(седер по-христиански)
Сегодня мы вспоминаем жертву Христа. Конечно, говоря об этом, невозможно не вспомнить последние дни жизни Христа на земле. И не последнее место среди тех событий занимает Тайная вечеря. Фактически, это был Пасхальный ужин. Седер по еврейски. И сегодня мы попробуем поужинать почти так, как это было тогда...
Оборудование: 2 ведёрка или тазика, 2 чашки, 2 полотенца, солёная вода на столе, виноградный сок на столе, лук на столе, маца (или хлебцы), 4 вопроса для детей; хрен или листья салата с аджикой, яблоки-орехи-корица, пластиковые кузнечики и лягушки, очки от солнца, теннисные шарики, средство от комаров, лекарство, призы всем за хорошие вопросы, хлеб и вино к причастию, прибор для причастия, свечи, гитара.
Все участники Седера омывают руки (способ омовение рук - воду льют из чашки дважды на каждую руку). При этом обычное благословение ПРОИЗНОСИТСЯ.
Учителя постановили, что, выпивая бокал, следует наклоняться на бок (влево), что символизирует проявление свободы.
Так как все мы являемся свободными людьми в эту ночь, никто не должен сам себе наливать сок. Каждый наполняет бокал соседа - таким образом, мы показываем, что мы дети царя, но служим друг другу.
Рекомендуется выпить этот первый бокал до дна.
«Благословен ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы».
А почему сок красный? (у евреев это напоминает кровь евреев, которой запятнаны руки фараона, кровь, пролившуюся в результате Десяти Казней, а так же кровь, которой евреи смазали косяки своих дверей. А нам, христианам, это напоминает кровь Ииуса Христа)
Итак, перед нами на столе что-то съедобное, и это не просто угощение. Все это поможет понять нам смысл праздника, через объяснение, через вкус. Это очень, кстати, по-еврейски — изложить суть праздника не только через слова, но также через трапезу. Да и вообще: праздник и еда — это очень даже совместимо. Недаром Иисус очень многое объяснял за едой.
Обмакиваем лук в солёную воду. Зачем? этот вид пищи, обмакиваемый в соленую воду, напоминает нам бедную пищу евреев, когда они были рабами, пищу, обильно политую слезами
Появление мацы связано именно с исходом из Египта. Каким образом? Наспех замешанное тесто не успело вскиснуть, прежде чем из него испекли хлеб.
Пресный хлеб из незаквашенного теста символизирует жизнь без греха. Поэтому в еврейских семьях из домов перед Пасхой удаляют все из заквашенного теста, т.е., как бы, удаляют грех.
Уходя из египетского рабства надо оставить там все остатки «закваски греха и лукавства», говорится в Библии. И маца, есть мацу, — обозначает питаться, жить чистотой и истиной.
Маца называется хлебом пустыни, а пустыня – это место испытаний, место очищения. Сначала человек не понимает вкуса мацы, т.е. новой жизни, но постепенно она ему все больше нравится.
Вы знаете, фараон пожалел, что отпустил народ, и отправил армию, чтобы вернуть евреев назад или уничтожить. Народ очень испугался… Как мы уже сказали, грех уничтожает нас постепенно, день за днем. Настолько постепенно, что мы иногда этого не чувствуем. Но, только мы определяемся жить по-другому, совершаем исход из старой жизни, он (враг, фараон, грех) собирает все силы в кулак и выступает мощно. И у нас обостряются старые желания, со стороны нам чего-то подсовывают, родственники и друзья нас не понимают. «О-о, это не то, чего я ожидал» — думают некоторые и отступают. Не торопитесь разочаровываться, друзья. Бог разве выводит нас, освобождает нас, чтобы погубить или дать нам серое, скучное существование? Наберитесь терпения и увидите, что это не так.
Отвечают сами участники ужина
Чем отличается эта ночь от других ночей? Почему во все ночи мы можем есть и хлеб, и мацу, а в эту ночь только мацу?
Чем отличается эта ночь от других ночей? Почему во все ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь – горькую зелень?
Чем отличается эта ночь от других ночей? Почему во все ночи мы не обмакиваем еду, в эту ночь обмакиваем?
Чем отличается эта ночь от других ночей? Почему во все другие ночи мы можем есть и сидя прямо и облокотившись, а в эту ночь все мы едим облокотившись?
Обратим внимание на эту кучку хрена или марор. Он символизирует горечь рабства.
Как мы уже слышали, в задаваемых на седер вопросах, один звучит так: «почему в обычные дни мы едим обычным способом, а в эту ночь лежа?». Ответ таков: так раньше ели только господа, неспеша и размеренно, рабы ели стоя и быстро. Этот праздник освобождения от рабства, поэтому и едим мы сегодня, как господа, но марор вкушают стоя, чтобы горечь пищи подчеркивалась неудобством есть стоя.
Давайте теперь попробуем марор.
Едим марор стоя.
Заметьте: сначала, как бы, ничего, но затем все горше и горше, все больше жжет. Так и присутствие греха в нашей жизни. Сначала ничего страшного, казалось бы, иногда даже интересно, приятно, но потом становится больно, начинает жечь, приходят проблемы и в конце концов – погибель.
В общем, народу надоело видеть, как все катится в пропасть и они начали кричать к Богу, т.е. вспомнили о Боге. Как это похоже на современных людей. Вспоминать о Нем только тогда, когда все плохо…
Евреи вспомнили о Боге, Бог вспомнил о евреях и послал к ним особенного посланника, наполненного силой от Бога совершать чудеса. Звали его … Моисей.
Придя в Египет, Моисей добился встречи с фараоном, на которой от имени Бога предложил фараону отпустить народ. Фараон был не в восторге от такого предложения, потому что неоплачиваемый рабский труд евреев составлял основу экономической мощи Египта. Более того, от лица какого это Бога говорит этот дерзкий выскочка? В Египте достаточно своих богов. Они не нуждаются в конкурентах. В ответ на проделанные Моисеем «небольшие» чудеса, жрецы Египта сделали аналогичные чудеса. Но фараон рано радовался. Бог решил произвести суд над лжебогами Египта, чтобы продемонстрировать свою реальную силу. И началось… Давайте вспомним эти события…
При упоминании каждой из казней мы отливаем из бокала в тарелку несколько капель вина. Это напоминает нам о том, что чаша нашей радости не может быть действительно полной, так как ради нашего спасения погибло много людей.
пюре из яблок, меда и толченых орехов. Харосет напоминает нам о глине, из которой наши предки делали кирпичи в Египте.
Наблюдаемое на тарелке мясо напоминает нам о жертве животного, которым люди заменяли себя перед Богом за свои грехи. Заметьте, сначала удаляется из дома весь хамец, т.е. человек определяется жить по-другому. Или, другими словами — кается, сокрушается, сожалеет о прошлой жизни, и лишь затем он может свою смерть за свои грехи заменить смертью жертвы. Жертва выбиралась максимально тщательно. Это должно было быть самое лучшее, абсолютно здоровое и молодое животное.
Конечно, грешного человека могла освободить от наказания только безгрешная жертва, иначе ее саму нужно было бы кем-то заменять уже за ее грехи.
Давайте мы сейчас помолимся Богу, чтобы он простил нам весь «хамец» — весь грех нашей прошлой жизни, чтобы мы стали достойны вкушать эту Жертву.
- «Милости Твоей полна вся земля...»
- «О благодать...»
- «Покой и мир сейчас со мной...»
- «Сила моя в тебе, господь, ты исцеляешь мою плоть...»
- «Хвала Тебе, наш Господь»