Существует высказывание, что когда христианство пришло в Грецию, оно стало религией, когда оно пришло в Россию, оно стало культурой, а когда оно пришло в Америку, оно стало бизнесом.
Культура – это очень широкое понятие, включающее в себя искусство, науку, общественные отношения. Когда мы говорим о роли христианства в России, то нередко называем его культурообразующим, так как благодаря христианству вместо язычества были привиты христианские традиции. Слово культура непосредственно связано со словом культ, от которого оно и берёт своё начало. Дело всё в том, что культ – служение или поклонение божеству и связанные с ним обряды как христианского, так и нехристианского характера – являлся центром общественной жизни древних людей. В древности уделяли огромное внимание религии, так как в те времена жить без божества считалась дурным тоном. В понятие культура человека заложено отношение человека к окружающему его бытию. В христианском понимании культура – это отношение к творению Божьему, в котором сам человек является как частью творения, так и его венцом. Если мы обратим наше внимание на основные памятники истории и искусства, то увидим, что они основывались на культурно-религиозных воззрениях людей, живших в тот исторический период. В античные времена она базировалась на языческой религии, в эпоху средних веков всё было религиозным, хотя постепенно приобретает некие светские черты. В эпоху Возрождения, когда повсеместно идёт ослабление и выхолащивание религиозного чувства у людей, человек начинает ощущать себя хозяином бытия. В наше время человек начинает связывать себя с более полезными науками, давая понять, что через это он улучшит свою жизнь. Вот именно в этот момент смещается фокус внимания с Бога на человека, следовательно, человек становится центром всего, а значит, и центром культуры. Такой процесс можно назвать моментом начала секуляризации культуры и религии, именно тогда зарождается новая религия – гуманизм. С эпохи Просвещения, культура начинает открыто противопоставлять себя Церкви, Богу и Вере.
Существует и иная точка зрения на происхождение культуры, что культура является замещением того утерянного райского блаженного состояния, которое было у первых людей до грехопадения. Это некая попытка воссоздания утерянного чувства мира и гармонии, которое было у наших прародителей Адама и Евы до их непослушания. Рефлексивно вспоминая ту нетронутую первозданную красоту Эдемского Сада, многие люди стремятся возместить ущербность этого мира через проявление культуры. Культура – это отображение нашего внутреннего состояния, это желание выразить наше сердечное чувство, которое мы не можем передать через словесные символы. Культура может быть очень разной. Есть такие проявления культуры, о которых можно определённо сказать, что они антихристианские, так как внутреннее состояние автора было греховно и настроено на богоборчество. Этим же можно объяснить неполноценность светской, секулярной культуры, которая не может приблизиться к тому состоянию, к которому она всё время стремится.
В связи с вышесказанным возникает вопрос: раз культура является продуктом внутреннего мира человека, то кто может дать исчерпывающую оценку этим внутренним проявлениям? Может ли культура быть неким путеводителем человека к Христу?
Сегодня распространено такое понимание как духовная или христианская культура. Если книга, фильм или театральная постановка основаны на библейских понятиях и способствуют нравственному и духовному преображению личности, а также помогают людям сделать хотя бы один шаг навстречу Богу, то это духовная христианская культура. Если же культура противопоставляет себя Богу, выпячивает свои антирелигиозные и античеловеческие черты, то такую культуру с трудом можно назвать светской, скорее всего это некая разрушительная культура. Говоря о светскости культуры, необходимо отметить, что она должна быть каким-то образом связана с христианским мировоззрением. Культура, которая основана на таком миросозерцании, безусловно, будет приводить человека к познанию Истины, заставлять его отвечать на глубокие духовные вопросы. Если человек видит в произведениях Достоевского, Чехова, Толстого кризис человека, живущего без Бога, попытки богоискания, то такие произведения приносят пользу, так как невольно объясняют ему бессмысленность и безысходность такой жизни. Если же культура расходится с христианским миропониманием, то такая культура обязательно приведет человека к образу "твари дрожащей" перед слепыми законами природы, либо к другой крайности – пустой развлекательности. Человеку свойственно отвлекаться от реальной жизни, вместо того чтобы концертировать своё внимание на поставленных Богом задачах.
В нашем евангельском сообществе, к сожалению, мы мало уделяем времени вопросам культуры. Однажды я спросил одного молодого христианина, почему он выбрал отличную от баптизма христианскую конфессию, он ответил мне: потому что у неё древняя христианская культура. Мне как евангельскому верующему стало не по себе, я стал думать о том, что такое культура и почему она так важна в жизни человека. Мы, евангельские христиане-баптисты, привыкли жить, утверждая своё мировоззрение на библейских основах веры, но совершенно забыли об изучении культуры, которая пропитана в том числе и христианской традицией. Это, может, звучит странно, но мы иногда из-за своего протестантского прагматизма, а иногда из-за страха перед чем-то непонятным, а значит не духовным, в какой-то степени культурно оторвались от общества.
Безусловно, теологические понятия более важны, чем культурные традиции, но если мы хотим быть «ловцами человеков», то должны знать и понимать культурные особенности своего народа. Когда звучит библейская проповедь, разумно приправленная примерами, которые были заимствованы из произведений классиков нашей культуры, то светскими людьми это воспринимается достойно и легко. Когда человек видит, что вы глубоко знаете культуру и традиции своей страны, то наше свидетельство ложится на добрую почву. Именно поэтому Апостол Павел, прибыв в Афины, прежде всего стал изучать культурные традиции, философию и историю этой местности, чтобы затем использовать этот багаж знаний для проповеди Евангелия. Апостол Иоанн написал целое Евангелие для представителей греческой культуры. Когда я читаю Оду Богу, которую написал Гавриил Романович Державин, то невольно удивляюсь глубине богословских и литературных познаний, которые проявил государственный чиновник Российской Империи, не имея глубокого богословского образования. Вспоминая роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», который, как может показаться нам, ведёт своего читателя к жизненному тупику, мы видим, что в конце концов Раскольников сидит и читает Евангелие, могущее пролить небесный свет в сумрак его безысходности. Несмотря на всю неоднозначность и трагичность своей жизни, великий русский писатель Ф.М. Достоевский перед своей кончиной собирает всю свою семью и просит прочитать Евангелие от Луки 15 главу, где Христос повествует притчу «о блудном сыне», и завещает жене написать на своем могильном камне слова: «Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода», Евангелие от Иоанна 12,24.
Виталий Власенко,
руководитель Отдела внешних связей РСЕХБ