Поручительство - зло или добро?

Вопросы

1. Приветствую Вас, Юрий Кириллович! Многие христиане берут кредит и просят своих по вере быть поручителем. Притчи о поручительстве не говорят хорошо. Вроде отказать не хорошо и соглашаться притчи не рекомендуют. Как быть? Спасибо, да благословит вас Господь.

2. Приветствую, уважаемый брат Юрий Кириллович! У меня такой вопрос: один брат просит за него поручиться, он хочет взять кредит, но я отказал т.к. в притчах написано: "Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих" (Притчи, 6:1,2) "Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен" (Притчи 11:15). "Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего" (Притчи 17:18). "Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги" (Притчи 22:26). Правильно ли я понимаю, что речь идет о денежном поручительстве?   

Ответ

Очень сложный вопрос вы затронули, уважаемые друзья. Я готов вместе с вами рассуждать на эту интересную тему. Но я не готов, да и права не имею оценивать конкретные решения в столь деликатном вопросе, как поручительство. 

Здесь этика и экономика, духовность и расчётливость, жадность и жертвенность, предприимчивость и потребительство, и ещё немалое число оттенков наших взаимоотношений пересекаются.

Может ли быть найдена универсальная формула, с которой будет легко разрешать все многочисленные жизненные коллизии, когда наши обязательства и возможности вступают в конфликт. Денежные отношения представляют собой наиболее острое  выражение конфликтов между людьми, но сам факт поручительства применяется, конечно, гораздо шире. Поэтому, я бы в данном случае, не сводил всё только к вопросу поручительства по займу. Например, свидетели при бракосочетании, это ведь не дань моде, это поручительство своего рода, когда люди перед обществом, перед церковью, поручаются за жениха и невесту в их серьёзных чувствах, серьёзных намерениях, в их достоинстве и  способности исполнить данное друг другу обещание. В церквах евангельских, например, церковь часто просит желающего креститься представить свидетеля, способного подтвердить, что жизнь сестры или брата соответствует заповедям Евангелия.

В православии данную роль берут на себя крестные родители, которые поручаются, по сути, за младенцев, беря на себя обязательство, привести их к сознательной вере, научив всем заповедям Божьим. Это ведь то же поручительство. Нередко случается, когда в образовательном учреждении, в том числе и в христианских вузах, поступающего на учёбу просят предоставить парочку рекомендаций от известных людей. И это поручительство. Приведённые примеры можно продолжать, они не становятся предметом разборов, и я думаю, лишь потому, что не связаны с денежными обязательствами.  И этот вывод меня приводит в глубокое отчаяние. Это значит, что деньги, («за всё платит серебро») остаются наиболее весомым аргументом, чем слово, чем честь, чем чистый нрав, или, о чём мы боимся говорить, чем духовный мир. Как верно подметили наши предки: «Дружба дружбой, а денежки врозь». Боюсь, что и ваше беспокойство, связано не столько с возможной потерей доброго имени, или быть может с нарушением Слова Божьего, сколько с возможной потерей финансов. 

Все приведённые вами тексты Писания можно принять, как предостережение не поручаться, даже и за ближнего своего.  В таком же контексте и Даль толкует это действие:

«Ручаться, заручаться. Поручился - продался. Поручиться за что, за кого, ручаться и отвечать, заложиться, быть порукой. За кого поручишься, за того помучишься. Кто поручится, тот и поучится (и помучится). За друга поручишься, от недруга помучишься (друг обратится в недруга)».

Можно принять именно такое предложение как руководство к действию. И вероятно греха не будет, и совесть может быть спокойна.

Но отчего же тогда возникает вопрос, почему же тогда сомнение не покидает нас?

Очевидно, что в голый прагматизм вмешивается евангелие благодати Иисуса Христа. Если быть последовательным, и попробовать найти в Новом Завете обоснование для решения предложенного вопроса, то мы встанем перед трудной задачей.  Христос скорее совершенно выводит за скобки нашу производственную деятельность. Например, Он совершенно отверг просьбу одного парня, у которого были проблемы с братом. Они не могли поделить наследство. В притче о неверном управителе, Господь даже называет догадливым неверного управителя, воспринимая его действия как само собой разумеющееся. Если приведённые вами тексты Писания показывают преимущество моего комфорта, в виду возможных осложнений даже при добром деянии, то в Новом Завете Господь показывает преимущество комфорта моего ближнего! Притча о милосердном самарянине,  например. А действия самого Иисуса? Это ведь постоянный риск, ходьба по лезвию ножа, всякая Его добродетель отзывалась ненавистью власть предержащих, как светских, так и духовных. И везде и всегда Он подставлял Себя, защищая страдающих, по сути, поручаясь за них! И потом евангелист напишет послание к церкви, в котором скажет:

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника»;  1Иоан.2:1  Ходатай и поручитель, разные слова, но суть то едина. Конечно, это духовная сфера. Но мои размышления приводят меня к ней, дабы для себя убедиться, а для вас подчеркнуть превосходство духовного над плотским. Вечного над временным. Вот и пример апостола Павла. Как берёт он на себя все издержки за беглого раба Онисима. «Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.  Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу»;  Завершая, скажу, что в бизнесе ответственность лежит на вас. Принимая решение  поручиться, вы не согрешите, но будьте готовы и к последствиям. Отказывая в поручительстве, вы не согрешите, но последствия вас ожидают и в этом случае.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою, за друзей своих»!

Вот почему написано: «должно вам всегда молиться и не унывать»!

С уважением,   Ю. Сипко.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости