И. С. Проханов: «Любовь Христова»
10.06.2015

И. С. Проханов: «Любовь Христова»

Статья из журнала «Христианин» 1906, № 11

Дa даст вам по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам наполниться всею полнотой Божией. Еф. 3:16-19.

В прочитанном тексте говорится об утверждении «во внутреннем человеке», о вселении «Христа в сердца», упоминается «богатство славы», «Дух Его», «вера», но центральным пунктом всего текста является, несомненно «любовь Христова». Если бы мы проследили все писания Ап. Павла, мы увидели бы, что «любовь Христова была вообще центральным пунктом его мыслей и стремлений. Она же является главным предметом для размышления и усвоения каждого последователя Христа. И для нас в этот час не может быть ничего более назидательного и полезного для размышления, как любовь Христова.

Но, что такое любовь Христова?

Вдали от городов, в пустынных степях бродят прокаженные. Они отвержены людьми и самые близкие и родные бегут от них. Звери им товарищи. Тело их покрыто струпьями. Они видят, как тело их разрушается, но помочь этому не могут. Нет у них ни крова, ни человеческих утех. Нет надежды на исцеление, ибо они знают, что болезнь их неизлечима. Но вот они слышать, проходит Христос. Робко взывают они; «Иисус Наставник, помилуй нас!» Увидя их, Он сказал им «пойдите, покажитесь священникам; и когда они шли, очистились». (Лк. 17:12-18). Они стали вполне здоровыми и ожившими людьми, приводя в изумление всех.

Что исцелило их?

Это была любовь Христова.

Море бушует… Лодка заливается волнами и близка к гибели. В ней в страхе и ужасе мятутся двенадцать учеников Христа. Они потеряли всякую надежду и видят уже призраки смерти кругом. Но вот среди мрака и ужаса раздается мощный голос: «Это Я! не бойтесь!» И Он повелевает буре и ветрам смолкнуть. Настает тишина, покой и радость. (Mф. 14:22-34).

Что остановило бури и ветры?

Что спасло погибавших?

Это была любовь Христова.

На дворе первосвященника крик и шум неистовой толпы. Привели израненного и истерзанного Иисуса и готовятся судить и казнить Его. Его заушают, Его бьют, издеваются. Но что всего ужаснее - Его ученик, которому Он проявил столько любви, отрекается от Него и Христос слышит самые слова его Отречения.

Христос был распят, умер и воскрес. Он явился всем Своим ученикам и в том числе Петру. Ни слова упрека не было сказано им Петру. Он не только простил измену Петра, но ободрял его и вызывал в нем робкое чувство любви, спрашивая: «любишь ли ты Меня?» и даже больше того: Христос дал ему великое поручение: «паси Агнцев моих!» Ин. 21 гл.

Что же простило падение и измену?

Это была любовь Христова.

На Голгофе мрак и горе. На кресте кровью истекал посреди двух разбойников Христос, который всю жизнь творил благо на земле. Злорадная толпа издевалась над ним. Он был окружен палачами и врагами. Но вот с креста раздаются звуки молитвы: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». (Лк.23:34). Здесь была молитва о врагах и палачах. Он им прощал и просил, чтобы и Отец простил им.

Что же прощало врагов и палачей?

Это была любовь Христова.

Любовь Христа исцеляла неизлечимые болезни, спасала от гибели, прощала изменников, молилась за палачей и врагов. Когда Ап. Павел писал о любви Христовой, он несомненно думал об этих великих проявлениях её. Думал о бесчисленных чудесах, совершенных Спасителем в Его земной жизни, о прозревших слепых, о начавших ходить хромых, о воскресших мертвецах, о сострадании Христа к детям, к слабым и бедным созданиям, о Его долготерпении к ученикам и т. п.

Но если бы он судил о любви Христовой по этим прошлым фактам, это было бы недостаточно, это было-бы только внешнее знание о любви Христовой. Это была бы теория, одно только рассуждение о любви Христовой.

Всякий бы мог сказать Ап. Павлу: «ты рассуждаешь хорошо о любви Христовой, ты приглашаешь других уразуметь ее, но сам ты не испытал её». Но к счастью нашему на это Ап. Павел имел сильное возражение. (1Тим. 1:12-16). Апостол так говорит о себе. «Он признал меня верным, определив на служение меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе... Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первым показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать к жизни вечной.

Говоря о любви Христовой, Ап. Павел вспоминал то время, когда он дышал угрозами и убийствами против учеников Христовых, когда он гнал церковь Христа и когда Христос остановил его на пути кротким вопросом: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» Он вспомнил, как он потом молился в муках раскаяния, как Господь его простил и помиловал и избрал Своим сосудом для служения Ему.

Да, он говорил о любви Христовой не по теории, а по опыту своего сердца.

Какое отношение имеет к нам любовь Христова?

Если-бы любовь Христова действовала только во времена земной жизни Христа и Ап. Павла, а затем прекратилась бы, мы были бы несчастными и безнадежными грешниками. Но на наше счастье Иисус Христос вчера, сегодня и во веки тот же. (Евр.13:8). Его любовь не перестает действовать и теперь. И теперь она исцеляет проказу греха, спасает от бурь жизни, прощает изменников Богу, и молится за врагов Божиих по расположении к злым делам. И теперь она призывает: «придите ко Мне. все утруждающиеся и обремененные; и Я успокою вас». (Mф.11:28) или, «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). И теперь она провозглашает, что» верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную». Ин. 3:36. Мало того, эта любовь достигла нас, показала нам нашу греховность, дала нам прощение грехов и свидетельство Духа, что мы дети Божии. Мы помним те дни, когда Господь Сам явился к нам в любви Своей, поднял нас из пучины греха и поставил нас на скалу спасения с вечною надписью: «Овец Моих никто не похитит из руки Моей» (Ин.10:28). Мы вкусили, как благ Господь, мы познали любовь Христову по опыту.

Но значит ли это, что мы вполне уразумели любовь Христову, так, что уже нам не остается ничего больше для уразумения? Ап. Павел был другого мнения. Он советует «уразуметь любовь Христову» не язычникам и не неверующим людям, а Ефесянам, людям верующим, о которых он пишет, что они «благодатью спасены» (2:5) «сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков» (2:19-20).

Они также познали любовь Христову в обращении и покаянии, но все таки им нужно было уразуметь любовь Христову, и несомненно та же задача предстоит всем уверовавшим в Него.

Что значит для верующего уразуметь любовь Христову?

Человек уверовавший в Господа тотчас же вступает под невидимое руководство Своего Спасителя. Незаметно для него Господь создает вокруг него мощную охрану. Как вокруг Иова, вокруг него может ходить невидимый враг, но прикоснуться к нему Господь ему не позволяет. Враг заносит руку свою над ним, но Господь силою Своею отклоняет удары. И это случается постоянно, каждый день. Верующий может жить, не вникая в во вредные веяния, под которыми он проходит, и от которых его ежечасно спасает Господь. Следовательно он не замечает и не разумеет этих дивных проявлений любви своего Господа. Если же верующий пребывает в Господе, если он углубляется в общение с Ним, то он чувствует всякий раз, когда к нему приходить чуждая вредная волна и когда Господь отклоняет ее от него. И сердце его в те моменты наполняется радостью, хвалою и благодарностью.

Мало того. Верующий может получать от Господа наставления в слове, обильное питание духовным хлебом и живою водою, но может дойти до такого состояния, что может считать все это за должное,  за совершенно обыкновенную вещь. Он может даже дойти до пресыщения, т. е. до окончательного непонимания любви Христовой. Между тем верующий, стремящийся уразуметь любовь Христову, слушая слово наставления - принимает его, как от Христа, с чувством великой благодарности, и передает ее Mиpу; если он получает внутреннее внушение к добру, то не угашает его, но с радостью повинуется внутреннему голосу любви. Таким образом, он все более и более познает любовь Христову.

Кроме того, верующий имеет великое обетование от Господа: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю». (Иоан.14:13). Другими словами: «У меня богатства мира, радости, мудрости, клады совершенства - вечные дары любви - проси у меня и Я тебе все это дам».

Но даже слыша часто этот призыв, мы можем оставаться бедными, нищими и несостоятельными.

Отчего?

Оттого, что мы не разумеем любви Христовой, не пользуемся Его великим разрешением просить и получать. Мы мало просим, мало получаем. Между тем если бы мы простерлись пред Господом, просили бы у Него Его даров, то мы были бы богаты дарами освящения и добродетели, мы были бы живыми свидетелями любви Христовой.

Помимо того есть другая сторона любви Христовой, с которой мы должны уразуметь ее.

Человек может прожить всю жизнь и знать о воздухе и свете только то, что ему дают простые ощущения. Между тем, если он возьмет микроскоп, то он увидит в воздухе нечто новое для себя - миллионы живых существ невидимых для простого глаза. Если он возьмет призму (трехгранное стекло), то он увидит, что лучи обыкновенного белого света состоят из лучей семи цветов радуги. Однородный белый свет для него станет красивым сочетанием разных цветов. Так точно, если человек возьмет микроскоп веры, то он увидит жизнь там, где раньше не видел ничего; если возьмет призму молитвы, то любовь Христа представится ему в совершенно новом виде.

Прежде всего, рассуждая о любви Христовой, он не будет думать, что она выражается в отношении только его самого, его близких, его церкви или его народа. Он будет видеть, что любовь Христова подобна солнцу и изливается на злых и добрых, что в ней нет ни Эллина, ни Иудея, что во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. (Деян. 10:35). Он будет радоваться вместе с Ап. Павлом и тому, если «люди проповедуют Христа притворно. (Фил.1:18). Он будет обращать свое внимание, прежде всего, не на то, что разделяет церкви Божию, и не будет стремиться разрушать другие общины или благое дело, потому только, что они не согласны с его воззрениями. Нет, при свете любви Христовой, видя свои собственные недостатки, и несовершенство, он будет относиться снисходительно к недостаткам других и отделяя главное от второстепенного, будет стремиться содействовать всему благому и в других христианских кругах, хотя бы они и не совсем соглашались с его взглядами.

Тогда он поймет, что значить быть для Иудеев - Иудеем, для Эллинов - Эллином.

Тогда для него церковь Божия не будет представляться небольшим однообразным огородом желтых подсолнухов, а обширным полем, блещущим разнообразием красок и цветов и у него не будет желания привести всех в единообразие.

Тогда он познает, что широта и долгота, и глубина и высота.

Тогда он увидит церковь Христову не как одну общину древнюю или новую со строго установленными правилами, а как «торжествующей собор и церковь первенцев, написанных на небесах и . . . . духов праведников, достигших совершенства». (Евр. 12:23).

И так, действительно и для верующих предстоит великая задача уразумения любви Христовой. Но изучая любовь Христову, христианин вскоре убеждается вместе с Ап. Павлом в том, что любовь Христова превосходит его разумение.

Слово Божие нас учит, что Христос - Сын Божий, Единосущный с Отцом образ Вечного Бога, Сияние Славы Его; Он Альфа и Омега, Начало и Конец; Им сотворены веки и все живущее. Он же пришел на землю и был здесь маленьким ребенком, бедным человеком и наконец мучеником. Ум человеческий начинает размышлять об этом великом факте. Ему становится непонятным, как Вечный Бог, обитающий во свете неприступном, окруженный сонмом ангелов, Бог, которому повинуются солнце, луна и все сияющие планеты, носимые в беспредельных пространствах, для которого земля по значении своему есть только подножие ног, а по величине только ничтожная песчинка -  как Он мог прийти на эту землю!

Как Он, безграничный, мог ограничить себя до малого дитяти, как, бесконечный, Он мог стеснить себя Вифлеемской пещерой?

Как Он, Святой и Совершенный, мог терпеть нечестие людей и как грешная земля не потряслась и не рассыпалась в пылинки, почувствовав на себе Всесвятого и Всемогущего Царя Царей и Вечного Сына Творца?

Да, это превышает разум человеческий.

Существует рассказ об одном верующем средних веков.

Он был наделен сильным и пытливым умом и любил предаваться размышлениям.

Однажды он шел по берегу моря и размышлял. Мысли его вращались вокруг одного и того же центра: тайны любви Божией. Он думал о лице Иисуса Христа, об отношении Сына к Отцу, Отца к Сыну и Духа Святого к Отцу и Сыну. Он думал о великом законе предопределения. Он думал найти решение вопроса о согласовали, необходимости участия свободной воли человека в деле спасения с волей Божества, решающей судьбу человеческих душ ....

Мысли приводили его к противоречиям и путанице.

Но вот взору его представилась картина.

На берегу маленький мальчик держа раковину в руках, черпал воду из моря и выливал на берег. И ему стало ясно, что он был тем мальчиком. Он хотел раковиной своего разума исчерпать великую тайну любви Христовой.

Ум человеческий должен был бы сознать свое бессилье в познании великой истины о любви Христовой. Между тем не постигая её, он часто склонен отрицать ее. Но здесь он проявляет непоследовательность. Он не постигает внутренней сущности света, электричества и других сил природы, но видя их проявления, не отрицает их существования. Тот же способ мышления он должен был бы применить и к великой тайне любви Христовой. Он должен был бы не только не отрицать существования непостижимой любви Христовой, но с радостью пользоваться её, как он пользуется физическими силами природы.

С другой стороны, если человек признает, что любовь Христова превышает его разумение, то его должен удивить настойчивый совет Апостола Павла: «уразуметь ее».

Как уразуметь то, что превышает разумение?

Оказывается, для этого есть простое средство у человека. Чтобы  выяснить нашу мысль приведем пример из жизни.

Ум человеческий давно уже признал законность борьбы в природе. Он доказывает, что всякий сильный организм должен победить и поглотить слабый организм, что чем будет меньше слабых существ и больше сильных, тем раса человеческая будет делаться совершеннее. Поэтому, с точки зрения разума человеческого совершенно нелепо и противоестественно сильному жертвовать своею жизнью для слабого.

Но вот, сильная и здоровая мать бросается в реку, чтобы спасти слабого и беспомощного ребенка и жертвует для него своею жизнью.

Мы все единодушно говорим, что она сделала хорошо. Мы умиляемся, мы восторгаемся и ни один сторонник борьбы за существование, не скажет слова осуждения её поступку.

Почему?

Потому что, здесь говорит в нас не холодный рассудок, а сердце…

То же самое в отношении любви Христовой. Холодный рассудок один не может понять ее, не может объяснить себе жертву искупления Христа, отрицает ее.

Но простое любящее сердце, о как оно понимает, как разумеет любовь Христову!

Любовь открывается любви.

Потому то Ап. Павел и говорит, чтобы вы утвержденные и укорененные в любви могли .... могли уразуметь .... любовь Христову.

Чтобы получить полезный огонь костра в темном лесу или огонь выплавляющий металл из руд в громадных доменных печах - мы должны иметь хоть маленькую спичку для зажигания, для начала действия огня.

Наша спичка для огня любви Божией - это стремление любить Господа и друг друга. Как ни слабо это желание (пусть это будет только искорка), но оно превращается сразу в костер любви Христовой, обогревающий нас и окружающих и выплавляющий металл из грубых глыб сердца человеческого.

Да, мы должны любить!

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучаний; если имею всякое познание и всю веру, так что я могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто». (1 Кор.13:1-2).

Если мы знаем все слово Божие, всю мудрость земную, если мы даже очень красноречиво проповедуем о Христе, но раз в нас нет искры любви -  все равно мы окажемся незнающими любви Христовой. Если в нас нет любви, мы будем часто не в состоянии принять Христову любовь, когда она говорит нам устами немощных и слабых по виду людей.

Мы пропустим Христа, когда Он придет к нам в облике страдальца и нищего. И, в конце концов, мы вместо костра любви Христовой, останемся с нашей не горящей лучиной.

С другой стороны верно и то, что мы не можем любить как должно, не получив любви Христовой. Между нашей любовью и любовью Христа существует удивительное соотношение. Чтобы получить и уразуметь любовь Христа, мы должны любить, а чтобы любить, мы должны иметь любовь Христа. Он друг другу предшествуют. Чтобы создать костер, необходима лучина, а чтобы лучина могла иметь теплоту, необходимо, чтобы она была деревом, чтобы дерево получало теплоту от солнца. Для того, чтобы поля не высохли от засухи, а имели влагу, -  необходимо, чтобы были дожди, а чтобы дожди были, необходимо, чтобы влага на полях испарялась, образовывала облака.

Мы знаем о таком влагообороте в природе -  такой же круговой оборот существует в духовном мире.

Мы живем в кольце вечной любви Христовой. Она, исходя от вечного Божества, обнимает всю вселенную, чистых и светлых ангелов, нас, бедных грешников и все живущее.

Лучины её заброшены и в самые черствые и грубые сердца. Необходимо только, чтобы эти лучины были зажжены и горели, и тогда пред нашими глазами откроется во всем своем величии вечно пылающий костер любви Христовой.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин"  № 11

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.