Евангелие от... разбойника!

2010 год – год благовестия! Такое решение было принято руководством Российского Союза ЕХБ, и его можно только приветствовать, потому что оно имеет под собой серьезное основание – повеление Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матфея 28:19-20)

В благовестии важнейшим фактором успеха является не массовый, а личный евангелизм. Однако в этой сфере у нас больше всего затруднений. Исследования показывают, что в личном благовестии участвуют всего 10% верующих! Некоторых сдерживает банальное равнодушие к судьбе грешников. Мать за своим ребенком в огонь полезет, а вот за чужим... Остальных заставляет молчать страх отвержения или страх некомпетентного представления Евангелия. Кому не знакомы эти ужасные великаны? Как их победить?

Я хочу рассказать о человеке, который свидетельствовал о Христе в сложных обстоятельствах. О ком пойдет речь? Нет, не об апостолах Петре и Павле, не об отважном диаконе Иерусалимской церкви Стефане! Эти примеры слушатель сразу сочтет неподходящими. Мы – не апостолы, не пророки, а обыкновенные христиане, и потому хотели бы научиться на примере подобного нам человека. Что ж… Можно найти пример обыкновенного человека, который живет мирно и безмятежно, попутно свидетельствуя людям о спасении. Но я избрал примером свидетеля о Христе… разбойника! У него не было благоприятных возможностей для благовестия, и все-таки он благовествовал!

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». (Лук.23:39-43).

Невозможно усомниться, что разбойник был свидетелем о Христе в самом прямом значении этого слова. Нам есть чему от него поучиться. Мы обратим внимание на:

  1. Причины свидетельства

  2. Проблемы свидетельства

  3. Метод свидетельства

  4. Содержание свидетельства

  5. Результаты свидетельства

 

 

1. Причины свидетельства.

Понятно, что о причинах свидетельства Лука прямо не упоминает, однако, можно с большой вероятностью говорить о трех самых важных из них:

Во-первых, разбойник желал загладить свою вину перед Христом. Евангелисты Матфей и Марк сообщают, что вначале он вместе со своим подельником злословил Его. Они были молоды, им, конечно, хотелось бы жить и жить, однако римская власть безжалостно у них жизнь отнимала. Они были злы на весь мир за то, что приходится тяжко страдать, и они изливали свою злобу на Иисуса Христа, абсолютно не виновного в их страданиях.

Однако вскоре один из разбойников одумался и стал уговаривать друга перестать злословить Иисуса. Он не мог не чувствовать вины перед Тем, Кто страдает более тяжело, и Кого он незаслуженно злословил. В вине нужно не только признаться, ее необходимо искупить свершением добра. Даниил сказал Навуходоносору: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой». (Дан.4:24).

Не правда ли, что совет Даниила полезен и для нас? Разве мы не были виновны перед Христом? Мы жили, как хотели: любили все, что Он ненавидит, и ненавидели все, что Он любит. Мы пренебрегали Им. Признавали только себя. Хорошо просить у Него прощения, но лучше загладить вину исповеданием Его славного имени перед людьми.

Во-вторых, разбойник хотел исполнить дружеский долг перед своим товарищем. Только что он соучаствовал с ним в дьявольском деле – злословии в адрес Иисуса Христа. Но теперь словно завеса упала с его глаз. Он опомнился, устыдился своего помрачения, своей жестокости. Он осознал, что скоро ему предстоит перейти не в состояние небытия, но к Праведному Судии Вселенной и к вечному осуждению. Ему стало страшно от одной мысли, что загробное мучение никогда не окончится. Оно вечно. Он желает спасения себе. Он желает спасения своему товарищу…

Нетрудно согласиться, что спасение ближних от вечной гибели является и для нас важной причиной для свидетельства. Не на нас ли возложена эта ответственность? «Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою». (Иез.3:18-19).

В-третьих, разбойник решил умыть оплеванное лицо Иисуса Христа. Атмосфера на Голгофе была пропитана злословием. Никто не заступался за Иисуса! Никто! Кому нужен несостоявшийся царь иудейский? Даже апостолы Его оставили! Доброго слова не было слышно, а только лишь издевательские насмешки над святостью, добротой и богосыновством Христа!.. Можно понять, но не оправдать толпу, - она невежественна и тупа. Можно понять, но не оправдать воинов – им, грубиянам, одно удовольствие поиздеваться над кем угодно. Но что сказать о фарисеях, книжниках и первосвященниках? Они почитались наиболее святыми в народе, и вот эти святоши вершат самое грязное дело во всей мировой истории – убивают Божью любовь! Они наизусть знали Библию, и особенно текст из книги Иова «к страждущему должно быть сожаление от друга его» (Иов.6:14), но без всякого сожаления отягчают страдания Господа. Злословя Иисуса, они растоптали понятия добра и справедливости!

И вот, наблюдая со креста за всей вакханалией злоречия, тот человек принимает решение: «Я утру плевки с лица Христа! Я скажу о нем доброе слово! Если мне не под силу убедить толпу в невиновности Христа, попробую убедить моего друга! Пусть одним оскорблением, одним плевком будет меньше!»

Какое верное решение! Какой пример для подражания! Сегодня лик Христа оплеван теми, кто объявил Его выдумкой угнетенных рабов, теми, кто отрицает Его божество, теми, кто не верит в Его человечность. Неужели мы промолчим? Неужели не вытрем плевки с Его обезображенного Лица? Голгофа продолжатся и сегодня! Люди «…снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:6). Кто защитит Христа от поругания, если не вы и я!

2. Проблемы свидетельства.

Нам бы во всем хотелось иметь успех. В том числе и в свидетельстве. Однако ни один благовестник не обошелся без проблем в своем служении. Были они и у разбойника. Вот некоторые из них:

  • Плохая репутация.

Этот человек учинил в городе мятеж и убийства. Его руки были обагрены кровью невинных людей. Много ли нашлось бы желающих слушать благовестника с такой репутацией? Вы бы освистали его! Вы бы презрительно отвернулись от него! Однако этот парень не молчал! Прошлая репутация не так важна - важна нынешняя!

  • Духовное невежество.

Разбойник понятия не имел о золотом стихе в Библии «Ибо так возлюбил Бог мир…». Он не держал в руках знаменитую брошюру «Четыре духовных закона». Он не изучал принципы благовестия на семинарах «От сердца к сердцу» и «Взрыв евангелизма». Но разве незнание богословия свидетельства могло заставить его молчать?... Многие из нас по сравнению с разбойником являются прямо-таки профессорами богословия, однако и рта не раскрывают для свидетельства. Он же своей ревностью посрамил всех молчунов! Стыдно молчать о свершениях Христа!

  • Греховность.

Разбойник, свидетельствовавший о Христе своему другу, не был еще покаявшимся, Святой Дух не снисходил на него. Он не стал членом церкви и не участвовал в ее священных церемониях. Он имел все основания молчать, однако его сердце тревожило, торопило, понуждало его остановить друга на опасном пути… Многие ожидают некого просветления, чтобы им начать благовествовать о Господе. Год за годом они ожидают проявления в себе стойких признаков святости и… молчат. А здесь один умирающий грешник свидетельствует другому умирающему грешнику о том, что есть Бог, есть суд, есть Спаситель от суда. Комментарии, как говорится, излишни!

  • Плохое самочувствие.

Даже тяжелобольной человек не страдает так тяжело, как распятый на кресте. Недаром распятие считалось самой жестокой казнью на свете. Крепкий парень, пригвожденный ко кресту, чувствовал, что с каждой минутой здоровье и жизнь покидают его тело. Голова раскалывалась от боли, по ранам ползали мухи, немилосердно палило солнце, ныли вывихнутые суставы… Дышать было трудно. И все же, как ни страдало от боли все тело, как ни изнывала от предчувствия скорой смерти душа, разбойник свидетельствовал о Христе, и тем самым показал, что и больные, наряду со здоровыми, призваны к свидетельству! Господь не выписывает освобождение от труда благовестия по состоянию здоровья. Здесь инвалидов нет, есть только симулянты.

  • Неудобное место

Крест – это не удобное, мягкое кресло, не красивая кафедра или устланная коврами комната. Это место позора, место наказания, место абсолютного отвержения. Еще никто не свидетельствовал с креста! А вот разбойник был первым, кто попробовал это сделать! Нам теперь не отговориться, не оправдать свое молчание тем, что наши «условия для свидетельства неподходящие». Писание повелевает: «…проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». (2Тим.4:2).

3. Метод свидетельства.

Это было лет сорок назад. Мой сосед-старец Алексей Самуилович Акользин украсил свою небольшую комнату библейскими изречениями. Все они почему-то заканчивались вопросительными знаками, хотя ни о чем не вопрошали. Я не мог понять, отчего у моего соседа такая любовь к вопросительным знакам. Однажды он сшил себе сумку с надписью «Я свет мира» со знаком вопроса на конце. Любопытство взяло надо мною вверх, и я поинтересовался: «А к чему знак вопроса в повествовательном предложении?» Старец ответил: «Для того, чтобы ты меня спросил!» Оказывается, несуразными вопросительными знаками он привлекал внимание людей и затем объяснял им евангелие.

Задолго до этого старца метод вопроса применил разбойник, обращаясь к своему другу: «Или ты не боишься Бога?» Когда нужно отвечать на вопрос, приходится думать. Некто сказал, что люди погибают навеки из-за отсутствия размышлений о природе Бога, греха и смерти. Голова дана не для того только, чтобы носить шляпу или платок, но и чтобы серьезно думать. Спрашивайте людей о том, как они представляют себе Бога и Его нравственные качества. Спрашивайте их, чем они рассчитывают оправдаться перед Ним. Спрашивайте их, что они думают предпринять для исправления своего неверного курса. Ответы людей дадут вам возможность узнать их духовный уровень, их запросы, предубеждения и говорить с ними по существу.

  1. Содержание свидетельства.

Разбойник говорил о страхе пред Богом. Он задел непопулярную для нашего времени тему. Бога настолько ныне очеловечили, что перестали уважать. Он перестал быть в сознании многих огнем поядающим, Он словно благодатный огонь на Пасху, не обжигает и не греет душу. Однако же тема о нашей ответственности перед Богом - весьма отрезвляющая для грешника! Дьякон нашей церкви Николай Архипович Костюченко в советское время подвергался постоянным нападкам со стороны руководителя парткома завода. Однажды брат сказал мучителю: «Вы имеете дело не со мной, а с Богом! Бог же будет иметь дело с вашей жизнью!» С того времени нападки на брата прекратились. Партиец побоялся расстаться с жизнью!.. Говорите о страхе Божьем! Предупреждайте людей, как «страшно впасть в руки Бога живого»! (Евр.10:31).

Разбойник говорил своему другу о справедливости: «Мы достойное по делам нашим приняли». Это очень важное заявление! Многие считают себя обиженными судьбой, как тот преступник, которому дали пожизненный срок. Его спрашивают:

- За что сидишь?

- За собаку!

- Врешь! за собаку не судят!

- Когда я старуху убивал, она залаяла. Из-за нее меня и схватили.

Люди не воспринимают грех против Бога как нечто серьезное, а потому ропщут на Него, когда Он наказывает их. Они не понимают, что, несмотря на временное наказание, они живут лучше, чем заслуживают, и страдают меньше, чем положено.

Разбойник говорил своему товарищу о совершенстве Христа: «Он ничего худого не сделал». Есть много тем, которые рождают недоумение и споры. Однако свидетельство о доброте и милосердии Христа споров не вызывает. Говорите об этом! Люди достаточно религиозны, чтобы их убеждать в необходимости веры в Бога, но не достаточно просвещены, чтобы знать Христа, как милостивого Пастыря, Спасителя и Друга!

Разбойник делом показал своему другу, как нужно обратиться к Иисусу Христу за спасением: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Луки 23:42). Он помолился так, что его было слышно! И как можно лениво выдавливать из себя слова молитвы, когда речь идет о спасении от вечной гибели?

Ю.С. Грачев в книге «О Библии» повествует, как в то время, когда он был в узах за веру в Христа, его товарищ по заключению фельдшер Николай попросил его помолиться Богу. Брат в простых словах обратился к Господу, прося Его благословения на все, что они делают для больных заключенных. Через несколько дней сияющий Николай сообщил ему, что он так же помолился Богу и получил прощение грехов! Он сказал, что после того, как стал молиться о больных, они быстрее поправлялись! Святой пример заразителен! Мой друг Виталий Шаповалов, неутомимый благовестник, часто задает людям вопрос: «О чем я могу о Вас помолиться?» И тут же исполняет их молитвенную просьбу . Своим отношением он ненавязчиво учит людей как им обращаться к Богу. Да поможет нам Господь говорить о главном ясно и просто, подкрепляя слова собственным примером!

5. Результат свидетельства.

Кажется, результат был «нулевой» - товарищ так и не устрашился Бога, так и не осознал свою греховность, так и не стал умолять драгоценного Спасителя принять его в Небесное Царство. Он добровольно ушел в страшное место вечного отчаяния и нестерпимых мук, хотя находился так же близко к Спасителю как его благоразумный друг.

И все же результат свидетельства был велик!

Во-первых, разбойник вошел в евангельскую историю как человек, сделавший все возможное для спасения человека и это уже великая честь! Библия говорит: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». (Мал.3:16).

Во-вторых, множество грешников, читая историю о разбойнике благоразумном или слыша о ней проповедь, ободрялись надеждой на милость Божию! «Если Он простил злодея, обратившегося к Нему в последние часы жизни, то простит и меня! Разбойник с креста вошел в рай, могу войти в него и я!» Разве это не великий результат?

На могиле знаменитого Коперника начертана надпись: «Не молю Тебя о милости, дарованной отрекшемуся Петру, молю Тебя о милости, оказанной разбойнику!» К этим словам нельзя не присоединиться!

Кто бы мог подумать, что бывший разбойник, этот некогда грубый и злой человек , в последние часы своей жизни превратился в святого и оставил необычайно яркий след в истории . Благодать может все! «О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте!» (Ис.62:6).

 

Пресвитер Виктор Семенович Рягузов, Самара.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.