Виктор Ротт: «Всё творю новое»
28.05.2015

Виктор Ротт: «Всё творю новое»

Статья из журнала «Логос» 2000, № 6

1.

Библия говорит, что творил Бытие Бог и Дух Божий (Быт. 1:1—8). Творил Бог словом. Апостол Иоанн в своем Евангелии дополняет эту картину новым откровением: Бог творил через Сына, который называется Логос.

Бог в Библии имеет многие имена. Их значения открываются на первых страницах: Эль, Элахим — Сила, Сильный; Иегова — Сущий (существующий в Самом Себе). Исходя из этих значений можно предположить, что именно Отец является источником творящей энергии. Он создает силовые поля — сущностные и физические. А Святой Дух превращает их, в сущности, в проект, в Логос. Можно также представить, что сущности — это нечто иное, нежели идеи, это сверх идеи, обладающие какой-то формой энергии. Можно также вообразил, что сущности образуют малые логосы, из которых по замыслу Творца формируется Логос — нечто способное воплотиться, явиться Бытием.

Так или иначе, но в этих процессах деятельно участвует Святой Дух. Возможно, именно Он активизирует переход сущностей из Логоса в материю, в жизнь на Земле, а затем в историю.

Важнейшего смысла для нас исполнено то, что Бог творит Вселенную там, где не было ничего или было Ничто. Можно сказать, отсчет идет от Абсолютного нуля. Это не просто отсутствие чего-либо. Эго отрицательная сила: Ничто уничтожает  что бы то ни было. Это люди стали понимать, только побывав в космосе. Для того, чтобы преодолеть Абсолютный нуль. Абсолютное разрушение и уничтожение, требуются Абсолютные энергия и сила. Физики не зря называют момент рождения Вселенной Большим взрывом. Бог должен был сразу произвести огромную массу вещества и придать ей громадную скорость распространения, чтобы одолеть всеуничтожающее Ничто. Именно в этом смысле мы называем Бога Всемогущим и Вседержителем. Мы называем Иго также Совершенным, имея в виду, что проект Творца — Логос оказался эффективным в преодолении Абсолютного нуля. Не зря немецкий философ н математик Г. Лейбннн сказал, что наш мир — лучший из возможных миров.

Итак, Логос — единородное творение Бога — прошел такие этапы, как явление вещества, образование Вселенной, планетарных систем, в частности нашей Солнечной системы и Земли, особо уравновешенной в движении и энергоснабжении. Новой победой Логоса над разрушительной силой Абсолютного нуля и внутренней сизой сохранения вещества и энергии (а они теперь выступили как сопротивление материала), стало создание жизни. Уточнял ли Творец свои решения по ходу ваяния, уничтожая ли неудачные и лепил заново, или уверенно являл все заранее заложенное в Логосе — об этом спорят эволюционисты и креационисты, с энтузиазмом нащупывая ступеньки для спуска в прошлое — каждый с противоположной стороны одной и гой же лестницы. Но для Бога это был труд, приложение громадных сил через Логос, и каждая творческая удача приносила Ему удовлетворение. Потому и сказано: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1).

Логос распускался как расцветающее дерево миллионами живых существ и, наконец, это плодоношение увенчали мужчина и женщина.

Человек — вершина творения, потому что в нем Бог достиг ряда важных целей — прежде всего, это — высочайший уровень сложности организации материи, на котором простые виды энергии преобразуются так, что обеспечивают жизнь идеального — мыслей, представлений, идей. Именно способностью мыслить человек подобен Боту. Не равен, не тождествен, но подобен. Создатель задумал человека как помощника в Своем творчестве, в утверждении Бытия в борьбе со всепожирающим вакуумом. Бог дал человеку подобие Своего могущества — способность вырабатывать проекты и воплощать их. Дела человека должны преображать материю и энергию, утверждая славу Божию и торжество Него творческой мощи.

Говоря о всемогуществе Господа, нужно сознавать сложность задачи, которую решал Творец. Воспроизвести в миниатюре нечто подобное Своему Божественному разуму, да еще из такого хрупкого материала — значит совершить высшее чудо. И это чудо — каждый из нас и все мы вместе.

А для того, чтобы человек стал сотворцом, мог открывать все возможности вещества и Земли, мог творить небывалое, нужно было дать ему свободу воли. И в этом также Бог дал нам Свое подобие.

Наконец. Бог дат человеку дух, чтобы он мог воспринимать свет Божественных сущностей, общаться со Святым Духом.

Можем ли мы сказать о животных, что у них есть свобода воли? Их жизнь подчинена потребностям плота —самосохранению, продлению рода. Они жестко ограничены своей экологически нишей и в то же время обеспечены определенным видом бытия.

Человек же изначально получил широкие возможности для использования растительного и животного мирз планеты и высвобождения времени и энергии для технического творчества, познания, размышления о Боге.

Однако свобода воли человека имеет и обратную сторону. Человек может не только творить, но и разрушать, не только воспроизводить себе подобных, но и убивать их. Жизнь, струящаяся от Бога, и смерть, источаемая Небытием, добро и зло — вот силовые линии поля, в котором живет человек. Сам он не в состоянии оценить своего наложения, и потому Бог потребовал от него веры и послушания Святому Духу. Своему Слову.

Своеволие, уклонение от сотворчества с Богом, валя к разрушению — это первородный грех людей.

Таким образом, мы насчитали три силы, противостоящие Боту. — Абсолютное Ничто, сопротивление материи и своеволие человека. Однако Логос в своем воплощении в Бытие преодолевает все эта силы инерции.

2.

Логос, как Божественный проект, осуществляющийся в Бытии, предусматривает постепенное созревание человечества Зерно дало всходы, и вот уже не отдельные народы, но зрелые цивилизации пришли во взаимодействие: Ассирия, Израиль, Египет, Греция, Рим. Здесь замешивается культура, которой предстоит стать ведущей в истории планеты. Именно здесь и в определенный исторический момент Логос воплощается в человеке,  чтобы дать людям новое Откровение, сообщить им о Божием замысле больше, чем они знали до сих нор: пригласить их к осмысленному участию в Творении. Бог предстает в образе человека именно там, где мышление людей достигло способности понять Его явление.

Религия евреев, основанная на единобожии и Откровении, содержала в своей логике идеи замедленного действия. Древний человек видел в Боге покровителя, помогающего в жизни, спасающего от беды, прощающего ошибки, нарушения обычаев и законов. Нужно только принести Боту жертву — умилостивить Его, отблагодарить, поделиться с ним добычей, урожаем, приплодом — отдать Ему часть. Жертвоприношение составляло основу культов всего древнего мира, а жречество было частью системы управления в обществах. А в Израиле оно порой полностью брало в свои руки бразды правления. С древних времен здесь передавалось священство по наследству — по «чину Аарона» (Исх. 28:1; 29:29—50). Храм, жертвенник и жречество. вникающее во все детали общественного и личного быта израильтян, составляли сердцевину жизни народа Но религиозные мыслители все отчетливей осознавали святость Бота. Его всемогущество и милосердие, как абсолютные, независимые от человеческих дел — приношений и священнодействий. Это Сам Бог все даст человеку — и жизнь, и хлеб, и потомство. Он не нуждается ни в каких материальных дарах. Уже Самуил, укоряя в самовольстве Саула, задает ему вопрос: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа?» И сам на него отвечает «Послушание лучше жертвы...» (1 Цар. 15:22). Самуил — священник, помазавший на царство Давида из рода которого и был Иисус. С голами новое понимание Бога пробивало себе дорогу в умах пророков. «Жертва Боту — дух сокрушенный» (Пс. 50:19). а «жертва нечестивых — мерзость перед Господом» (Пр. 15:8). Наконец родилась четкая формула «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6).

Логос-Христос явился, чтобы отчетливо выразить эту волю Господа. Его земной жизнью и учением Бот-Отец сказал человечеству: «Я Сам отдаю вам в жертву Своего Сына — и ваши жертвоприношения отменяю. Только покаяние, только любовь к умершему за вас Спасителю и выполнение заповедей любви к ближнему может искупить грех каждого, спасти от греха».

Массовое сознание израильтян не готово было принять новую истину и путь к ней. Но небольшое число тех, кто воспринял учение Иисуса Христа, оказалось достаточным, чтобы новое откровение закрепилось в сознании человечества и стало распространяться по планете.

Доброй почвой для Благой вести оказались соседние с Израилем провинции Римской империи, и прежде всего Эллада Здесь изначально государство и религия, светская власть и жречество не были так крепко спаяны, как в Израиле. Богов было много, а власть одна. Закон занимался преступлением, а не грехом. Тем не менее, само понятие о грехе у эллинов и у римлян было, они знали муки совести — «божественный страх, который мы зовем совестливостью и стыдом», знали вершины духа. Современник Христа, римский стоик Сенека учил: «Боги — строгие судьи моих деяний и слов». Именно в этом, однако, была слабость религиозных представлений эллинов и римлян — слишком многим богам они поклонялись, и грехи приходилось искупать жертвой в зависимости от того, по ведомству какого бога они совершались. Приняв римское право, но не смирившись с произволом римских властителей, эллины, однако, не нашли в своем политеизме духовной опоры перед лицом чужого господства. Апостол Павел принес им учение о более цельной картине мира, более определенном положении Бога и человека и отношений между ними, основанных на Откровении самого Бога. В распятом и воскресшем Спасителе, искупившем грехи и дарующем вечную жизнь, часть интеллигенции Эллады и других Римских провинций увидела Божию силу и Божию премудрость.

Таким образом, Логос-Христос воплотится и дал людям новое Откровение, как только они оказались способны его принять. С этого момента начинается медленное и мучительное подвижничество последователей Христа — распространение Благой вести, постижение Христовых истин, проповедь их в народе и все более ширящееся следование заветам любви в жизни миллионов людей из века в век.

Сегодня мы уже лучше понимаем, что Христос каждому из нас дал ключи любви для преодоления в себе злой воли и преображения себя в личность Сына Божьего: открыл путь духовной свободы для сотворчества с Богом; дал веру в новую общность — более высокую, чем семья, род, нация, народ, государство — общность в Царстве Божием.

Логос через откровение в Иисусе Христе определил нам трудную задачу возмужания и совершенствования. Мы еще не смогли взять тех высот, которые Он нам указал. «Во Христа облеклись только немногие праведники,— писал совсем недавно наш современник. — Говорят: христианство одряхлело: нет! Логос вечен, а христианское человечество еще юно…»

«Крот истории» трудится медленно, однако идеи новой общности со времен Римской империи производят интегрирующее воздействие на мир. Этот процесс особенно интенсивно идет в наше время. Складывается единое человечество, глобальные транспорт и энергетика, потоки товаров и продуктов, информационная система и коллективный интеллект. Всемирная система хозяйства уже сегодня помогает благотворительности в районах планеты, терпящих бедствие. А в будущем она обещает дать кров и хлеб каждому человеку на Земле, открыть пути для образования, культурного и духовного развития. Мы с очевидностью видим: все больше людей подучает возможности слышать Благую весть, думать о ней, а значит строить Царство Божие в своей душе.

Звезда, вспыхнувшая над Вифлеемом 2000 лет назад, освещает нам путь в будущее.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Логос" 2000, № 6

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.