Активность в пору затишья
08.08.2013

Активность в пору затишья

Интервью с председателем РС ЕХБ Алексеем Васильевичем Смирновым о служении в братстве в летний период.

Интервью с председателем РС ЕХБ Алексеем Васильевичем Смирновым о служении в братстве в летний период.

- Алексей Васильевич, лето — это период отпусков и отдыха, время затишья, не так ли?

- Это период затишья только для офисных работников в светских компаниях. В христианстве не так, у нас, в Российском Союзе ЕХБ, все работники офиса являются членами поместных церквей, а с июня по сентябрь в церквах «горячая» пора — ведётся активная работа. В абсолютном большинстве церквей проводятся детские площадки и лагеря отдыха, семейные выезды, реализуются специальные программы для детей-сирот и инвалидов, а также множество социальных программ, в том числе и для «церковных» детей. Так что деловая активность снижается, но интенсивность служения — нет.

- Деловая активность — это предпринимательство?

- Нет, я имею в виду  встречи служителей и разного рода совещания. Все окунаются в служение, поэтому время на разные официальные мероприятия сокращается, но возрастает интенсивность служения людям. Однако  нужно отметить, что  многие областные объединения нашего братства стали проводить летние конгрессы. Это обусловлено тем, что огромные расстояния не позволяют делать ежегодные мероприятия, для всего братства. Определённо, это хорошая тенденция, потому что оказывает положительное влияние на верующих и на настроение в церквах. К сожалению, даже локальные конгрессы не везде возможны. Например, на Дальнем востоке, чтобы собрать всех  верующих в одно место, потребуется огромное количество средств, поэтому собираются регулярно только служители церквей. Это сближает, устраняет формализм в отношениях, доставляет радость верующим: взрослым, подросткам и молодёжи.

- Это возможно из-за того, что верующих мало, или наоборот, их так много, что увидеться всем можно только на конгрессе?

- Это зависит от региона. Но конгресс никогда не собирает даже 50% от всех верующих. В некоторых региональных округах так много верующих, что они проводят не один общий конгресс, а несколько областных. К тому же когда собирается несколько тысяч человек, их нужно где-то разместить. Не везде есть такие помещения и территории. Кроме того, на местах власти не всегда дают разрешение на подобные мероприятия. Например, в Кемерово в этом году отказали в проведении конгресса. Так бывает, что иногда возникают технические или  житейские трудности. Но верующие стремятся организовывать такие площадки.

- А эффект от разных летних мероприятий есть?

- Христиане - это обычные люди, которые нуждаются в отдыхе и ободрении. Молодёжные мероприятия, как правило, приводят к изменениям среди подрастающего поколения, они пересматривают свои отношения с Богом, кто-то принимает решение следовать за Христом или начинает новое служение в поместной общине. Семейные выезды, это не только отдых, они способствуют укреплению семейных отношений, а также содержат элементы обучения супругов в вопросах воспитания детей. На общем фоне разрушения семейных ценностей в окружающем мире мы прилагаем все усилия для их сохранения. Для благовестия и роста церкви обычно служат другие формы общения. 

- Подобных мероприятий стало явно больше в последние годы. Можно ли отследить, растут ли церкви благодаря этому?

- Мероприятий больше, верующие стали понимать, что церковная жизнь — это общение, жизнь, наполненная добротой в отношениях и понятная окружающему миру. Чем больше в обществе проблем, зла, непонимания, обмана и лицемерия, тем больше востребованы искренние, тёплые и доверительные отношения. Евангельская церковь, наполненная радостными людьми, готовыми делать добро всем, естественно привлекает к себе внимание. Даже тогда, когда злопыхатели распространяют худую молву или откровенную клевету на евангельских верующих, это не мешает людям делать разумный выбор по отношению церкви. Я не занимаюсь пропагандой или дискредитацией других, но констатирую тот факт, что люди устали от формализма, в том числе религиозного, и хотят иметь отношения, помогающие жить, а не только бездушную религию. Конечно, церкви в нашем братстве, растут. Если бы они не росли, нас бы уже не было. Однако бухгалтерский подход для учета роста церкви не подходит. Можно отметить, что каждый год в церквах нашего братства крестится три тысячи человек. Это немного, к тому же идут другие процессы: кто-то переезжает, переходит в другие церкви. РС ЕХБ — очень демократичная организация, мы никого не удерживаем насильно, двери церкви открыты в обе стороны: можно входить, креститься, жить церковной жизнью, но также можно и выходить. Точно, как в математике, рост церквей учесть невозможно, это не завод, где штампуют кирпичи или гвозди, это живой организм, где крестят и хоронят, принимают и отпускают, а также благословляют на служение в другие регионы.

- Но есть ли статистика, сколько было церквей в 90-ые годы, сколько стало теперь?

- Конечно. После распада СССР в РС ЕХБ осталось всего 300 церквей, сейчас у нас 1800 церквей и групп. С точки зрения численности, рост очевиден. Но в жизни всё сложнее. До распада СССР было два Союза: Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов и Совет церквей. Пятидесятники входили в состав ВСЕХБ, харизматических церквей вообще не было, поэтому евангельские христиане-баптисты практически представляли почти всё евангельское движение в России. С началом так называемой "перестройки" появилось много евангельских церквей и союзов, образованных, как дочерних, от действующих церквей ЕХБ. Кроме того, началось движение по основанию новых церквей, а их основоположниками, в подавляющем большинстве, были выходцы из церквей евангельских христиан-баптистов. Не секрет, что и харизматическое движение в России не обошлось без участия членов и служителей из церквей ЕХБ. Поэтому в целом, с конца восьмидесятых годов прошлого века, евангельские церкви растут под общим протестантским флагом. О росте церквей в Российском Союзе ЕХБ, я уже сказал ранее. К примеру, в поместной церкви, где я несу пасторское служение, за три-пять лет мы отлучили и отпустили на служение в другие церкви несколько десятков человек, а крестили гораздо больше. Мы не сильно озадачиваемся проблемой подсчета прихожан, но зато призываем проповедовать и крестить новых верующих. Как я уже говорил, церковь — это живой организм, поэтому смотреть нужно на рост поместной общины, а не на Союз в целом. Иначе можно повторить грех царя Давида, когда он решил исчислить народ, а Бог его наказал за это. Спасение грешников — это не работа людей, не конвейер, это действие Святого Духа, спасающего и возрождающего по великой милости Господа. Опасно считать «спасенных» нами, во-первых, потому, что они могут оказаться не там, куда мы их звали, а во-вторых, Бог начнёт с нами судиться за присвоение себе заслуг, которые принадлежит Иисусу Христу.

- Проведение детских лагерей, площадок подразумевает согласование со светскими властями, но для них лето — это пора отдыха. Как решается этот вопрос?

- Отношения с властными структурами не обусловлены временами года, это постоянно действующие отношения. Везде где это возможно, мы стараемся построить добрые отношения с местными властями, как и подобает евангельским христианам. Мы призваны заботиться о благосостоянии города и общества, в котором живем, молиться о правителях и уважать их и почитать по достоинству. В нашей стране все ещё в большой мере действует принцип личных отношений, нежели следование требованиям закона, поэтому мы призываем выстраивать добрые отношения, чтобы не было препятствий в служении. Последний год наш Отдел внешних церковных связей устраивал встречи с представителями власти в разных регионах, куда приглашались региональные заместители председателя РС ЕХБ, областные старшие пресвитеры и другие служители. Встречались с губернаторами, мэрами городов, представителями РПЦ. Эти встречи помогают нам представлять Российский Союз ЕХБ таким, каким он является, а не таким, каким его хотят  видеть недоброжелатели или невежественные  люди. Представители власти после таких встреч начинают видеть в нас граждан, которые заботятся о родных местах, о жителях в городе или районе и могут принести большую пользу, особенно в социальной сфере. Те идеи, которые мы предлагаем, чаще всего принимается с радостью. Подобные мероприятия помогают лучше узнать друг друга, а это, в свою очередь, способствует развитию сотрудничества в служении нашему народу.

- Баптисты не стремятся во власть?

- Здесь несколько аспектов, в том числе, исторических. Я уже сказал, что при советской власти не было других значимых самостоятельных евангельских течений, кроме баптистов. Атеистическая пропаганда, да и просто клевета на верующих, была организована на  государственном  уровне. Это была идеология нашей страны, а значит воспринималась верующими как враждебная и ориентированная на уничтожение не просто религии, а христианской веры вместе с её носителями, каковыми и являлись евангельские христиане баптисты. После распада СССР многие верующие не успели перестроиться по отношению к государственной власти, а вскоре сама власть в стране, правда, под  другим «соусом», стала демонстрировать негативное отношение к евангельской церкви, почему- то  предпочитая одних другим. Так и не успев стать полноценными гражданами в глазах власти предержащих, верующие в наших церквах вынуждены смириться с мыслью, что они чужие в своей стране, а равно и власть — это чужое, не наше, это сфера, закрытая для нас. Нет, евангельские христиане баптисты России не считают власть своим врагом, но и не горят желанием подвизаться на этом поприще. Новые современные церкви, не прошедшие через гонения в СССР, да и просто молодые христиане двигаются в этом направлении, но баптисты не стремятся во власть. В наших церквах есть люди, имеющие необходимое образование, способности и дарования, и на своём уровне они заметны как люди  порядочные, адекватные, которых выдвигают в разные властные структуры. В нашем Союзе нет запрета на участие в политической деятельности или работу на государственной службе. Христианин может реализовать себя на такой работе, но мы считаем, что это не совместимо с пасторским служением.

- А наши представители есть во властных структурах?

- Долгое время никого не было, так как, повторюсь, это не было целью или интересом наших церквей. Но мы живем в динамичном мире, где изменения часто затрагивают интересы христиан. Чтобы не быть сторонними наблюдателями этих процессов, особенно в сфере законотворчества, мы не просто реагируем на изменения, но ищем возможности непосредственно участвовать в процессе обсуждения и принятия законов. В последнее время предпринимаем шаги для включения наших представителей в соответствующие комитеты или советы в разных ветвях власти, которые призваны взаимодействовать с религиозными и общественными организациями. Конечно, это для нас не первостепенная задача, но, как граждане своей страны и люди ответственные за благополучие и успешное исполнение Божьего повеления, мы готовы включиться в решение определённых задач. Это нужно, чтобы дать истинное свидетельство о себе и открыть наши возможности государству. Но как бы мы ни развивали отношения с государством, мы хотим всегда оставаться независимыми, что, по моему глубокому убеждению, служит на благо церкви и государства. Мне лично импонирует позиция Чешского баптистского Союза, который официально отказался получить от государства компенсацию за все притеснения, которые они пережили в предыдущие годы. А Союз Чехии мог получить миллионы евро. Но они сказали: «Спасибо! Но мы от государства ничего не требуем и не ждём. Благослови вас Господь!» Мне нравится такая позиция. Это не значит, что у нас есть лишние деньги, но Библия говорит, что благословение в том, чтобы  давать, нежели принимать, особенно от  государства.

- Офис Российского Союза в летнюю пору распускается или работает, как обычно?

- Офис не может быть распущен, так как служение в Союзе не останавливается буквально ни на час! Конечно, кто-то уходит в отпуск, но всегда на местах достаточное количество работников, чтобы взаимодействие с церквами и регионами не прекращалось.

- Вы сами в отпуск пойдёте?

- Летом, скорей всего, нет. Может быть, будет несколько дней отдыха в сентябре, после правления Союза.

- Всего несколько дней за весь год?

- По-другому не получается. Летом как раз очень много поездок: на пасторские конференции, региональные конгрессы. Одна из важнейших обязанностей председателя Союза - это представительство внутри самого братства, то есть он является своеобразным связующим звеном между церквами, объединениями, регионами, так как многие верующие и даже служители никогда не видели и не увидят друг друга из-за огромных расстояний между общинами. Председателя ждут не столько в качестве проповедника, коих достаточно и без меня, сколько для того, чтобы услышать о жизни братства, о служениях, радостях и проблемах, чтобы молиться друг о друге. Например, на юге сложно представить, как живут христиане в Магадане, где большую часть года земля покрыта снегом и шесть месяцев длится ночь. Некоторые даже не представляют, в каких условиях трудятся их братья и сёстры во Христе на Чукотке или в Ханты-Мансийском автономном округе. Общение, когда я рассказываю о братстве, о его разнообразии, способствует укреплению взаимных связей и формируют настоящее понимание братства. Кроме того, наступило время, когда многие церкви отмечают юбилеи — сто и более лет с момента основания. Так, в сентябре будет празднование 150-летия евангельской церкви на Новгородской земле. В октябре - 100 лет  Евангельскому движению на Дальнем Востоке. В следующем году предстоит Съезд РС ЕХБ, поэтому сейчас по местам проходят перевыборные конференции. На большей части таких мероприятий необходимо присутствие председателя, вот и приходится много ездить. И в канцелярии работы достаточно, так как  помощники тоже в разъездах. В следующем, 2014 году, исполняется 130 лет Российскому Союзу евангельских христиан-баптистов. Это историческая дата, и мы планируем приурочить Съезд к этому празднику. Придется много потрудиться всем работникам Союза, чтобы событие получилось радостным, торжественным и благословенным.

- Какая из Ваших поездок была самой запоминающейся?

- Поскольку я сейчас руководитель в двух "ипостасях": председатель РС ЕХБ и председатель Евро-Азиатской Федерации церквей ЕХБ, мне приходится ездить ещё и в ближнее зарубежье. Это добрая тенденция, когда после нескольких лет автономного формирования у служителей всё больше проявляется желание поддерживать не только духовные контакты, но и практические. Везде, где я бываю, братья хотят развивать совместное служение. Недавно я вернулся из Армении, очень понравилась обстановка там. Горячие братья, жаждут служить Богу и своему народу. Удивительно, что в 1990-ом году у них была только одна церковь, а сейчас на конференцию приехало более двухсот человек пресвитеров и других служителей церквей. Мы говорили о совместном служении армянам, в том числе и здесь, в России. Согласно молитвенному календарю ЕАФ, в июле мы как раз молились об Армении. Так что, служение развивается. Не всем это нравится, и потому некоторые говорят и пишут о протестантах в России и о ЕХБ в частности, будто евангельское движение в нашей стране не развивается и даже умирает, мол, нет никакой перспективы и.т.д. Я не знаю этих писателей, и откуда они берут информацию о состоянии дел в Российском Союзе ЕХБ, но я верю в то, что пока мы верны Богу, церковь Божья будет успешна и влиятельна. Я слышал, что ракеты у нас падают одна за другой, это действительно наталкивает на грустные размышления, а вот, чтобы церкви Христовы исчезали, такого не встречал в нашем братстве. Но мы не намерены ничего никому доказывать. В этом наша сила. Помните, как в басне И.А. Крылова: «Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на слона!» «Слон» идёт себе и идёт по Божьей милости. Пусть моськи лают, из какого бы лагеря этот лай ни доносился. Мы молимся о силе Божьей в нашем братстве, очищаем наши сердца, исправляем то, что нужно, и не реагируем на злобные выпады или хитросплетения врагов или малодушных. Так было всегда в истории народа Божьего и Его церкви. Мы молимся и благословляем гонителей и хулителей.

Возвращаясь к Вашему вопросу, скажу, что всегда являются благословением и ободрением встречи с братьями служителями, миссионерами и теми, кто несмотря на трудности материальные, технические, на неприязнь и непонимание, ради Господа несет служение без ропота и уныния во всех уголках нашей огромной страны в ожидании радостной встречи с Пастыреначальником. Для Его славы и по Его воле церковь никогда не исчезнет, но более и более будет служить Своему Господу, расширяя Царство Его!

- Тем не менее, вы как-то реагируете на оскорбления в адрес РС ЕХБ или евангельских верующих?

- По-разному, в зависимости от ситуации. Мы реагируем на необдуманные высказывания или публикации представителей власти в отношении нас. Не потому, что хотим отомстить или нами руководит гнев, просто такие действия являются нарушением Конституции, "Закона о свободе совести и религиозных объединениях" и других, а наша ответственность предупредить чиновников об этом. Такие представители власти создают проблемы собственной стране, сеют вражду и ненависть, что запрещено государством и вредит обществу.  Если какой-либо человек говорит или пишет что-то плохое про нас, мы только удивляемся этому, потому что, чаще всего, это либо безосновательно, либо сильно преувеличено, чтобы сгустить краски и опорочить наше имя. В таком случае мы молимся и благословляем «обидчика», ведь этому учит Слово Божье. Благослови Господь всех, кто пишет плохо о нас! Вообще-то это значит, что мы живы; если бы умерли, то о нас ничего и не писали бы. Так что, жизнь продолжается!

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.