«Отваленный камень» - проповедь И. С. ПРОХАНОВА
05.05.2015

«Отваленный камень» - проповедь И. С. ПРОХАНОВА

Статья из журнала «Братский Вестник» 1946, № 1

 «И говорят между собою: кто отвалит нам камень
от двери гроба? И взглянувши видят,
что камень отвален; а он был весьма велик»
Марк. 16, 3-4.

В древнее время, когда люди начинали только устраивать свою жизнь, камень играл великую роль. Люди не знали ни железа, ни стали, не умели, как следует, пользоваться деревом, а всюду, где это нужно было, применяли камень. Камень употреблялся для устройства жилищ, для производства оружия, домашней утвари (посуды, ножей, сидений и т. п.). Поэтому ту отдаленную эпоху ученые называют «каменным веком».

Ко времени иудейского народа и Христа многое изменилось. Люди научились пользоваться деревом, железом и т. п., вследствие чего употребление камня было ограничено. Но все-таки и в то время люди пользовались камнем во многих случаях в качестве затвора или двери. Они держали своих овец в пещерах. Если пастух должен был уйти на время, то он прикладывал камень, чтобы в пещеру не проникнул волк. В то время многие люди жили в пещерах. Поэтому часто сам человек прилагал камень к жилищу — пещере на ночь, чтобы не проникнул вор. Часто камень употреблялся, как затвор, для колодцев и гробов.

В Ханаане (теперешней Палестине) было много рек и озер. Вся страна была покрыта сетью колодцев, водою которых и пользовались люди. Но чтобы колодцы не засаривались, и чтобы не было злоупотреблений ими со стороны злоумышленных людей, колодцы покрывались большими камнями. Значение этих камней я обращение с ними описаны подробно в Кн. Быт. 29, 1 —10, в связи со странствованием Иакова.

«И увидел (Иаков): вот, на поле колодезь... из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. Когда собирались, туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя.... Подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец...».

Все описания в Слове Божьем имеют помимо прямого, буквального, значения, еще и духовное значение. То, что Иаков сделал с камнем и колодцем, совершил воскресший Иисус в другом смысле. В Лук. 24,45 написано: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний».

У Христа был великий колодезь Слова Божья, но ученики не могли: пить из него, потому что для них на нем лежал великий камень неведения и непонимания. Силою Вечного Духа Господь удалил непонимание от их ума и тем открыл Свой дивный колодези для их духовного питья. И в наше время на неисчерпаемом Христовом колодце для многих еще лежит камень непонимания и недоверия. Для того, чтобы они могли воспринять великие истины, необходимо, чтобы Воскресший Господь снял этот камень и открыл их ум к уразумению.

Второе применение камня часто практиковалось в то время в отношении гробов. В древнее время гробы были не такие, как в наше время. Это не были деревянные, или мраморные, или металлические ящики или коробки, зарываемые в землю. Обыкновенно это были пещеры или выемки в скалах или твердой почве, куда клалось тело в пеленах с ароматами. Затвором или дверью обыкновенно служил большой- камень, который приваливался к самому входу в гроб. В таком именно гробе был похоронен Лазарь, как видим из Ев. Иоан. 11, 38—41: «Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень»... «Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший». Затем Господь воскресил его. К этому описанию не требуется Никаких дополнительных слов. Умершего Лазаря Господь воскресил только тогда, когда был удален камень.

Господь воскресит всякую мертвую душу, если будет отвален камень неверия.

О, душа! Молись, чтобы твой камень был отвален.

Теперь нам станет еще более понятной роль камня при погребении и воскресении Христа. В Ев. Иоан. 19, 40-41 написано: «Они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен: там положили Иисуса..». Здесь ничего не говорится о камне. Но в Ев. Матф. 27, 60 и 66 сказано ясно: «И (Иосиф) положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился;., Они (первосвященники и фарисеи) пошли и поставили у гроба стражу, .и приложили к камню печать».

Стало быть, как и к гробу Лазаря, к гробу Христа был привален камень, и к нему была приложена печать. Что же случилось с этим камнем? Об этом сказано в Ев. Мрк. 16, 3: «Взглянувши, видят, что камень отвален».

Хотя некоторым может казаться, что отваленный камень есть, второстепенная вещь, но о нем упоминается настойчиво во всех четырех Евангелиях. Почему? Во-первых, потому, что в глазах противников, Христа, предавших Его смерти, этот камень является великим предметом, который должен был спасти все их дела. Во-вторых, этот камень имел огромное значение для тогдашних учеников и учениц Христа, для которых факт устранения камня был первым ясным доказательством Его воскресения, а для всех последующих и современных верующих он имеет великое духовное значение, о котором мы и побеседуем.

ЗНАЧЕНИЕ КАМНЯ-ЗАТВОРА

Значение камня-затвора зависит от того, кем он положен и для какой цели. Он может быть положен другом, врагом, самим человеком. Рассмотрим эти случаи.

1. Камень, прилагаемый другом

Такой случай бывает, например, с пастухом и овцами. Уходя на время, пастух загоняет овец в пещеру, а вход в нее закрывает камнем.

Какова цель этого камня-затвора? — Цель двоякая и притом хорошая:

1) чтобы извне в пещеру не проникнул волк и не причинил вреда овцам;

2) чтобы овцы по своему неразумию не вышли изнутри, из пещеры, и не упали с высоты ближайшего обрыва.

В духовной жизни также бывает такой камень. Его ставит или прилагает к духовной пещере — к сердцу человека — Друг человека, Добрый Пастырь, для того, чтобы достигнуть двоякой цели:

1) чтобы извне не проникнул в сердце человека сатана, как он вошел в сердце Иуды (Иоан. 13, 25—27), которого Иисус предупредил перед этим притчей о сеятеле, сказав, что сатана может похитить посеянное (Матер. 13, 19); чтобы не проникнул в сердце грех и не погубил человека, как это случилось с Каином, которого Господь настойчиво предупреждал, как бы воздвигал камень перед ним (Бытие 4, 6—7); чтобы соблазн не овладел сердцем, как это произошло с Валаамом, на пути которого Господь воздвиг препятствие (Числ. 22, 20—36).

2) Чтобы все, что есть доброго в сердце человека (хотя он все это получил от Господа), не ушло из него, изнутри: чтобы не исчезла любовь к Богу и Его делу, к братьям и к ближним; чтобы не улетучилась радость, чтобы чистота не уменьшилась. О камне, который прилагает Добрый Пастырь для этой цели, говорит псалмопевец Давид: (Пс. 30,4) «Ты каменная гора моя и ограда моя». Об Иове сатана сказал Богу: «Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него?» (Иов. 1, 10).

Добрый камень, ограждающий сердце наше, есть благодатная сила Самого Господа. Сердца Иова и Давида были ограждены этим великим камнем. Поэтому, несмотря ни на какие козни врага, Иов и Давид остались верными Господу и прославили Его имя.

Этот камень — благой камень и, если он привален к нашему сердцу, мы должны быть благодарны Господу. Если же мы не чувствуем его, то должны просить Господа, чтобы Он приложил такую каменную ограду, чтобы к нам в сердце не проникало ничто дурное, а доброе не уходило из него.

Но зато есть камень недобрый, нежелательный. Это есть

2. Камень, положенный врагом

В древности бывали случаи, когда победивший враг заключал человека в пещеру, а вход в нее закладывал таким камнем, который никто не мог отвалить. В этом случае камень имел цель: не выпустить изнутри человека на свободу. Нечто подобное произошло при погребении Христа. Первосвященники и фарисеи приложили печать к камню у гроба Христа, чтобы изнутри не вышел Христос, если бы Он воскрес (хотя они этому не верили, но все-таки боялись, как бы это не случилось).

То, что произошло с гробом Христа, происходит часто и в духовной жизни с сердцем человека. Враг душ человеческих приваливает камень к сердцу человека. Двенадцать человек ходили вместе с Иисусом, как Его семья. И что же случилось с ними? В Ев. Марка 6, 52 написано: «Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было ока мене но». А в Ев. Мар. 8, 17 их спрашивает Христос: «Еще ли окаменено у вас сердце?» Конечно, слово «окаменено» должно понимать в том смысле, что сердце все превратилось в камень или, во всяком случае, что оно было окружено камнем.

Да, здесь было нечто большее, чем приваленный камень, вследствие чего в сердца учеников не могли проникать слова Христа.

Приваленный врагом к сердцу камень делает то же, что некогда сделал камень, приваленный ко гробу Христа. Этот камень не допускает ничего доброго извне. Физический камень, приложенный ко гробу Христа, не допускал в гроб извне свет, воздух, друзей Христа — Его учеников. Духовный камень, приложенный к сердцу человека, не допускает извне света Слова Божья. Как обильно Христос преподавал слово Свое ученикам, и как мало попадало в сердца их! (Иоан. 20, 9). Этот камень не пропускает воздуха, атмосферы Духа Святого в сердца людей (Быт. 6, 3). Он не допускает извне в минуты горя — утешения, в часы поражений — ободрения, во дни ослабления — подкрепления, во время искушения — поддержки, в периоды одиночества — общения (Матф. 13, Г9—22).

Изнутри этот камень также не выпускает наружу ничего доброго. Цель того камня, который был приложен врагами ко гробу Христа, заключалась в том, чтобы не выпустить оттуда наружу Христа, если бы Он воскрес и, тем самым, оставить мир без Его учения и великой благодати, без всего добра, источником которого является Христос. Подобно этому и духовный камень, который кладется врагом на сердце человека, препятствует проявлению того добра, которое Господь вложил в сердце.

В чем же это препятствие выражается? У человека является в сердце желание помолиться, но камень давит на его мысль и человек откладывает это намерение. Человек хочет оставить беспутную жизнь, раскаяться и начать новую жизнь, но камень не дает возможности осуществить это намерение. Человек, уверовав, мыслит, что нехорошо жить без труда для Господа, что надо взяться за работу благовестия грешникам о любви Божьей, что надо поработать для церкви, но проходят годы и эти желания остаются неисполненными.

Иногда так проходит вся жизнь: много человек чувствовал, много замышлял, и — никаких плодов. А почему? — Камень был привален к сердцу.

Так бывает иногда с деревом. Идя в лесу, вы замечаете дерево маленькое, искривленное, с жалкими ветвями и почти без листьев. Это дерево едва выбралось из под камня. Вот почему оно так уродливо, вот почему жизнь не проявляется в нем во всей своей силе.

О, этот вражеский камень! Когда камень был приложен врагами ко гробу Христа, мрачно было во гробе, холодно, неуютно. Не было проявлений жизни в положенном там теле.

Подобно этому и в сердце, к которому приложен духовный камень, царствует мрак безнадежности, холод безжизненности и ужас смерти.

3. Камень, прилагаемый самим человеком

Здесь могут быть два случая: 1) добрый камень и 2) недобрый камень.

Добрый камень. Если человек живет в пещере и прикладывает камень к ней, во-первых, для того, чтобы извне не впустить вора или разбойника и, во-вторых, для того, чтобы изнутри не ушли неразумные дети и не упали с обрыва — это хороший камень.

В духовной жизни это означает человека, который кладет Библию у дверей своего сознания. Этим он достигает того, что никакое искушение извне не может проникнуть в его сердце. В таком состоянии был Иисус в пустыне. Он был настолько проникнут Словом Божьим, что все нападки сатаны отражались Им моментально (прочитайте Лук. 4, 1—13). Диавол не мог проникнуть своим искушением через несокрушимый камень Слова Божья. Тот же камень Слова Божья не допустит, чтобы, изнутри терялись драгоценные мысли и слова и рассеивались напрасно, без плода. Он не допустит того, чтобы святыня попадала псам, и жемчуг бросали пред свиньями; он не допустит того, чтобы они попрали нас своими ногами и, обратившись, растерзали нас (Матф. 7, 6). Словом, он дает мудрость в использовании всех хороших побуждений сердца.

Недобрый камень. Если человек навалит камень на свою пещеру для того, чтобы, во-первых, не впускать извне своих друзей и, во-вторых, для того, чтобы не давать выхода людям изнутри, и морить их голодом, то это будет недобрый камень. В сущности, такой случай с нормальными людьми невозможен. Однако подобные случаи происходят там и тут. В газетах, например, писали однажды о человеке, который заперся в своей квартире, забаррикадировал вход и не допуская к себе никого извне, даже друзей, внутри перестрелял своих детей. Выяснилось, что человек сошел с ума, с ним произошло моментальное помешательство.

К счастью, эти случаи в повседневной жизни сравнительно редки. Но в духовной жизни они очень часты. Есть много, много людей, которые носят такие камни на своих сердцах. И они сами положили эти камни. Недобрый камень не допускает извне самого лучшего друга человека — Спасителя. Уже давно человек слышит о том, что вблизи стоит его Спаситель, но он не обращает на это внимания. Уж давно сам Спаситель стучит в двери сердца его, но он не отвечает. С другой стороны, давно уже ему говорит голос внутри, что нужно освободиться от дурных страстей и похотей, но камень не выпускает их. О, какое это страшное состояние! Какой это недобрый камень!

Но что это за камень? Это — состояние ожесточения и духовного восстания против Бога и всего святого. Это своего рода духовное помешательство.

Христос в своей земной жизни чудесно исцелял буйно помешанных, одержимых бесами. Был один такой несчастный человек, который приводил в ужас весь народ. Христос увидел его, исцелил, и вернул ему здравомыслие (Марк. 5, 1 — 15).

Да, Господь может отвалить и камень ожесточения, который человек, сам прикладывает себе.

Итак, есть камни хорошие, которые прилагаются к сердцу человека другом. Прежде всего это — каменная ограда благодати Божьей, воздвигаемая вокруг нашего сердца. Затем — камень Слова Божья, который, сам человек может приложить к своему сердцу. Этот камень не подлежит удалению.

Брат мой, сестра моя! Будем крепче держать к сердцу этот чудный камень!

Но с другой стороны, есть камни недобрые, которые должны быть отвалены и удалены. Это — камень порока, камень суеверия и другие. Это те камни, которые прикладывает к нашему сердцу враг. Кроме них есть еще камень ожесточения, который сам человек прикладывает к сердцу.

Все эти камни может отвалить и удалить сила воскресшего Христа. Воскресший может и хочет это сделать.

Друг! Уверуй в Воскресшего и твой камень будет отвален. Солнце Воскресения озарит тебя и ты воспоешь славу Воскресшему.

Дитя Божие! Не допускай вражеского камня к твоему сердцу, а если допустил, взывай к Господу, чтобы силой Воскресения Он отвалил его.

 

Христос воскрес — воскресит и тебя!

Брат мой, если ты еще недавно жил в святом общении со Христом, а затем перестал ощущать Его присутствие в себе, то это — большое несчастье. Ты не забыл еще славы Иисуса, сиявшей в сердце твоем. И среди пустоты, которую ощущаешь ты вокруг, воспоминание об этой утраченной славе приносит безысходную тоску, безутешные слезы. Душа твоя тоскует об утраченном блаженстве.

Ведь еще так недавно ты в порыве радости простирал руки к Господу и говорил Ему: «Господи, и бесы повинуются мне!» — и лицо твое сияло счастьем. А сейчас ты собираешь последние искорки веры, теплящиеся в душе твоей, и в тоске взываешь: «Боже, не уходи... тяжело без Тебя! Хотя маленький луч света пошли мне!»... Но нет ответа: Он сокрыл от тебя лицо Свое. Ты перестал видеть своего Учителя. В тоске хоронишь ты все святые волнения прошлого. Множество тяжелых вопросов томят душу твою. Какая-нибудь мысль медленно поднимается в сознании и идет, идет, шаг за шагом разрушая то, что было для тебя дороже всего. Ты вспоминаешь о любви Христа, которую Он являл тебе — как она была светла и совершенна! Ты чувствовал ее на каждом шагу. Ты вспоминаешь о святой радости, которой ты обладал. Но — Правда ли это? — слышишь ты чей-то вопрос. И мысль твоя отвечает тебе: «Нет, это неправда, это было лишь мое воображение». Сомнения сжигают тебя. Жизнь становится загадкой, и сегодня ты не можешь поднять того, что так ясно было тебе вчера.

Вспомни далекое прошлое. Посмотри — вот возвышается крест, на котором почил Христос. Солнце померкло и трауром окутан мир... В глубокой тьме едва различимо бледное безжизненное тело Страдальца. Поникла голова, истерзанная тернием, не слышно биения великого сердца. Холодом смерти веет от креста... Смятение царит в душах Его учеников, злые сомнения терзают их. Один за другим встают перед ними мучительные вопросы, страшные, беспощадные...

В далеком прошлом грех всего мира поразил Иисуса, и Его ученики остались одинокими в мире. И когда они почувствовали свое одиночество, тогда сомнения и неверие овладели ими. Это была их трагедия.

Брат мой, ты переживаешь ту же трагедию: грех твой поразил любящее сердце Бога и Он ушел от тебя. Правда, сейчас ты не сознаешь этого. Ты забыл о грехе своем.

Но да услышит душа твоя слова радости, которые как торжествующий и победный клич проносятся сегодня над миром —

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Христос воскрес, брат мой! Ты — умирающий грешник — воспрянь духом и прислушайся к голосу Воскресшего. Он говорит тебе:

— Встань спящий, воскресни из мертвых, и ты снова увидишь лицо Мое и свет славы Моей! Я умер за тебя и воскрес для того, чтобы узы греха, которыми ты опутан, были разорваны навеки. Одежда твоя обветшала и ты покрыт рубищами. Но смотри: Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные! Да воскреснет снова душа твоя и да озарится она снова счастьем, которое Я ныне возвращаю тебе!

Брат мой, прислушайся к гимнам воскресения, наполняющим вселенную и славящим Воскресшего! Воскресшему Христу открой сердце твое. Да устроит Он снова Свою обитель в нем! Да согреет Он снова тебя Своей неизреченной любовью, и свет истины Его да разгонит всякий мрак!

Примкни же к хорам Ангелов и к сонму искупленных, прославляющих подвиг Его любви, и воскликни радостно —

ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1946, № 2

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.