Духовная война

 ДУХОВНАЯ ВОЙНА

При словосочетании «духовная война» многим христианам сразу же вспоминается одна из лучших аллегорий Джона Буньяна с таким же названием. В своей книге он блестяще описал войну между Богом и сатаной, которая происходит в душе христианина, проведя сравнение с защитой города от вражеских армий. Действительно ли существует духовная война? Находимся ли мы в зоне боевых действий? Какое вооружение мы имеем? Что об этом говорит Писание?

Например, читая послания Апостола Павла, мы действительно встречаем слова из военной терминологии, которые он относит к христианской жизни. Например, «ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем» (2 Кор. 10:3). В этом стихе он употребляет глагол «стратеу» знакомый нам по таким военным терминам как «стратег» и «стратегия». В этом же послании - 2 Кор. 2:14 апостол Павел пишет «благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе». Здесь он использует глагол «триамбеуо», от которого произошло слово «триумф» - шествие победителей с военными трофеями.

И такое употребление военных терминов не случайно, если вспомнить, что Павел оказывался в ситуациях, когда имел близкое общение с военными. Они его арестовывали, бросали в тюрьму, охраняли. Наверняка, Павел не раз обращал внимание на стоявшего на страже римского солдата в полном боевом облачении. И это наводило его на мысль сравнить римского воина с христианином, реальные военные действия перенести в духовный мир и провести аналогию.

Именно такое подробное описание военной экипировки христианина и призыв верующих вступить в духовную войну мы находим в Еф. 6:10-17. Этот отрывок не только показывает нам, что духовная война действительно существует, но и предупреждает, что без использования оружия, которое предоставляет нам Бог, мы совершенном беззащитны в этом противостоянии. Это вооружение, которое Бог предусмотрел для нас, является самым лучшим, и именно оно действенно в отражении нападок сатаны.

И первое на что нужно обратить внимание в этом отрывке, это на использование Павлом приказов, повелительных наклонений – «укрепляйтесь, облекитесь, примите, станьте, возьмите». Они являются своего рода предупреждающими сигналами светофора, которые говорят христианину: «внимание, здесь содержится нечто важное для тебя, то от чего ты не можешь просто так отмахнуться, проигнорировать, пропустить мимо ушей». Здесь содержится два основных повеления для правильного ведения духовной войны.

УКРЕПЛЯТЬСЯ ГОСПОДОМ И ЕГО СИЛОЙ

Во-первых, это «укрепляться Господом и могуществом силы Его» - 10 ст. Мы восклицаем: «да, я хочу быть сильным в духовной войне. Но как? У меня ничего не получается. Я слаб и немощен». И Павел указывает нам, что действительно без упования на Бога, Его силу, мы являемся слабыми воинами в Его армии. Поэтому первое, что нам нужно осознать, это силу и могущество Господа. Как часто мы гордимся своими успехами в служении, духовном росте, выпячивая себя на первое место. И из наших устах звучит постоянно: «я, я, я». И совсем забываем, что сильными и крепкими нас сделать может только Господь, а не мы сами. Поэтому нужно обратить взор на Господа, познать Его характер и Его могущество. И понять что ни смотря на безмерное величие Божие, Он, как заботливый военачальник обращает взор на своих воинов и вооружает их.

БЫТЬ ГОТОВЫМ ПРИНЯТЬ ВСЕОРУЖИЕ ГОСПОДА

Поэтому, во-вторых, для того чтобы быть сильным в Господе и участвовать в этой духовной войне нужно быть готовым одеться в оружие, которое Господь выдает нам. В 11- 12 с. Павел говорит о реальности духовной войны и призывает нас к готовности вступить в нее. Павел не предлагает, а приказывает одеться «во всеоружие Божие», употребляя повелительное наклонение – «облекитесь». Вспомните, как происходит подъем солдат по военной тревоге. От того насколько быстро солдаты отреагируют на приказ «подъем», насколько быстро они вскочат со своих кроватей, оденутся и вооружатся, зависит успех военной операции. Поэтому во втором повелении Павел подчеркивает необходимость божественного оружия и нашей готовности его принять. Быть во всеоружии очень важно: ведь не имея что-то из доспехов, мы становимся уязвимы. От поражения нас может защитить лишь полная экипировка, предоставленная в наше распоряжение Богом.

И Павел объясняет причину такого одеяния – «чтобы вам можно было стать против козней диавольских» - 11ст. Он не объясняет, что это за козни и не приказывает разбираться в них, но говорит, что они есть, и что сфера нашей войны духовная, а не телесная. Как военачальник склонившийся над картой должен правильно указать основные направления ударов своих войск или правильной обороны, так и Павел указывает направление боевых действий. Что мы воюем не с атеистами, философами, политиками, а война ведется в духовной, невидимой сфере, с духовными существами. Об этом враге, падших ангелах, апостол говорит как о начальствах, властях, мироправителях тьмы этого века и духах злобы поднебесных – 12с. Мы их не видим, но они есть. И здесь важно не поддаться панике, или не впасть в паранойю по поводу демонического мира. Да, безусловно, враг силен, да он коварен. Но Бог дал нам все необходимое для противостояния этому опасному врагу. Поэтому не стоит нам уделять теме демонизма патологически много внимания. Мы не должны жить в паническом страхе перед бесами, так как мы на стороне Победителя.

Поэтому Павел основной упор делает на божьих доспехах, которые достаточны, чтобы противостать яростным атакам врага. Павел показывает, что обязанность христианина состоит не в том, чтобы нападать на сатану, или побеждать его, а скорее противостоять его выпадам. Нашу стратегию можно назвать защитной. Те, кто нападают на сатану, не осознают его силы, или план Бога. В план Божий входит победа Христа над сатаной, возвеличивание и триумф Христа, а не наш. Наша обязанность состоит в том, чтобы противостоять сатане, сохраняя верность Богу, не предавая Его, действуя в соответствии с силой, которую Он нам дает, или, как здесь пишет Павел «приняв всеоружие Божье» – 13 ст. Безусловно, есть желание сосредоточиться на противнике: узнать его хорошо, кто он, как действует, какими методами, подробно его изучить. Но, все-таки Павел акцент здесь ставит на Боге, а не на сатане и бесах. И Павел говорит просто: «нам не безызвестны его (сатаны) умыслы» (2 Кор.2:11). Достаточно просто знать, что он враг Бога, который мыслит погубить людей. Нет нужды сосредотачиваться на сатане и его войске, так мы можем забыть главное - Бога. Можно услышать возражение: «ну как же, важно знать врага, ведь это залог будущей победы». Да, в военной стратегии существует такое понятие как разведка, которая играет важную роль в военном деле, предоставляя данные о расположении, виде и количестве сил противника. Но мы забываем, что сатана уже проигравшая сторона и окончательная победа Бога это лишь дело времени. Поэтому нам нет нужды в разведке, для того чтобы победить. Мы уже в стане победителя и нам нет нужды изучать врага, его умыслы уже известны. Разглядывая сатану под микроскопом мы можем забыть, что в христианской жизни главное больше познавать Бога, того на чьей мы стороне, а не нашего врага. И понимать то, какое вооружение мы имеем от Господа, что мы можем противопоставить нашему врагу.

ВООРУЖЕНИЕ ХРИСТИАНИНА

Третий, четвертый и пятый приказы Павла в этом отрывке как раз касаются того вооружения которое христианин должен принять – «примите, встаньте, возьмите». Павел основной упор делает именно на духовном облачении христианина для этой войны. В чем же оно состоит? В чем христианин нуждается на передовой духовного фронта?

Во-первых, пояс истины. В свете процветания лжеучений важно держаться истины, чтобы противостоять дьяволу. Потому что отход от истины - это полная капитуляция. Эта та сфера, те убеждения, которые придерживается наш противник. Не случайно ап. Павел все лжеучения называет бесовскими (1Тим.4:1), указывая на источник их происхождения, на их истинную природу. Второй названа броня праведности. Если мы не сохраняем праведность, чистоту христианской жизни, то мы оставляем себя без защиты, мы полностью ослаблены и терпим поражение. Потому что грех, это оружие сатаны. Поэтому в повседневной жизни мы должны являть собой образец чистоты и святости. Третья часть вооружения христианина - это обувь - готовность благовествовать мир. Здесь говорится о готовности благовествовать, нести весть о Божьем мире своим родственникам, соседям, знакомым и другим людям. Воин также должен взять щит веры. Вера здесь - это полное доверие Господу и Его Слову. В минуты искушений, когда сатана засыпает нас раскаленными стрелами, нужно сохранять доверие Господу, как бы не было тяжело, чтобы не пасть пораженным стрелой сатаны. И, наконец, пятое,  воин берет меч Духа, который есть Слово Божье. Это слово высказанное, слово произнесенное, наша проповедь, наше свидетельство вслух. Это наше оружие нападения.

Итак, духовная война христианина, прежде всего, касается наших отношений с Господом, нашего характера и наших действий. В этом отрывке мы видим, что Павел показывает, что должны делать мы, как христианине в нашей повседневной жизни, в этой духовной войне: быть верными истине, освящаться, благовествовать, доверяться Богу. Кажется банальные истины, много раз выученные нами, но если один из компонентов отсутствует или если мы дали слабину в  одном из них тогда мы становимся уязвимы, беззащитны, теряя часть Божьего вооружения, становясь слабыми воинами Христа и терпя поражение.

***

Поэтому не думайте о том, насколько силен и коварен противник, а насколько вооружены мы истиной, праведностью, словом и молитвою от нашего Главнокомандующего Иисуса Христа. Аминь.

Швецов Павел Борисович,
преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Похожие новости