Переутомление служителя (помоги себе сам)

Переутомление служителя (позаботься о себе сам)

(см. 3Царств 19:1-4).

Библейская история, которая описывает жизнь пророка Илии и его переживания, сильно напоминают служение некоторых пасторов, которые очень устали и готовы оставить служение. И, часто дьявол внушает, что здесь кроются духовные причины, из-за которых, пастор не имеет право оставаться в служении. Но при глубоком анализе и молитве к Господу, все таки,  можно разглядеть иную причину, а именно эмоциональную сторону данной проблемы, которую можно классифицировать как «эмоциональное выгорание». Я не исключаю духовные причины проблем, но в этой статье больше пойдет речь о эмоциональных причинах депрессии пасторов, являющимися посвященными для Господа целиком.

Друзья, когда мы слышим о термине «выгорание», не многие соглашаются с тем, что служитель, уверенно полагающийся на Господа может прийти к такому состоянию. Часто и в нашей общине, мы настолько идеализируем нашу веру, что говорим, друг другу, как ты мог докатиться до такого состояния, и где была твоя вера? Мы в своем полном посвящении Господу даже не можем предположить, что Господь может допустить, что мы как Илья будем просить себе смерти, чувствуя глубокое одиночество. Однако многие пасторы или душепопечители, выгорают, иссякая  просто духовно, не умея, справится с депрессией. Час за часом, находясь под прессингом высоких ожиданий прихожан от нас, тех завышенных требований, которые мы сами иногда, придумываем себе, мы не справляемся со стрессом,  и чтобы никто не увидел  наше поражение, отстраняемся от других эмоционально и надеваем «маску», где не видно нашей боли. Но хуже всего мы не обращаемся к другим душепопечителям за помощью, оправдывая своё состояние временными испытаниями от Господа, не желая признавать своего кризиса.

Важнейшим фактором жизни пастора и душепопечителя является служение людям. Поэтому им необходимо научиться справляться со стрессом, справляться с этим служением. Лица, начинающие служение душепопечения, иногда предполагают, что служение людям принесет им удовлетворение и будет призванием на всю жизнь. Однако проходит немного времени и большинство убеждаются в том, что душепопечение - это изнурительный труд, что многим подопечным не становиться лучше, а постоянная занятость проблемами и бедами ближних оборачивается временами их, душепопечителей, психологическим, телесным и духовным переутомлением. Христианский служитель, часто исполненный состраданием, вдруг обнаруживает, что внутренне уже сам опустошен. Между тем, нуждающиеся продолжают просить помощи.  Друзья, если бы я попросил вас прямо сейчас написать анонимно, как многие из вас пережили такой кризис или вам это угрожает, процент был бы намного выше, чем мы думаем. Старшим пресвитерам, я просто рекомендую, на региональных встречах спрашивать друг друга не только о делах служения, но и о личных переживаниях, просить молиться не только об общественных вопросах, но и о личных. Это на самом деле помогает чувствовать плечо поддержки друзей служителей, как бы ангелов посланных Господом для своевременной помощи.       

Давайте  поговорим о том, как предупредить это состояние «эмоционального выгорания», и каковы признаки его.

Синдром эмоционального выгорания – представляет собой состояние эмоционального, умственного и физического истощения, возникающее в результате хронического стресса в служении. Часто такое «выгорание» сопровождается ощущением никчемности, бессилия, появляется раздражительность, усталость, цинизм, апатия и неверие в свои возможности. Душепопечители, придающие большое значение теплоте, искренности, превращаются в холодных, отчуждённых, чёрствых и измотанных служителей. Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда служитель полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, о семье и затем наступает  первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность -   попытка справиться с эмоциональным стрессом в служении, путем изменения своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В таком состоянии утрачивается интерес к пациенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно. Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности. Лидеры не видят перспектив для своего служения, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои духовные возможности.

Часто пастору, как я говорил раннее, приходится надевать маску благочестия, когда он оказывается в церкви, чтобы люди не заметили недостатки его жизни. Некоторые пасторы переживают материальные сложности из-за несоответствия уровня зарплаты и не могут справиться с этой силой давления. Прихожане считают, что пастор может жить по минимальному уровню жизни, ведь Бог требует от них жертвенного служения. Одиночество и изолированность - распространённые факторы стресса в служении. По результатам исследования, проведённого американским журналом «Лидерство», 55 процентов пасторов заявили, что им не с кем поговорить о своих сексуальных искушениях. По другим источникам, 20 процентов пасторов заявили, что им не к кому пойти на консультацию по этому вопросу, а ещё 50 процентов хотят обратиться за помощью в этом к другому пастору.

Существуют следующие причины, приведшие к состоянию опустошенности и «хронической усталости» священнослужителей, которые обратились за помощью:

Во-первых, недостаточная подготовка служителя. Не обладая надлежащим статусом  подготовкии набором необходимых знаний по душепопечительской помощи людям в кризисах,  свой недостаток знаний, умений, навыков новый лидер или пастор компенсирует эмоциональным напряжением.  Он пытается всем угодить, делает все на эмоциях, пытаясь угодить всем, излишним вниманием.  Это хорошо и абсолютно нормально для начального уровня профессионального пути. Но через определённое время, когда такой человек все делаем только на эмоциях, без рассудительности и нужной квалификации, очень скоро наступает кризис. 
  В результате эмоционального служения появляются:
- внутренний дискомфорт;
- психосоматические заболевания: сердце, давление; головные боли;
- изменяется отношение к служению (вам уже ничего не хочется);
- раздражительность;
- закрываетесь от людей.                                                                                             

Во вторых - дальнейшему уходу в себя, что приводит к состоянию  депрессии, способствует отсутствие навыков помощи таким служителям со стороны других священнослужителей. Например, находящийся в депрессии служитель приходит к какому-то служителю, который ничего этого понимает, и слышит совет: «У тебя, наверное, грех. Тебе нужно покаяться.   И потом, пожалуйста, увеличь количество  служений, и таким образом будешь в дальнейшем дисциплинировать свою жизнь, избегать греха и жить без чувства вины. К другому служителю   придет, а он скажет: «Да все нормально, взбодрись, эмоций побольше. Раньше ты радовался, а сейчас какой-то мутный стал».  Вы сгораете из-за того, что слишком много эмоций вам уже пришлось вложить в служении, во время проповеди, душепопечительства, а вам дают совет - побольше эмоций. Они не знают, что происходит с вами.                                                                                                                                                    В И В третьих, причина, приводящая служителя к опустошенности, это когда служитель останавливается в развитии. Если  служитель не пополняет свои знания и не тренирует себя в благочестии, чтобы подняться на новый уровень,  то наступает духовный упадок и как последствия:
- он начинает выполнять свои действия механически (одинаково ведет служения, одинаково молится, все уже знают, что он скажет);
- он не хочет общаться с людьми (на служение приходит и уходит так, чтобы не встречаться с людьми);
- его раздражают проблемы людей (выстраивает между собой и людьми структуру посредников, и к нему не пробиться);
- приходит лень – человек уже ничего не делает в служении, но говорит, что очень занят;
- появляется разочарование в служении, в христианстве вообще;
- приходит черствость и грубость.

Четвертая причина,  приводящая служителя к состоянию глубокого беспокойства, это когда у него духовно-психологического потенциала больше, чем возможности.    Возможно у служителя церкви много возможностей из-за его «харизмы», но он не может себя целиком реализовать в собственной церковной общине. У служителей это бывает, когда они уже переросли церковь.  А члены церкви, которые очень консервативны,  а служитель приезжий, не дают развернуться ему, в его творчестве. Из-за страха перед соблазном одной бабушки  в церкви, он приносит себя в жертву и ожидания других.   

В-пятых, переутомление.   Это следующая стадия, когда служитель знает, что делать с эмоциями, знаете, что делать со знаниями, уже реализует свой потенциал, и у него огромные возможности. Его приглашают помогать в служениях в других районах, он начинает много ездить, спать на ходу и он всегда на виду. Ему доставляет огромное удовольствие реализовывать себя. И в этот момент очень важно понять определенный принцип - обязательно служение насыщенное должно сопровождаться регулярным отдыхом. У служителя появляются следующие симптомы на фоне полной реализации себя и чрезмерных нагрузок:                                              
- крайняя усталость; - повышенно-критическое отношение к себе;
- ощущение тупика; - отсутствие радости, пропадает чувство юмора;
- серьезные проблемы со здоровьем.

Многие успешные служители умерли в молодом возрасте из-за слишком плотного графика и пренебрежения своим здоровьем. Другие стали часто попадать в неврологические отделения больниц города. «Лучше сгореть, чем тлеть!» Такое убеждение привело многих служителей к преждевременному старению или к необязательной смерти.

В шестых, личностные особенности священнослужителей, восприятие своей индивидуальности, являются немаловажным фактором при служении и являются либо препятствующим, либо способствующим фактором при «эмоциональном выгорании».

Рассуждая о важности «внутреннего мира» священнослужителя и о том, как негативные проявления характера влияют на его служение, хочу привести те качества, которые, вырабатывая в самом себе, силой Господа мы можем предупредить состояние депрессии и духовного упадка. Лучше профилактика, братья, чем восстановление! Итак что способствует духовно-душевному здоровью:

Во-первых,  христианин уверенно полагается на Бога. Уверенность христианина приносит ему чувство принадлежности, большому христианскому сообществу и чувство безопасности в силу этого. Конечно, жизненные кризисы, неудачи, стрессы, малые результаты, все это может, привести к потери доверия к Богу. Но христианин должен упражняться в доверии ежедневно и видеть, как через эти испытания Господь что-то изменяет лично в тебе.

Во-вторых, христианин характеризуется искренней непосредственностью. Искренность – честность и открытость, которые должны отличать христиан, которым не нужны «маски», потому что Бог знает их такими, какими они есть. Будьте открыты для совести других.

В-третьих, христианин должен быть целеустремлённой личностью. Цель священнослужителя определяется тем, что высший смысл жизни даёт Бог, а целостность относится к нашей духовной  природе. Даже в моменты сильных переживаний, от осознания вашего высшего предназначения от Господа, вам удастся подняться даже из «руин». Осознание духовного дара и своего призвания, придает уверенности оставаться на посту.

Четвертое качество  христианина – сбалансированность. Между реальностью и идеалом христианской жизни существует разрыв. Христиане прилагают творческие усилия, чтобы объединить то, чем они должны быть с тем, чем они реально являются, но при этом помнить о том, что им никогда не достичь абсолютного совершенства.

В-пятых, христианин характеризуется чистосердечным принятием. Это качество, прежде всего, включает признание самого себя. Для христианина вся жизнь священна, он не делит её на светскую и религиозную. Бог даёт возможность жить полной жизнью. Сила Бога компенсирует слабость христианина. Любовь к себе основана на том, что христиане – сыновья и дочери Бога. Духовно здоровые христиане принимают не только самих себя, но и других людей. Индивидуальность человека имеет непосредственную связь с тем, как он видит себя и каким себя представляет. Для здоровой жизни важно иметь позитивное представление о собственной индивидуальности. Если наше представление о своей индивидуальности неточно, вероятнее всего такой человек начинает переоценивать себя и свои способности, что приведёт  к недооценки достоинств и заслуг других людей. Павел предостерегает нас от этого в Рим. 12:3-8. Если человек не знает своего призвания и недооценивает себя, то скорее всего не сможет ощутить той радости от исполнения в Царстве Бога той роли, которую Бог предназначил для него. Джо Паркер говорил: «Великий духовный дар, обретенный нами в процессе исследования собственной индивидуальности, - знать наверняка, что то, кем мы являемся, не зависит от того, что мы делаем. Индивидуальность не зависит от званий, чинов, ученых степеней, заработанного имиджа. Оно зависит от простого факта, который заключается в том, что мы дети Божьи и Он дорожит нами и ценит нас такими, какими мы есть».

В-шестых, здоровые христиане пользуются ресурсами Бога, который наделяет их своими способностями. Они ревнуют о том, чтобы служить своими дарами. «Жертвенность» - присущая черта служения каждого преданного Богу священнослужителя.

В-седьмых, И это очень важно. Значение личной святости и сохранение себя от «оскверненности» этим миром. «Ибо призвал нас Господь не к нечистоте, а к святости».Наш образ жизни и типичное поведение должны быть образцом для  ближних и тем самым вызывать у них уважение к нам и доверие как к душепопечителям.

Однако не бывает человека, способного делать все, так и не бывает человека, способного давать бесконечно. Любые попытки сделать это приводят к выгоранию. Чтобы предупредить это или помочь себе, когда запросы ближних лишают нас духовных сил и опустошают внутренние ресурсы, нужно восстановить силы и пополнить резервы. Пополнить духовные резервы можно из нескольких источников:   Профилактическая помощь.

1.  Необходимо регулярное достаточное общение с Богом в ущерб служению церкви. Библия говорит об Иисусе Христе, как Чудном Советнике. Он — Душепопечитель душепопечителей, Он всегда доступен и готов ободрить, направить, и дать мудрость тем, кто помогает народу. Надо помнить что через нас трудится не наше Я, а Дух
Святой исполняющий нас силой и мудростью и сохраняющий от ошибок.

2.  Уединение. Самая профессиональная болезнь пасторов – это заболевания сердца. Легко давать советы на тему о здоровом образе жизни и самому в силу не понимания термина «жертвенности» не соблюдать их. Нам нужно искать свои пустыни, монастыри, укромные гавани, природу, хобби, чтобы регулярно практиковать отдых особенно после воскресного дня. В Гуще событий служения, Иисус находил возможность уединяться и просто отдыхать.

3.  Выстраивание приоритетов. Установить приоритеты нелегко. Для этого нужно научиться, иногда, отказывать, пусть в результате мы и станем чувствовать себя виноватыми, особенно если братья по вере к этому нас вынуждают. А если и приходится, часто, в силу своего призвания, оказывать помощь людям в кризисах, то следует жить, помышляя о Боге, не прикипая душой к нуждам. В сострадании должны соединиться с любовью и водительством Бога. Если мы станем действовать единственно из нужды, то проблема поглотит нас, и мы сами превратимся скорее в часть этой проблемы, чем станем заниматься этой проблемой. Другой надежды, чем довериться Богу – у нас попросту нет. Не бывает человека, способного делать все, и бог не требует ни от кого удовлетворения нужд человеческих.

Необходима поддержка тех немногих ближних, которые принимают нас, для которых наше внутреннее имеет большее значение, чем внешнее. Каждый из нас нуждается, по крайней мере, в одном любящем и понимающем нас человеке, перед которым мы не стесняемся плакать, он один знает наши слабости, ему можно доверять, поскольку он никогда не обратит этого знания против нас. Также полезен обмен опыта на выездных встречах и частых совместных пасторских региональных встречах. Если нет близкого
человека в родной церкви, надо искать его в других церквах. Важно поддерживать тесные отношения в семье, иметь частые разговоры с женой, но не выливать на неё весь груз проблем. Проблематичные отношения в семье лишают вас многих сил в служении. А прибавьте чувство вины от дьявола и увидите вы на краю пропасти и один шаг к кораблекрушению в вере.

4. Каждому из нас надлежит постоянно определять качество внутренних импульсов, которые побуждают нас действовать. Надлежит постоянно напоминать себе, что лично достоинство человека проистекает от Бога, а не из человеческой потребности чего-то достичь и произвести. Необходимо для своей, семейной и общественной пользы говорить нет тем людям, которые просят помощи не по воле Божьей.
Научитесь делать паузы под любым предлогом, перед тем как давать ответы, за исключением, когда человек хочет покончить жизнь самоубийством и это серьёзно.Поймите братья, незаменимых людей в царствии Бога нет, и Бог позаботится послать замену вам, если вы конечно захотите.

5. Нужно иметь свободное время — периоды, когда можно прекратить общение с излишне требовательными людьми и изменить рабочие планы. Обязательный выходной, не больше 50 часов в неделю рабочего времени. Ежегодный отпуск, в котором интересы семьи превыше интересов церкви. Главное - уехать подальше от всего того, что уже давно навевает тоску. Здесь все зависит от ваших предпочтений. Для кого-то лучший способ борьбы с депрессией - это лежание на знойном пляже. Кто-то предпочтет экстремальный туризм - от альпинизма. В общем, каждому - свое. О деньгах надо молиться Господу, он посылает их, когда нужно, но верным слугам.

Знаю, братьев, которые, уезжают с семьёй на море и их хватает только на два дня и они быстрее идут проводить какие-то семинары в поместной церкви или общаться.

6.      Братья учитывайте ваш темперамент и качества характера. Неплохо провести тест на определение своего темперамента.  Человек по темпераменту, меланхолик быстро впадает в депрессию. Надо научиться регулировать свои нагрузки и время, не беря пример с высокоэнергичного человека(холерика), который обычно не впадает из-за нагрузок в депрессию, а если и впадает, то быстро восстанавливается.

7.      Необходимо совершенствовать постоянно навыки служения, учиться справляться с конфликтами, делиться временем с другими ^верующими, которых следует побуждать быть более чуткими и учить их носить бремена других.

8.      Ездить на семинары, читать полезную литературу, иметь для себя душепопечителя.

9. Необходимо научиться использовать власть Христа в противостоянии атакам целой иерархии демонического царства, понимая, что Христос делегировал полномочия ученикам,  и мы можем противостоять сопротивлению врага с молитвой веры, особенно когда мы обнаруживает неестественность нашей ситуации и отрываем для себя, что  нас атакуют целые полчища, темных сил.

Еще один важный аспект этой проблемы связан с тем, что эмоциональное выгорание, как правило, следствие неконструктивного общения с коллегами по служению и руководством. Хороший климат внутри церкви, объединения, чувство достаточной эмоциональной поддержки от коллег и вышестоящего духовенства – это мощный ресурс предупреждения и устранения состояния  «выгорания». Так что братья нам нужен центр профилактики и восстановления духовно-душевного здоровья для служителей, которые не могут самостоятельно восстановиться после перенесенных кризисов.

Да благословит Господь, всех, у которых потерян интерес к служению из-за комплексных причин, услышать слово от Господа и внять Его предостережениям. Каждый, кого волнует эта тема, может прислать свой отклик на сайт союза или по личному адресу. Буду очень благодарен за помощь.

C любовью от Господа и состраданием ко всем кто испытываем переживания ваш брат, Бабич Сергей Владимирович, Зам. Руководителя пасторского отдела по душепопечительскому служению в РС ЕХБ (svbabich@inbox.ru ).

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости