Разные мысли о разном 4

Допрос

Следователь: Ну, рассказывайте.
Подследственный: Что рассказывать-то?
Следователь: А рассказывайте все, как было. С самого начала.
Подследственный: В начале сотворил Бог небо и землю…


Экранизация Солженицына

Начали экранизировать Солженицына, а все-таки вряд ли нам когда–либо доведется увидеть на экране знаменитую повесть об Иване Денисовиче, хотя это произведение вполне «кинематографично»: в нем есть динамика, подходящие для кино диалоги, можно дать выразительные крупные планы. Когда-то она, как писали в те времена, спасла честь русской литературы и самой России. Но вот беда: в этой повести русскую религиозность, да и саму русскость выражает Алешка-баптист. (Позднее Солженицын писал, что упорнее всего от него добивались снятия «разговора с баптистом».)

«Рядом с Шуховым Алешка смотрит на солнце и радуется, улыбка на губы сошла. Щеки вваленные, на пайке сидит, нигде не подрабатывает - чему рад? По воскресеньям все с другими баптистами шепчется. С них лагеря как с гуся вода. По двадцать пять лет вкатили им за баптистскую веру - неуж думают тем от веры отвадить?»

Не отвадили. А вот о православных там сказано, что они «забыли какой рукой креститься», а их поп, по словам Ивана Денисовича «трем бабам в три города алименты платит, а с четвертой семьей живет. И архиерей областной у него на крючке, лапу жирную наш поп архиерею дает».

А о самом Алешке Иван Денисович отзывается так: «Безотказный этот Алешка, о чем ни попроси. Каб все на свете такие были, и Шухов бы был такой. Если человек просит - отчего не пособить? Это верно у них». У баптистов много чего верного, но это тоже никто не осмелится сказать в нынешней России.

И не услыхать нам диалог Ивана Денисовича и Алешки:

- Слава тебе, Господи, еще один день прошел!
Услышал Алешка, как Иван Денисович вслух Бога похвалил, и обернулся.
- Ведь вот, Иван Денисович, душа-то ваша просится Богу молиться. Почему ж вы ей воли не даете, а?
Покосился Шухов на Алешку. Глаза, как свечки две, теплятся. Вздохнул.
- Потому, Алешка, что молитвы те, как заявления, или не доходят, или в «жалобе отказать»...
- Вот потому, Иван Денисыч, что молились вы мало, плохо, без усердия, вот потому и не сбылось по молитвам вашим. Молитва должна быть неотступна! И если будете веру иметь и скажете этой горе - перейди! - перейдет.
Усмехнулся Иван Денисович и еще одну папиросу скрутил...
- Брось ты, Алешка, трепаться. Не видал я, чтобы горы ходили. Но, сказать, и гор-то самих я не видал. А вы вот на Кавказе всем своим баптистским клубом молились - хоть одна перешла?
Тоже горюны: Богу молились, кому они мешали? Всем вкруговую по двадцать пять сунули. Потому пора теперь такая - двадцать пять, одна мерка.
- А мы об этом не молились, Денисыч, - Алешка внушает. Перелез к Шухову с евангелием своим к Шухову поближе, к лицу самому.

- Из всего земного молиться нам Господь завещал только о хлебе насущном: «Хлеб наш насущный дай нам днесь!»
- Пайку, значит? - спросил Шухов.
А Алешка свое, глазами уговаривает больше слов и еще рукой за руку тереблет, поглаживает:
- Иван Денисыч! Молиться не о том надо, чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды. Что высоко у людей, то мерзость перед Богом! Молиться надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…

Нет, не хватит смелости у современного отечественного кинематографа такое поведать.

 

Вопрос на каком-то «Форуме»

«Почему Бог – Святой, Дух – Святой, а патриарх – святейший?»


На научной конференции

Обсуждаем проблемы цивилизаций, трудовой этики. Я говорю о русских сектантах протестантского толка, в частности, о молоканах, их вкладе в экономику Сибири. В перерыве ко мне подходит женщина:
- Я из молокан. Вы тоже?
-Нет, я баптист. (По нынешним временам это вызывает разве что удивление.) А почему не вернетесь к своим?
- Да так как-то… А все родственники - люди замечательные: честные, чистые.
Вряд ли все же вернется. Честность и чистота останутся где-то сбоку отечественной жизни, а эти качества так нужны в самой ее сердцевине...


Так говорят староверы

«Кукишеперстные никонияне».


Сколько надо человек, чтобы ввернуть лампочку?

Это старый анекдот об эмигрантах из разных стран, и ответ обычно гласит что-то вроде: «Пять. Один стоит на столе и держит лампочку, а четверо вертят стол».

В применении к христианам этот анекдот выглядит так.

Пятидесятники: Десять. Один вкручивает, девять молятся, чтобы отогнать духов тьмы. (Вариант: Один. Но только при условии, что Дух движет им.)

Кальвинисты: Ни одного. Свет включается и выключается сам в предустановленное время.
Православные: Никаких лампочек! Только свечи.

Католики: Один. Но обязательно надо перекреститься и призвать Деву Марию.

Баптисты: Пятнадцать. Один вкручивает лампочку, остальные образуют три комитета по принятию решения о замене лампочки

Епископальная церковь: Восемь. Один идет за электриком, семь громогласно заявляют, что старая лампочка им нравилась гораздо больше.

Мормоны: Пять. Один мужчина меняет лампочку, его четыре жены дают ему советы.

Методисты: Вопрос не корректен. Свет может быть слишком яркий, недостаточным или его вообще может не быть, но это не имеет значения. Церковная служба с полным освещением назначена на 19 августа. Приносите свои лампочки.

Церковь Назарянина: Одна женщина меняет лампочку, пятеро мужчин вырабатывают церковную политику электрического освещения.

Амиши: Что такое электрическая лампочка?


Отечественная «троица»

По данным опросов россияне верят президенту, РПЦ и службе безопасности.
Кто-то сказал – русская троица.


Совет прихожанам

«Если вы недовольны пастором и хотите кого получше, молитесь за того, который у вас есть сейчас».


Слово сдержал

Предшественник Иоанна Павла II, Иоанн Павел I, занимал престол Святого Петра всего 40 дней, по истечении которых умер. На что Иоанн Павел II изрек: «Курия указывала моему предшественнику, что ему делать, как и когда. Может быть, поэтому он так быстро умер. Но я буду решать сам. И постараюсь не умереть».


Избыточный вес

Америка считает калории – и все равно проблема избыточного веса стоит очень остро, говорят даже об эпидемии. Довольно надежные исследования показывают, что среди американских баптистов этот недуг распространен шире, чем среди прочих христиан – 27% баптистов весят больше, чем надо, тогда как среди пятидесятников таких 20%, методистов 17%, а католиков 16%. (Среди верующих-нехристиан их около 1%.)

Некоторые исследователи уверяют, что едой баптисты компенсируют отсутствие алкоголя, запретного для большинства наших единоверцев. А чем тогда порадовать себя? Только едой! Надо собираться «вокруг чего-то» - вот они и собираются вокруг еды, явно злоупотребляя совместными трапезами на манер первых христиан.


Современный призыв

«Чтобы спасти русский народ, его надо вывести из православия, как евреев из Египта».
Встретился в Интернете такой лозунг.


Многое ли переменилось?

«Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают; бронзовую руку у Ивана Сусанина спилили и в кабак снесли, а в кабак приняли!»
Ф.М. Достоевский


Из американского юмора

I am for the separation of church and hate.
Lord, help me to be the person my dog thinks I am.
Jesus saves; Buddha recycles.
There's so much 'come and see' instead of 'go and do'.


Слова и дела

Владимир Мономах «...задумал написать поучение своим детям; здесь он заповедал им не преступать клятвы, не забывать убогих, не убивать ни правого, ни виноватого, не губить никакой души христианской, а среди будничных дрязг своей многотрудной жизни и нарушал клятву, и шел, и громил русские села, гоняясь за своим братом-князем в усобице, и, напав врасплох на христианский город, не оставлял в нем, по собственному сознанию, «ни челядины, ни скотины».
В. О. Ключевский


Впечатления православного о российских протестантах

«Советские протестанты - баптисты, адвентисты, пятидесятники - составляли довольно крупную и стойкую общину, очень консервативную и суровую, со своей неповторимой культурой. Да, это были в подавляющем большинстве очень простые люди, далекие от интеллигентской изысканности. Но сила их веры побеждала любые гонения безбожной власти. Наступление западных миссионеров и денег сильно разбавило это сообщество новыми, подчас случайными людьми. Изменилась и культура. И если раньше она испытывала на себе влияние советских песен, а потом - американских южнобаптистских мелодий, то сейчас стала ясно слышаться новорусская попса.

Однажды решил посмотреть на богослужение в одной протестантской общине. Впечатление - как от провинциального вокзального ресторана. Такие же мотивы (вплоть до прямых заимствований), такие же «лабухи» (гитара-бас-синтезатор-ударные), увы - попадаются и такие же лица. Много «прохожан» - тех, кто вряд ли надолго в общине задержится. Скороспелые сообщества, основанные западными миссионерами, быстро увядают. Многие из них уж исчезли, многие переживают серьезный кризис. Реальный рост российского протестантизма «второго поколения» можно будет оценить лет через десять. Но протестанты «традиционные» - те, чьи общины пережили советское время, - бесспорно, сохранятся и должны быть интегрированы в нашу общехристианскую жизнь».
Протоиерей Всеволод Чаплин

 

Прощение

«Когда я был подростком, я каждый день молился, чтобы Господь послал мне велосипед. Не срабатывало. Тогда я украл велосипед и попросил Господа простить меня. Сработало».

 

Напрасные страхи

Среди части верующих распространено опасение, что причащаться из одной чаши по меньшей мере негигиенично, а то и вовсе недопустимо. В XIX веке считали, что так передается туберкулез и дифтерия, в первой половине ХХ века боялись полиомиелита, в конце – СПИДа. Еще в 1903 г. один англичанин написал в журнал «Ланцет» гневную статью о недопустимости такой практики. За сто лет медики неоднократно пытались найти подтверждение этим страхам – и ничего не нашли.

- Причащаться из одной чаши нисколько не опаснее, чем стоять в одной очереди в кино», - заявил один микробиолог, много лет проводивший исследования в разных церквах.

Некоторые из боящихся используют индивидуальные стаканчики, некоторые – одноразовые. Среди боящихся пресвитериане, методисты, есть и некоторые баптистские церкви. Ничего зазорного или предосудительного в этой практике нет, и не надо спешить с осуждением.

Как бы то ни было, не болеет никто. Одни объясняют это тем, что дезинфицирующее действие оказывает серебро, другие – причинами мистическими, тем, что верующие действительно причащаются тела и крови Спасителя.


О пользе кофе

Мормон поведал одному баптисту, что мормоны не пьют кофе.
- Напрасно, - сказал баптист. – Чашечка кофе действует очень благотворно.
- Например?
- Например, помогает не быть мормоном.

Свобода совести

«Если мой ближний говорит, что есть двадцать богов или что Бога нет вообще, это не причиняет мне ни малейшего вреда: и кошелек цел, и нога не сломана».
Томас Джефферсон


Формула

Бог – мир = Господь Бог
Т.е. «Господь Бог минус мир равняется Господь Бог». Это странно для математика, но богословски вполне корректно.
Это в том же ряду, что и формула «Один человек плюс Дух Святой – вот и большинство».

Баптистский плач

«Деток пожалейте!» - этим российские баптисты всегда пытались разжалобить своих гонителей, которых у нас всегда было с избытком.

Видел однажды, как это подействовало на гаишника, остановившего брата за мелкое нарушение и изучавшего паспорт, где было указано пятеро детей. Есть еще милосердие на Руси!


Давление извне

С сожалением приходится констатировать, что обычно несправедливые гонения на религиозные меньшинства в России обычно прекращаются под давлением извне и очень редко по причине признания их незаконными и несправедливыми «своими силами».

А все-таки ощущение несправедливости есть у многих (и не только из меньшинств), и это вселяет надежду.

Голос руководителя

Слышал на одной конференции председателя нашего Союза и записал его обращение к пишущей братии: «Сохраняйте свою индивидуальность. Наш народ верит печатному слову. Вы голос Союза, Союзу очень нужна своя интеллигенция. «Вы свет мира» (Мф 5,14) это и про вас сказано».


Дельное возражение

Посетовал я однажды О. С. Колесовой, нашей замечательной писательнице из Санкт Петербурга, что слишком много появляется печатных изданий – газет, журналов, которые живут недолго. Не лучше ли сосредоточить все силы в ограниченном числе органов?

Ольга Сергеевна, женщина не просто умная, но мудрая (и при том прекрасная стилистка) возразила: «Это и хорошо. У нас много честолюбивой молодежи, ей надо где-то писать, оттачивать перо».

И верно, нужно. Потому что в Интернете не отточишь, там слишком много обличительного бреда.


Что говорили раввины

А говорили они, среди многого прочего, что каббала без Торы приведет к погибели. Потому что голое знание о том, как устроен мир без этического наполнения его, бессмысленно. Более того, опасно.


Письмо ученому соседу

Анатолию Стреляному, на радио «Свобода» ведущему программу «Ваши письма», какой-то вдумчивый читатель написал, что некий запойный пьяница подметил закономерность: сколько дней пьёшь, столько же дней и приходишь в себя. «Вот так будет и с Россией… Сколько лет длился советский запой? Семьдесят? Вот и в себя приходить будем столько же».


О пользе атеистической литературы

В библиотеке, в «Уголке атеиста», одна женщина нашла подшивки журнала «Наука и религия», оттуда выписала несколько евангельских цитат. Ими и жила многие годы, и соседей снабжала.

Мне не раз приходилось слышать от братьев, переживших «тягость дня и зной», о таком использовании трудов воинствующих безбожников.


В этом что-то есть?

Один американский специалист по религиям пришел к выводу, что баптисты склонны к ссорам и препирательствам потому, что в их природе заложены две противоречивые тенденции. С одной стороны они ярые индивидуалисты и не терпят посягательств на свою свободу. А с другой – им присуща неистребимая тяга к общению с единоверцами. При таких исходных данных конфликты неизбежны – как между личностями, так и – иногда - внутри одной и той же личности.

Полагают, что как раз в таком дуализме – залог жизнеспособности и жизнестойкости баптизма. Он изначально ориентирован на конгрегацию, на собрание верующих, через которое (а не через епископа или пресвитера) изливается власть Христа на всех верных Ему. Отсюда ценность каждой личности и каждой поместной церкви, ее автономия. Баптистские церкви общаются не по линии подчинения, но лишь для взаимной поддержки и совместных действий, однако исключительно в рамках доктринального единства.


Харизматики

Люди не хотят довольствоваться сухим, безжизненным (как им кажется) поклонением Господу, им хочется открыто выражать нахлынувшие на них чувства. Отсюда популярность всякого рода харизматических течений. Харизматики есть «чистые» (в России самый яркий представитель – церковь «Роса»), но есть харизматики и в других церквах, в том числе среди баптистов. Так, во всяком случае, это видится «строгим» баптистам. Но не без харизматиков буквально все христианские церкви, в том числе католическая и даже – страшно сказать – православная. И уж конечно многие протестантские деноминации поражены этим недугом.

Если только это недуг. Потому что многие достойные христиане полагают, что и харизматия угодна Господу. Во всяком случае, они не видят ничего предосудительного в экстатических, эмоциональных проявлениях религиозных чувств и даже приветствуют их.


Мнение Макса Вебера

«Если бы мы хотели охарактеризовать одним словом типичных представителей слоев, которые несли и распространяли то, что называют универсальными религиями, можно было бы сказать, что в конфуцианстве это – бюрократ, организующий мир, в индуизме - маг, повелевающий миром, в буддизме – нищенствующий монах, скитающийся по миру, в исламе – воин, подчиняющий мир, в иудаизме – странствующий торговец, в христианстве – попутчик».


Он же о протестантском отрицании суеверий

«Широкий процесс 'расколдовывания' мира, который начался с предсказаний древнего иудаизма и который, вместе с научной мыслью Греции, отвергал все магические средства достижения блаженства как суеверие и святотатство. Истинный пуританин доходил до отрицания всякого намека на религиозную церемонию у края могилы; он хоронил своих близких без пения и музыки, чтобы избежать риска проявления какого бы то ни было суеверия, какой бы то ни было веры в спасительную действенность магических обрядов».


Проповедь на проповедь?

Слышал мнение, что в одном богослужении должна быть только одна проповедь, потому что «Человек не может воспринять больше одной проповеди. Следующая обязательно уничтожает предыдущую, так что в памяти все равно остается только одна».


Случай в Техасе

Рассказывают, что в одном техасском городке, где большинство составляли баптисты, ввели местный сухой закон. Тем не менее, в городке появился торговец спиртным, который открыл бар. Обитатели городка дружно помолились, чтобы Господь управил это дело.

На другой день налетела гроза, молния ударила в бар и он сгорел. Владелец бара подал в суд на горожан, обвинив их в том, что они виноваты в его беде. Горожане, доказывали, что тут воля Божья, а они ни при чем. Судья вынес вердикт в пользу истца и указал, что бармен верил в силу молитвы, а вот местные баптисты – нет.


Злые языки…

СМИ сообщали, что Ансамбль песни и пляски российской армии имени Александрова выступал перед папой Иоанном Павлом II. Один комментатор так откликнулся на это событие: «Это наша единственная боеспособная часть» и «Перед своими так здорово не спляшут».


Тем, кто говорит о самодовольстве российского баптизма

Баптистов часто упрекают в самодовольстве, но эти упреки не имеют оснований, во всяком случае, в России. Вот что пишет наш богослов Н.А. Корнилов:

«В годы давления и репрессий мы не только отстаивали свою веру и право жить по ней. За это время внутри у нас накопилось много того, что мало соответствует облику подлинного христианина. Наши скрытые и неизжитые конфессиональные недостатки укрепились и затвердели в нашем внутреннем мире; более того, мы приобрели свойства и черты, созревшие в годы массового расхристианивания и потери духовной культуры».

И еще он писал о необходимости учитывать наши национальные особенности:

«Да, во Христе нет национальности, но в христианстве есть. И есть опыт христианской церковной жизни, который нельзя отбросить бесследно. А потому одним из недостатков, мне кажется, является незнание и неприятие национального христианского опыта. Это серьезно препятствует в нашем свидетельстве, лишает его необходимой глубины и силы».


Еще слово предостережения

Франц Гергардович Тиссен, руководитель казахстанских баптистов, отмечал в свое время:

«Сейчас в Союзе больше ста небольших миссий. Какова причина такого дробления? Я никого не хочу обидеть, но скажу, что я не за миссии. Я знаю, миссии делают много хорошего, полезного. Но меня очень настораживает желание некоторых людей выделиться. Для них это вроде трамплина для рекордного прыжка. Они себя где-то не могли проявить, и вот теперь есть возможность отличиться. Меня смущает, когда люди так сильно подчеркивают, что они стали теперь президентами, или директорами, или вице-президентами. Иногда за этим не столько дела, сколько шума. Еще ничего не сделано, а уже есть счет в банке, уже есть печать, портфели и т. д., а дел-то фактически еще нет, одни слова».


Из недавнего прошлого

Уже в 5 классе учительница русского языка говорила: «Ты ответила на «5», но я ставлю тебе «3» за то, что ты веришь в Бога».


О ДВРах (детях верующих родителей)

Появилась у нас такая аббревиатура. И надо сказать, что к ДВРам относятся, на мой взгляд, излишне сурово. Вот высказывание, почерпнутое на одном нашем форуме: «Я лично думаю, что они просто не жили в мире, в настоящем мире, как он есть, не мучились поисками, не страдали от невозможности прощения и бессмысленности существования, поэтому и не настолько ценят спасение и возможность быть детьми Христовыми, как остальные. …ДВР-ам с детства рассказывали (и правильно делали), что Христос умер за них, что все их грехи могут быть прощены и т.д. да и от многого они были защищены (развод или пьянство родителей, разврат, блуд, плохие привычки), да и нагрешить-то по серьезному из них мало кто успел. И поэтому это не их вина, что они меньше ценят спасение (не хочу обобщать, но все же)».

Логика и пафос этой сентенции понятны и даже отчасти оправданы. Не собираюсь сейчас опровергать ее, но хотелось бы спросить: О своих детях вы подумали? Они ведь тоже скорее всего попадут (во всяком случае, хотелось бы, чтоб попали) в эту же категорию.


Еще о них же, но по-другому

На том же форуме возразили:

«Кто-нибудь из вас задумывался над тем как трудно быть ДВРом??? Это очень трудно: ты всегда должен это не забывать, ты всегда должен думать над тем, как ты себя ведешь, что говоришь, а то иначе тебя начнут осуждать: "Как он мог себя так повести, у него же родители верующие. Ужас какой, куда катится мир". А если то же самое сделает христианин, у которого родители неверующие, то скажут: "Ну, у него родители неверующие, он же еще "младенец", его некому было учить" и.т.д. Перед тем как обсуждать ДВРов, подумайте, как им сложно, может быть, поэтому многие ДВРы это не выносят и уходят из церкви».

Вообще же, мне кажется, эта тема заслуживает серьезного рассмотрения. Может быть, в статье, может быть в дипломной работе какого-нибудь семинариста, а может и диссертации. С опросами, in-depth interviews и прочими атрибутами солидного исследования.


На американском баптистском форуме

«Можно быть баптистом и ни разу в жизни не посетить богослужения в церкви. Достаточно понимать самые общие баптистские принципы. Но вот чтобы быть южным баптистом, надо быть приписанным к какой-то церкви Южной баптистской конвенции, это обязательно».


Мысль В.В. Розанова

Он славился оригинальностью и резкостью своих суждений. О нас, в частности, он высказался так: «Лекция и концерт образуют существо протестантских религиозно-общественных собраний...»

С этим не обязательно соглашаться, но с православной точки зрения это может видеться и таким образом. Он же приводит взгляд мужика-духоборца на православие: «Не истинна наша вера, и постоять не за что».


Всякое бывает…

По мнению некоторых аналитиков в сегодняшней России есть и православный коммунизм, и коммунистическое православие.


«Кто за это предложение – прошу голосовать»

Нашел в воспоминаниях одного православного не лишенный интереса факт. Он был членом делегации РПЦ на заседаниях Всемирного совета церквей, когда ее возглавлял митрополит Никодим (Ротов). Вот что он пишет: «Если митрополит поднимал правую руку - все обязаны тоже «за», если левую - можно как хочешь». Не совсем достойные игры все-таки. Впрочем, не уверен, что в них играли только православные.


Кто такие евангелики?

Поначалу (до конца 40-х годов) в США этим термином обозначали христиан, противопоставлявших себя либеральному течению в протестантстве и подчеркивавших приверженность Библии. Сейчас, если верить словарям, этим словом обозначают тех протестантов, которые провозглашают верность Евангелию, и считают, что спасение дается по благодати, а не по делам и не по участию в евхаристии.

Это не церковь и даже не объединение церквей, это скорее течение в протестантстве, от имени которого не может выступать ни одна религиозная организация. Приверженность и принадлежность к институциям или к определенной традиции для евангеликов не так важна, как для католиков или православных, которые очень не любят критические высказывания о своих церквах. Не любят их и протестанты России, которые привязаны к своим церквам куда прочнее, чем их зарубежные единоверцы.

Одни объясняют это влиянием православия, другие видят в этом естественное следствие гонений, которым протестанты России подвергались на протяжении всей своей истории и которые не прекратились по сей день.


Почему спонсоры?

Члены протестантских церквей в России – люди небогатые. Они честные труженики, но честный труд в нынешней России не приносит достатка. До революции протестантские общины вполне могли содержать себя и своих служителей, но сейчас построить или отремонтировать дом молитвы на средства прихожан просто невозможно. Отсюда чрезвычайно возросшая роль спонсоров, в том числе зарубежных. Но тут, вроде бы, наметилась благоприятные тенденции: кое-где мелкие и средние предприниматели из протестантов начинают играть основную роль в финансировании своих церквей.

Но и без спонсоров пока не обойтись, причем это справедливо и в отношении нашей исторической церкви.


Ко Христу приходят свободно

Как-то С.Н.Золотаревский в своей проповеди говорил о свободе и сказал, что у Господа хватит сил заставить нас повиноваться, но Ему нужен свободный выбор, и каждый приходит к Нему по-своему. Это вытекает из принципа свободы совести, который признаем мы и который признают некоторые православные, хотя, надо сказать, далеко не все, особенно в наше время

А когда-то именно этим гордилось наше православие и в приверженности этому принципу видело свое главное отличие от католичества. Достоевский писал в «Дневнике писателя» : «…полная свобода вероисповеданий и свобода совести есть дух настоящего христианства. Уверуй свободно – вот наша формула. Не сошел Господь с креста, чтоб насильно уверить внешним чудом, а хотел именно свободы совести».

Теперь не то.


Наши предшественники об отечественном баптизме

«Русские баптисты с честью носят свое славное имя и пользуются в широких кругах народа репутацией стойких и последовательных поборников восстановления первоапостольской церкви. Наша строгость в воззрениях, в жизни и в церковном управлении, за которые нас часто считают "узкими", основаны на учении Евангелия и совершенно необходимы в применении к характеру и свойствам русского народа. Здесь и особенно в такой момент, мы должны быть суровы в ограждении чистоты церкви как в учении, так и в управлении».
П.В. Иванов-Клышников.
"Задачи Баптистов в СССР в 1926 году" следующее: ("Баптист" 1-2 за 1926 г.)

 

Где обретается вера

Живая вера в живого Бога живет только в живых людях. А не в книгах, не в богословии - они, конечно же, нужны, но играют вспомогательную роль. И когда вера уходит из живых людей, никакие книги и рассуждения ее не спасут.

Правда, могут помочь возродиться.


Иоанн Павел II

«Цивилизованность общества измеряется его состраданием к самым несчастным».


Где личность?

Проблема личности хорошо разработана в протестантстве. Менее отчетлива католическая личность. Совсем неясно, что такое православная личность, это чуть ли не contradictio in adjecto «противоречие в определении». Для многих современных православных мыслителей – вообще анафема. Раз личность – значит, ставит себя выше общего.

Ничего подобного. В протестантском богословии концепция личности и ее достоинства строится на признании «образа и подобия Божия», а не на противопоставлении целого и части. И к целому на протестантском Западе относятся с большим уважением, чем в православной России, где тезиса «мне на вас на всех наплевать» многие не только придерживаются на практике, но и исповедуют открыто.


Старшее поколение

Беседы со старшими братьями (хотя я сам уже далеко не молод) всегда чрезвычайно поучительны, хотя требуют большого терпения: они часто все рассказывают необычайно обстоятельно. Многие из побывавших на фронте (где, говорят, неверующих не бывает) рассказывают, как в бою или перед атакой просили Господа сохранить жизнь – «тогда уверую». Не все из выживших выполняли это обещание, но были и такие, кто не отказывался от него. Эти – самые крепкие и стойкие верующие.

Многие из прошедших «тягость дня и зной» с детских лет отчетливо помнят гонения – брату Ивану из нашей Центральной церкви запомнилось, как в их деревне после ареста братьев провели повальный обыск, собрали все Библии и песенники и сожгли, а потом тщательно перемешали пепел штыками – детская память цепкая.


Современные беды

В связи с гонениями в некоторых республиках бывшего СССР часть «сектантов протестантского толка» (так их именуют религиоведы), прежде всего молокане и духоборцы, стали было переселяться в Россию. Но власти их не жалуют: помощи не оказывают, сразу начинают смотреть на них как на объект вымогательств. Что еще хуже: простой люд тоже встречает их неприветливо, случается (и не так уже редко), пускают красного петуха: «Надо же - не пьют, не курят и не воруют, это чтоб нас попрекнуть».


Нам тоже трудно

В Рязанской области одно время существовали три баптистские общины, которые попробовали жить на земле трудом рук своим. Для начала задавили налогами, да и вообще отношение неприязненное, часто откровенно враждебное: хозяйствуют тут, не пьют, не воруют, не матерятся, американцы им помогают. «Мы для них как инопланетяне», - говорила сестра, участвовавшая в проекте. Всех, кто честно трудится, современная русская деревня встречает в штыки. Найдется один фермер - и тут же десятки людей, готовых его поджечь (и действительно поджигают), сотни - готовых украсть у него, (и действительно крадут), как привыкли в колхозе красть.

Тут власть целиком с народом, искать управу на нарушителей закона бесполезно – «вы тут люди пришлые, нам ненужные...» Это про русских-то людей, честных, непьющих, трудолюбивых! Был хороший православный батюшка, который прямо говорил, что “на вас”, т.е. на баптистах, благословение Божие, отказывался писать в местной печати против баптистов. Его убрали - не пошел «в стаю».

К детям отношение сложное: им приходится отстаивать себя в школе. Трудно быть баптистом в России, очень трудно служить и Богу, и ближнему.

Но трудно не только баптистам: православным тоже нелегко: в храм сходить – это пожалуйста, а вот призывы батюшек жить по-христиански отклика не находят – тут дело до трагедий доходило.

Что было бы, если…

Обстановка в нынешней России такова, что случись сейчас дело Бейлиса, оно, пожалуй, было бы проиграно.


Зарисовка с заседания редакционного совета

Перед началом, как водится, помолились, попросили благословения у Господа на нашу работу. (Обычно молимся в начале и в конце работы, но иногда: надо еще помолиться: дело важное, попросим помощи у Господа.) Меня похвалили: я самый аккуратный, во время сдал материал, что не помешало потом говорить суровые слова в мой адрес. Многословие, хождение по круг и немало упрямства: все стоят на своем. К мифическому читателю апеллируют и авторы, и оппоненты: «Пусть читатель сам скажет!» «Да он скажет - опять меня куда-то втягивают – и не станет читать!» Славный и покладистый малый, этот воображаемый читатель: он верно служит всем и никому не отказывает.

С самого начала было ясно, что сегодня именно я предназначен для битья: там две мои больших статьи. Так и вышло. По концептуальной части - замечаний практически нет, редакционных не так уж мало. Для ученого главное - отстаивать концепцию, на нее практически не нападали (не принято?).

Я тоже не лишен упрямства и как лев бился за Льва Толстого: его отлучение позор и для РПЦ и для России - так это было в начале века, так это и сейчас. Мне: тут все не просто, у РПЦ были основания. Говорю, что Толстого анафематствовали и недавно подтвердили правильность отлучения (избегая самого слова), а вот Ленин и Сталин, тоже родившиеся в православии и крещеные, не анафематствованы! Мне поначалу мягко, а потом и потверже говорили о его заблуждениях. Пытаюсь возразить: «Но ведь у меня же здесь написано: “хотя его взгляды не могут считаться подлинно христианскими”! И вот на второй странице я писал о непозволительности сокращать Евангелия, имея в виду именно попытку Л.Н. свести все Евангелия воедино!»

Давление на меня усиливается, председательствующий тоже выражает сомнения. Что делать в такой ситуации в научной дискуссии - я знаю, могу твердо заявить: это моя точка зрения, я на нее имею право, и вынужден оставить ваши замечания без уважения, хотя и признателен за них. Соображаю: тут, видимо, это не годится: все-таки выступаем в журнале от имени всего братства (мне об этом тоже напоминают). Пожалуй, не стоит тут ложиться костьми и стоять на своем до конца - можно вызвать раскол в редсовете, которой будет выглядеть так: с одной стороны - я, с другой - чуть ли не все остальные. Вряд ли стоит это делать.

Скрепя сердце соглашаюсь изъять спорные слова, хотя и говорю, что остаюсь при своем мнении. Компромисс? В какой-то степени да, но он необходим. Не гоже вносить разделения еще и из-за этого. Тем более, что братья и сестры имеют свой резон: выпускаем юбилейный номер вместе, и если данный кусок вызывает сомнения почти у всех, что-то тут не так, стоять насмерть тут вряд ли целесообразно.

Меня подбодряют: это критика, мы к вам хорошо относимся. Я и сам это знаю: ко мне относятся неплохо. Я всю жизнь писал, за мной - восемь монографий, поболее сотни статей, и все это прошло через обсуждение. Так что тут я не новичок, да и научные обсуждения бывают «покруче»: мне (как и всякому человеку, занимающемуся наукой) доводилось слышать заключения о полной непригодности представленного мною текста, хотя и не единодушное.

Тут все же полегче. Я стараюсь дать понять, что не огорчен критическими замечаниями: говорю, что сегодня на мне оттачивают свои критические кинжалы - а вот вам, братья и сестры, еще предстоит пройти через эту мясорубку. Принимают с добрым юмором, атмосфера разряжается. Советы «не принимайте близко к сердцу» давали и после заседания. А заседали долго, с двух до семи, притомились.


Отделенные братья

У меня небогатый опыт общения с ними, но все же кое с кем общался. На мой (ни для кого не обязательный) взгляд им присуща некоторая внутренняя зажатость, резкое осуждение всех прочих (нас, регистрированных, особенно), нетерпимость не только к «иным», но и вообще к миру, большие требования к нему, готовность к мукам и явное русское желание «пострадать», о котором так много писал Ф.М. Достоевский.

Остаются ли они нашими братьями? Беда в том, что они нас таковыми не считают. Да и их некоторые из наших (судя, например, по форуму) – тоже.


Влияние мира

Церкви как институции все же многое брали из мира. Все время шло взаимодействие и противодействие высокой (ученой) и низкой (народной) религиозности. В католичестве из-за целебата священство не воспроизводило себя, священники рекрутировались извне, откуда и шло мирское влияние. При отсутствии целебата это влияние было не меньшим: в сельской местности русский православный священник часто жил как простой мужик, сеял зерно, разводил скот и т.п., что тоже способствовало влиянию мира. Просфору закапывают в углы огорода – «от грызунов помогает».

Яркий пример мирского воздействия - культ святых мощей. Он берет начало из Египта, страны мумий, где в IV и следующих веках очень сильно было монашество. Искусство мумифицирования достигло там высокого уровня, можно сказать, существовал культ мумий, который и повлиял на восточное христианство. Бывало (кажется, и сейчас бывает), что мощи крадут как талисман.

И много еще фактов такого рода можно привести.


Молитвы вслух

Довелось попасть на родину в Брянск, где посетил нашу баптистскую церковь. Показалось, что богослужение умиротвореннее, чем в Москве, больше живых разговорных интонаций. В храме просторнее, так что при молитве почти вся церковь становится на колени. Молитвы с мест: «За сына, чтобы отступил от греха», «Господи, приди в мою семью они меня не слушают, я им добрые слова говорю, я им правильные слова говорю, дорогой Господь, а они только смеются надо мною!»

Можно понять горечь этой женщины.


Еще впечатления с родины

Не перевелись на Руси жаждущие «бремен потяжелее», «строгой церкви». Такие приходят к нам, в том числе и из православия. Один из перешедших так объяснил переход: «Можно быть вором и православным, нельзя быть вором и баптистом, и это, по-моему, правильно».

Хорошо работают баптистские артели, особенно строителей, каменщиков, хотя власти их и притесняют. А вот от заказчиков нет отбоя: работают добросовестно, не пьют, не курят, не сквернословят. Некоторые как раз на это и жалуются: «Трудно с ними, хотя мастера замечательные». Настолько замечательные, что иные знающие люди, увидев кладку наших каменщиков, тут же наводят справки: кто клал кирпич? И узнав, записываются на годы вперед - лишь бы заполучить таких мастеров.

А когда в Брянске баптисты возводили храм, то своих рабочих не хватило, пришлось нанимать со стороны. Но со строгим условием: «Прогул, пьянка, сквернословие – уходи сам».

И уходили.


Когда начнутся контакты с православными

«Вот примете православие, тогда и будем иметь с вами дело». Так ответил православный батюшка на предложение баптистов повести совместную акцию помощи нуждающимся.


Заметки с собрания членов Центральной московской церкви

Пошел на него исключительно с целью набраться впечатлений для книги, которую, в конце концов, так и не написал, но остались записи, которые и привожу (то, что было выше – тоже частично из них).

Народу как на Хлебопреломлении, свободных мест нет, но никто и не стоит. Огорчительно мало молодежи, которая держится кучками, много семейных пар сорока-шестидесяти лет, они легко узнаваемы. На кафедре – весь церковный Совет и ни одной женщины.

Проповедь под стать событию, тема «Одно тело» (1Кор 12, 12-20): «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно».

Членам церкви напоминают, что они-то и составляют тело, а вся Церковь есть тело Божье. И еще: не надо радоваться, когда член отсекают (это о замечаниях и отлучениях), а радующиеся бывают, хотя тут повод для скорби, а не для радости.

В отчетном докладе много цифр. В церкви 300 больных - надо посещать на дому, а это трудно, хорошо бы по 10 на служителя, но не получается, нужна помощь братьев и особенно сестер. В церкви 1600 пенсионеров, средний возраст членов нашей церкви - 60 лет, одна из самых старых церквей в России. За истекший год - 80 похорон, это тоже непросто. Нужны новые люди на такое служение, их явно не хватает. Кое-кому оказывается денежная помощь. За год 91 крещение. Часто крестятся взрослые, они как верующие надежнее. Мы, бывает, возимся с подростками, а они потом уходят: улица, спиртное, наркотики. «Вспоможение» - этим термином обозначаются многие виды деятельности от уборки помещений у больных, до организации отдыха (в истекшем году 16 сестер отдыхали на даче у какой-то доброй души) до раздачи гуманитарки.

Работает хороший столяр, обучает ребят. Молодежное служение активно, тут главное лагерь. Что до воскресных школ, то тут главная сложность - помещением.

Музыкальное служение отличное, образец для страны. Есть три хора, но с одним некоторые сложности.

Власти не всегда идут навстречу, за все норовят взять деньги: «Раз не православные - платите!». Содержим одного миссионера. Считали, что в церкви около 5 тыс. (4900), но перерегистрировались только 2578. Прирост 111 человек. Двое восстановлены после отлучения. Двое сняты с замечания. 140 выбыли, 80 умерли, 60 перешли в другие церкви. Сейчас нет одного человека на замечании или отлучении. Правда, есть состоящие в двух церквах - и в обеих гуманитарку получают.

В Москве около 40 баптистских церквей (включая автономные). Активно участвуют хорошо если 20% членов церкви, а 80% только посещают церковь. Есть огрехи с дисциплиной, точнее - с непослушанием. Невежливо делают замечания пресвитерам, хотя сказано: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. (1 Тим 5, 19), а у нас могут прилюдно обругать, или по телефону анонимно. Много упреков за гуманитарку.

Бывают иностранцы, теперь не так много, их трудно принимать, но мы им всегда им рады. Спонсорской помощи стало куда меньше, скоро придется о ней вообще забыть.

Мэрия оказывает помощь - отремонтировали фасад, но в этом году денег не дает. Добровольцы проводят ремонтные работы, помогают рабочей силой, финансами. За помощью приходят ежедневно - помогаем. С сентября работает благотворительная столовая на 40 человек по воскресеньям - для неимущих. Сначала был спонсор, теперь церковь взяла это на себя.


Еще из записей к ненаписанной книге

…Я обычно бываю на Хлебопреломлении в два часа, когда дом молитвы заполняют, в основном, люди преклонного возраста. У входа в церковь разговаривают пенсионерки: «Картошка опять подорожала. Морковь подорожала. Капуста не подорожала».

Заботы земные, не божественные, но как без них нынешнему пенсионеру? Сам состою в этом звании, так что понимаю: на пенсию не проживешь. Я, правда, продолжаю работать, но, не вписавшись в новую жизнь, по-прежнему тружусь в Академии наук. Поначалу зарплата там составляла всего лишь вторую пенсию, но и на две прожить трудно. Потом, видимо, власть устыдилась, и начали платить за степень, мне, как доктору – семь тысяч. Жить можно, хотя до зарплаты уборщицы в фирме все равно далековато.

Понимаю коллегу, который как-то сказал: «Я с уважением отношусь к людям физического труда. Но страна, где профессорам платят меньше, чем уборщицам, не может, да и не должна существовать. Она и не будет существовать. Где, что и когда сломается – не знаю, но сломается обязательно. Это свидетельствует о слишком серьезном конструктивном изъяне в мозгах нашей власти».

Поискать - так таких изъянов можно немало найти. Есть вещи вовсе непонятные и просто немыслимые. К примеру: как жить, если плата за квартиру и услуги ЖКХ съедает больше половины пенсии? Или даже зарплаты. Где, в какой стране человек может быть нищим, работая на престижной во всем мире работе - учителем, врачом, будучи офицером?


Дети

На этом Богослужении мало детей, но все же они бывают, обычно с бабушками и дедушками (родители предпочитают иное время). Перед службой бегают группками, поднимаются на второй этаж, иногда шумят, но это никому не мешает, скорее украшает собрание.

Все знают слова Христа: «...пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк 10,14). Им и не препятствуют.

Запомнился мальчик лет четырех-пяти, который носился по проходу и вдруг остановился передо мной как вкопанный. То ли очки, то ли седые усы, то ли палка, то ли все вместе его поразили, но он уставился на меня, засунув палец в рот («как смотрят дети» - пелось в одной песне моей юности). Уже служители прошли на кафедру, уже старший пресвитер сказал свое слово и должно было начаться совместное пение, а он все стоял, пораженный. Услышав зачин, малыш понял, что здесь поют и, видимо, решил показать свое искусство. Важно отставив ногу и заложив руки за спину, он уже взял первую ноту – и, не исключено, исполнил бы весь свой репертуар, если бы мама не подхватила его на руки и не умчалась с ним к выходу.


Жизнь научная

Автор одной монографии процитировал апостола Павла и выделил особо важную для него часть цитаты курсивом. Как и положено в научных работах, приписал в скобках: «Курсив мой». Что дало рецензенту основание заметить: «Конечно твой. Не апостола же Павла!»


Современные речения

«Я атеист, но при этом я русский, а значит православный».
Или:
«Я православный, но, правда, я атеист».


Кочующий сюжет разных религиозных деятелей

«Нам предлагали толстые пачки долларов, только мы не продаемся, А вот они - продались».

Не предлагают, надо просить, и дают скупо и редко, обычно отказывают (сам подавал на грант трижды, ни разу не получил).

А отказываются еще реже


Мнение

«Какие ещё могут быть социальные прожекты в России, кроме получения и уворования западной гуманитарной халявы. Здесь хоть православные, хоть протестанты, хоть католики, хоть прочие какие исповедания, коли они из местных "русских", куда как горазды».
Иннокентий Павлов


Рассказано патриархом Алексием II

«Некто увидел свой жизненный путь, почти на всем протяжении которого отпечатались две пары следов - будто кто-то все время шел рядом. Однако в самые тяжелые периоды жизни вторые следы исчезали.

- Кто же это, кто шел рядом со мной? - вопросил путник.- Это Господь, Он всегда был рядом! - такой был ответ.
- Но почему же, когда мне было особенно невыносимо, я оставался один?
- Ты был не один, просто Он нес тебя на руках».


Шнобелевская премия – баптистам

В отличие от Нобелевской, эта премия присуждается ежегодно за ненужные и бесполезные достижения, которые не могут вызвать ничего, кроме улыбки. В 2003 году она была присуждена одной баптисткой церкви ЮБК в штате Алабама за разработку математической модели оценки греховности. Пользуясь этой моделью церковь, установила среднее по каждому округу количество граждан Алабамы, которые пойдут в ад, если не покаются.


Лозунг безбожников

В свое время Емельян Ярославский, возглавлявший безбожников в СССР, бросил лозунг: «Борьба против религии – это борьба за социализм».


Из американского христианского юмора

Проповедник читает проповедь – час, другой, пошел третий…
Один прихожанин поднимается с места и идет к выходу.
- Куда вы? – спрашивает проповедник
- Постричься.
- Неужели вы не могли зайти в парикмахерскую перед Богослужением?
- Тогда еще было не нужно.


Еще оттуда же

Некая дама пришла в зоомагазин и попросила продать ей 13 тараканов и три крысы. Этого товара у продавца не нашлось, и он попросил подождать несколько дней. В назначенный день дама пришла за заказом. Продавец вручил ей заказ и спросил:
- Не сочтите за навязчивость, мэм, но все же: зачем вам понадобился такой странный товар?
- Мой муж – пастор местной баптистской церкви. Он ей не подошел, и его уволили. А дьякон попросил оставить дом в точно таком состоянии, в каком мы его нашли.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости