О. Тярк: Общение Христа с церковью.
20.07.2015

О. Тярк: Общение Христа с церковью.

Статья из журнала «Братский Вестник» 1947, № 1

"А наше общение - с ...Иисусом Христом" - I Иоанн. 1,3.

Слово "общение" каждому истинно верующему знакомо, умеет ли он его определять, или нет. Оно относится к тем понятиям, которые больше воспринимаются чувством, чем сознанием. В силу этого общение полно теплоты и не может настолько застыть, чтобы превратиться в кристалл холодной логики, который можно было бы взвешивать или измерять.

В Новом Завете это слово встречается часто, особенно у апостола любви, Иоанна, в его первом Послании. Там говорится об общении бога и верующего человека и о взаимном общении верующих. Особенно привлекает наше внимание та мысль, которая раскрывает сущность общения Христа с Церковью. Она затрагивает нашу повседневную жизнь в вере даже тогда, если бы мы были в уединении и пустыне. Мы чувствуем, что в этой мысли скрыты тайные сокровища жизни веры. Как их извлечь оттуда? Должны ли мы, говоря об общении Христа с Его Церковью, вспоминать о разнообразных явлениях в жизни Церкви, об опасностях, о сопутствующих деятелях и т. д., т. е. поступать согласно обыкновенного метода учебников? Позвольте мне выбрать на этот раз совсем простой способ.

В Новом Завете нам даны три несравненных картины, которые поясняют эту мысль, и мы просто рассмотрим их. Одна из них - отношение лозы к ветви, другая - отношение духа к телу и третья - отношение двух обрученных, которые ждут дня своего бракосочетания.

Общение жизни

"Я есмь Лоза, а вы ветви... без Меня не можете делать ничего"

(Иоанн. 15, 5).

В этом общении нет ничего механического. Иисус не сказал, что Его отношение к Церкви то же, что отношение стола к ножке стола. Ножка стола может быть красивой, гладкой, полированной и, вообще, прекрасной, но в ней нет жизни. Даже отношение почвы к корню дерева не выражало бы мысли Иисуса, хотя почва питает корень дерева, но у них обоих, нет общей жизни. Только слово "жизнь" может выразить сущность общения Христа с Церковью. Никакое другое сравнение не может заменить этого образа - жизнь. Потому Иисус и сказал: "вы - ветви".

Жизнь ветвей неотделима от жизни лозы и жизнь лозы проявляет

себя в ветвях. Лоза и ветви наполнены одним и тем же соком жизни. Одна и та же жизнь течет в этом едином организме. Жизнь Церкви и Жизнь Христа не есть отдельные, различные, жизни, протекающие вдали друг от друга. Каждое дитя Божие является частицей жизни Христа, и Христос составляет жизнь Своих искупленных. Это и есть общение, которое апостол Павел изобразил словами: "быть во Христе".

Член Церкви тот, кто имеет общение с жизнью Христа. Может ли кто-нибудь сказать: "я вступлю в Церковь, когда захочу и выйду оттуда, когда захочу"? Если бы все зависело исключительно от нашего личного "хотения", то Христос и Его Церковь не имели бы единой жизни. Вместо общения жизни была бы только механическая связь. Христос не принадлежал бы нам, и мы были бы совершенно чужды Ему. Поэтому член Церкви тот, кто говорит: "Христос - жизнь моя", или - "Я умру, если не буду иметь Христа; Он - моя жизнь и моя единственная жизнь, смысл моего существования". Всякий, кто действительно является членом Церкви Христовой, находится в Церкви не потому, что он этого только захотел. Истинное чадо Божие естественно принадлежит к Церкви, как ветвь естественно принадлежит дереву. Ветви, которые не остаются на дереве, тоже ветви, но они больше не принадлежат лозе. Такие ветви составляют только хворост, а не лозу, и хворост для огня. Нам должно быть совершенно ясно, что членом Церкви не сделает нас ни какой-нибудь внешний обряд, ни желание наших родителей, ни помещение нашего имени в списки церковных книг местной общины. Член Церкви лишь тот, в ком течет жизнь Иисуса Христа. Такого члена, который имеет жизненное общение со Христом никакая сила не может исключить из Церкви. Что изменится оттого, что кто-нибудь сделает надпись на плодовитой ветви лозы: "эта ветвь не принадлежит лозе"?

Плодовитая ветвь берет сок из дерева и живет им, но она собирает

его также и для плода. Слабая ветвь лозы может собрать большой запас сока для тяжелой кисти винограда. Наш плод может выражаться в активном труде, работе, в подвигах; но он может также выражаться в верности Господу в то время, когда мы испытываем тяжелые переживания, которые заслоняют от нас лик Спасителя. Живая ветвь сильна оттого, что она полностью и неразрывно связана с лозой. Это служит ответом тем, которые боятся, что большая зависимость от Христа может воспитать нас безвольными и слабыми. Священная история говорит, что мужественными столпами Церкви были лишь те, которые вполне зависели от Христа.

Общение водительства

"Вы - тело Христово, а порознь - члены" (I Коринф. 12, 27). Тело - это уже не лоза; это уже иной, высший, образ, которым апостол Павел обозначает Церковь Христову. Церковь есть тело Христа. Ясное сознание этого факта - шаг вперед в понимании сущности нашего общения со Христом.

Заметили ли вы, что является существенно различным в притчах Господа о заблудшей овце и блудном сыне? Овца заблудилась не потому, что она вовсе не повиновалась пастырю; она сбилась с пути оттого, что окрестность привлекла ее к себе. Удаляясь от пастыря, она нисколько не думала об этом и, таким образом, т. е. бессознательно, ушла от него очень далеко. Блудный сын, напротив, ушел от отца вполне сознательно и добровольно; здесь было намеренное разобщение и оно выразилось, прежде всего, в сознательном неповиновении.

Подобно этому общение также бывает сознательное и бессознательное. Сознательно и добровольно мы пришли к вере и получили общение жизни; Но мы достигаем затем высшего общения со Христом - общения водительства. Церковь - тело Христа. Это значит, что Церковь находится со Христом в общении водительства.

Тело, находясь в общении с духом, имеет жизнь. Подчеркнем себе ее особенность: это сознательная жизнь. Сознательная жизнь тела состоит в том, что каждый член его добровольно подчинен водительству духа. Если мы сознательно и добровольно подчинены духу Христа, то Он живет в нас и мы является членами тела Его. Мы находимся с Ним в общении, которое так велико, что Христос чувствует Себя единым с Церковью (Иоанн. 17, 21).

Если кто-нибудь ударит человека по спине, то потерпевший не скажет обидчику: "почему ты мою спину бьешь?", он скажет: "почему ты меня бьешь?" Савл гнал Церковь Божию. Иисус, остановив его на пути в Дамаск, не спросил: "Савл, что ты гонишь Церковь Мою?"; но Он обратился к Савлу иначе: "Савл, Савл, что ты гонишь Меня?". Церковь в Дамаске и Иисус Христос - едины. Это была живая Церковь, которою Христос мог руководить, так как она подчинялась Ему. Мы со своей стороны готовы подчиняться воле Христа и с радостью служить Ему. Это будет, если мы будем пребывать с Ним в общении водительства.

Без такого общения со Христом мы не годимся на служение Ему. В этом случае мы - своевольные члены, то есть члены, которые поступают исключительно по своему желанию. Символ своеволия - разлучение духа с телом. А тело без духа мертво - оно ни на что не способно. Я могу дать свой карандаш другому для употребления или дать свой кошелек в чужое распоряжение; но свою руку я не могу никому дать для употребления: если ее разлучить с телом и отдать, тогда она уже ни на что не способна. Также невозможно служить Христу и не быть в общении с Его духом.

От верующего требуется больше, чем быть добрым человеком. Он должен уметь служить Христу, то есть принять водительство от Христа.

Общение любви

Когда Христос искал сравнение, которым Он мог объяснить Церкви, Свою любовь, Он выбрал отношения супружества. Церковь - невеста Христа. Именно эту мысль выражал Иисус Христос. Апостол Павел говорит об этом в своих Посланиях к Коринфянам и Ефесянам. Это сравнение общения Христа и Церкви в своей красивейшей форме является сокровищем последних страниц Нового Завета: апостол Иоанн описывает в "Откровении" Церковь, которая в образе Нового Иерусалима явилась "как невеста, украшенная для мужа своего" (Откр. 21, 2). "Блаженны званные на брачную вечерю Агнца" - передает Иоанн слова ангела (19, 9).

Раньше, чем появятся общение любви в своей полноте, надо быть обрученным со Христом (2 Коринф. 11, 2). Это совершается во время обращения грешника. Трудно описать блаженные чувства, которые пробуждаются в человеке в момент его обращения. Во всех языках мира нет слов для изображения этого небесного счастья. Поэтому Библия останавливается на примере с обручением. Кто этого обручения не переживал, тот не может праздновать и самое бракосочетание.

За обручением следует испытание верности. Каждого верующего окружают условия, могущие послужить поводом для отступления. Один соблазн прекраснее другого, одна тяжесть страшнее другой вдруг станут увлекать или пугать верующего, вызывая в нем мысль, покинуть истинный путь. Церковь старого завета получила прекрасное обручение (Осия 11, 1-4), но она не устояла в верности Господу, когда постигли ее испытания. Она пала, и пророки не стыдились осуждать ее в прелюбодеянии. Для Церкви нового завета уже сначала были тяжелые испытания. В результате открылась слабость верующих Пергамской и Фиатирской церквей (Откров. 2). Они не устояли при испытании верности.

Помни, чадо Божие, что глаза твоего Обрученного следят за тобой!

Истинная Церковь Христа уже теперь в общении любви. Она просит: "Гряди, Господи Иисусе!" Во всей силе переживаем мы чудеса общения любви, когда восклицаем: "Смотри, Жених грядет!".

Христос не напрасно поместил эти неподражаемые картины в Своем Слове. Он хотел этим затронуть глубочайшие чувства нашей души. Уже здесь на земле Он хочет обогатить нас Своею любовью. Он хочет, чтобы и наша земная жизнь была озарена Его дивным присутствием. Он не оставил нас сиротами, а пришел к нам в образе Святого Духа, чтобы жить с нами и руководить нами.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1947, № 1

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.