Протестантизм: суть вероучения, межцерковные связи, проблемы

Протестантизм: суть вероучения, межцерковные связи, проблемы

В России само существование евангельских церквей становится проблемой. Поборники почвенничества и агрессивного православия называют их сектами, нетрадиционными и неисторическими конфессиями. При этом сами евангельские верующие своим социальными служением на деле доказывают патриотизм и гражданскую ответственность, а также искренне стремятся к диалогу и общению с православными церквами. Предлагаем вашему вниманию выступление Олега Алексеева, пастора Первой баптистской церкви г. Воронежа, на публичных слушаниях в областной думе (апрель, 2008).
Протестантизм в России – это собирательное название христианских церквей евангельской направленности. В частности – это адвентисты седьмого дня, евангельские христиане-баптисты, лютеране, методисты, пресвитериане и христиане веры евангельской (пятидесятники).

Возникновение евангельских церквей обусловлено закономерными историческими событиями конца XVIII – первой половины XIX столетий. Ключевым из них стало издание Библии в синодальном переводе. В 1862 году было положено начало периодическим изданиям синодального перевода Нового Завета, а в 1876 году – полной Библии, которыми до сего времени пользуется русскоговорящее население России.

Ко времени евангельского движения в России народы, населявшие ее, были по преимуществу православными. Православие породило в русском народе великое богоискательство, какого не знал и не знает ни один народ мира. Первых евангелистов так и называли: православные, живущие по Евангелию. Подтверждением тому служит тот факт, что и до сего дня, большинство протестантов в России вместе с православными празднуют Пасху и восемь из двунадесятых праздников по юлианскому календарю. Здесь следует отметить, что поначалу они не хотели выходить из православия. Но когда их жизнь изменилась коренным образом, то возникла необходимость начать новый уклад религиозных служений.

С благодарностью мы отмечаем заслуги православной церкви в деле сохранения Священного Писания для народа, и в том, что она сделала его доступным каждому читающему.

Протестантское движение в России имело глубокие национальные корни. Оно было подготовлено многими предшественниками. Оно не случайное и не привнесенное. Оно – библейское. Непосредственными предшественниками протестантов были молокане.

Молоканство можно назвать мистико-рационалистическим направлением в развитии русской религиозной жизни. Молокане близко подошли к центральной теме евангельского благовестия, но остановились перед ней: они и не помышляли о «новом человеке», рожденном от Слова Божия и Духа Святого (Еф. 4:24). Но они явились благодатной «почвой» для проповеди протестантов. Именно с них начнется евангельское движение в России, и именно из их числа выдвинутся первые протестантские руководители.

Каковы основные принципы протестантского вероучения?

Протестанты исповедуют любовь к Библии, как к Божьему Слову, ее абсолютный авторитет, а также постоянство в изучении и применении Библейских истин. Применение Божьего Слова направляет людей на созидательную деятельность, а сама Библия несет в себе созидательный потенциал и основу для перемены человека к лучшей нравственной жизни.

Протестанты исповедуют Никейский символ веры: исповедуют Иисуса Христа как Бога и Человека, и Спасителя души; разделяют Библейское учение о Триедином Боге, веруют в бессмертие души и воскресение тела. Протестанты в Воронеже не соглашаются с модернистским богословием, идущим с Запада, умаляющим Божественное достоинство Иисуса Христа. Мы также не соглашаемся с любыми искажениями Библии. 

Протестанты учат, что наиболее убедительным аргументом истинной веры может быть только личный пример благочестивой и добродетельной жизни. Мы признаем право каждого человека на свободу выбора и отрицаем всякие методы принуждения и насилия над личностью в духовно-воспитательном процессе.

Протестанты исповедуют законопослушность, но при этом – отделение церкви от государства. Протестанты – противники конфронтации в любой форме и никогда ее не искали.

Учение протестантских церквей направляет верующих на путь спасения и служение конкретному человеку, формируя активную жизненную позицию. Эта позиция выражается в здоровом образе жизни, в неприятии пьянства, разврата и других пороков, в честном и добросовестном отношении к труду, в уважении к государству и властям, поставленных Богом, в социальном служении нуждающимся людям, а также в воспитании добрых братских отношений – словом то, к чему призывает нас Евангелие.

Протестантские церкви на практике осуществляют социальное служение в детских домах, среди малообеспеченных и социально незащищенных категорий населения, в тюрьмах. Нами активно проводятся программы реабилитации алкоголиков,  наркоманов, преступников, которые возвращают их к нормальной жизни, делают полезными для общества.

Предметом особой заботы и внимания протестантов является подростающее поколение: дети и молодежь. Для них постоянно работают воскресные школы, организовываются молодежные хоры, музыкальные ансамбли, группы театрального служения, группы по изучению Библии, Библейские школы и семинарии, детские оздоровительные лагеря с христианской программой, проводится профилактика наркомании, СПИДа и абортов.

Протестантскими церквами накоплен положительный опыт социального служения, которое является их вкладом в оздоровление и развитие общества. Наше социальное служение отмечено правительственной наградой и многими благодарностями от Администрации Воронежской области и города.

В словах и действиях протестантских церквей государство может видеть дружественный настрой и желание процветания нашему российскому обществу, неотъемлемой частью которого они являются.

Каждое течение в протестантизме – это организационная структура, имеющая определенный порядок. Большинство протестантских церквей имеют государственную регистрацию в Минюсте.

Баптистские и пятидесятнические поместные церкви в организационном плане полностью сохраняют свою автономность. Решение принимает высший орган управления церковью – членское собрание. Методисты, хотя и имеют епископальную структуру, но руководствуются своим российским уставом и создают свою церковь с российским лицом. Остальные конфессии при некоторых вероучительных различиях роднятся схожими принципами управления, но также активно участвуют в созидательном труде на благо нашему обществу.

Русские протестантские общины исстари были открыты для христианского сотрудничества с единоверцами из-за рубежа. Братские международные контакты расширяли духовный горизонт верующих без потери собственного самобытного лица. В целом русский протестантизм представляет собой своеобразное явление в истории мирового христианства – органичное сочетание Западной и Восточной религиозной культуры. Как любая христианская церковь, протестантские церкви развивают связи с христианскими церквами как своих, так и других деноминаций, в том числе зарубежных. Они обмениваются делегациями, участвуют в международных конгрессах, конференциях и других мероприятиях. При этом они остаются независимыми, свободными от постороннего контроля.

Жертвенность – вот одна из главных наших ценностей, и служение протестантских церквей отличается верой и делами. При любых внешних условиях жизни протестанты остаются достойными высокого звания христианина, способными и готовыми на любое доброе дело. Это наше призвание. Поэтому основная проблема российского протестантизма – недостаток у общества ясной и понятной информации о целях и деятельности протестантов в России. По этой причине христиане часто встречают непонимание со стороны государства и общества. Установление открытого и четкого диалога между христианскими деноминациями и органами власти позволит снять множество вопросов организации и деятельности наших церквей на территории Воронежской области, которые заинтересованы действовать исключительно в рамках российского законодательства.

Межконфессиональность, существующая в России, является ценным духовным ресурсом. Она позволяет совместными усилиями охватить как можно больше направлений социального служения нашему обществу. Чтобы явить миру любовь, как принцип отношений, необходимо признание религиозной свободы каждого человека и ценности христианского многообразия. Что подтверждается Священным Писанием: «...если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Фил. 3:15-16) и, не почитая себя достигшими, забывая заднее, простираемся вперед (Фил. 3:13).

Негативные явления разделения и осуждения другу друга действительно имели место в протестантских церквах в прошлом, что говорило об их духовной незрелости. Сегодня многое изменилось. Добрые отношения и желание служить друг другу дарами, полученными от Бога, не ища похвалы, сделали возможным близкое общение и совместный труд.

В нашем городе между христианами сложилась добрая атмосфера, которая сделала возможным совместно участвовать в созидательном социальном труде. При содействии и поддержке Межконфессионального Совета Воронежской области христиане показывали и показывают пример эффективности совместного сотрудничества в таких социальных проектах, как: показ фильма «Иисус», «Надежда есть», «Ощути силу перемен», «Время жить». Общим результатом уже завершенных проектов были многочисленные положительные отзывы жителей города Воронежа и области.

Сегодня протестанты Воронежской области продолжают совершать молитвы за всех россиян. Будучи гражданами одной страны, представители протестантских деноминаций совместно с православными христианами и другими христианскими конфессиями г.Воронежа и области намерены и в дальнейшем приносить пользу российскому обществу.

Сохранение любви, уважения и совместное сотрудничество христиан друг с другом в социальной сфере – показывают нашему народу достойный пример истинной веры и христианских отношений. Это одна из главных заповедей Господа нашего Иисуса Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вaс, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:33-35).

Опубликовано: Baznica.info

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости