И. С. Проханов: Сила молчания
26.01.2016

И. С. Проханов: Сила молчания

Статья из журнала «Христианин» 1909, № 7

Но Он писал... не обращая на них внимания...  Иоан.8:6.

Перед ним была толпа обвинителей.

Обвинители были не простые люди. Это были книжники (т. е. ученые) и фарисеи (т. е. особо ревностные законники и вожди народа). Они были вооружены всеми знаниями закона для обвинения преступной души. Они говорили с огнем страстной вражды и красноречием прокуроров.

Преступление было на лицо. Весь закон, вся ученость, все общественное мнение осуждало его.

Преступницу привели к Иисусу, к Тому, кто стал известен как Мессия и Пророк, как любимец народных масс, как друг мытарей и грешников.

Они знали Его любящее сострадательное сердце.

Они привели эту грешницу к Нему не потому, что они действительно не знали, как поступить с нею, но для того, чтобы поставить Его в затруднительное положение. Закон требует смерти, Его любящее сердце будет требовать милости и жизни. Если Он поступить по закону - Он докажет, что Он стоить ни чуть не выше их; если Он скажет отпустить ее, (а они предполагали, что Он именно так и скажет), то значить, Он не признает закон Моисеев и следовательно Он еретик, лжепророк.

Обвиняя женщину, они хотели обвинить Его.

В этот момент, когда перед Ним стояла униженная, трепещущая от стыда и страха женщина и выступали один за другим красноречивые ораторы, решалась судьба молодой жизни и репутация Учителя.

Момент был важный, решительный. Им казалось, что Учитель произнесет великую речь защитника или обличителя...

Но Он не обращал на них внимания. Он молчал.

Учитель! От Тебя зависит жизнь или смерть этой женщины. Твоя репутация подвергается испытанию. И ты молчишь?

Да, в тот момент было непонятно, почему Он молчал.

Только потом все увидели...

Он молча писал. Что Он писал, мы не знаем; может быть Он писал, перечисляя грехи каждого, может быть Он молча писал слова Своей молитвы об обвинителях и обвиняемой. Нам неизвестно. Мы знаем только то, что в трудные минуты Своей жизни на земле Он молился Своему Отцу.

Он видел насквозь этих обвинителей. Он видел, что они были виновны в том же грехе, как и эта женщина, и еще в других, каких она не имела. Он видел, что ими руководила не ненависть ко греху, а желание только испортить репутацию Иисуса, желание восстановить свой падающий авторитет и влияние на народе. Он видел все это.

Он видел, что если эта женщина и была достойна смерти, то её обвинители заслужили ее вдвойне. Его сердце было наполнено печалью не столько о женщине, сколько о её обвинителях, которые поражали его слепотой. Будучи все в грязи, они взяли человека запятнавшего себя и кричать с негодованием об этом пятне. Он хотел бы им крикнуть об этом. Но Он видел, что при таком ослеплении слова бессильны. Он молчал, и Его молчание победило. Ему надо было только сказать несколько слов, чтобы обвинители один за другим стали выходить... На зеркале совести их стали появляться один за другим призраки их пороков и преступлений. Они начали видеть себя такими, какими они были на самом деле. Они стали познавать самих себя. И по мере того, как самопознание в них росло, голос обвинения слабел, стихал и окончательно смолкал.

Вместе с тем ослабевало в них желание найти ошибку в нем.

Молчание Иисуса победило!

Как агнец бес гласен, так Он не отверзал уст Своих. Ис.53-7.

Он - один среди взволнованной многочисленной толпы обвинителей.

Его - не кого-либо другого - обвиняют в ужасных преступлениях: в не исполнении закона Моисеева, в развращении народа, в политических революционных замыслах. Обвинения тяжкие. Ему грозить ужасная смерть. Кругом слышится: «Распни его! Распни его!» Насколько обвинения были тяжки, настолько же они были и несправедливы.

По человеческому рассуждению тут нужно было бы противопоставить самую лучшую защиту, выставить самых красноречивых защитников или самому обвиняемому произнести наиболее сильные речи в свое оправдание, подать жалобу, предать гласности и т. п.

Он истязаем был, но страдал добровольно, и не открывал уст своих. Ис.53:7. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судье Праведному.  1Петр.2:23.

Пилат задавал ему вопросы, но Он не давал ему ответа. Иоан.19:9.

Словом, страдая, Он молчал.

Каков смысл этого молчания? Было ли оно следствием Его бессилия? - Нет, вот что Он сказал Петру: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего и Он представит Мне более, нежели 12 легионов ангелов?» Mф.26:33.

Нет, Иисус знал, что Его победа в молчании, а не в словах, как бы они ни были красноречивы и сильны. Красота страдания не в речи, а в безмолвии. Как радость, лишенная слов и выражения - лишается силы, так наоборот страдание, облеченное в безмолвие, приобретает великую силу.

С другой стороны, Он видел, что Его слова были бы в это время бесполезны, ибо состояние Его обвинителей было таково, что разубедить их словами было невозможно.

Их можно было бы победить только безмолвием фактов.

И Он предпочел этот путь, хотя он и был столь тяжек с человеческой точки зрения.

Не воздавая злом за зло, а творя добро, Он тем самым давал самый красноречивый (хотя и безмолвный) ответ на все обвинения, которые сыпались на Него.

И молчание любви победило!

Чему это молчание Христа учит нас?

Если мы живем с Ним, то в нашей жизни могут быть такие же случаи, как и с Ним. Мы можем подвергаться несправедливым обвинениям. Ибо мы знаем, что обвинения эти неразлучны с теми, кто последовал за Христом.

Во всех тех случаях, когда состояние наших обвинителей таково, что на них слово не может действовать, мы должны избрать подобно нашему Христу путь святого молчания, хотя это и может казаться нам более трудным. Недавно из г. Т. мне писал один видный христианский деятель о том, что про него пишут в газетах несправедливости и клевету и что он старался было опровергать, их но ничто не помогает. Он спрашивал совета, как поступить. Я ему написал, изложив древний рассказ о двух монахах. Один монах жаловался другому, что его ужасно беспокоят клеветы, распространяемые про него разными противниками и соперниками его. Он так измучился по поводу всего этого, что не в состоянии был ни молиться, ни заниматься своим делом. Его товарищ сказал ему на это: «Пойдем со мной на кладбище!» Они вышли. Тогда товарищ стал громко кричать, обращаясь к мертвецам и восхваляя их заслуги. «Слушай! -  сказал он - будет ли какой ответ?» Ответом было, конечно, гробовое молчание. Затем он начал также кричать, но уже с бранью на мертвецов. Опять не было никакого ответа. «Так и ты, сказал старый товарищ, будь глух и нем, как мертвец, как к похвалам, так и к брани людской!»

Как и почему христианин может быть глухим и немым к похвалам и брани людской?

Очень просто. Чем ближе человек стоит ко Христу, чем он больше «взирает» на Него и Его указания, тем он дальше стоит от влияния людских мнений. Он смотрит на Христа, слушает Его голос и действует согласно Его указаниям и ему совершенно не важно, как к этому отнесутся люди.

Пусть весь мир нападает на него и изливает на него всю горечь своих упреков и клевет -  он остается нем и глух, Он только молится за тех, кто является орудиями лукавого врага.

Так Он поступает, когда явно на него нападают люди «Мира сего», чуждые ему по духу.

Но гораздо труднее поступать так, когда нарекания и вражда исходят от людей близких, от называющих себя христианами. Так было с Давидом «не враг поносит меня, - это я перенес бы,  но ты, с которым мы разделяли искрение беседы и ходили вместе в дом Божий». Пс.54:13-15.

Но и тогда для христианина остается тот же метод  - святое молчание и молитва и ими он во Христе победит.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" 1909  № 7

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.