«Помни весь путь»
Женский отдел Российского союза евангельских христиан-баптистов
Сестры по вере стояли рука об руку с братьями с самого начала евангельско-баптистского движения в России. Особого успеха они достигли в проповеди Евангелия, возвещая истину словом и делом. Деятельность сестер в то время не имела организационной структуры, но она позволила накопить богатый и разносторонний опыт служения, как в церквах, так и в обществе. История оставила немало духовно-назидательных примеров самоотверженного служения женщин.
В прошлом веке в г. Санкт-Петербурге смерть мужа и двух сыновей княгини Елизаветы Ивановны Чертковой (1834-1923) побудила ее искать утешение в Боге. Беседы о спасении во Христе покорили ее сердце, она покаялась и исполненная любовью к ближним принялась творить дела милосердия.
Елизавета Ивановна посещала тюрьмы столицы, навещала умирающих, жертвовала большие средства на издания духовной литературы. Е.И. Черткова построила на свои средства молитвенный дом для собрания верующих на Васильевском острове, а также открыла швейные мастерские для малоимущих женщин.
Среди первых уверовавших была и дочь известного партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова – Юлия Засецкая. Русский писатель Н.С. Лесков так пишет о ней: «В ней жило такое сострадание к бедствиям чернорабочего народа, что она готова была помочь каждому и много помогала. Она первая замечательным пожертвованием основала в Петербург первый ночлежный приют и сама им занималась, перенося бездну неприятностей…
Все, что она делала для других… делалось ею… очень деликатно.. Словом, она была очень добрая и хорошо воспитанная женщина и набожная христианка». Юлии Засецкой принадлежит перевод книг Джона Буньяна «Путешествие пилигрима» и «Духовная война», изданных Обществом поощрения духовно-нравственного чтения.
Графиня Елена Ивановна Шувалова (1830-1900) руководила группой новообращенных в Москве. Пользуясь тем, что ее муж занимал пост начальника полиции, эта сестра помогала облегчать условия жизни арестованным братьям. Благодаря ее участию, свободу получали даже те, кто находился уже на дороге к месту ссылки. Во время преследований и ссылок братьев сестры добровольно ехали в ссылки со своими мужьями и детьми, разделяя с ними все лишения и страдания.
Одним из примеров такого служения является Татьяна Ивановна Павлова, жена основоположника баптизма в России Василия Гурьевича Павлова. В 1892 г. она последовала за ним в ссылку в Оренбург. В то время там разразилась эпидемия холеры, и от нее скончалась и Татьяна Ивановна, и их дочь, и сын, а еще раньше дочь Надя утонула в реке. Смерть опустошила дом Павловых.
Александра Егоровна Гильдебрант, долгое время служившая экономкой в народной столовой в Петербурге, узнав о тяжелых жизненных обстоятельствах служителя Божия, оставшегося с девятилетним сыном в ссылке, ответила согласием на предложение Василия Гурьевича выйти на него замуж и приехала в Оренбург.
Пелагея Сазонтьевна Капустинская (1888-1960), дочь Сазонта Евтихиевича Капустинского, сосланного за веру на пять лет в Закавказье (1889-1891), в поселок Гирюсы, провела долгое время в этом месте, которое называли «Долиной слез и печали». В 1892 году, когда Пелагее было четыре года, ее мать умерла от тифа, а отец, оставшейся с пятью детьми, перенес тяжелое нервное потрясение.
Когда весть о бедственном положении семьи проповедника Евангелия достигла России, одна сестра восприняла это как призыв от Господа и отправилась в Гирюсы, чтобы стать женой больного человека и матерью детей-сирот. И она была для них подлинно любящей матерью.
В последствии Пелагея Сазонтьевна вышла замуж за Якова Ивановича Жидкова, видного служителя евангельско-баптистского братства. Сестра родила и воспитала тринадцать детей. Ее служение заключалось в молитве, которой она уделяла ежедневно один час. Когда ее мужа арестовали, она проявляла заботу о тех сестрах, которые оказались в таком же положении.
По-другому сложилась судьба Домники Григорьевны Слегиной (1873-1958), которая родилась в крестьянской старообрядческой семье в глухой деревушке Самарской области, и в возрасте трех лет потеряла зрение. Тем не менее, она успешно сдала экзамены и стала учительницей. После обращения к Господу в 1909 г. она без устали свидетельствовала людям о Христе и занималась переводом духовной литературы.
В 1926 г. в Киеве проходил первый съезд сестер, в котором приняли участие сорок восемь женщин. Обсуждались вопросы, связанные со свидетельством о Христе, посещением больных, заботой о престарелых членах церкви, призрением сирот и оказанием помощи нуждающимся людям вне церкви.
Вопрос о воспитании детей в христианском духе всегда являлся главным для сестер. После сталинских запретов 1929 г. многие служители подверглись репрессиям, особенно пострадали их дети, которые направлялись в детские учреждения как сироты, иногда даже под чужим именем. Верующие сестры тайно передавали женам служителей одежду и пищу, подвергая при этом свою жизнь опасности; и самое главное передавали детям свою веру и знания о Боге.
Сестры как хранительницы домашнего очага молились о том, чтобы были сохранены их семьи, дети, внуки. Большинство пришедших к Богу в наших церквях те, о которых молились матери. В трудные годы и в трудных условиях сестры несли служения любви. В то время, когда даже слово «милосердие» было запрещено.
Начиная с весны 1988 г. стали возможны новые формы служения женщин в деле милосердия и свидетельства о своей вере. Сестры начали служения в больницах, в домах престарелых, детских домах. Для благовестия в конце 1989 года открылись двери лагерей и тюрем.
Молодые сестры принимают участие в хоровых программах, совершают длительные миссионерские и евангелизационные поездки вместе с братьями, большинство преподавателей в широкой сети воскресных школ составляют сестры.
24 ноября 1990 г. в Москве, по прошествии 54 лет со времени первого съезда сестер в Киеве, женщины-христианки собрались на свою первую конференцию по теме: «Воззвови ко Мне, - и Я отвечу тебе» - Иер.33:3. В ней приняли участие более 140 сестер, тогда еще единого Союза евангельских христиан-баптистов.
На конференции был учрежден Женский отдел Союза ЕХБ и избрано руководство в составе: А.А.Коваленко, Н.Д.Комендант и В.И. Кадаевой.
Отделу женского служения РС ЕХБ семнадцать лет. Историческая учредительная конференция сестер России состоялась в Москве 5-8 октября 1993 года Ее темой были избраны слова апостола Павла: «Все делайте, как для Господа» (Кол. 3:23). Эти же слова стали нашим девизом и основным фундаментом служения.
В связи с этим хочется назвать имя В.Е. Логвиненко, в то время председателя РС ЕХБ, а также Кэтрин Ален, президента Женского отдела Всемирного альянса баптистов, которые внесли свой вклад в организацию женского служения в России. Но движущим фактором все же было то, что Господь зажег в сердцах многих сестер ревность к служению.
Для руководства Женским отделом был избран совет во главе с Верой Ивановной Изотовой (Кадаевой). Особая благодарность принадлежит ей работу по становлению женского служения в России. Для организации женского служения в церквах ЕХБ в России был утвержден Устав Отдела и избран исполком.
С начала своей работы Отдел разрабатывал учебные программы по подготовке сестер для служения. Одной из таких программ является Всероссийская программа обучения женщин на базе Международного библейского института, действующая с сентября 1999 года. Цель программы: обучение женщин в церквах для достижения ими духовной зрелости и приобретения практических навыков работы с женщинами в церкви и вне церкви, тем самым оказание помощи служителям в созидании Церкви, благовести окружающим нас людям для славы Господа и расширении Его Царства на земле.
В ее основу был положен метод ученичества, когда сестры учась сами, учат других сестер -2 Тим.2,2. Этот Библейский подход принес добрые плоды.
Женское служение – это единое, не изолированное служение в церквах и в братстве в целом с целью объединения сестер для служения Богу, в семье, в церкви и в обществе
В основе работы Отдела как служения своим ближним лежит молитва и изучение Слова Божия.
Основной целью Отдела является координирование деятельности сестринских отделов, оказание помощи сестрам и братьям в их труде в церквах Российского братства.
Отдел имеет свои задачи: изучение Слова Божьего, молитвенное служение сестер в домашних группах и в церквах, воспитание детей и молодежи, проведение дня молитвы женщин Всемирного альянса баптистов и Российского дня молитвы женщин.
Отдел считает своей задачей оказание помощи миссионерам и благовестникам – братьям и сестрам в деле проповеди Евангелия, с целью исполнения великого Поручения Господа – Мф.28:19 и достижения проповедью Евангелия народов нашей страны.
Отдел оказывает посильное содействие в делах милосердия и благотворительности входящим в него сестринским советам (отделам региональных объединений и церквей евангельских христиан-баптистов).
Для осуществления этих целей в регионах, а также в больших церквах созданы и успешно трудятся женские советы, или отделы, возглавляемые ответственными сестрами. В основу служения в церкви и вне церкви положено достижение духовной зрелости и исполнение воли Божией «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего»- Рим.12:1.
На конференции в 2001 году руководителем Женского отдела была выбрана Людмила Андреевна Павлюченко, которая много потрудилась среди сестер братства.
На конференции в 2006 году, проходившей в Брянске, руководителем Отдела женского служения РС ЕХБ была избрана Диана Васильевна Кондратьева. В исполком были избраны четырнадцати сестер из различных регионов России.
На отчетно-выборной конференции сестер, состоявшейся во время 33-го съезда Союза евангельских христиан-баптистов 23-25 марта 2010 года в Москве, руководителем Отдела женского служения была избрана Вера Ивановна Изотова.
Источник: Отдел женского служения