Об открытии и развитии Московской богословской семинарии ЕХБ и о важности образования рассказывает Александр Петрович Козынко, магистр богословия, почётный доктор богословия, ректор МБС ЕХБ с 1993 по 2006 гг. Ныне пресвитер Московской Центральной церкви ЕХБ и главный редактор портала «IsraelReport.ru”.
- Александр Петрович, как Вы стали первым ректором Московской богословской семинарии ЕХБ?
- В действительности должность ректора была определена несколько позже, а не в самом начале. Это произошло в октябре 1992 года, когда на очередном съезде Российского союза церквей и Евро-азиатской федерации союзов ЕХБ меня назначили исполняющим обязанности директора семинарии. Несколько позже, в соответствии с уставом семинарии формулировка «директор» семинарии была заменена на «ректор». Интересно, но в американской действительности эта должность называется президент. В нашем уставе было записано «ректор-президент».
- Семинария была создана на основании Заочных Библейских курсов?
- Да, условно так можно сказать, что на базе ЗБК была создана семинария, но это не совсем так. В то время я преподавал на ЗБК «Христианскую этику», «Введение в Новый Завет» и был заместителем ректора Заочного Библейского института, так к тому времени уже назывались ЗБК. Ректором этого института был Павел Дмитриевич Савченко. После моего назначения руководителем ещё не существующей семинарии, он благословил меня с лёгкой душей, потому что понимал важность происходящего. В напутствие он сказал мне, что создавать новую школу будет нелегко. Так начался процесс создания семинарии. Я пригласил работать секретарём Надежду Ивановну Кораблёву. В 20-х числах апреля 1993 года в Министерстве Юстиции РФ был зарегистрирован устав МБС ЕХБ. С этого момента началась история жизни Московской богословской семинарии ЕХБ. Началась кропотливая работа по подготовке к приёмным экзаменам и первому учебному году нашей школы. 4 октября 1993 года начались занятия в МБС и за парты сели 17 студентов первой группы. Этому предшествовали вступительные экзамены, на которые приехало более 30 абитуриентов со всей России, Украины и Молдавии, Белоруссии, которые сдавали вступительные экзамены и проходили собеседования в приёмной комиссии. Отбор студентов был проведён на самом высоком уровне. Уже был сформирован Совет попечителей — высший руководящий орган семинарии. Теоретически было понятно как должна функционировать школа, но как это будет в жизни было непонятно. Но Господь творил чудеса и МБС начала развиваться и процветать.
-Как формировалась программа? Кто преподавал?
- Программу составил я сам это было сделано после моего возвращения из Германии с учёбы в 1986 году. Тогда я составил два или даже три варианта программы будущей семинарии братства. Делал я это в 1989-1990 годы по заданию ответственных руководителей ВСЕХБ. Сразу после моего назначения руководителем семинарии я доработал один из вариантов программы и она была одобрена на первом заседании Совета попечителей. Но оставался открытым вопрос: кто будет преподавать в семинарии? Здесь я должен сказать , что были братья, мною очень уважаемые, которые говорили: «...развивая семинарию, ты просто повторишь Заочные библейские курсы с несколько углублёнными программами». Я понимал, начиная магистерскую программу в семинарии, большая часть преподавателей должна иметь степени докторов богословия, но где было найти таковых? Я стал искать преподавателей. Добрые друзья христиане из-за рубежа называли имена достойных докторов богословия, которых я и приглашал в семинарию на 2-4 недельные интенсивные программы преподавания. Два первых преподавателя приехали в октябре 1993 из США, оставив свои семьи и университеты и пришли в классы в то неспокойное время в Москве, которое в СМИ часто называют «второй октябрьской русской революцией». Этих профессоров по праву можно назвать героями, поскольку их не испугала та напряжённая ситуация в нашем городе. Накануне начала занятий в Центральной церкви ЕХБ г. Москвы на вечернем богослужении была совершена молитва благословения над 17 студентами первой группы МБС. Именно в тот вечер в Москве был объявлен комендантский час!
Магистерская четырехгодичная программа была очень насыщенная и включала в себя 132 кредитных часа. Из всех задействованных преподавателей семинарии в основном были профессора доктора богословия, приглашённые из-за рубежа. Таких было профессоров 35 на протяжении 4 лет.
Прошло 4 года и во время выпуска первой группы 16 студентам написавшим дипломные работы и успешно защитившим их были присвоены степени магистров богословия. Тогда многие гости и служители церквей говорили, что семинария состоялась. Потом были наборы новых групп и выпуски новых магистров и бакалавров богословия. Определённая часть этих выпускников продолжала своё образование в университетах и семинариях в России и за её пределами. Они получали кандидатские и докторские степени и приходили в семинарию в качестве преподавателей. Можно сказать, что семинария вырастила поколение собственных преподавателей.
- Кто, с Вашей точки зрения, должен учиться в семинарии?
- В семинарии должны учиться ответственные и посвящённые люди. Студент должен понимать, что он прошёл серьёзный отбор, ведь желающих учиться было много, но выбрали его и он теперь ответственен за то, как он учится. Приходили учиться всегда те, кто в какой-то степени являлся служителем церкви, а не просто те, кто ничего не умел и не знал.
- Помню, было мнение, что в Библейский институт приезжали учиться практики, заочники на 2 недели, а в семинарию приезжали молодые, лет по 18, братья, которые только покаялись и приняли крещение. Говорили, что не всегда это полезно для молодёжи.
- Это абсолютно неверное мнение. На самом деле таких студентов, которые позавчера уверовали, вчера крестились, не было. Существовал также возрастной ценз 21 - 28 лет. Хотя были редкие исключения. Например, Олег Турлак из Кишинёва, из Молдавии, который сегодня является членом журналистского сообщества Канады, основателем журнала «Христианский мегаполис», пишет статьи. Он приехал в Москву поступать в семинарию в 16 лет. В приёмную комиссию на удивление всех абитуриент Турлак предоставил полный комплект законспектированных лекций ЗБК и произнёс вступительную хорошую проповедь. После этого у членов комиссии не было сомнения допустить ли его до обучения. В действительности оказалось, что он был очень активен в церкви. Олег Турлак был в числе лучших студентов и как только он окончил Московскую семинарию, его на учёбу в США пригласил один преподаватель, проводивший занятия в этой группе. После окончания христианского колледжа в США он учился в семинарии там же и защитил докторскую диссертацию. После этого он вернулся в Молдавию, служил пастором в церкви ЕХБ, был заместителем ректора Библейского института и теперь, как я понимаю, является вместе со своей супругой практикующими журналистами.
- Как развивалась семинария?
- Процесс развития семинарии происходил очень активно, я бы сказал на протяжении 13 лет это был постоянный подъём, который шёл по нарастающей. Вырабатывались программы и материалы, на полки библиотеки ставились новые дипломные работы магистерского и бакалаврского уровня. В 2006 году я принял решение — уйти с поста первого ректора МБС, выросло новое поколение служителей, образованных и способных и я понял, что нужно переходить на другое служение. На момент моего ухода МБС ЕХБ окончило 123 выпускника, 46 с магистерской и 77 с бакалаврской степенью. Отпуская меня из Семинарии с поста первого ректора, основателя - Совет попечителей счёл нужным присвоить мне звание «Заслуженного ректора Московской богословской семинарии ЕХБ».
- Сейчас все студенты задействованы после учёбы?
- Это хороший вопрос. На сегодняшний день в семинарии работает специальный отдел по работе с выпускниками, ответственные сотрудники школы пытаются собирать и анализировать эту информацию. Первые три года своей работы я делал определённый анализ служения выпускников МБС. С этой информацией я приходил на Российский Совет Союза и отчитывался перед братьями служителями. Каждый раз я повторял практически одно и то же: «...моя ответственность была дать им образование, а ответственность Союза была взять их и направить на служение...».
- Что лично Вам дало образование?
- Образование очень сильно помогло в развитии меня как личности и освоении большого объёма знаний. Я всегда говорю молодым людям, что нужно учить иностранный язык. Как минимум один, а лучше два, и тогда кругозор расширяется. Немецкий язык я выучил по совету своего отца в Москве. 1971-1973 годы я в течение двух лет посещал платные курсы иностранных языков. Английский язык мне пришлось учить в течение 2-х месяцев в США в начале1993 года. В университете Филадельфии, штата Пенсильвании Я посещал курсы ESL- это английский язык для иностранных студентов. Я учил этот язык целыми днями. После этого курса было много практики, что помогло совершенствовать язык.
- У Вас сейчас много научно-богословских статей?
- Нет, не много. Потому что, к сожалению, я не имел достаточно времени для этой деятельности. В 1995 год я поступив на докторскую программу в США и даже проучившись там на заочной программе полтора года, сделал паузу, потому что для меня это было очень напряжённое время становления МБС. Тогда у меня была серьёзный вопрос: развивать МБС или поднимать своё образование до высокого уровня. Я выбрал первое. Для меня это было главным приоритетом. Российскому братству ЕХБ нужна была семинария. От 86 до 95 дней в году я проводил в зарубежных поездках, собирая пожертвования для существования МБС. Для этого приходилось участвовать в заседаниях Генерального Совета Всемирного Баптистского Альянса, проводимых в самых отдалённых уголках современного мира. Я также был назначен представителем Российского братства ЕХБ в совете попечителей Международной баптистской семинарии в Праге, в Чехии, где исправно участвовал на всех заседания в течении 6 лет.
- Сегодня 45 лет ЗБК и 20 лет МБС. С вашей точки зрения, каковы итоги?
- Пределу улучшения нет. Нельзя остановится и сказать: «Всё хорошо и мы к лучшему не стремимся». Всегда нужно стремиться к лучшему и повышать уровень. Оглядываясь назад я могу обозреть все 20 лет Семинарии, об этом мы уже поговорили. Я хотел бы выразить благодарность Богу за все Его благословения на протяжении этого периода! Что же касается ЗБК, где я трудился продолжительное время — я могу сказать, что все 45 лет я не могу обозреть и сделать детальный анализ, но 35 лет из этого периода это часть моей жизни. Хочу сказать, что мой отец Пётр Козынко был участником становления ЗБК и также студентом первого набора. Я должен сказать, что для братства ЕХБ это было и продолжает оставаться благословением. Все, кто прошёл через эту школу, с благодарностью вспоминают это время и применяют приобретённый духовный опыт в служении и в жизни. Для лидерских качеств служителя образование всегда играло только положительную роль.
Я считаю, что каждый пастор должен стремиться получить самый высокий уровень богословского образования. Только тогда он увидит прекрасные плоды в служении Богу в церкви. Моё пожелание тем, кто считает, что недостаточно получил духовного образования: стремитесь к этому. Есть верующие христиане и даже служители церквей, которые говорят, что читая хорошие христианские книги, пользуясь словарями и лексиконами, они получают знания в достаточном объёме для самообразования!? Как правило этого недостаточно. Нужна система. Систематическое образование дисциплинирует и приносит результаты.
- Тема недавно прошедшей пасторской конференции «Преемственность поколений» как сочетается с образованием?
- «Преемственность поколений» - это не просто идея или теория это практика жизни нашего братства. Именно благодаря здоровой преемственности, наше братство выжило в самые трудные времена преследований и гонений. Хороший руководитель христианской школы обязательно пригласит опытного служителя, пережившего в своей жизни многое, чем он поделится со студентами. Проникаясь доверием к такому служителю, студенты перенимают его опыт, и это помогает им в успешном служении. В этом и заключается преемственность христианских поколений.
См. по теме:
20 лет Московской богословской семинарии и 45 лет Заочным библейским курсам
Верою во Христа все меняется (интервью с П.В. Мицкевичем).
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.