Представьте себе, что вы на несколько мгновений стали человеком, неограниченным в средствах и возможностях. Что бы вы приобрели себе? Чего вам не хватает для счастья? Конечно, каждый из нас вообразит что-то свое. Кто-то не представляет себе жизни без машины. Другой, напротив, желает жить на природе, вдали от всяких машин.
Приобретение вовсе не обязательно должно быть материальным, чтобы осчастливить нас. Возможно, это какой-то социальный статус, научное звание, например. Это может быть долгожданный отпуск или, наоборот, желанная работа.
Словом, это такое приобретение, которое сделает нас довольными жизнью. Но вот парадокс, мы видим, что одни люди довольны, несмотря ни на что, а другие с завидным упорством недовольны. Этот парадокс наиболее глубоко выражен в словах апостола Павла: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:6-8).
Большинство людей думает, что нужно нечто приобрести для того, чтобы быть довольным. Павел переворачивает всё с ног на голову (так кажется людям этого мира). Великое приобретение в том, чтобы быть довольным. Что сравнится с этим величием? Его не измерить материальными ценностями. Величие бочки Диогена, величие акрид и дикого мёда Иоанна Крестителя… В этом-то и суть. Мы стремимся приобрести довольство с помощью материальных благ, но довольство стоит дороже. Это поистине великое приобретение.
Однако в словах Павла есть луч надежды. Раз он называет довольство великим приобретением, значит, данную способность можно стяжать. Павел щедро делится с нами собственным опытом: «…я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:11-13).
Итак, довольству можно научиться. Правда, сам термин «учёба» предполагает, что процесс этот не быстрый, что возможны ошибки. Кстати, самые распространенные ошибки стоит рассмотреть прямо здесь. Есть люди, которые никогда не будут довольны. Разбор чужих ошибок может спасти от собственных (если мы сумеем избежать ошибки превозношения над другими).
Торопливый не будет доволен
Когда человек вечно спешит, он перестает замечать мир вокруг себя. Жизнь смазывается в цветное месиво, как пейзаж за окном скоростного поезда. Гурманы не пьют вино залпом. Но ведь и мгновения жизни тоже достойны вдумчивой неспешной дегустации. Представьте себе человека, который является многократным победителем на конкурсе по скоростному поеданию сосисок (есть в Европе такие конкурсы). Привычка – вторая натура. Посетив дорогой ресторан, этот человек заказывает самое изысканное блюдо, но когда оно оказывается перед ним, он заглатывает шедевр кулинарного мастерства за несколько мгновений. Ни вкуса, ни удовольствия от блюда он прочувствовать не успевает.
Так живут многие из нас. Мы наспех общаемся, наспех дружим, наспех молимся Богу. Мы поколение быстрорастворимого кофе, лишенного настоящего вкуса и аромата. Какое уж тут довольство. Мы настолько торопимся жить, что не успеваем жить.
Погрязший в заботах этого мира не будет доволен
В книге Екклесиаста есть замечательные строки: «И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все – суета и томление духа!» (Еккл.2:17). Таков итог долгого исследования, которое Екклесиаст осуществлял с целью понять, что есть благо для человека и что принесет ему истинное довольство. Томление духа, погоня за ветром – удел тех, кто желает обрести счастье в бренном. Ценности этого мира преходящи, и связывать с ними довольство своего сердца просто неблагоразумно.
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:19-21). Где наши сердца?
Жадный не будет доволен
В Притчах есть замечательный отрывок по этому поводу: «У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «довольно!» Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: «довольно!»» (Прит.30:15,16). Жадный человек не скажет «довольно!» и будет обречен на вечное недовольство. Истинное удовольствие доступно лишь тем, кто кладет удовольствиям границу. Обжора никогда не сможет ощутить величия обычного ломтя хлеба. Чем более человек стремится обладать благами мира, тем менее он обладает хотя бы чем-нибудь.
Завистливый не будет доволен
Близкий к жадности порок – зависть. У завистливого множество поводов отравить себе жизнь. Счастье других лишает его счастья, если он хоть в чем-то усматривает свое отставание. Конечно, есть пошлая, прямолинейная зависть, являющаяся нарушением десятой заповеди. Но зависть может принимать и более утонченные формы. Вспомним притчу о работниках на винограднике.
«…пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Матф.20:9-15). Казалось бы, работники должны радоваться тому, что получили достойную плату за свой труд. Но другим досталось то же самое более легко… Как уж тут быть довольным?
Неблагодарный не будет доволен
Вероятно, самый яркий пример недовольных людей мы находим в книге Исход и книге Числа. Вот один из таких отрывков: «И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?» (Исх.15:24). Сразу после избавления от руки египтян евреи проявляют недовольство качеством этого избавления. Они не видели даров Господа, но видели неудобства и трудности. Удивительным образом способность получать удовлетворение от жизни связана со способностью испытывать чувство благодарности. Научиться быть довольными – значит научиться ценить то доброе, что даровано нам. Говорят, что «пожалуйста» – волшебное слово. Это слово преображает тех, к кому мы обращаемся. Но слово «спасибо» не менее волшебно, ведь оно преображает нас самих.
«Фарисей» не будет доволен
Фарисей вообще не доволен этим миром. Для него мир – лишь источник искушений и страстей. Сильный в вере, созерцая красоту мира, вдыхая аромат, ощущая вкус, осязая и вслушиваясь, находит повод возблагодарить Творца. Немощный в вере здесь же обнаруживает только искушение к идолопоклонству.
Павел в послании к Титу писал: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15). Вместо того чтобы отвергнуть грех, законник отвергает мир, сотворенный Богом. Это ложная духовность, лишающая человека способности радоваться жизни.
Павел описывает людей, поддавшихся этому обольщению, как «…лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:2-5).
Язычник принимает мир, забывая о благодарности Богу. Фарисей отвергает мир, не испытывая за него благодарности Богу. Мир греховен, в удовольствии соблазн и погибель… Лишь христианин открывает удивительную тайну: благодарность Богу освящает мир, окружающий нас. Творение Божие становится благим и приносит нам удовлетворение, когда мы благодарим Творца.
Подводя итог, стоит отметить, что удовлетворенность, в каком-то смысле, – жизненная позиция, моральный выбор. Но не будет ли она препятствием к росту и развитию? Если человек всем доволен, то зачем ему добиваться чего-то лучшего? Конечно, жить по принципу «и так сойдет» неверно. Кое-что мы можем понять из слов Павла, обращенных к рабам: «Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1Кор.7:21).
Возможно, сегодня у вас есть только хлеб, а в будущем маячит перспектива хлеба с маслом. Разве это повод откладывать радость о хлебе, дожидаясь масла? Конечно, глупо находить удовольствие в беспорядке и неустройстве, если их можно исправить. Речь не об этом. Просто очень часто единственное, что мы должны исправить, находится у нас внутри.
Великое приобретение быть благочестивым и довольным… Мы увидели в ходе этого очерка, что довольство не обрести в материальных ценностях. Цена выше, неизмеримо выше. Эту цену может заплатить только нищий духом.
Андрей Суховский,
г. Санкт-Петербург
Интернет-дневник автора:
http://sukhovskiy.blogspot.com