В. Г. Павлов: Кто старше пресвитер или Церковь?
27.06.2015

В. Г. Павлов: Кто старше пресвитер или Церковь?

Статья из журнала «Баптист» 1908, № 6

В № 5 журнала «Баптист» за 1907 год помещена была статья «О пресвитерах», служащая ответом брату Романенко на его письмо. Если бы на это письмо дан был правильный ответ, или лучше сказать, о пресвитерах был бы высказан правильный взгляд, то для меня излишне было бы отвечать на то же письмо брата Романенко, которое он прислал мне по тому же вопросу, равно возражать и на статью «о пресвитерах», но я не согласен с мнением бр. М. Означенное письмо следующего содержания:

Дорогой в Господе брат Василий Гурьевич!

1.       Я не нахожу в слове Божием, чтобы община, то есть церковь, сама себе ставила пресвитера, - Павел рукоположил пресвитеров в каждой церкви (Деян. 14:23), Тит поставил по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5); «и так меньший благословляется большим» (Евр.7: 7). Члены должны только указать брата, годного пасти стадо Божие

2.       Я не нахожу в слове Божием, чтобы церковь была старше пресвитера, ибо написано: «пасите Божие стадо и младше повинуйтесь старшим» (1 Петр. 5:2,5). Павел говорить: «вразумляю вас как детей моих, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Кто же старше, родитель или дети? Пастырь или овцы? Понятно, что пастырь старше. - «И так говорить ли кто, говори как слово Божие», поэтому вы ошиблись, говоря, Что церковь сама себе может поставить пресвитера и что церковь старше пресвитера. Это вы говорили не согласно с словом Божиим. Я, старец, прошу братьев проповедников поправить свою ошибку, согласно слову Божьему.  

Прежде чем ответить брату А. И. Романенко на его  письмо, я считаю нужным указать повод к запросу брата Романенко,

На бывшем 14-16 сентября местном съезде в Одессе, некоторые братья предложили вопрос, может ли не рукоположенный пресвитер возлагать руки на крещенных им, или даже крестить? На этот вопрос я ответил положительно, что рукоположение у нас не таинство, а лишь обычай, что оно существенного значения не имеет; главное - избрание. Если пресвитер избран церковью, то его действия законны, потому что по учению слова Божия всякая церковь или местная община есть источник всякой церковной власти, которая дана ей Христом, и вне её нет иной власти, кроме главы её Христа, от которого исходить её власть. Тогда на это никто не возразил, но после брать Романенко опровергает этот, не мой личный; а взгляд баптистской церкви, доказывая, что пресвитер старше церкви, Теперь рассмотрим его доказательство. Приводимое им место говорить о рукоположении Павлом пресвитеров; Я тоже не отвергаю рукоположения, но сделал ли Павел это рукоположение без согласия церквей, когда даже на низшую должность попечения о вдовицах требовалось согласие церкви? (Деян. 6:5). Слово переданное в этом месте «рукоположив» означает - подавать, голос в народном собрании посредством поднятия руки, определять, постановлять, решать, избирать, утверждать кто в должности, но не возлагать руки.

Правильнее всего понимать это место следует так, что члены церкви избрали поднятием рук пресвитеров, а Павел утвердил их в этой должности.    

Второй текст (Тит. 1:5) показывает, что Тит действовал как посланника Павла, но как он ставил пресвитеров не видно.

Третей текст (Евр.7:7) говорится о том, что Мелхиседек быль старше Авраама и к избранию пресвитеров не относится.

Четвертый текст (1 Петр 5:2, 5) говорить о повиновении вообще пастырям и младших старшим, но в чем это старшинство, об этом еще поговорим.

Пятый текст приведен братом Романенко из посланий Павла, где он по отношению к верующим называет себя отцом, потому что родил их благовествованием. Затем бр. Романенко спрашивает кто старше, родитель или дети, пастух или овцы, и сам же отвечает, что пастух старше овец и родитель старше детей. Все это так, но не надо забывать, что все это переносные выражения, какими с разных сторон выражается отношение пастырей и Павла к верующим. Но есть и другие выражения в Писании, где говорится совсем иное, Так Павел тем же коринфянам говорить, «мы рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4:5). Теперь мы в свою очередь спросим брата Романенко: кто старше, раб или господин. Еще апостол говорит о себе, что он служитель церкви (Кол.1:25). Спрашивается, кто старше, церковь или служитель её?

Когда речь идет о старшинстве или о власти в смысле господства, то такой власти в церкви вовсе, нет, потому что нет господства, а есть только служение, разделение труда. Поэтому Христос сказал, чтобы не признавали никого отцом на земле, кроме Отца небесного, и учителем никого не считали кроме Христа, то есть, чтобы не подчинялись никакой власти беспрекословно и безусловно Он сказал, что мы все братья, а если братья, то и все равны, старше только Отец наш небесный. (Матф. 23:8-11). Но по любви мы должны быть рабами друг другу, как и Христос, будучи старше всех, смирил Себя, приняв образ раба, умыл ноги своим ученикам.

Теперь, нахожу нужным возразить на те, положения в статье «о пресвитерах», которые, по моему мнению, не согласны с словом Божьим.

Положения эти заключаются в следующем: 1) что проставление пресвитеров есть дело более важное, нежели избрание их и 2) что пресвитеры не подсудны церкви, но тем из служителей Господних коим принадлежат власть суда над ними.

Вопрос о подсудности или подчиненности пресвитеров решается вопросом о власти церкви. Я спрашиваю брата М., признает ли он, помимо местной церкви, какую либо иную власть на земле над её членами? Из слов брата М.: Господь, поставляющий пресвитеров, берет их под Свое высокое покровительство и под Свою сильную защиту. Он предвидит возможность злобных и совершенно без доказательных обвинений, а потому не только не отдает, Своих, пресвитеров во власть церкви, а позволяет тем из служителей, коим принадлежит власть суда над ними, принимать приносимые обвинения не иначе, как при двух или трех свидетелях и проч. , можно заключить, что брать М., кроме власти церкви, признает еще другую власть, власть служителей Божиих, под которыми он, по всей вероятности, разумеет  пресвитеров. Доказательство этой власти он основывает  на единственном тексте 1 Послании Тимоф. 5:19. Но спрашивается, кто был Тимофей, пресвитер или особый уполномоченный апостола, который был его заместителем и посланником там, куда он часто по обстоятельству сам лично не мог прийти? Если бы было доказано, что Тимофей был  обыкновенный пресвитер, то тогда бы действительно можно было думать, что пресвитеры могут судить своего товарища и без церкви.

Я утверждаю, что всякой местной церкви на земле дано право от Христа судить своих членов как это видно из слов Христовых  в Евангелие от Матф. 18:17-18: «скажи церкви, а если церкви не послушаешь, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земли, то будешь связано на небе; и что разрешите на земле, то будете разрешено на небе». Спрашивается, пресвитер член церкви или нет? Если он член, то он подлежит  суду церкви наравне со всеми другими членами. Но при этом, конечно, должно быть соблюдено условие, выраженное в вышеприведенном ь тексте из послания к Тимофею. О той же власти церкви пишет и апостол  Павел в 1 Коринф. 5:12-13. «ибо чти мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. И так извергните развращенного из среды вас».

Из этого текста видно, что церковь имеет право судить внутренних, т. е. своих членов и развращенных выкидывать из своей среды посредством отлучения. Спрашивается, к какому разряду относится пресвитер, к внутренним или к внутренним? Конечно к внутренним. А если так, то церковь может судить  и его.

Пресвитеры не составляют собою, особого сословия, они имеют  в церкви только особое служение, поэтому у них нет преимущества быть судимыми не судом церкви, а судом своих товарищей пресвитеров. Не надо забывать, что все верующие цари и священники, а потому и равны перед Богом с пресвитерами (1 Петр. 2:5,9: Отк.1:6).

Я уже сказал выше, что это не мой взгляд только на подсудность церкви пресвитеров, но что это есть общее верование баптистов, которое и выражено в так называемом «гамбургском исповедании веры», в члене 10-м, в статье о должностях в таких словах: «Относительно их поведения, они (избранные церковью пресвитеры, учители и диаконы) и после (их избрания), как и прежде, как и всякий другой член; остаются подчиненными церковному благочинию, однако с наблюдением сказанного в 1 послании к Тимофею 5:19». Затем в статье «пресвитеры и учители» сказано; относительно евангельской чистоты их поучений они находятся под надзором всей общины (Мат 7:15; 1Иоан.4:1 Откр.2:2; Кол. 2:8), которая в случае отступления проповедника от учении евангелия, как оно изложено в сем  исповедании веры и пребывания его в своем отступлении, несмотря на все увещания может тотчас удалить его от его должности (Гал. 1:8; Рим. 16:17-18; 1 Тим.6,3-5) Но утверждая право церкви, как единственная учреждения, которое может судить своих членов, не нужно упускать из виду, что в виду высокого положении, занимаемого пресвитером церкви, судить его очень щекотливое дело, которое в наших общинах часто оканчивается разделением. По сему церковь, желающая подвергнуть суду своего пресвитера должна пригласить себе на помощь других пресвитеров и вообще опытных братьев из других церквей, которые, как гости, имеют право лишь совещательного голоса, но которым оно может дать и право решающая голоса и вместе с собором этих братьев исследовать дело обвиняемого пресвитера и постановить, свое решение. Таким образом, решение церкви будет более беспристрастным и справедливым.

В ближайшем будущем мы намерены дать нашим читателям рассуждение одного из наших американских, богословов, как поступать, церкви с обвиняемым пресвитером, а теперь считаем достаточным сказанного нами о власти церкви и пресвитеров.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Баптист" 1908, № 6

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.