Опека и усыновление

Благотворительный фонд «СЕМЬЯ»

В 2020 году в России было зафиксировано рекордно низкое число детей в сиротских учреждениях. Сейчас в банке данных осталось менее 48 тыс. анкет. Еще пять лет назад их было почти в полтора раза больше — 69 тыс. По данным Росстата, с 2006-го в стране ежегодно становится больше жителей в возрасте от 0 до 14 лет включительно, то есть сокращение числа сирот не связано с демографическими показателями. 
Рассказывает М.В. Пименов, директор благотворительного фонда «СЕМЬЯ».

Михаил Викторович, в 2007 г. Вы создали Благотворительный фонд «СЕМЬЯ». С какой целью?

  • Повышение престижа и роли семьи в обществе, укрепление семейных ценностей. Этой работой я занимаюсь уже 25 лет.

О каких семейных ценностях вы говорите?

  • Мы основываемся на христианских ценностях. Мы против толерантности к однополым бракам, к гражданскому браку. С нашей точки зрения, возможна толерантность к людям другой национальности, другого вероисповедания, но к греху толерантности нет, это беззаконие. Ведь никто не будет говорить о толерантности к педофилу: «Он же любит детей, надо быть к нему толерантными!» Для христиан это невозможно.

Почему эти ценности надо защищать?

  • Современные семьи сегодня переживают настоящий кризис. Он возникает по разным причинам: психологическим, из-за проблем со здоровьем и т.д. Это самая острая на сегодняшний день проблема. Программы нашего фонда направлены на преодоление трудностей, с которыми сталкивается семья. На постоянной основе у нас работает Школа приемных родителей. Мы готовим взрослых к приему детей, помогаем им осознать их желания, понять внутренние мотивы. И если после занятий в нашей Школе кто-то отказывается от мысли взять ребёнка, мы считаем это тоже хорошим результатом – кроме приёма ребёнка в семью, есть другие способы помощи детям.

Что это за школа?

  • Это курсы подготовки граждан к приёму в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей – Школа приёмных родителей «К новой семье».  Наша Школа уполномочена Департаментом труда и социальной  защиты населения г. Москвы в предоставлении государственной услуги. Мы обучаем всех, кто желает стать приемным родителем.

С какими слоями населения вы работаете?

  • Со всеми. Независимо от вероисповедания, национальной принадлежности, уровня дохода.

Сколько школе лет?

  • 22 года. Наша Школа – одна из старейших школ России. Мы работаем с родителями, которые решили взять ребенка в семью, и с семьями, которые уже взяли детей в семью: это и сопровождение, и консультации, и семинары для родителей. Также мы проводим семинары для специалистов, которые работают в этой сфере: для сотрудников органов опеки, детских учреждений, НКО. Мы разрабатываем программы для всех. Есть программы для бизнесменов «Эффективная благотворительность».

Сколько людей вы обучили в Школе приёмных родителей?

  • Около 5000. К нам приходят и полные семьи, и одинокие люди. В России не запрещено усыновление или опека одиноким гражданам. И мы часто видим хороший результат. Бывает так, что сначала в семье появляется ребенок, а потом появляется вторая половинка мамы или папы.

Сколько детей приняли в свою семью Ваши выпускники?

  • У нас обучилось около 5000 человек, но в их семьи попало больше, чем 5000. Так бывает, потому что некоторые семьи берут не одного ребёнка, а несколько: например, братьев и сестёр. Некоторые семьи становятся профессиональными приёмными семьями. Это очень ответственное решение и тяжелый труд, но благословенный.

По какой программе вы обучаете людей?

  • Есть государственная программа подготовки семей, официально утвержденная государством. Дополнительно мы проводим занятия, которые необходимы нашим слушателям: по психологии, педагогике, медицине. В 2012 г. был принят закон об обязательном обучении граждан, которые хотят взять в семью ребенка. За основу взята программа, которая была разработана нашими специалистами. Некоторые темы из неё убрали, но мы считаем их важными и многие из них включаем в свой курс. Например, «Как взаимодействовать с органами опеки», «Как искать ребенка? На что обращать внимание», «Как работать с личным делом ребенка?» и др.

Были ли случаи, когда детей хотели вернуть обратно?

  • Было несколько таких случаев. Не всегда семья оказывается готовой к приёму ребёнка. Иногда это видно заранее. И тогда задача специалистов – предупредить возврат ребёнка. Для этого есть ряд способов: беседа с потенциальными усыновителями, предварительное психологическое тестирование и т д. Иногда семья не справляется со сложившейся ситуацией – и это нельзя предугадать. Примерно 20 % наших выпускников после окончания Школы приёмных родителей еще работают над собой, перед тем как взять ребенка. Это правильно. В эту «воду» лучше войти подготовленным.

У вас очная форма обучения?

  • Да. Есть еще очно-заочная форма для тех, кто не имеет возможности посещать аудиторные занятия. В очной школе слушатели обучаются два раза в неделю, по выходным дням в течение двух месяцев. В дистанционной слушатели занимаются в удобное для них время. Они изучают материалы, участвуют в вебинарах, сдают зачёты.

Кто работает в вашей школе?

  • У нас работает 12 специалистов разных направлений. Многие из них – кандидаты наук. Кроме того, все они специалисты - практики, работающие с детьми, оставшимися без попечения родителей. 10 из них сами являются приемными родителями.

В вашей семье сколько детей?

  • Девять. Старшей дочери уже 31 год, сыну 28, второй дочери 20, двум старшим приемным детям по 15 лет, они двойняшки и уже 7 лет с нами. И в этом году мы приняли в свою семью ещё четверых детей из одной семьи: двух девочек и двух мальчиков. Девочкам полтора года и 6 лет, мальчикам – три и четыре года. Двойняшки у нас с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Они на домашнем обучении, но в государственной школе сдают аттестацию, занимаются спортом, учатся в музыкальной школе. Оба играют на трех музыкальных инструментах. Конечно, учиться им непросто, но два года назад Коля стал дипломантом Московского музыкального конкурса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для нас это была большая радость. А ведь врачи говорили, что он не научится ни читать, ни писать.

Вы уже знали их проблемы со здоровьем, когда брали в семью?

  • Да. Они очень тронули наше сердце. Им было по 8 лет, когда мы с ними познакомились, а выглядели они на 4 года. Дети почти не разговаривали, многое не умели. Видеть, как они изменились –  благословение! Это стало возможно только с Божьей помощью.

Есть ли подобные случаи среди выпускников Вашей школы приемных родителей?

  • Да, есть. Мы сотрудничаем с Филимонковским детским домом-интернатом для умственно отсталых детей. Одно из занятий в Школе приемных родителей мы проводим в этом интернате. Там мы знакомим потенциальных приёмных родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, специалисты дома-интерната рассказывают об особенностях таких детей, развенчивают мифы вокруг детей-инвалидов, снимают страхи у родителей.

Михаил Викторович, вы в прошлом офицер спецназа, ваше военное прошлое помогает в служении или мешает?

  • Мне кажется, каждый человек в какой-то степени воин. Потому что все мы сталкиваемся с трудностями, вызовами, и то, как мы их преодолеваем, показывает силу нашей воли, формирует наш характер. Каждый день мы боремся с грехом, это — духовная битва. С грехом надо сражаться, либо поднять руки кверху и сдаться.

У вас есть единомышленники?

  • Главный единомышленник — моя супруга. С первых дней она помогает мне во всем. Есть еще много людей, кто поддерживает моё служение. Господь благословил, и я, в каком-то смысле, просто управляющий в этом деле. Он дает таланты, Он приводит людей, Он указывает направление.

Вы входите в ассоциацию «Россия без сирот»?

  • Да, мы члены альянса «Россия без сирот». Я вхожу в правление альянса уже почти 10 лет. Это активное движение россиян, которые занимаются устройством детей в семьи.

А вы верите, что Россия может быть без сирот?

  • Я не просто верю в это, я уверен в этом! До революции в России не было детских домов. Детей принимали на воспитание даже царские семьи. И в наше время нет никаких препятствий для устройства детей в семьи. Сироты были всегда и будут появляться – это происходит в любой стране мира, какой бы благополучной она ни была. Родители могут погибнуть в катастрофе, от болезни, но ребенок должен быть устроен в семью. И на сегодняшний день законодательство полностью на нашей стороне. Здесь только вопрос нашего понимания и готовности.

Не препятствуют ли органы опеки вашей деятельности?

  • Не препятствуют. В органах опеки работают замечательные люди! Я бываю в разных городах и везде общаюсь с работниками органов опеки. Это ответственные, любящие свою работу и детей люди, они защищают права ребенка. Мы знаем не понаслышке о трудностях, с которыми они сталкиваются в своей работе, и стараемся помогать им. Наш Фонд проводит обучающие семинары для специалистов органов опеки, сотрудников детских учреждений и специалистов некоммерческих организаций.

Ваше пожелание обществу?

  • Пророк Малахия в последнем стихе пишет: ''И он (Илия) обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я (Бог), придя, не поразил земли проклятием" (Библия, книга пророка Малахии 4:6). Это самое важное – чтобы сердца наши были обращены к друг другу! К этому призываю всех читателей.

Подробнее в газете «Миссионерские вести», май 2020 г.

Детское служение

Служения