Детский летний лагерь «Надежда» для детей Чечни

08 2007 ЧЛ т-за Эдельвейс КБР 0042 (320x213, 32Kb)

Хорошие отношения между людьми строятся годами, а разрушаются мгновенно. Война в Чечне и конфликт между Северной Осетией и Ингушетией разрушил все мосты понимания. Республики Северного Кавказа даже  зрительно  трудно разграничить, так близко мы живем друг с другом. И сегодняшний период затишья - не есть мир, все это хорошо понимают.

 

Я живу в Осетии, мой отец - осетин, мама - русская. У меня никогда не было  неприязни к ингушам, но и особой любви я к ним не испытывала. Жизнь делает свои корректировки: моя старшая дочь вышла замуж и у меня теперь внук ингуш, которого я очень люблю. Это событие изменило мои взгляды  и  отношение к этому народу  и вообще ко всем людям. Миссия Христианского Милосердия, сотрудником которой я являюсь, на протяжении многих послевоенных лет старается оказывать посильную помощь беженцам из  соседним республик, пытаясь, как миротворцы,  восстановить "разрушенные мосты".

Шесть лет подряд проводятся  летние лагеря отдыха для детей из Чеченской республики. Это - дети из семей беженцев, которые потеряли кров во время военных действий и по сегодняшний день  живут в пункте временного размещения г. Гудермес.  Первые три года детские лагеря проводились на территории Северной Осетии, последние три года нас гостеприимно принимает Кабардино-Балкария, а точнее горная турбаза «Эдельвейс».

Доверие родителей не так просто заслужить. Тем более, когда это касается  соседней  республики. Первые годы они посылали сопровождающих  с детьми обязательно мужчину и женщину. Мы ощущали огромную ответственность, многое зависело от нашего поведения и отношения к детям.

 (320x213, 59Kb)Этим летом проходил шестой по счету лагерь. И на мой взгляд он был особенным.

Планировалось провести лагерь на 70 человек, причем 10 детей  должны были привезти из ингушского поселка. Поселковый совет принял уже решение отпустить детей в лагерь, но произошло событие: в приграничном селе  при неизвестных обстоятельствах пропали два пожилых человека ингушской национальности. Обстановка между республиками вновь осложнилась. В результате родители приняли решение: детей не отпускать.  Поведение родителей вполне обосновано.

До открытия лагеря оставалось несколько дней. Мы были вынуждены набрать планируемое количество детей  только из Гудермеса. Так же, как и в прошлые годы, сотрудники лагеря подбирались очень тщательно, учитывался и опыт работы с детьми   и   знание культуры Кавказа, а главное,  желание помочь детям преодолеть ненависть, страх и обиду. Отрадно сознавать, что многонациональная команда сотрудников (русские, осетины, украинцы, балкарец и узбек) сложилась  и работала, как один механизм.

Никто из нас не рассчитывал на отдых, но что будет настолько сложно, представить не могли. Мы уже привыкли, что  основная масса детей - это мальчики и, что некоторые из младших детей не понимают русского языка. Но что разница в возрасте детей будет такой большой -  младшему Муслиму 6 лет, старшему Юнусу 17 лет, никто не предполагал. Перестраиваться пришлось буквально на ходу. Провести лагерь так, чтобы это было интересно, как для детей младшего возраста, так и подросткам, стоило огромных усилий. Ко всем сложностям добавилось то, что примерно третья часть детей приехали к нам впервые. Они то и прилагали всяческие усилия, что бы жизнь наставников не казалась сладкой. 

08 2007 ЧЛ т-за Эдельвейс КБР 0055 (320x240, 31Kb)Несмотря на наши предупреждения, что необходимо взять с собой  теплые вещи (горный климат  довольно-таки прохладный) большинство детей приехали, в лучшем случае, с одной сменой белья.

Наставникам пришлось делиться своей теплой одеждой. Конечно, этого было недостаточно,  и дети простыли.   Лечить их можно было только перед сном и ночью, лежать в  течение дня  они категорически отказывались.

Первые три дня были испытанием для всех нас: шквал громких детских голосов не смолкал ни на минуту. Сосредоточить их внимание на чем-то удавалось только после нескольких попыток. Старшие подростки  задавали  отрицательный настрой среди детей и имели в этом успех. Мы были на грани отчаяния.  Особенно трудно было наставникам старших групп. Благодарность команде, что они постоянно поддерживали друг друга  словом и делом.  Эта стабильность среди наставников, их терпение, взаимовыручка  и любовь произвела  должное действие  на ребят.    Примерно на третий день  произошел перелом. Словно шелуха слетела, открыв доступ к детским сердцам.  Они приняли наши условия, и им понравилось весело отдыхать без драк  и  соперничества. Непрерывный трехдневный гам  стих вместе с «неформальными лидерами».

Желая создать семейную  обстановку, координаторов программы  Иру и Фархада называли мамой и папой, а директора лагеря – соответственно бабушкой.  Удивительно, что подростки, несмотря на свою ершистость,  со временем смогли вписаться в общую семью.

Программа лагеря очень насыщена: все было рассчитано так, чтобы дети как можно меньше принадлежали сами себе.  Игры, походы, соревнования, конкурсы, песни, различные поделки  - и все время рядом наставник.  Каждый день заканчивался снеком: перед сном  наставники собирали своих ребят, где они за сладкой трапезой  могли  поговорить, пооткровенничать о личном, поделиться впечатлениями о пройденном дне, в такое время их могли посещать мама с папой или бабушка и не с пустыми руками. 

 (320x240, 38Kb)Климат взаимоуважения, мира и понимания наступил. Дети все чаще повторяли одну и ту же фразу: «Мы не хотим уезжать». Первое время чеченские мальчишки не позволяли наставникам проявлению нежностей – погладить по голове, обнять и т. п.  Через пару дней дети буквально ждали порции ласки и внимания, особенно младшие.

Одного мальчика Ибрашку  пришлось отвезти в поселковую больницу -  гнойная ангина, с его слов стало понятно, что  это у него хроническое заболевание. Мы проконсультировались у специалистов, купили необходимые лекарства и забрали его обратно в лагерь. По дороге он взял меня за руку и спросил: «Бабушка, ты на меня не обижаешься?». «За что?»  - удивилась я. «За то, что вы возитесь со мной и тратите на меня деньги?» - откровенно сказал он и опустил глаза. Я с трудом  сдержала слезы: «Это такие мелочи, дорогой. Главное, чтобы ты поскорей выздоровел».  Ибрашка крепко прижался  ко мне, как к родному человеку. Таких примеров  благодарности от детей было множество.  Они сами старались оказывать нам знаки внимания  и даже опеки. 

Темирлану исполнилось в лагере девять лет. Он подходил ко всем и с гордостью говорил: «У меня день рождения!». С этим объявлением  он подошел и ко мне. Я ответила ему поздравлением и добавила, что сегодня  мы все вместе отметим его  день рождения. Он вытащил из кармана десять рублей   и со словами: «Купи себе что-нибудь»,- вложил мне в ладонь. 

Мы часто задавались вопросом: «Зачем мы здесь, для чего столько усилий, можем ли мы  изменить чье-то мировоззрение». Подружиться с детьми у нас получилось, но последний лагерь показал и другие  положительные результаты, которые утвердили нас в убежденности, что все не напрасно.

В этом году, как обычно, были сопровождающие с детьми, но на этот раз они доверяли нам  настолько, что  приехали  две женщины:  Лейла и Исида, но не как контроль со стороны родителей, а просто  повидаться с нами и отдохнуть вместе с детьми.  В лагере они старались быть нашими помощниками.  Женщины рассказывали нам о своей жизни, мы делились с ними своими переживаниями и радостями.

 (320x240, 60Kb)Помнится  случай, когда поступок подростков был просто хулиганским. Мы были вынуждены  собрать весь лагерь и принять решение в отношении этих ребят  и в отношении всего лагеря вместе со всеми детьми. Лейла и Исида плакали: «Нам так стыдно за поведение детей, вы столько добра делаете для них, а они просто не благодарные».  Обстановка была волнительной, разговор проходил по -взрослому.  Высказывались все и дети, и наставники. Наступила пауза. Дети стояли молча  и были, как-то необычно, серьезны,  мы смотрели друг другу в глаза. Иногда взгляд говорит больше, чем фразы. В этот момент многих сотрудников, как они делились позже, просто осенила мысль: « Дети, которые были с нами не один год, разительно отличались от новичков. Они были уже другие: понимающие добро и умеющие противостоять злу, пусть на детском уровне. Появилось чувство ответственности и не только за себя».  Радость и чувство удовлетворения наполнила наши сердца,  вытеснив всю накопившуюся усталость и напряжение.  Мы ощущали  к ним такую любовь, которая не различает, не выбирает, а просто вмещает всех и провинившихся в том числе.

Первые две недели после лагеря сотрудники только и жили воспоминаниями тех десяти дней.  Там в лагере просто не хватало времени на обдумывание происходящего. Постоянно всплывали в памяти какие-то события, даже мелочи приобретали особую важность. Ежедневно просматривали видео и фотографии, а когда перечитывали прощальные письма, плакали и смеялись.

«Фархад (папа лагеря и наставник старшей группы мальчиков), спасибо, что вылечил меня. Прости, что я говорил плохие слова. Спасибо за поддержку и внимание ко мне.  Когда я плакал на футбольном поле, я не мог сказать тебе прощай и мне было больно. Я решил попрощаться в письме. Надеюсь, что увидимся в следующем лагере. Рогомерзаев Расул».

 (320x240, 73Kb)«Бабушка, спасибо тебе за доброту. Я очень хочу увидеть тебя в следующем году. Я сильно-сильно люблю тебя и буду скучать. В этом лагере ты заменила мне бабушку. Пока, Пепи».

«Бабушка Фатима, ты лучше всех, ты добрый. Я уважаю тебя, ты во все помог нам. Хусейн».

 

«Мама Ира, спасибо тебе за то, что любишь нас. Я никогда тебя не забуду! И ты не забывай меня! Мы вас так мучили, за это  прости нас. Я хочу пожелать тебе счастья. Мадина».

 

«Денис, ты самый лучший наставник. Прости, что заставляли тебя переживать. Спасибо, что ты научил меня делать добро и ненавидеть зло. ……».

 

«Моя любимая мама, спасибо  тебе за все наши подарки, я лично буду их хранить. Наши родители присылают нас сюда, потому, что вы хорошо к нам относитесь. Я люблю тебя и твоего сыночка Каримчика. Пусть в следующем году он будет большой и не болеет. До встречи, Расита».

 

«Дорогие наши Фатима, Ира, Фархад, Алена, Ахмат,  ……..     Мы очень благодарны вам всем за теплые отношения к нам и к нашим детям. Спасибо вам большое  за такое терпение и понимание детей. С уважением, Лейла, Исита» (родители, сопровождающие детей)».

 

Телефонный звонок: «Здравствуйте, меня зовут Сулим, я отец Турпала и Рамзана, они отдыхали у вас в лагере. Я хотел вас поблагодарить. Дети просто в восторге, не умолкают и сейчас стоят рядом и стараются добавить к моим словам. Не понимаю, как вам удалось изменить их поведение. Я очень доволен. Обязательно приезжайте к нам в любое время, мы будем ждать. Для нас вы будите почетными гостями». 

(Этот звонок нам особенно дорог, т.к. эти братья были у нас в лагере впервые и оказались  одними  из самых трудных ребят).

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости