И. С. Проханов: Число два
01.09.2015

И. С. Проханов: Число два

Статья из журнала «Братский Вестник» 1948, № 1

В восьмой главе Евангелия от Иоанна, в стихах 15 - 17, написано следующее: Вы судите по плоти, Я не сужу никого; а если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня, а в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Особенное внимание я обращаю на эти слова, двух человек, свидетельство истинно. Вы легко можете понять, что я собираюсь говорить на ту тему, которая называется духовной арифметикой, то есть, о духовном значении некоторых чисел для всех верующих во Христа людей. Вы знаете, что отношение к различным числам может быть двоякое: одно - обыкновенное, а другое - духовное. Прошлый раз я говорил, главным образом, о первом числе: один, одна, одно, и вы увидели, что многие истины связаны с этим первым числом. Сегодня же я хочу говорить о числе два я показать, какие истины связаны с этим числом.

Число два стоит в особом положении. Оно, как здесь сказано, имеет значение в деле утверждения истины. По древнему закону, если кто-нибудь свидетельствовал один, то такое свидетельство не имело никакой ценности: оно считалось незаконным. Человек мог говорить истину, но раз он говорил только один, эта истина совсем не принималась во внимание. Таков был древний закон. Этот закон требовал, чтобы истину удостоверяли два лица. Тот же самый принцип соблюдается и в нашем современном законодательстве.

Число два при свидетельстве связано со всякой истиной и даже с такой, что Иисус Христос был не только Сыном человеческим, но и Сыном Божиим, Иисус Христос утверждал Свое сыновство по отношению к Отцу Небесному. Фарисеи и саддукеи не верили этому. Тогда Иисус напоминает им закон их, в котором написано, что свидетельство двух, считается истинным. О том, что Я - Сын Божий, - говорит Он, - вы имеете два свидетельства: Мое собственное свидетельство Отца Моего, голос Которого вы слышали, когда стояли на берегах Иордана, там, где проповедовал Иоанн Креститель; имея же свидетельство-двух, вы должны немедленно принять эту истину. Дорогие мои, если Иисус Христос для Подтверждения великой истины Своего сыновства Небесному Отцу прибегает к указанию на число два, то вы видите, какое большое значение имела эта цифра во времена Иисуса Христа. И теперь для нас эта цифра имеет большое значение. Я хочу сказать, что вокруг цифры два в Слове Божием сосредоточено много различных истин. Посмотрим на некоторые истины, которые были возвещены в Библии и произвели великое изменение в жизни человека.

Прежде всего коснусь основ семейной жизни человека. Вы знаете, что существуют различные виды брака, полигамия, т. е. многобрачие и моногамия, т. е. однобрачие. Известно, что среди большинства нехристианских народов еще недавно была распространена полигамия. Это такая форма брака, при которой в брачные отношения вступают не два лица, а большее число их. Мы знаем, к каким страшным последствиям привела такая форма брака.

Теперь нам не трудно доказать, что такая форма брака является тормозом в духовной жизни народов и ведет их к нравственной гибели. Но, в отдаленном историческом прошлом Библия была единственной книгой, которая говорила о том зле, которое несет с собой полигамия. Самую, сущность брака излагает уже первая, древнейшая, книга Библии - книга Бытие. Там мы читаем о том, что жена, которую сотворил Господь, есть, кость от костей и плоть от плоти мужа. Эти слова решительным образом подчеркивают незыблемое родство мужа и жены. Поэтому их брачный союз состоит в том, что оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть. Вся Библия свидетельствует о том, что только однобрачие, т. е. брачный союз двух, является естественной формой брака, установленной Богом. Однобрачие - закон данный Господом. Нарушение этого закона влечет за собой величайшие страдания не только для отдельных людей, но и для целых поколений. Библия указывает на это, описывая различные случаи уклонения от однобрачия.

Известно, правда, что Моисей - допустил расторжение брака. И некоторые фарисеи обратились ко Христу, требуя у Него разъяснения по этому поводу. Беседа этих фарисеев со Христом записана евангелистами Матфеем и Марком (Мтф. 19, 3 - 9; Марк. 10, 2 - 9).

Когда Христа спросили, позволительно ли давать разводное письмо, то Он ответил: Не читали ли вы, что... оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одною плотью. Фарисеи не удовлетворились ответом и спросили, почему Моисей разрешил давать разводное письмо. Христос сказал, что это было допущено по жестокосердию народа. Он сказал, что если в Библии описываются случаи уклонения гот однобрачия, и если Моисей допускал развод, то это не означает, что таков закон Божий. Эти печальные явления были следствием крайнего жестокосердия людей и право развода удерживало их от еще большего ожесточения.

Наш чудный Учитель Иисус Христос, придя на землю, снова подтвердил великий закон Божий о браке. Он дал нам самоё возвышенное учение об этом союзе двух, который должен быть свят и непорочен. Он говорит о браке в таких словах, которые не допускают двойного смысла, провозглашая, что виновен не только тот, кто смотрит на женщину с вожделением, но и тот, кто ищет развода или женится на разведенной. Христос говорит о браке, как о союзе мужчины и женщины, который должен быть союзом равенства и взаимной любви. Они должны любить друг друга и нравственно, и духовно, и физически. Такой брак должен служить великим целям Царствия Божия и прославлению Бога на земле. Только Христос мог снова напомнить миру об этой чудной форме брака: - однобрачии. Только Христос мог дать одухотворяющее начало этому брачному союзу.

Если мы видим, что Христос применил число два в самой категорической форме, не допускающей никаких изменений и уклонений, то мы можем сказать только одно: число два играет огромную роль в учении Библии о семье.

Но этим не ограничивается значение этого числа. Оно оказывает влияние и на другие области нашей жизни и притом, на самые возвышенные. Число два влияет и на духовную жизнь. Св. Писание говорит о двух путях, которыми может идти человек. В 7 главе Евангелия от Матфея, в стихах 13 14 говорится: Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими - это с одной стороны, а с другой стороны - Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие

находят их. Значит, Слово Божие указывает нам только на два пути. Почему же только на два пути? Очевидно, потому, что в жизни человека только и может быть два состояния. С одной стороны - смерть, а с другой стороны - жизнь; с одной стороны - погибель, с другой - спасение. И так как может быть только два состояния, то может быть только и два пути. Да запечатлеет Дух Божий в наших умах эту великую истину, что только два пути бывают в жизни человека.

Между тем часто утверждают, что этот взгляд слишком узок, так как есть много путей, и людям предоставляется большая свобода выбора их. Но страницы Евангелия открывают нам, что любой из путей, выбранных людьми, является только частью, принадлежащей какому-нибудь одному из двух больших путей, среднего между которыми быть не может. Или я иду пространным путем, или иду узким путем; или каждый из нас находится в состоянии жизни, ли в состоянии смерти, или в состоянии погибели, или в состоянии спасения. Конечно, не каждый человек сразу может понять это. Но Слово Божие это разъясняет. Оно не только говорит, но и дает почувствовать человеку, что он, испорченности своей, находится в состоянии погибели, что он виновен в грехе против вечного Творца и против своей совести. Тогда человек начинает понимать, что смерть является возмездием за грех, и, вместе с тем, погибелью, так как удаляет душу человека от Бога, Который является единственным источником жизни. И человек, который здоров и пользуется всеми благами этого мира, вдруг чувствует, что он - погибающий грешник и видит, как велик его грех против Бога. Тогда Слово Божие, открывшее ему грехи его, не оставит его в скорби и страдании, но возвестит о спасении, о прощении во имя крови Иисуса Христа. Сердце такого человека наполнится радостью, ибо он принимает прощение из рук Господа и переходит от смерти в жизнь. Хвала Искупившему его от смерти не умолкнет никогда. Вот каково действие Слова Божия, вот как оно открывает нам великую истину о двух путях.

Пусть каждый из нас подумает о том, на каком пути он находится сейчас и даст себе ясный отчет в этом отношении. Правда, иногда очень трудно дать себе такой отчет. К сожалению, есть люди, которые духовно мертвы, но считают себя верующими, так как находятся все время под влиянием христианской среды. Когда им случается быть одним, без общения с детьми Божиими, они чувствуют, как тоска и острое чувство одиночества овладевают их душой. Тут они начинают понимать, что находятся действительно в стороне от Господа. Тогда они успокаивают себя мыслями, что хотя они не особенно близки к Богу, но и е очень далеки от Него. Это обманчивое состояние. Или вы идете узким путем, ведущим в жизнь, или - широким и пространным путем, ведущим к погибели и духовной смерти. Очень важно, чтобы каждый из нас мог определить, в каком состоянии он находится. Проверить себя можно очень легко. Я должен спросить себя, верю ли я, что я спасен и имею жизнь вечную. Если я верю в это, то я на узком пути. А если не верю, то я нахожусь в другом состоянии, и какими бы радужными надеждами я себя не утешал, я все равно окажусь на широком и пространном пути, ведущем в погибель, и результат будет очень плачевный и непоправимый. О как бы я хотел, чтобы вы дали себе отчет, в каком состоянии вы находитесь.

В соответствии со всем сказанным, Слово Божие говорит о двух группах людей. Христос ясно высказал это в притче о плевелах. Там говорится, что один человек посеял доброе семя на поле своем, но ночью враг лукавый посеял на том же месте плевелы. Когда хозяин поля увидел выросшие плевелы, то стал советоваться со слугами своими о том, что сделать с этим плевелами. Христос так объяснил эту притчу. Поле - это мир, доброе семя - сыны Царства Божия, а плевелы - сыны лукавого. Что же мы видим в словах Христа? - Только то, что весь мир делится на две группы людей. С одной стороны - дети Божий, сыны Царства Божия, а с другой стороны - сыны лукавого. Дорогие мои, не проходит ли такое разделение через все Писание красной нитью? Апостол Павел говорит: Вы - сыны света и сыны дня... е сыны ночи, ни тьмы. Это - та же мысль о том, что человечество разделяется на две группы, с одной стороны - сыны света и дня, а с другой стороны - сыны тьмы и ночи. На первых страницах Библии, а именно в 6 главе книги Бытия, вы читаете, что в глубочайшей древности род человеческий делился на две группы: с одной стороны - сыны или дети Божий, а с другой - сыны или дети человеческие. Дорогие мои, я повторяю, что нет третьего состояния. Я хотел бы найти между детьми Божьими детьми человеческими какую-нибудь третью промежуточную ступень, но об этом нет ничего в Слове Божием. Значит только и есть две группы: дети Царства Божия и дети мира сего. Определить, к какой группе людей относится каждый из нас - это вопрос чрезвычайной важности. Или сыны Царствия Божия, или дети мира - третьего состояния нет. В этом отношении Слово Божие подчеркивает цифру два и нельзя к ней прибавить ни одной единицы. Два, два, только два состояния. Для того, чтобы разрешить этот вопрос, надо углубиться в смысл беседы Христа с Никодимом. Там есть выражение: Рожденное от плоти есть плоть а рожденное от Духа есть дух. Каждому из нас необходимо решить вопрос: Был ли в моей личной жизни факт этого духовного рождения от Бога? Если был, то значит, я чадо Божие, а если не был, то я а чадо Божие и мне надо стремиться . тому, чтобы стать чадом Божиим. И вот есть чудная весть, что чадо мира сего может стать чадом Бога. Это будет тогда, когда душа обратится к Господу с просьбой и молитвой. Тогда она ощутит в себе дивное действие Духа Святого, благодаря Которому человек становится причастником естества Божия и из чада мира сего обращается в сына или дщерь Божию.

Дорогие мои, теперь мы обратим внимание исключительно на жизнь сынов Божиих. Надо сказать, что и здесь число два играет огромную роль. Дети Божии, по характеру своему, могут быть разделены на несколько разрядов, и в, каждом из них можно найти две характерные группы.

Рассмотрим притчу о блудном сыне. Обычно эта притча применяется к верующим я не верующим в Бога. Но часть этой притчи, где рассказывается о возвратившемся блудном сыне, имеет значение для тех, которые принадлежат к стаду Божиему, к Церкви Христовой. Здесь нас интересует поведение двух сыновей, которые и олицетворяют собою две группы верующих.

Первая группа подобна старшему сыну, который не падал и не прерывал общения с Богом и Церковью. Другая группа подобна возвратившемуся блудному сыну, который перед тем пал, согрешил, прервал общение с Отцом Небесным, с родными, но потом опять возвратился и пирует под родимым кровом. Что мы должны сказать относительно второй группы? Мы видим, что, несмотря на глубокое падение, младший сын вернулся к отцу, раскаялся, получил прощение и затем ликовал. Между тем, есть верующие люди, которые имеют тень печали на лицах и слезы в очах своих. Вот таким людям, вспоминающим о своем падении, я хочу сказать: дорогие мои, ведь Отец ваш все предал забвению и удалил от вас грех, как восток удален от запада, - зачем же вы помните то, что Бог забыл? Вам надо прославлять Бога, вдохновляться и радоваться, так как вы стали сынами вечного Отца и теперь вам открыт путь гуда, где живут ангелы и архангелы. Можете ли вы печалиться?

С другой стороны есть такие люди, которые с чувством осуждения относятся к падшему брату и думают, что их непорочная жизнь является их личной особой заслугой. Это - вторая группа верующих. Таким мы должны сказать, что они поступают неправильно. Они должны радоваться всякому восстановлению брата или сестры и принять их в свои объятия, не осуждать их, не подавать им повода к преткновению и не гордиться тем, что сами остались верными Господу.

Есть и другой разряд людей, который описывается в притче об отце и двух сыновьях. Отец поручил одному сыну дело. Сын сказал, что исполнит его, но не исполнил. Другому сыну отец также поручил дело. Тот сначала не хотел исполнить поручение, стал роптать, но потом все таки исполнил его. В этой притче показаны два отрицательных типа: один, который дал обещание и не исполнил, и другой, который делал порученное с ропотом. Эти типы встречаются в жизни часто. Я знаю одного мужа, у которого удивительная жена: она всегда противоречит ему, но всегда делает так, как он просит. Вот эти, приведенные в притче, два типа являются отрицательными. Не надо уподобляться тому, который обещает и не делает, или тому, который сначала ропщет, а потом все таки делает. Дело последнего не будет той жертвой, которую Бог принимает с радостью.

Христос говорит: Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф. 18, 19). Есть благословенная молитва в одиночку. Христос говорит, что нужно войти в комнату, затворить за собою дверь и там молиться (Мтф. 6, 6). Эта молитва необходима. Но важна и молитва вдвоем, о которой я только что сказал. Сам Христос подчеркивает, что в некоторых общественных делах должна быть молитва двоих.

Дорогие братья и сестры! Молитесь ли вы о том, чтобы Господь послал вам друга для совместной молитвы? У ас есть друзья по работе, по службе, по беседам, но есть ли у нас друзья по молитве, с которыми мы молимся о наших делах, молимся одухотворенно и входим в общение с Всевышним Отцом? Есть ли у нас такие друзья? Может быть мы забыли об этом числе два?

Дорогие мои, я не могу исчерпать всего многостороннего значения числа два. Я хочу, однако, сказать еще, что в отношениях души человеческой с Богом это число два очень часто имеет важнейшее значение. Это происходит тогда, когда человек обращается к Богу, или когда Бог обращается к человеку. Оказывается, что милость Божия состоит в том, что человек не один только раз слышит великие истины Божий. Если бы Бог говорил нам истины только один раз, то мы оказались бы в опасном положении, потому что в первый раз, по нашей слабости, не могли бы воспринять их. Псалмопевец Давид говорит: Однажды сказал Бог и дважды слышал я это (Пс. 61, 12), Бог не один только раз говорит об истине, а говорит два раза и несколько раз, т. е. повторяет ее. Дорогие мои, в этом повторении истины наше спасение. В этом проявляется великая любовь и милость Бога. Скажите, есть ли среди нас кто-нибудь, кому Бог не повторял бы через Своих служителей или другими путями тех великих истин, которые необходимы для нашей души? Бог повторяет не один, не два раза, а много раз те истины, которые важны для нашей бессмертной души. С одной стороны, мы должны испытывать благодарность за это, а с другой стороны - страх, так как человеку, который непокорен голосу Божию, в конце концов, сделается страшно от сознания, что он слышал призыв Божий первый раз и не обратил внимания, слышал его второй раз и опять пренебрег им. Сколько раз говорил человеку Бог, чтобы он очнулся и начал служить Ему с новым сердцем, но он не обращал на этот призыв внимания! Давид заметил, что Бог говорил два раза, а мы не замечаем этого. Надо желать, чтобы число два огненными буквами было начертано в нашей душе. Потому что, если два раза Бог обращался к вам, а вы не захотели принять Его благословения, то вы будете вдвойне осуждены.

Вот, дорогие мои, какое значение имеет число два. Это число указывает нам на основу правильной семейной жизни; оно говорит нам о двух путях и о двух состояниях, из которых каждому человеку Господь предлагает выбрать только один самый лучший путь, только одно самое лучшее состояние; далее это число проявляется и в жизни - запомните двух сыновей, старшего и младшего, из которых один обещает делать и не делает, а другой ропщет, но все таки делает; эта цифра указывает нам, что для того, чтобы наша духовная жизнь протекала успешно, нагл необходимо избрать себе сотрудника в деле молитвы, чтобы молитва наша была молитвой двух. Мы видим, какое громадное значение для нашей жизни имеет число два. Те, которые поймут это значение, будут другими людьми. Они станут занимать другое, лучшее, место в очах Божиих, и жизнь их будет исполнена Его благословений. О, если бы Дух Святой запечатлел в нас все эти дивные, божественные откровения! Какую великую пользу получили бы от этого наши бессмертные души!

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1948, № 1

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.