Учиться общению и сотрудничеству в разобщенном мире
13.09.2024

Учиться общению и сотрудничеству в разобщенном мире

2-7 сентября на древней земле Грузии прошел 60-й съезд Евро-Азиатской Федерации Союзов евангельских христиан-баптистов.

Один из ключевых организаторов съезда и многолетний Исполнительный секретарь Федерации, Юрий Апатов, отметил, что двенадцать Союзов из стран бывшего СССР соответствуют числу колен Израилевых. И это особый знак, призывающий искать и сохранять единство, несмотря на сложные и трудные внешние обстоятельства.

Неслучайной был и главная тема съезда: «Единство братства в разобщенном мире». Вокруг этой актуальной и животрепещущей темы вращались практически все доклады, свидетельства и отчеты, подготовленные участниками.

- Как хорошо и как приятно жить братьям вместе – прекрасный идеал, но труднодостижимый, - подчеркнул представитель Союза баптистов Грузии Леван Ахолмосулишвили. – Достаточно вспомнить примеры из Библии: Каин и Авель, Иосиф и его братья, Авраам и Лот… Единство должно быть в духе, от чистого сердца. От искусственного единства нет никакой пользы и радости.

О том, чем отличается единство в духе от чисто организационного единства говорил председатель Союза баптистов Беларуси, Леонид Михович: «Мы стоим сейчас перед необходимостью выбора – единство в единообразии или же единство в многообразии? У нас есть церкви традиционные и церкви современные. У нас есть разногласия по некоторым вопросам. Но нельзя забывать, что Господь устанавливает определенные границы. Мы сейчас переживаем кризис идентичности. Ради сохранения своего самобытного конфессионального лица мы должны ориентироваться на церковь апостольских времен, придерживаться христоцентризма. Иисус – наш Господь – таков был символ веры первых христиан. А в так называемой «экспозиционной» проповеди много буквоедства, но мало живого Христа и Его Духа».

Историк и богослов Сергей Санников из Одессы, выступая с докладом «Единство братства и вызовы военного времени», отмечал, что Церковь как Тело Иисуса Христа всегда была едина, но поместные церкви время от времени переживали расколы и дробления. Еще апостолы Христовы и первые христиане столкнулись с подобной проблемой. На протяжении истории постоянно наблюдались две противоположные тенденции – к единству и к разделению. Следуя принципу независимости поместной церкви, баптисты имели склонность к размежеванию. Военные конфликты между странами тоже создают почву для утраты единства. После окончания военных столкновений следует ожидать трудного пути к единству и примирению также и в христианской среде.

Исторический блок программы съезда включал в себя и доклады историка из Тамбова Владимира Попова: «В.Г.Павлов – церковный домостроитель и поборник единства», «Баптисты и евангельские христиане – путь к единству». На нынешний год пришлось 170-летие Павлова и 100-летие со дня его перехода в вечность (1854-1924). С именем В.Г.Павлова связано начало баптистского движения среди россиян. Этот подвижник веры, прошедший за проповедь Евангелия 40 царских тюрем и 2 ссылки, стал олицетворением крестного страдальческого пути отечественного баптизма. Павлов по складу своей натуры был постоянно связующим звеном между разными общинами и группами. Различия полезны, считал Павлов, они могут служить хорошей школой смирения и взаимного духовного обогащения.

Среди знаменательных дат года – 80-летие образования Всесоюзного Совета Евангельских Христиан-Баптистов. Докладчик на основании исторических фактов осветил долгий и непростой путь к слиянию двух, по сути одинаковых течений евангельско-баптистского исповедания. Нет достаточных оснований для того, чтобы считать официальное создание общего Союза в октябре 1944 года только делом рук правящего тогда советского режима. Безусловно, свои интересы были и у власти. Но, можно ли сбрасывать со счетов искренние чаяния самих верующих, переживших ужасы массовых репрессий в 30-е годы? И в годы гонений, и, затем в годы войны, верующие не придавали особого значения наименованиям, но усердно, с любовью заботились друг о друге и в духе были едины задолго до официального объединения.

В работе съезда принимала участие большая группа американцев, сотрудников Славянского Евангельского Общества во главе с его нынешним Президентом Майклом Джонсоном. Эта хорошо известная миссия была основана в 1934 году Петром Дейнекой, уроженцем Беларуси. Дело Петра продолжал его сын, тоже Петр. Миссия в трудные годы оказывала неоценимую помощь верующим СССР. Ее сотрудники наладили тогда трансляцию христианских передач из Эквадора. А с началом перестроечных процессов в стране Советов снабжали верующих христианской литературой. Миссия работает в странах бывшего СССР и в настоящее время. Ее главные цели напомнил в своем выступлении Майкл Джонсон: подготовка пасторов и миссионеров, помощь бедным и обездоленным людям.

Сотрудник Общества Том Макадам вместе со своим помощником Даниэлом Бойсом представил присутствующим аналитический доклад: «Развитие связей в разобщенном мире». Бог создал человека для общения со Своим Творцом и с другими людьми. Иисус и ученики постоянно пребывали в общении и сотрудничестве. Совершив чудо умножения хлебов, Иисус поручил ученикам раздавать хлеб голодным. По мнению Макадама, христианское видение, христианский взгляд должен простираться дальше и глубже представлений людей незнающих Бога.

Председатели Союзов делились краткими свидетельствами-отчетами о служении церквей, рассказывали о горестях и радостях. Особые трудности испытывают церкви в тех странах, где преобладает идеология ислама. В Таджикистане дети могут присутствовать на христианских Богослужениях, но им категорически запрещено какое-либо участие. В меру сил и возможностей, даже в таких странах, христиане занимаются социальным служением, кормят и одевают детей из малоимущих семей. В Кыргызстане, где ограничений не так много, члены церквей ЕХБ смогли открыть Библейскую Школу, развернуть работу христианской клиники, организовать регулярное кормление нуждающихся. Верующие Казахстана также стараются активно трудиться за пределами молитвенных домов в разных направлениях.

Председатель Союза баптистских церквей Молдовы, Николай Возиян, свидетельствовал об абсолютной религиозной свободе, которая пришла в их страну. Несмотря на то, что большинство населения составляют православные, для протестантских церквей нет каких-либо ограничений. Протестанты имеют свободный доступ в учебные заведения, наравне с православными могут проводить духовно-воспитательные и духовно-просветительские уроки. Огромные залы и стадионы открыты для устройства массовых евангелизационных собраний.

Особой «изюминкой» в программе съезда была панельная дискуссия, под названием: «От юбилейных дат – в будущее». Представители разных поколений заинтересованно обсуждали отношение верующих к таким модным веяниям современной эпохи, как – искусственный интеллект, трансгуманизм. Можно ли с помощью науки и технологий создать совершенного человека? Чем хороши, и чем опасные подобные проекты? Ведь вера в прогресс, которой были увлечены некоторые богословы, еще в начале прошлого века потерпела крах, когда человечество оказалось в водовороте кровавых потрясений? Из года в год мир усложняется. И, как заметила самая юная участница дискуссии, Софья Танасова, давать простые ответы на очень сложные вопросы не решает проблемы. Ответственные служители Российского Союза баптистов, Петр Мицкевич и Виктор Игнатенков, высказали мнение, что ответить на все вопросы и вызовы невозможно, поэтому христиане, прежде всего, должны действовать в зоне своей непосредственной ответственности. А это забота о спасении душ от зла и пороков, которые разрушают человеческую личность.

На деловых и организационных встречах делегаты избирали новое руководство Федерации. Председателем был избран руководящий служитель Союза баптистов Армении Асатур Нагапетян, его заместителем председатель Союза баптистов Сергей Кондауров. А в качестве исполнительного секретаря вновь переизбран Юрий Апатов.

Участники съезда приняли специальное «Обращение» к братьям и сестрам разных стран, где выразили свои чувства и сокровенные пожелания: «Мы живем в особое время усиливающихся «войн и военных слухов, восстания народов на народы» (Мф.24:6-7), когда от военных действий страдают и гибнут люди, особенно в Украине, России, Израиле. На фоне острых военных конфликтов и политических процессов, разделяющих людей по разные стороны баррикад, представители Союзов ЕХБ 12 стран продемонстрировали силу настоящего единства и миролюбия. Церкви в наших странах помогают страждущим, предоставляя пищу, одежду и кров. Церкви Федерации постоянно молятся Господу за мир на земле и духовное пробуждение народов. Продолжайте молиться, дорогие братья и сестры, друг за друга, за страны Закавказья и Центральной Азии, за Украину, Россию, Израиль».

Глубокое впечатление произвели на участников съезды экскурсионно-паломнические походы по трем историческим местам Грузии. Мцхет – древняя столица Грузии, куда впервые проникло христианство, и где, по церковному преданию, проповедовали Матфей, Фаддей, Варфоломей, Симон Кананит. А в 319 году в Мцхет пришла из Каппадокии Нина-миссионерка, обратившая в христианство царя Мириана, его семью и подданных. В храме, воздвигнутом на самой вершине горы в память древних проповедников, участники съезда воспели гимн «Великий Бог». С горы открывается вид на место слияния двух рек, запечатленное Лермонтовым в поэме «Мцыри»: «Там, где сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры».

Река Кура, как известно, вошла в историю баптистского движения. В ее водах ночью 20 августа 1867 года принимал сознательное крещение по вере Никита Воронин, ставший  одним из основателей первой русской баптистской церкви в Российской империи. Прямо на многолюдной набережной в старом районе Тбилиси участники съезда слушали свидетельство об этом историческом событии, пели и молились.

По сложившейся традиции гости и местные верующие не могли не посетить и смотровую площадку горы Мтацминда, куда поднимались первые баптисты для молитвы за духовное пробуждение жителей города. Эта гора, ставшая визитной карточкой Тбилиси, названная «святой» с древнейших времен, служит памятным местом для баптистов Грузии и их гостей.

О многих путях, ведущих к единству, говорилось на съезде: личное усердие, личная ответственность, глубокое смирение, любовь, вера, молитва, исполнение воли Божьей. К этому ряду можно присовокупить и исторический фактор. Что делает дерево несокрушимым? Глубокая и прочная корневая система. Федерация Союзов баптистов разных стран – это многоветвистое древо. Полноценная жизнь Федерации, ее плодотворное служение будет также зависеть от сохранения крепких связей с корнями, с богатым историческим наследием.

Владимир Попов

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.