Рады поделиться с вами важной темой “Своенравный ребенок».
I. Введение. Дети бывают разными
Любая мать, у которой больше одного ребенка, скажет, что у каждого из них с рождения проявляется совершенно особый характер. Несмотря на то, что они родились в одной семье, воспитывались примерно в одинаковой обстановке, все дети разные. И все они отличаются друг от друга.
У нас в семье пятеро детей, и все мы очень разные. Мой старший брат был любимчиком бабушки и мамы. C детства он строил и организовывал нас, девчонок; иногда на опасные приключения; он учился играть на баяне и донимал меня своим музицированием.
Старшая сестра была великой аккуратисткой, в то время, как я не отличалась этим качеством; она могла пройти в распутицу по немощенной улице и не запачкать свои чешские туфли; у меня грязь могла долететь до головы (некоторое время я была уверена, что моя сестра – ангел) ; она была маминой правой рукой, следила за нами, причесывала и пр., и за уборкой в доме.
Меня отличала любовь к чтению; я читала книги, которые сестра брала в библиотеке, а на каникулах прочитывала новые учебники; любила слушать старших и придумывать истории; мечтала учиться и стать книгоношей. Мне было очень трудно просить прощение. И мама спрашивала: «Что вырастет из этой упрямой девочки?!»
Следующие две сестры тоже очень разные. Первая практичная, любознательная и предприимчивая. Когда мама возвращалась с работы, она подбегала к ее сумке и спрашивала: ''А что ты принесла?'' На Рождество мама делала нам подарки, мы обменивались содержимым, сестренка тоже участвовала; когда наши подарки заканчивались, она, к нашему удивлению, извлекала из-за шкафа свой нетронутый подарок. Когда она училась в техникуме, у нее была подруга, однажды она сказала мне, что больше не будет с ней дружить, “потому что она хитрее меня” (оказывается, подруга отослала ее в буфет, а сама села списывать у нее задание по математике).
Младшая сестра была спокойной, наблюдательной и рассудительной и с детства делала свои выводы. Однажды она сказала папе: «Какой же ты должен был быть умный, чтобы наша мама, такая красивая, полюбила тебя и вышла за тебя замуж!» Ей принадлежат некоторые семейные афоризмы.
Исследования в области воспитания детей показывают, что дети рождаются с определенным темпераментом. Доктор Джеймс Добсон пишет: «Новорожденные уже имеют определенную личность прежде всякого влияния со стороны родителей».
Итак, дети бывают разных темпераментов.
Покладистый ребенок
Есть дети, которые, кажется, рождаются с простым, доброжелательным отношением к внешнему миру и авторитетам. Будучи младенцами, они не слишком часто кричат и со второй недели могут спать в течение всей ночи. Они аукают с бабушкой, смеются, когда их пеленают, и смирно дожидаются запаздывающего кормления. Такие дети, когда подрастут, не будут безобразничать по дороге в церковь. Она обожают убирать в своей комнате, делать домашние задания и могут часами занимать себя. Это - покладистые дети.
Покладистый ребенок послушный, уступчивый, сговорчивый. Эти дети обычно счастливы. Они положительно относятся к людям, у них есть готовность подчиняться авторитету взрослых. Они не требуют постоянного внимания к себе, не говорят, что их беспокоит.
Однако покладистый ребенок тоже нуждается в любви, заботе и внимании. У нас может возникнуть искушение оставить его брошенным, так как он не требует к себе внимания. Он может не сказать о том, что его беспокоит и в результате станет гневаться. В подростковом возрасте он может стать бунтовщиком из-за того, что не получил достаточно внимания в детстве. Мы обязательно должны давать понять покладистым детям, что мы их ценим. Не игнорируйте покладистых детей! Они тоже нуждаются в нашей любви и в безраздельном внимании.
II. Характерные особенности своенравных детей
Посмотрим на своевольного ребенка: кто он? Каковы его особенности? В чем они проявляются?
Своенравный ребенок – это ребенок с сильным своенравным темпераментом.
Прочитаем Псалом 138:13-18: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне. Образуем во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные. Когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления. Твои, Боже, и как веливо число их. Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою».
Этот важный отрывок Писания говорит о тот, что Бог каждого человека создал дивным образом. И наш своенравный ребенок тоже устроен очень дивно.
Нужно понимать, что своенравные дети – не плохие дети. Бог их создал такими, для Бога они так же драгоценны, как и покладистые дети. В глазах Бога этот ребенок не более грешен, чем остальные дети.
Наша сестра-студентка так описывает одного из своих сыновей. «Даниилу всегда все было не так. Даже если все было продумано до мелочей, он все равно найдет что-то, из-за чего может устроить конфликт. Я не сразу поняла, что Даниил – просто ребенок с сильным своенравным темпераментом.
Он был четвертым ребенком в нашей семье и родился, когда мне было 29 лет. К этому времени я уже была немного мудрее в воспитании детей, чем раньше. Я пыталась стать хорошей матерью. Читала книги о воспитании, о том, как правильно кормить детей и общаться с ними. В моем сердце было огромное желание стать самой хорошей мамой для своего ребенка и воспитать хороших детей. Поэтому в отношении Даниила я применяла все новые знания, которые узнавала из книг. Я уделяла ему много времени, часто играла с ним, он спал со мной в одной постели до 3-х летнего возраста; я дарила ему много нежности и ласки. Но когда он пошел в детский сад, у нас начались проблемы. Постоянная война, что одеть, когда ложиться спать, сколько гулять, что он будет есть».
1. Своенравный ребенок будет постоянно требовать внимания, даже если вы уделяете ему внимание.
Он будет косвенным образом делать так, чтобы вы были постоянно с ним.
Сестра послала сына в магазин за продуктами, предупредив, что будет готовиться к сессии. «Я все понял, не буду тебе мешать», - сказал он и отправился в магазин. Вернулся он быстро. «Мама, иди сюда!» - закричал с порога таким голосом, что мать подумала, случилось что-то ужасное, и ринулась в прихожую. «Мама, возьми мою шапку», - сказал он, отдавая свою шапку и раздеваясь.
2. Своенравные дети много сердятся, злятся, когда что-то происходит не по их мнению, считают, что к ним не так относятся, как к другим детям.
Иллюстрация поведения Даниила: “Он очень часто бывал сердитым, либо озлобленным. Даже если все было хорошо, вся семья была вместе, но не исполнились его желания, не по его мнению прошел день, он обязательно скажет: ''Какой ужасный сегодня день!''»
3. Своенравные дети всегда хотят быть независимыми.
Проявления независимости:
1) легко принимает повседневные решения, не нуждаясь в советах;
2) не боится открыто не соглашаться с другими. Он просто обладает своим мнением и, если надо, высказывает его, даже если чувствует, что другие люди с ним не согласятся. А все потому, что он не боится того, что это кому-то не понравится.
3) он не боится делать дела самостоятельно. У него нет страха того, что кто-то сочтет его неспособным. Если даже кто и выскажет свое неодобрение, то у него не будет обиды.
4) у него нет чувства вины. Чувство вины привязывает к другим людям. Вначале человек чувствует себя виноватым, а потом начинает подсознательно ожидать одобрения.
5) у него нет потребности соответствовать ожиданиям других. Он умеет отличать свои ожидания от ожиданий других. У зависимых людей ожидания других людей и есть их собственные ожидания.
6) у него нет потребности в признании и одобрении окружающих. У зависимых людей потребность в признании и одобрении обладает чуть ли не наркотической силой. Когда случаются признание и одобрение, для них это сказка.
7) он умеет создавать и оборонять личные границы. У зависимых людей все личные границы текучи и подлежат обсуждению; любые границы подстраиваются под желаемые отношения.
4. Своенравные дети – большие энтузиасты. У них большой потенциал делать что-то, и часто они могут сделать лучше, чем покладистый ребенок.
Пример Даниила. «Когда ему было 11 лет, в воскресной школе началась подготовка к брей–рингу по Евангелию от Марка. Изучение индуктивным методом. Даниил захотел ходить на подготовку. Он сразу начал просить, чтобы ему купили цветные ручки и не отстал от взрослых, пока они не сделали ему систему обозначений. Если ему задавали задание, он приставал к родителям, чтобы ему помогли».
5. Своенравный ребенок может быть счастливым, если все идет по его желанию. Это нужно использовать. Можно разрешить ему купить, что он хотел, приготовить любимую еду. И он скажет вам: «Сегодня был самый хороший день». Спросите его: «Почему, потому что ты купил себе альбом или вкусно поел?» Он скажет: «Просто весь день был хороший».
Выводы:
Пройдет много времени, прежде чем своевольные дети повзрослеют и созреют.
Очень важно дать своенравным детям правильное направление.
Нужно просить у Бога мудрости, чтобы дать детям это правильное направление.
Божие предначертание родителям выражено в Псалме 77:1-8:
Учение Асафа. Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. |
|
|
Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. |
|
|
Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, |
|
|
не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. |
|
|
Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, |
|
|
чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, - |
|
|
возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, |
|
|
и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим. |
|
III. Родители своенравных детей
Эмоциональное состояние родителей
Часто родители своенравных детей чувствуют себя уставшими, несостоявшимися неудачниками. Мать такого ребенка легко раздражается, если о ее ребенке говорят плохо. Можно понять, что испытывают эти родители испытывают:
Однако нетерпение родителей делает ситуацию еще хуже. Пока мы не поймем, что в этом случае мы не отражаем Божий характер.
Мы можем повлиять на своенравного ребенка только личным примером.
Всякий раз, когда мятежный ребенок бросает вам вызов, идите к себе в комнату и молитесь, чтобы Господь дал вам силы противостоять ему, не раздражаясь и не выходя из себя. И Господь всегда нам поможет. Он имел дело не с одним ребенком, а с целым мятежным народом и справился.
Бог посылает нам своенравных детей, чтобы сделать нас такими, какими Он хочет нас видеть. По мере того, как мы воспитываем детей, Бог воспитывает нас.
Наставление: различайте цели и желания!
Важнейшая обязанность родителей/работников с детьми – это воспитание детей. Бог доверяет нам детей, чтобы мы вырастили их для Бога, вырастили благочестивыми. Поэтому как христиан нас волнуют результаты воспитания/работы с детьми.
Воспитывая своих или занимаясь с чужими детьми, мы не должны брать на себя ответственность за то, чем мы не в состоянии управлять. Нам нужно научиться различать цели и желания.
Давайте определим, что такое цель и что такое желание?
Цель – это намерение, ожидание, которое находится под нашим контролем.
Желание – это то, что мы можем страстно желать, хотеть, но не можем осуществить одними собственными усилиями; для этого нам нужна чья-то помощь и содействие.
Подумаем в этом контексте о своенравном ребенке и наших намерениях и целях в отношении его воспитания.
Хорошее поведение ребенка – может быть только желанием родителей.
Отношение родителей/взрослых к ребенку должно быть целью.
Цели мы можем достигать.
Но мы можем молиться о наших желаниях.
Наша цель – быть примером, наставлять и правильно дисциплинировать ребенка.
Наша ответственность: бороться с грехом в личной жизни; создать в доме/лагере/клубе атмосферу любви, мира и прощения.
Мы отвечаем только за то, как воспитываем ребенка и влияем на него.
Библия учит, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и действия. Только за свои!
Эту мысль Господь ясно выразил в книге пророка Иезекииля 18:2-4: «Зачем вы употребляете в земле Израильской эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! Говорит Господь Бог, - и не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои; душа согрешающая, - та умрет».
Воспитывая трудного своенравного, мятежного ребенка, нам нужно постоянно пребывать в молитве и Слове Божием. Нужно много молиться о ребенке и доверить его Богу.
Как ранее уже было сказано, своенравному ребенку нравится выводить родителей/взрослых из себя. Это форма контроля над родителем.
Каждое утро перед выходом в садик, в школу или в церковь, когда дети начинают капризничать, всеми силами стараясь вывести вас из себя, просите помощи у Бога и начинайте молиться. Как только начинается война, начинайте молиться!
Поначалу мы сильно злимся на них. Постепенно Бог учит нас самообладанию.
Бог учит нас быть примером для детей. Влиять на детей через молитву, говорить ребенку твердое «нет», даже если при этом он будет выглядеть очень несчастным.
Родители, воспитывающие своенравного ребенка, нуждаются не в нашей критике, а в поддержке, ободрении и одобрении. Дайте таким родителям знать, что вы их понимаете и сочувствуете им.
Бог видит желание наших сердец вырастить хороших детей и поможет нам воспитать замечательных детей! Ведь наша цель – научить детей послушанию, чтобы впоследствии они научились прислушиваться к голосу Бога и повиноваться Ему и в свое время научили своих детей быть послушными Богу.
IV. Как справиться со своенравным ребенком
Теперь давайте рассмотрим, как справиться со своенравным ребенком и научить его послушанию.
Ниже приведены несколько принципов общения с своенравным ребенком.
1. Не позволяйте ребенку выигрывать в прямой борьбе за власть.
Своенравный ребенок может проявлять изрядное упорство, пытаясь добиться исполнения своего желания.
Вступая в борьбу в ребенком, необходимо решить, какие из ситуаций важны, какие нет. Что касается маловажных вопросов, то здесь следует поступать по–иному. Мы не должны выиграть все битвы, но должны выиграть главную битву – научить ребенка послушанию.
Пример: сын нашей сестры готовится к экзамену в музыкальной школе. На экзамен в музыкальную школу принято приходить в парадной одежде – белая сорочка и черные брюки. Но подросток не хочет одевать белую рубашку. Начинается настоящая битва, в результате которой сестра настояла, чтобы он одел белую сорочку. Но достигнуто это было силой.
Сын был сначала очень разозлен, потом совсем расстроился. Мать наблюдала за ним пока они шли в школу. Сердце матери сжималось при одном только взгляде на него, потому что парень был эмоционально выжат. «Как он будет сейчас сдавать экзамен?» - думала она.
Прямо на дороге сестра остановилась и попросила у сына прощения за то, что повысила на него голос и разозлилась. Они обнялись. Когда они пришли в школу, мальчик увидел, что все дети в белых рубашках. Сестра вынесла из этой ситуации следующий урок. Было не так важно, в какой рубашке сын придет на экзамен. Нужно было разрешить ему надеть, что он захочет. Когда подросток увидел, что пришел в черном, а все в белом, ему стало бы стыдно и он сам мог сделать выводы. Сестре Господь показал ее сердце, почему она так настаивала. Потому что ей как матери было бы стыдно за внешний вид сына. То есть она хотела показаться прилежной матерью и добивалась этого разрушительным методом.
2. Дайте ребенку возможность выразить свои чувства.
Нужно спокойно выслушивать ребенка, не допуская оскорбления и грубости в отношении его и других.
3. Будьте хорошим примером для своих детей.
Спросите себя: видит ли ребенок вашу готовность уступить, идти навстречу другим людям? Или он видит, как вы отстаиваете свои права и спорите со всеми? Видит, что вы постоянно спорите с мужем, с свекровью…
4. Будьте позитивны.
Нужно выработать в себе позитивное отношение к своевольному ребенку, хотя иногда для такого ребенка трудно подобрать добрые слова. Одобряйте его, хвалите за хорошие поступки, говорите, что вы цените и любите его.
Воспитание – это процесс. Послушание вырабатывается постепенно.
5. Приучайте детей к самообладанию и самоконтролю.
Нужно учить ребенка правильно выражать свои чувства. Расскажите ему о гневе, о том, как можно правильно выразить свой гнев, и что при этом недопустимо (оскорбления, крик и т.п.).
6. Будьте тверды; не позволяйте ребенку настаивать на отмене принятого вами решения.
7. Правил и запретов не должно быть слишком много в семье.
Рассмотрим, как применить эти советы в конкретных жизненных ситуациях.
Практическое задание для малой группы
15 минут дается на составление сценки. Для этого нам нужна группа добровольцев, которая должна разделиться на малые группы по три. Каждая группа получает карточку с одним принципом. На обороте описана ситуация с детьми. Затем вы должны разыграть сценку на эту ситуацию. Одна участница из группы будет своевольным ребенком; другая – мама, которая действует неправильно; третья – мама, которая делает правильно.
Ситуация 1. Принцип: не позволяйте ребенку выигрывать в прямой борьбе за власть.
Мама только что помыла полы, все выглядит чисто и красиво. Заходит дочь и проходит в комнату, не вытирая ног.
Ситуация 2. Принцип: будьте позитивны.
Каждый вечер ребенок отказывается делать домашнее задание. Ваша реакция на его протестное поведение?
Ситуация 3. Правил и запретов не должно быть слишком много.
Мама и бабушка убеждают ребенка съесть омлет. Но он отказывается.
Ситуация 4. Принцип – приучайте ребёнка к самоконтролю.
Ваша шестилетняя дочь стала вдруг грубить и вести себя вызывающе дома. Сегодня она сказала вам: «Отвали», когда вы попросили ее убрать за собой мусор. Она обзывает вас, когда сердится. Ваша реакция?
Ситуация 5. Не позволяйте ребенку настаивать на отмене принятого вами решения.
Сын смотрит по телевидению телепередачу, хотя знает, что родители не разрешают ему смотреть подобные вещи. Ваша реакция.
Ситуация 6. Принцип: будьте хорошим примером для своих детей.
Мать пришла с работы домой усталая и раздраженная. Ей не хватает терпения, и она сорвала зло на своей дочери, которая не вымыла посуду.
Ситуация 7. Принцип: дайте возможность ребенку выразить свои чувства.
Настю обидели в школе. Девочка была сильно расстроена и, придя домой, начала срывать свою злость на сестренке. Между ними произошла ссора. Какова реакция мамы?
Вера Изотова
Материал подготовлен на основании курcа
«Христианское воспитание детей»