Петр Воробьев, пресвитер церкви «Преображение» (г.Волгоград)
Я думаю, что христианин должен быть в меру развитым во всех областях, сферах жизни, в том числе и в сфере культуры. Христианин должен смотреть хорошие, полезные фильмы, смотреть полезные спектакли, читать хорошую, классическую и другую литературу, разбираться в разнообразии музыкальных стилей, посещать различные культурные мероприятия для того, чтобы не было стыдно, разговаривая с достаточно «продвинутыми» людьми, ведь умение ориентироваться в современной жизни, посещение объектов культуры помогает обретать новых друзей. Но на это, конечно, нужно определенное время. Поэтому христианин должен быть гибким.
Интересно общаться с интеллектуально развитым человеком, который может дать совет, разбираясь во многих сферах жизни. С ним действительно интересно общаться. Чтобы быть доступным миру надо быть интересным. Когда я учился в институте, то я занимался и борьбой, и музыкой, и ещё многим другим. Друзья говорили: «Ты не можешь быть баптистом потому что баптисты тупые, забитые». Они ставили на баптистов клеймо. Необходимо, чтобы люди нами интересовались.
В глобальном масштабе на нас смотрят как на неких маргиналов. Чтобы поменять эту ситуацию, надо быть везде. Для того, чтобы проповедовать министрам, надо этого уровня достигать, иначе мы так и будем бомжам и зэкам проповедовать.
К сожалению, мы часто так и настроены. Если мы хотим проповедовать культурным, «продвинутым» людям, то надо самим развиваться, чтобы таких людей к Богу приводить.
Второй пастор нашей церкви – ведущий кардиохирург больничного комплекса г.Волгограда, он – известная личность. При этом этот брат не стыдиться свидетельствовать, всюду выступать. С ним приятно общаться, он высокоинтеллектуальный, развитый человек. Через него пришло церковь множество его сверстников-коллег. Поэтому у нас в церкви много медиков.
Безусловно, культурные люди обогащают церковь. Во всем может быть крайность, но должен быть баланс между чтением Библии, чтением полезных книг, посещением светских мероприятий и участием в жизни церкви. У каждого своя роль. В церкви должны быть люди, которые занимаются спектаклями, детскими спектаклями, музыкальным поклонением, организацией рок групп, других служений – это зависит от того, кому какой талант дал Бог.
А.В.Смирнов, Председатель РС ЕХБ
Настоящий христианин он уже является культурным и образованным, культурный в принципе, по сути, потому что он исповедует главную заповедь: «Возлюби Господа и люби ближнего». На базе любви как раз и построена настоящая культура в смысле взаимоотношений с человеком. Когда мы говорим об образовании, то, я считаю, что человек должен получить образование, чтобы речь его приятна и понятна в той среде, в которой он живет. Тем более Господь говорит, что наша речь должна приносить благодать слушающим. Поэтому христианин, глубоко верующий человек это человек, по определению, строящий свои отношения с Богом и человеком. Христианин должен быть культурным, вежливым, внимательным, воспитанным, думающим не о себе только, а о другом. Тогда его культура проистекает изнутри, и это настоящая культура, не придуманная. Это не культура обучения, а культура образования. Думаю, что культура складывается из следующих факторов: страх перед Богом, уважение к каждому человеку, внимательное отношение к людям и умение это подавать.
Алексей Синичкин, референт Отдела богословия и катехизации РС ЕХБ
Взаимоотношение христианства и культуры – вопрос очень сложный и неоднозначный. На эту тему написаны тысячи страниц исследований и существует множество мнений. Споры начинаются сразу же, когда люди пытаются показать различие между культурой и христианством. Во многом христианство само по себе стало культурой, как, например, у нас в стране. И те, кто ратует за возрождённое христианство в духе пиетизма и пуританизма, не хотят иметь с этой самой культурой ничего общего. Другая часть христиан, которая так же исповедует духовное возрождение, убеждена в том, что Евангельскую весть необходимо актуализировать для различных культур. Специалисты по миссии согласны с этим, однако оппоненты говорят, что Евангельская весть находится вне культуры и церковь обязана противится влиянию мира. И вот тут встаёт вопрос: А что такое культура? Бывают ли некультурные люди, или народы? Или это просто другая культура, не вписывающаяся в установленные кем-то правила? Если это так, то бескультурье – не что иное, как конфликт культур.
Если внимательно посмотреть на споры внутри наших церквей, то не сложно заметить, что большинство из них, ведутся не по догматическим вопросам, а по культурным. Не понимая культурных особенностей древнего Израиля или ранней церкви, мы пытаемся вместить какие-то традиции в нашу культуру и огорчаемся.
В результате этого в СНГ сложилась, так называемая, евангельско-баптистская субкультура. Кто-то с ней борется, потому что она является тормозом к благовестию в современном обществе, другие её тщательно сохраняют, видя в ней залог самоидентификации и надуманного благочестия. В истории церкви это было всегда. Как только Евангельская весть вышла за пределы иудаизма в языческий мир, этот конфликт стал неизбежен. Можно сказать, что союз церкви и культуры – вещь нормальная? Не всегда. Порой, культура несёт в себе антибиблейские традиции, в качестве примера можно привести обряд сжигания вдов в Индии или моду «секси». Такой культуре нужно противосстать.