Культуры точка NET

Однажды я отводил в школу ребенка, и мое внимание привлекла кипа книг у мусорного бака. Я решил поинтересоваться, что нынче выбрасывают в помойку. Подойдя, был несколько обескуражен. Нет, это не было издание решений n-го съезда ЦК КПСС или что-то из собраний основоположников марксизма-ленинизма. На помойку выбросили… Плутарха, великолепное издание истории Москвы и Лескова.

Этот случай вспомнился мне во время одной из жарких дискуссий в Интернете по поводу отношения христиан к культуре. Тезисы были просты и, вроде бы, очень даже «духовны». Вот они: культура – это то, что противодействует христианским ценностям и противоречит Христу, а, значит, несет в себе явную антихристианскую направленность. Конечно же, в дискуссии имелась ввиду культура и мораль современного общества, но очень скоро в ней стали отправлять на помойку культуру как таковую, включая и этикет (что за слово-то такое «барское»), воспитанность и уважение.

В многочисленных баталиях, устраиваемых на эту тему, мне кажется, отсутствует главное: смысл и цель. И важно – знание вопроса. Чем же на самом деле является культура и нужна ли она христианину?

Для начала вернемся к вопросу о терминах. Культура (лат. cultura – возделывание, земледелие, воспитание, почитание) – область человеческой деятельности, связанной с самовыражением человека, проявлением его субъектности (субъективности характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, поскольку связана как с творчеством человека, так и с повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. По сути, культура – это наше самовыражение, наше миросозерцание и его выражение.

В значении самостоятельного понятия культура появилась в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

Хотим мы того или нет, но мы сами создаем свою культуру ВСЕГДА. Мы окультуриваем, приводим в порядок или беспорядок окружающий нас мир. И как бы нам ни хотелось, но внутрицерковная культура подчас отражает и испытывает влияние культуры общества, в котором мы живем. Это не означает, что церковь «прогибается под изменчивый мир». Это означает, что вместе с людьми, приходящими в церковь, в общину входит и культура, этикет, проблемы коммуникации.

Церковь является таким своеобразным полем объединения несопоставимого. На церковной скамье сидят люди из разных социальных слоев, разных устоев и воспитания. Вечно бунтующая и деятельная молодежь находит свое место с периодически ворчащими пожилыми людьми, для которых «нет ничего нового под небом». Хотелось бы, конечно, видеть в этом гармонию, но вот как-то, к сожалению, чаще видишь другое.

Слово культура вошло в русский язык лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие этого слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Словарь выделял два значения: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых, «образованность». Вот с этим и связывается в нашем менталитете понятие «культурный», то есть «образованный, воспитанный». Подчас именно воспитания и такта не хватает нам, когда мы попадаем в общение верующих. И тому показатель поведение верующих на членских собраниях. Культурные и воспитанные часто уходят в тень, но зато на первый план выходят бескультурные и невоспитанные.

Влияет ли на духовность образование или воспитание? Я думаю, нет. Духовный человек, проводящий свою жизнь в изучении Библии и молитве, может не быть образованным, да и с воспитанием и тактом у него могут быть проблемы. Но духовность – это, прежде всего, прогресс. И когда человек растет духовно, он неминуемо будет становиться «зрелым» и эмоционально, умея правильно выражать свои эмоции и понимая, что слово может исцелить и может ранить. Как может ранить и любой наш необдуманный поступок.

Одним из самых спорных вопросов для современных верующих является вопрос о христианских нормах поведения, о том, как надлежит вести себя христианину. То, что одни христиане считают дозволенным или допустимым, другие называют грехом. Причем, и те и другие – вполне искренние христиане, преданные вере. С обеих сторон слышатся осуждения и обвинения: то в бездуховности, то в косности, то даже в лицемерии. Все это приводит к болезненным последствиям.

И тут бесполезны призывы. Однажды в одном Интернет-сообществе я стал свидетелем серьезной дискуссии, в которой принял участие служитель церкви и рядовой верующий. И как это ни печально констатировать, обычный прихожанин проявил гораздо больше зрелости в этой дискуссии, чем служитель. Культуре дискуссии, даже на богословские, а уж тем более на этические темы, тоже нужно учиться. И для этого недостаточно прочитать курс христианской этики, для этого нужно быть сформировавшейся личностью, которая размышляет о том, чтобы приносить благо не только себе и своему эго, но и слушающим.

Мы всегда можем выбрать, быть нам культурными и приводить в порядок окружающий мир, или бескультурными и приводить все вокруг себя в хаос и беспорядок. И вот тут встает вопрос о втором значении слова «культурный» – об образованных людях в церкви.

Не секрет, что часто образованному человеку сложно найти себя в церкви. Противопоставления духовности и образованности очень часто можно услышать в наших общинах. И о «юродстве проповеди», и о том, что Бог не мудрых мира избрал, а немощных. Но, помилуйте, неужели Христос умер только за необразованных и немудрых? А за образованных Он не страдал? Тогда куда деть апостола Павла, который получил самое серьезное по тем временам образование? Да, он все почел тщетою ради познания Христа, но мешало ли при этом образование в его духовной жизни? Сомневаюсь.

Важно осознать и понять простую вещь – мы все часть Тела Христова, нет ни у кого в Нем превосходства. Бог наделил каждого из нас дарами, чтобы служить Ему. И почему тогда во времена профессионального богословского образования необходимо выдавать безграмотные проповеди за особую духовность? Духовность – это наши взаимоотношения с Христом, они преображают нас, дают нам возможность расти и ОБУЧАТЬСЯ, как это ни парадоксально. Христос учил своих учеников, и те учили впоследствии верующих.

Церковь всегда «окультуривала» приходящих в нее людей. Она позволяла выстроить систему в мировоззренческих принципах, которыми должен руководствоваться христианин в своей духовной жизни. Церковь учила, как себя вести, как одеваться и чем руководствоваться во взаимоотношениях друг с другом. Если им пытались навязать иные ценности, то служители церкви противопоставляли этому свою обоснованную позицию и защищали свои принципы. Так родилась Апологетика, услугами которой мы все сейчас пользуемся, защищая принципы своей веры. Сама Апологетика стала результатом действия христианской культуры.

Церковь продолжает нуждаться в знании, основанном на искренней вере в Иисуса Христа, точно так же, как и в первые века, когда формировалась Церковь Христова. Мудрый руководитель всегда найдет, как решить проблемы взаимоотношений в общине. И культура, внутрицерковная, прежде всего, незаменимый инструмент в этом благородном и духовном деле для каждого христианина. Ведь часто по-настоящему люди приходят к осознанию важности перемен в своей жизни, видя перемены в жизни других людей.

Я часто вспоминаю случай, рассказанный проповедником с кафедры во время одного из церковных богослужений. В одном дворе жили два пожилых человека – верующая бабушка и неверующий дедушка. Дедушка был очень добрым и милым человеком. Всем старался помочь, всегда умел поддержать добрым словом. Но бабушку знали с другой стороны – она всегда была всем недовольна. И дети были слишком непослушны, и соседи вели себя не так, не упускала она случая и обличать всех окружающих в грехах, в которых они, по ее мнению, погрязли. «Представляете, – сделал вывод проповедник, – что было бы, если бы эта бабушка была неверующей, и каким бы верующим стал дедушка, если бы покаялся». У меня же этот случай вызывает грустные мысли.

Мы всегда можем выбрать, какими быть и как нам себя вести. Я глубоко убежден, что человек верующий и искренний будет расти и во взаимоотношениях с людьми. И тогда не будет никакого диссонанса в самом словосочетании «культурный христианин». Оно будет естественно и понятно всем верующим, когда мы научимся быть в мире друг с другом, понимать и быть полезными друг другу для созидания Тела Христова. По крайней мере, я в это верю!

Дмитрий Строгов,
г. Москва

Поделиться в соц.сетях:

Похожие новости