«Спешите делать добро» в «Геликон – Опере»
29.04.2016

«Спешите делать добро» в «Геликон – Опере»

Премьера оперы «Доктор Гааз», посвященная выдающемуся врачу-гуманисту Федору Петровичу Гаазу, прошла в апреле в Москве. Событие имеет не только культурное, но и духовное значение, как для России, так и для всего мирового сообщества.

В театре «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана в Белоколонном зале княгини Шаховской состоялись премьерные спектакли оперы «Доктор Гааз». На премьеру были приглашены: посол Германии в РФ, представители христианских церквей разных конфессий и некоммерческих организаций, занимающихся делами милосердия и благотворительностью. В фойе театра прошла фотовыставка о жизни доктора Гааза.

От Российского Союза ЕХБ премьеру посмотрели первый заместитель председателя РС ЕХБ Сергей Юрьевич Сипко и представители журнала «Христианское слово». Сергей Юрьевич отметил важное духовное значение оперы «Доктор Гааз» в духовно-просветительской жизни нашей страны. Создателям этого произведения, ведущим актерам были подарены экземпляры журнала «Христианское слово», где была публикация, посвященная жизни и деятельности «святого доктора», как его называли при жизни и называют сейчас. В интервью нашим корреспондентам автор либретто, режиссер, композитор оперы рассказали о том, как и почему они взялись за такого рода произведение, как образ настоящего христианина повлиял на них.

Фридрих-Иосиф (в России – Федор Петрович) Гааз (1780-1853) – известный русский врач-филантроп немецкого происхождения, изменивший систему тюремной медицины и спасший жизни многих заключенных. Это был врач, которого звали «святым доктором», а московская поговорка гласила «у Гааза нет отказа». Федор Петрович делал всё, чтобы облегчить жизнь арестантов и ссыльных, бесплатно лечил малоимущих пациентов и бездомных. Богач, ставший нищим, потому что своё имение растратил на бедняков.

Доктору Гаазу посвящено немало книг, но героем оперы он стал впервые. Композитор необычного произведения - молодой и талантливый Алексей Сергунин, либретто написала известная писательница Людмила Улицкая. Режиссер-постановщик – Денис Азаров. Дирижер-постановщик – Валерий Кирьянов. Как отметила пресс-служба театра, «действие не привязано к какой-либо эпохе – это надвременная история о человеке и человечности, о нравственных ориентирах прошлого и настоящего». Для Людмилы Улицкой доктор Гааз – это ее семейная история, с детства он был для нее героем настоящей жизни. Написать о святом докторе было ее заветной мечтой. Интересно отметить, что Людмила Улицкая показала святость доктора Гааза в блаженстве посвящения миссии служения ближнему. Блаженный, юродивый Доктор Гааз стал героем для простого народа, служа ему до конца своей жизни. «Спешите делать добро» - этот девиз «святого доктора» стал для многих людей образом жизни.

Христианские истины стали основой спектакля. Опера состоит из 11 эпизодов, наполненных жанровыми контрастами: джаз, панк-рок, минимализм, барокко.

Создатели уникального произведения и те, кто рассказывает обществу о жизни святого доктора, поделились своими размышлениями как о необычном произведении, так и о самом образе доктора Гааза.

Людми́ла Евге́ньевна Ули́цкая — русская писательница, сценарист. Первая женщина — лауреат премии «Русский Букер». Лауреат премии «Большая книга». Произведения Людмилы Улицкой переведены не менее, чем на 25 языков. Людмила Евгеньевна впервые написала либретто. Она не пыталась воссоздать историческую хронику жизни доктора Гааза. Как она отметила, «важно было напомнить, что милосердие – высшая ценность сама по себе,  а жестокость из нашего мира никуда не делась. Еще раз подумать, что такое «красивые» и «некрасивые» люди. Как внешний лоск связан с внутренней значительностью. И как история живет в сегодняшнем дне. «Прошло почти двести лет, а вопросы все те же».

- Людмила Евгеньевна, кем для вас являлся доктор Гааз? Почему вы написали именно такое либретто?

- Доктор Гааз – это наша семейная история. Впервые мне о нем рассказала бабушка. Наша семейная могила и могила доктора Гааза на одном кладбище. С детства я проходила мимо этой могилы и знала о том, как велик и прекрасен этот человек. Мне не надо было входить в тему. Это с детства было во мне.

- Вы показали его, как блаженного...

- А он и был блаженный. Над ним издевались, смеялись. Этот момент как раз хорошо был показан в этой пьесе. Конечно, он не был из числа людей, которые рассчитывали на успех в жизни. Первую часть своей жизни он был человеком успешным и процветающим, а потом явил себя как святой. И сегодня мы получили этому подтверждение.

- Этот год - 140-летие Синодального перевода Библии. Чем является Библия для вас?

- Я довольно поздно начала читать Библию. Так жизнь сложилась, что для меня вход в Библию начался с Евангелия. Полную Библию я стала читать значительно позже. Большую роль в этом для меня сыграл отец Александр Мень, который очень много писал книг по этому поводу. Думаю, он был изумительным проводником в мир Библии, после чтения его книг я смогла читать пророков и достаточно сложные тексты, которые требуют подготовки. Библия – сложная книга, ее очень трудно читать с пустого места. Требуется  большая подготовка. Есть такое мнение, что Россия не евангелизирована. Оно имеет под собой некоторую почву по той причине, что Библия – очень сложная для чтения книга, которая требует большой работы, большого времени для ее усвоения. Другое дело, что это очень полезное занятие.

- Зритель оперы «Доктор Гааз» должен быть подготовлен?

- Нет. Думаю, это яркое явное высказывание, и оно само по себе даст толчок для того, чтобы люди вошли в это пространство.

 

Режиссер-постановщик Денис Азаров:

- Денис, кем для вас явился доктор Гааз?

- Мне сложно сказать. Думаю, что, прежде всего, это был честный человек. Мы об этом и делали оперу.

- Когда вы прочитали либретто, ощутили ли желание воплотить его в жизнь?

- Мне было интересно понять, про что это и зачем. Я начал рыться в биографии человека и понял, что «да, это тот человек, о котором стоит сегодня говорить!» Это про жизнь. Она многогранная, странная, много странных вещей происходят. Я себя не считаю настоящим христианином. Но доктор Гааз – настоящий христианин! Ему не важно – католик ты, православный, протестант, мусульманин. Он просто занимался тем, о чем проповедовал Иисус Христос, и этим занимаются сейчас многие церкви разных конфессий. Мне это интересно. При этом либретто построено так, что там много говорится о России, о наших проблемах и парадоксах в хорошем смысле слова. У нас парадоксальная страна, где заключенный может стать героем, как описано в книге Достоевского «Преступление и наказание». Юродивый доктор Гааз стал героем. Хотя он помогал преступникам. Вот эта парадоксальность очень хорошо выражена как в либретто, так и в самой опере.

- Ваше отношение к вере в Бога?

- Я признаю как Бога Отца, так и Иисуса Христа. Я верующий человек и ни в коем случае не атеист. У меня есть свои убеждения, о которых массово я не говорю.

- Этот год -140-летие Синодального перевода Библии. Чем является Библия для вас?

- Библию мне читали в детстве. На данный момент я считаю, что Библию писали люди, не Иисус Христос. К этому литературному источнику у меня есть много вопросов. Я ни отрицаю ничьих убеждений. Мы все люди, в этом наша свобода. Моя жена каждое воскресенье с дочерью ходят в православный храм. Я этому не сопротивляюсь, потому что хуже от этого не будет, а только лучше. У всех разные взгляды и убеждения. В этом нормальность мира. Мы все живые люди. Библия же Книга Книг. Это естественно. Я ее хотел недавно вновь почитать, чтобы замотивировать свои взгляды еще сильнее.

- Как вам работалось с Людмилой Евгеньевной Улицкой?

- Людмила Евгеньевна – потрясающий человек. Мы с ней очень хорошо общались. Она очень чуткий человек в плане театра, литературы. После репетиции оперы она настолько тонко проанализировала какие-то вещи, что я бы с удовольствием с ней поработал еще раз.

- Какие у вас планы на будущее?

- У меня планы на год вперед расписаны. Ближайшие – буду ставить в центре им. Мейерхольда современную пьесу. В другом театре буду ставить Хармса. Есть и другие планы.

- Ваши пожелания зрителю?

- Зрителю было бы здорово погрузиться в историю доктора Гааза. У него прекрасный девиз: «Спешите делать добро»! Зрителю было бы здорово не просто прочитать, а именно осознать это. Надеюсь, что та музыка, которую написал Леша, и то, что мы попытались сделать с нашей постановочной командой, приведет к результату, о котором я лично думал.

- Ваши пожелания на Пасху?

- Пасха – это такой светлый, семейный праздник. Наша дочь очень ждет Пасху. Надо пожелать всем девиз доктора Гааза: «Спешите делать добро»! Особенно перед Пасхой и после, и всегда! Это было бы самое правильное!

 

Нина Федоровна Щемелева, основатель музея доктора Федора Гааза, который находится в Москве (Малый казенный переулок д. 5), в нынешнем НИИ гигиены и охраны детей и подростков. Как говорит Нина Федоровна: «К счастью, это медицинское ведомство, поэтому сохранилась больница, последнее детище Федора Гааза, иначе ничего бы не осталось. Больница сохранилась в том виде, в каком её перестроил Федор Петрович Гааз на свои деньги. Это бывшая усадьба Нарышкиных, которую он выхлопотал у города, и создал больницу для бездомных, бесприютных, по-нашему для бомжей. Есть свидетельства, документы, что он лечил таковых».

- Нина Федоровна, в либретто доктор Гааз показан как юродивый, блаженный. В чем важность такого образа?

- На самом деле, он святой. В этом я убедилась много раз. Федор Петрович говорил, что болезни человеку даются в наказание за то, что потеряна связь с природой, с окружающим миром и самим собой. Потеряно равновесие в собственной душе, тогда наступает болезнь.

- Что вы думаете про оперу «Доктор Гааз»?

- Данная опера «Доктор Гааз» - это очень большой шаг в искусство. Потому что такая личность как Федор Петрович Гааз входит в искусство. Я была бы довольна, если бы еще и балет поставили. Замечательно, что поставлена такая опера! Большое спасибо композитору Алексею Сергунину и Людмиле Улицкой, что они так прониклись и поставили такую оперу. Приглашаю всех в музей, мемориальную комнату, посвященную доктору Гаазу.

 

Композитор Алексей Сергунин:

Молодой композитор Алексей Сергунин написал музыку к двум музыкальным проектам Международного Дягилевского фестиваля, где участвовал известный музыкант, пианист Георгий Мацуев.

- Алексей, сложно писалась музыка?

- Опера «Доктор Гааз» - довольно сложный материал для оперных певцов, оркестра. Здесь был такой микс жанров! Это довольно сложный эксперимент, но все исполнимо и хотелось бы видеть в дальнейшем такую тенденцию. Музыка писалась по-разному. Это же коллаж стилей. Последняя сцена была написана за час или 1,5. Некоторые эпизоды писались несколько месяцев.

- Кем является для вас доктора Гааз?

- Доктор Гааз для меня является символом абсолютного самопожертвования, жизни в счастье ради других, забывая полностью о себе. На мой взгляд, он не был несчастным человеком. Он себя точно таким не считал. Это показано по-разному, и всеми воспринято тоже по-разному. Это нормально.

- Когда вам предложили написать музыку к данному либретто, ваша первая реакция?

- У меня был сначала шок. Потому что до этого предложения я увлекался духовными практиками различных народов мира, различных культур. Был погружен как исследователь в течение двух лет в духовные размышления, пытался понять тему «Святость». Меня это интересовало, причем и с научной точки зрения. А тут, откуда ни возьмись, такое предложение! Появилась возможность поработать с этим текстом. Это было поразительно.

- Этот год -140летие Синодального перевода Библии. Чем является Библия для вас?

- Я пытался читать Библию, смотрел ее. Чтобы реально вникнуть в это, надо посвятить гораздо больше времени. Я знакомился с отдельными текстами Библии. По-хорошему мне бы хотелось погрузиться в размышления над этими текстами, исследовать информацию.

- На Пасху в храм пойдете?

- Обязательно.

– Когда вы писали музыку к опере, как представляли слушателя, зрителя?

- Относительно аудитории, мне представляется, что это могут быть молодые люди от 15 до 35. Я сам молодой человек. Думаю, что такой аудитории будет интересно. Но надеюсь, что понравилось людям разного возраста. В этом и цель послания произведения.

- Пожелание зрителю?

- Желаю зрителю слушать то, что резонирует с внутренним ощущением и спрашивать себя: «почему?»

 

Дмитрий Башкиров, актер, исполнитель главной роли доктора Гааза:

- Я играл много ролей, но подобную духовную роль первый раз. Роль шла изнутри. Мне очень близок этот образ. Близок особой душевной чистотой. У нас была очень хорошая четкая творческая команда. Понимали друг друга.

- Вы считаете себя верующим человеком?

- Да!

- Чем Библия является для вас?

- Библия для меня является путеводителем по жизни. Желаю всем из Слова Божьего: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»!

- Пожелание на Пасху?

- В этот светлый день желаю, чтобы люди любили друг друга, относились друг ко другу с пониманием, желали друг другу самого хорошего, не смотря на то, что ты испытываешь. Каждое испытание человеку дает нам Господь. Значит, так должно быть по Его воле!

Текст Зоя Бардина

Фото Евгения Сипко

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости