мы всегда жили в атмосфере жертвенного служения и доверия Богу, полного посвящения себя Господу. Мама моя была для меня образцом добродетели. Наш дом никогда не был без гостей - иногда до десяти человек. Всегда их принимали радушно, всегда с величайшим долготерпением. Для меня она всегда была образцом христианки. То же самое . мой отец. Хотя я всегда был вольным парнем, даже немножко упрямым, чужой опыт для меня значим. Но тогда я считал, что обращаться к Господу надо в старости, когда ноги уже не ходят. Но я всегда верил в Бога и везде Его защищал. В 1-м классе я сказал, что я - баптист и в октябрята вступать не буду. Переполох был на весь город. Но я так сказал и все, на этом стоял.
Я занимался спортом: биатлоном, полевой стрельбой, хоккеем. Хоккей не был для меня профессией, но занимался им с утра до вечера и был успешен в этом. Вот такой была моя молодежная жизнь.
Мне нравились наши молодежные встречи и служения. Но когда меня на них приглашали, я всеми правдами и неправдами скрывался. Все в семье были уже верующими, я оставался один, и меня все приглашали в церковь. А я все около Бога ходил.
Но за четыре дня до 18 лет, 20 мая 1973 года, на молодежном служении служители церкви в очередной раз приглашали молодежь посвятить себя Богу, объясняя, что жизнь не имеет смыла без Господа. Это было время разгара гонений на наших верующих. Четыре часа шла борьба моя с самим собой.
Я боролся с моими «правильными» представлениями о жизни и с тем, что вне Бога действительно жизни нет. После четырех часов борьбы я упал на колени в слезах и сказал: «Господь, я хочу идти за Тобой». Боюсь, что я не все понимал тогда. Но раз я это сказал, то теперь все - иду до конца! И я ни разу не пожалел, что я - христианин.
После покаяния я сразу пошел в армию. Отслужив, я крестился. Через два года меня избрали молодежным руководителем в церкви, потом молодежным руководителем по Центру России. Сразу началась и проповедническая деятельность, и посвящение себя на служение. Вот так я пришел к Богу. А в 1978 году, через два года после крещения, я женился. У нас 6 сыновей, их возраст - от 27 до 14 лет.
Сказать, что это просто, нельзя. Но нельзя сказать, что это невозможно. После первого - второй. Трудно. После второго - третий. Допустимо. А после третьего уже не имеет значения,
принимаешь как Божие благословение и особой разницы - три или шесть - уже никакой.
Они растут, помогают друг другу и т.д. Проблемы появляются потом: их нужно кормить, нужно одевать, учить. Но Бог благословлял.

. Расскажите о Вашей жене.

. Моя первая жена Татьяна 6 лет болела раком и в 1998 году Господь взял ее на Небо. Через полтора года я женился на девушке-христианке, очень значимой в Российском Союзе ЕХБ (а я был из Совета Церквей). Но я благодарен Богу, что Он нас соединил. Мою вторую жену зовут Инна Николаевна. Она жила одна для Господа сорок с лишним лет. Впервые вышла замуж. И сразу за семерых мужиков. Знаю, как ей было тяжело сделать этот достаточно серьезный шаг.
Тем не менее при всех трудностях Господь благословлял. Я думаю, что мы в добрых отношениях, движемся вместе в одном направлении. Она руководитель нашего детского хора. Мы вместе совершаем служение.

. Слава Господу! Спасибо Вам большое.

Беседовал Юрий Апатов

Поделиться в соц.сетях: