Конфессиональная мода

Священнослужитель Ветхого Завета

Когда мы представляем себе священнослужителя, перед нами возникает образ человека, предназначенного для определенной миссии в жизнедеятельности церкви. Этот образ нередко помогает создать одежда священника.

В Ветхом Завете в описании облачения священника много внимания уделяется духовному значению каждой детали одежды в зависимости от действий служителя. Иисус Христос в двенадцать лет впервые попадает в храм. Он наблюдает за каждым действием, которое происходит в храме. Он видит священника в белых одеждах. Должно произойти самое главное событие — принесение в жертву пасхального агнца. Представили эту картину? Для того, чтобы вообразить, как это было на самом деле, надо увидеть священника, надо увидеть те одежды. Вы помните, что одежды тогда были не такие, как в наши дни? Чем отличался священник, его одеяние от одежды простого человека?

Говоря современным языком, можно сказать, что это спецодежда или униформа. А для чего она нужна? Армия без единой формы уже не армия. Это толпа. В нашей жизни мы видим спецодежду в разных сферах жизни: медицинские работники, летчики, стюардессы, проводники в поездах... За спецодеждой скрывается личность. Если мы видим человека в белом халате и знаем, что это врач, его белый халат подчеркивает не его «я», а специальность, то есть то, что он делает.

Есть мнение, что одежды священника выражают идею служения глубже всего, потому что мы служим великому Богу (мы со своим «я», со своей плотью служить Богу не можем), и само облачение в одежды или смена одежд священниками является частью служения Богу. У первосвященника было 8 одежд, это на 5 одежд больше, чем у священника. В святое святых в храме, где присутствовал Сам Бог, раз в год мог прийти только первосвященник, и потому ему нужно было защитить свою плоть от присутствия Бога, спрятать ее под одеждами.

Пасторская одежда

Наверное, такого понятия в нашей жизни нет. Ведь в евангельской церкви все просто. К служителю можно подойти, поговорить, пожать руку, нет такого многозначительного облачения, к которому раньше люди прикасались, как к святыне, да и то с великого позволения. Такая доступность общения, по свидетельству многих, сближает людей с церковью, с ее служителями. В особые одеяния облачаются во время крещения, что передает значимость торжества.

И все же есть разные мнения о том, в какой одежде должен быть служитель за кафедрой, вообще в церкви (если есть отличия), дома и в другой обстановке. Есть ли в пасторской одежде какие-то важные детали и что они означают? Надо ли стремиться к тому, чтобы люди, глядя на верующего, понимали, что священнослужитель из евангельской церкви? А может, у священника-баптиста есть свои знаковые вещи в одежде?

На эти вопросы мы попросили ответить некоторых наших братьев-служителей:

Руслан Надюк, пастор церкви ЕХБ «Слово для души», г. Москва:

— Брюс Уилкинсон как-то сказал, что «правильная» одежда это такая, которая чуть лучше той, в которую одеты прихожане. В общем-то, сложилось так, что костюм — универсальная одежда служителя. Но костюм — это и универсальная одежда «белых
воротничков»: бизнесменов и служащих. Я убежден, что главное отличие, конечно же, в сердце человека. Как сказал Христос, «..от избытка сердца говорят уста», то есть внутреннее проявляется во внешнем. Внешний атрибут служителя — это одежда, которая должна иметь незначительные, но понятные «признаки» священнослужителя. Например, костюм и «белый воротничок» священнослужителя, по-моему, оптимальное сочетание. В особенности, если пастор совершает публичное служение среди неверующих.

Юргис Калвайтис, пастор церкви ЕХБ «Воскресение», г. Москва:

— Аналогию вижу в одежде Христа, соответственно норме приличия того времени и места. От одежды толпы, видимо, Его одежда принципиально не отличалась.

Сергей Бабич, референт пасторского отдела РС ЕХБ, пастор:

— Форма одежды должна зависеть от следующих факторов:

1) От убеждений пастора. Поскольку это его личный выбор, и все зависит от его менталитета, характера, религиозного и духовного воспитания.

2) От местонахождения и этнической принадлежности. В условиях мусульманской культуры приемлемо одеваться в удобную форму для мусульманского мира, но не в одежду, в которой проводят службы имамы в мечетях и которая имеет свой религиозный контекст. Я использую в большом деловом городе, в Москве, более строгий стиль одежды (костюм), а летом свободен от него, просто в нарядной рубашке, классических брюках. Не понимаю проповедников, которые проповедуют в одежде спортивного покроя. Это не законнический подход, я свободен от этого, но это прилично контексту той культуры, в которой я расту и принадлежу.

3) Мой выбор может зависеть еще от возрастного состава церкви. Например, молодежь одевается иначе, и мне не нужно, если я хочу быть принятым, сильно выделяться перед ними и подчеркивать свой сан особым стилем одежды.

В Новом Завете нет четкого установления, в какой одежде должен предстать перед людьми пастор, но она не должна отвлекать внимание слушающих, поэтому для меня остается приоритетным свободный выбор. Дома и на улице, вне церкви, я одеваюсь в удобную для меня одежду, но не вызывающую и не соблазняющую других, потому что прислушиваюсь к наставлениям от Господа и жены.

Павел Бегичев, проповедник, г. Москва:

— Кафедра. Думаю, что проповедник за кафедрой должен быть одет по-особенному, как священник. Много раз замечал, что люди подсознательно реагируют на «спецодежду» положительно и начинают слушать внимательнее.

Служитель-баптист. Разумеется, у проповедника-баптиста одежда должна отличаться от одеяния православного священника. Но все же какой-то элемент костюма, указывающий на посвященность служению, должен иметь место. Было бы неплохо, если бы верующие дизайнеры-модельеры разработали концепцию такой «спецодежды».

Дома, на досуге. Что касается повседневной жизни служителя, то, по моему скромному мнению, его одежда не должна отличаться от одежды других людей. Конечно же, одежда должна быть приличной и аккуратной. Не думаю, что в специальной «священнической» одежде нужно ходить всегда и везде. В повседневной жизни незачем подчеркивать
свой статус, все же мы исповедуем принцип всеобщего священства, и «униформа» не говорит о «спецстатусе» проповедника в Божьих глазах, но лишь свидетельствует о том,
что за кафедрой стоит человек, специально избранный Богом и церковью на служение проповедника и учителя. А в обычной жизни он такой же христианин, как и остальные
члены церкви.

Пасторская рубашка. Что касается меня лично, то за неимением четкой баптистской традиции, регламентирующей особенности покроя проповеднических одежд, я предпочитаю надевать перед выходом за кафедру так называемую «пасторскую рубашку» с белой вставкой на стоячем воротничке. Это международный стандарт «священнического облачения». По такой рубашке люди узнают священников-католиков или пасторов-лютеран и других протестантов.

Некоторые православные священники тоже надевают такие рубашки. Поэтому тут нет подражания какой-либо одной конфессиональной моде, но такой костюм, можно сказать, конфессионально нейтрален. С другой стороны, он подчеркивает, что за кафедрой я выступаю не как человек «с улицы», а как уполномоченный Богом и церковью служитель. Впрочем, если я знаю, что в церкви, в которой мне предстоит проповедовать, общественное мнение осуждает такую одежду, то я надеваю обычный строгий костюм с обычным галстуком. В повседневной жизни я люблю, чтобы одежда была удобной, ведь я человек немалых габаритов. Поэтому ношу вещи, в которых чувствую себя свободно.

Хочется добавить, что уполномоченный Богом и церковью служитель всегда остается служителем: в церкви ли он или вне. Внешнее зависит от внутреннего, и все же встречают сначала по одежке, а уж провожают...

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости