Да будут все едино

"Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17:21-22).

Нынешний 2009 год в Союзе евангельских христиан-баптистов и в Евро-Азиатской Федерации объявлен годом церкви. Как посеется в нашем гимне:

Не храм, не золотое зданье,
Не круг отобранных друзей, -
Христова Церковь есть собранье
Крестом искупленных людей.

Это собрание имеет двойную природу. Оно создано Богом, Который спас нас для жизни вечной, и потому природа Церкви божественна. Это "Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (1 Тим 3, 15). Но мы, члены церкви, остаемся людьми, подверженными греху, и потому это собрание имеет и земную природу, не свободную от изъянов.

Мы, евангельские христиане-баптисты России, не одиноки, миллионы людей придерживаются того же богословия спасения, что и мы. У разных отрядов мирового баптизма свои особенности, что не мешает нам быть единым братством. Ибо единство не означает одинаковость, нужны, как говорили апостолы, и разномыслия. Нам дорого то общее, что роднит нас с мировым и европейским баптизмом, но нам дорого и то, что отличает нас от него.

Эти отличия выработались в ходе нашей истории, которой мы вправе гордиться. Господь никогда не оставлял нас, и по милости Его за последние годы в стране произошли благотворные изменения: прекратились открытые гонения, появилась возможность не таясь поклоняться Господу, нести Слово Его невозрожденным людям. Братство ЕХБ творит волю Божью на российских просторах.

Но и испытания не прекратились, в чем-то дни стали еще более лукавы, появились новые соблазны и искушения, которых не знали наши братья, прошедшие через "тягость дня и зной" (Мф 20, 12). Дух разделений заявляет о себе и в нашем братстве.

Он, надо сказать, присущ всему нашему менталитету и беда эта давняя: тяга к раздорам и распрям всегда была сильна в нашей стране, несмотря на велеречивые рассуждения о духе соборности, якобы пронизывающей все российское бытие. Летописная история нашей страны началась словами "+а наряда (т.е. порядка) в ней нет". Думный дьяк Иван Висковатый писал Ивану Грозному: "Батюшка, мы, русские, даже при доброй еде и питье должны поедом друг друга есть, и только тогда сыты бываем". За истекшие века тут мало что изменилось.

К сожалению и в наших общинах этот дух не везде и не всегда встречает достойный отпор. Молодежь нередко обвиняет пасторов и руководство Союза в стремлении к авторитаризму, а старшее поколение - в нежелании понять их запросы. Тут иногда обеим сторонам не хватает терпения и благожелательности, которую такие наши мыслители, как А.И. Солженицын, всегда считали присущей именно баптистам России. Ныне же дети Божьи, бывает, слишком легко поддаются гневу, хотя нам заповедано: "Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией" (Иак 1, 19-20).

Многие беды проистекает от непонимания баптистского автономии поместной церкви. Принцип этот незыблем, ибо соответствует Писанию. Он означает полную независимость собрания верующих в решении всех своих дел. Они сами определяют свое устроение, порядок служения, решают вопросы миссии, разделений, отлучений, отношений с местными властями и т. д. Никакой "вертикали власти" у баптистов нет и быть не может.

Еще В.Г. Павлов писал: "Все баптистские общины имеют братские сношения между собою, но не подчинены одна другой. Они стараются вести соединенными силами большие предприятия, как то: образование проповедников, книгоиздательства и внутреннюю и внешнюю миссии, для чего они образовывают союзы со своими уставами и постановлениями, которые не имеют для общин обязательной силы".

Сейчас к этим задачам добавились новые: подготовка служителей и вообще все духовное образование, правовое обслуживание, евангелизация в масштабах страны), отстаивание интересов всех российских баптистов перед федеральными властями, связи с баптистскими объединениями за рубежом, контакты с другими конфессиями - тут нужны объединенные усилия. Их координирует Совет Союза - орган не руководящий, а обслуживающий, подотчетный, а не предписывающий.

Везде и во всем надлежит руководствоваться заповедью любви, которую оставил нам Господь: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин 13, 34-35).

Горько сознавать, что не всегда видна эта любовь. Бывает, церкви разделяются внутри себя, одна часть верующих противопоставляет себя другой - по поколениям, по воззрениям, даже по какому-то хозяйственному вопросу. Случается, часть верующих уходит и создает новую церковь. Так что рост числа церквей иногда свидетельствует не о торжестве дела Божьего, а о неспособности обуздать амбиции. Слишком легко срывается с уст иных братьев и сестер слово осуждения, без должного разбирательства звучат обвинения в уклонении в харизматию, даже в ересь. Нехристианскую ярость обрели споры арминиан и кальвинистов, ранее вполне пристойно обсуждавших свои расхождения.

Разумеется, сотрудничать можно не со всеми, и единение достигается не любой ценой. Среди христиан появились люди, которые считают, что нет для учеников Иисуса задачи важнее, чем достижение единства. Это не так - главным все же остается Великое Поручение, духовное возрастание уже возрожденных. В Писании не раз говорится о необходимости разделений, Сам Господь говорит, что Он пришел разделить людей, даже "Человека с отцом его, и дочь с матерью (Мф 10, 35). Есть люди, лишь "...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим 3, 5) - и о них апостолы говорят: "таковых удаляйся". Но тут надо быть очень и очень разборчивыми.

Мы не самосвяты и не замыкаемся в самоизоляции. Мы живем на одной земле, и есть проблемы (прежде всего социальные) для решения которых нужны совместные действия даже с внешними. Они вполне допустимы, если не затрагивают основ нашего вероучения. Строго блюдя свою отдельность, мы не должны забывать прекрасные слова псалмопевца: "Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои" (Пс 118, 63).

И хранить дух любви и сотрудничества в нашем братстве, в наших церквах.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости