Д.И. Мазаев: О духовных семинариях
21.08.2015

Д.И. Мазаев: О духовных семинариях

Статья из журнала «Баптист» 1909, № 1

В восьмидесятых годах (XIX века, прим. ред.) будучи в Москве, я как-то разговорился в среде немногих в то время верующих о миссионерских училищах и говорил, что нам, русским баптистам, тоже надо думать об устройстве такового, дабы дать образованному обществу солидно подготовленных проповедников. Все, как мне казалось, были со мной согласны и никто не возражал; когда же я возвратился домой, то получил от одного из моих московских собеседников довольно пространное, а главное, очень горячее по содержанию письмо, в котором он всячески убеждал меня не только не строить никаких миссионерских школ, а и не говорить о них, чтобы не вводить людей в заблуждение. Он, во-первых, особенно ударял на то, что апостолы не были в семинариях и миссионерских школах, а, однако, воспламенили весь мир и только потому, что слово их было «живо и действенно» так как оно оживотворялось Духом Святым, а во-вторых, - как противоположность апостолам, - он указывал на современных нам семинаристов православных, католиков, лютеран и проч., которые в различных семинариях и академиях учатся «мудрости человеческой», но, не имея духа жизни остаются мертвы и бездейственны, представляя собою не воинство Господа, а ватагу бесполезных и никому не нужных дармоедов, саранчу, смотрящих на свое служение как на средство к жизни, - как на особого рода профессию. «Подумайте об этом хорошенько и серьезнее, писал он в заключение, ибо семинария - дьявольская ловушка, где не учат, а морочат голову, и они, вышедши оттуда, будут в свою очередь морочить голову своим прихожанам и своим слушателям».

Становиться на точку зрения противников богословского образования мы, конечно, не можем, так как отсюда и до отрицания необходимости всякого образования всего только один шаг, и, если нам говорят, что вот, мол, такой-то или такой-то нигде не учился, а как он умный человек, то сумел пробить себе дорогу, составить состояние и живет так, что дай Бог ученому, а вот тот-то или вот этот как был дурак, то сколько он ни учился, а умнее не стал и учете ему ничуть не помогло, - то такие доводы мы можем принять только как солидное основание к тому, чтобы не учить глупцов, но принять эти доказательства как общее правило, мы никак не можем, ибо это противно здравому уму. Точно также мы не можем идти и против богословского образования, ибо хотя мы знаем, что апостолы действительно были люди «не книжные», но знаем также и то, что среди всех апостолов заметно выделяется личность Павла, который «более всех потрудился» и который оставил нам в своих многочисленных посланиях такое богатое наследство, какого не оставили все прочее апостолы взятые вместе, и, если мы не можем сказать, что прочее апостолы уступали Павлу в силе Духа Святого, в силе знамений и чудес, тем более должны признать, что «большая ученость» Павла очень заметно сказалась в его апостольском служении не как вред, а как польза. Этого отрицать нельзя и с этой стороны нам никакой опасности не угрожает, и, если есть нечто, что заставляет нас относиться к семинарии с известной осторожностью - так это только неправильная постановка дела, - которая действительно вместо ожидаемой пользы может принести делу Господню неисчислимый вред. Дело в следующем. Апостол Павел разделяет людей на душевных и духовных, причем духовный судит о всем, а душевный не только не может судить, а и не может даже разуметь, ибо он не принимает того, это от Духа Божия (1 Кор.2:14:15). Поэтому, если семинария трудится над человеком духовным, сердце которого оживотворено Духом Божьим, и старается пополнить его ум необходимыми познаниям и полезными сведении, то она в таком случае не выходит из своих границ, делает именно свое дело и служит полезную службу; но если бы она начала фабриковать проповедников из чуждого материала - из людей душевных, сердца которых еще не коснулся Бог, то она тем самым вторгалась бы в чуждую ей область, - в область Духа Святого, и, усиливаясь, заполнить пустоту сердца, вместо Духа Божия своими уроками и постановлениями, она явно бралась бы не за свое дело и служила бы вредную и печальную службу.

В этом пункте действительно есть опасность и опасность большая, которой, к сожалению, очень многие совсем не замечают. Если, говоря об апостолах, мы и сказали, что из среды их заметно выделяется личность Павла, то это не значить, что мы Мирскую науку ставим наравне с благодатью Божией, - совсем нет. Если бы мы брали прочих апостолов как людей облагодатствованных, но не ученых, а Павла как не облагодатствовнного, но ученого и ставили бы его выше прочих апостолов, или даже хоть наравне с ними, но это было бы действительно доказательством в пользу превосходства мирской науки; но мы имеем Павла также облагодатствованным Богом как и прочих апостолов и тогда видим, как плюс, и пользу науки, и это не сбивает нас с прямых путей и не дает нам смотреть на науку как на замену благодати Божьей. Мы отлично понимаем место и пользу человеческой науки, и место благодати Господней, которая ничем человеческим никогда заменена быть не может, и, если кто думает, что благодаря семинарии или академии можно будет, без участия благодати Божией, создать истинных проповедников, то тот горько заблуждается, ибо это тоже, что надеяться при удобрении и поливке собрать с терновника виноград или с репейника смоквы...

Мы несколько раз касались Апостола Павла, теперь я еще раз остановлюсь на этой великой личности. Личность Апостола должна быть рассматриваема как книга, состоящая из двух частей, а именно он должен быть рассматриваем как Савл, воспитанник тогдашней духовной семинарии, и как Павел, Апостол и проповедник Евангелия благодати Божией, и тогда мы увидим, что ему дали люди и что ему даровал Господь, и какое-то и другое дарованье имело в его жизни и служении значение.

Я назвал Савла «воспитанником тогдашней духовной семинарии» потому, что Гамалиил, у ног которого он был воспитан, не был преподавателем обыкновенной морской науки, а был, как сказано, - «законоучитель»  (Деян.5:34) и, следовательно, полученное у него воспитание было воспитанием — если не исключительно, то но преимуществу духовным, и принимая во внимание жизнь Савла до его обращения. мы можем убедиться, что семинарии и духовные академии с их лучшими и «уважаемыми всем народом» законоучителями без Христа могут создать только Савла, человека «тщательно наставленного в отеческом законе» и, пожалуй, «неумеренного ревнителя отеческих преданий», которого  можно с успехом послать в Дамаск и командировать в качестве специалиста-эксперта в любое судебное место, но не дальше, т. е. не на ниву Господню… Принимая также во внимание, что Савл стал Павлом, Апостолом и проповедником, не потому, что он этому научился «от человеков» и, лишь с тех пор, как ему чрез откровение Иисуса Христа была «возвещена тайна (Гал. 1, 11, 12; Еф. 3, 3, 7), мы должны также признать, что из Савла сделать Павла может не семинария, а один только Господь, и что все истинные проповедники евангелия должны начинать именно с этого. Слово Апостолов,- даже и не ученых, было очень живо, сильно и действенно именно по этой причине. Все, что они говорили, говорили не как отвлеченные догмы, какую-то книжную мудрость и человеческую мораль, а как советы личного опыта духовной жизни, ибо все это они пережили, перечувствовали, выносили у своего сердца. Они перешли от смерти в жизнь и, следовательно, на самих себе испытали горечь смерти и сладость нового бытья; они испытали скорби нового рождения для самих себя и знали также, что значить быть «в муках рождения» для других. Ни семинары, ни академия человека этому не научит, а потому все представители дипломов семинарий и академических значков, не испытавшее горечи раскаяния во грехах и не вкусившие благого глагола Божия будут на кафедре «звенящей медью», проповедующими о чужих божествах, и нива Господня от труда таких делателей прорастет тернием и принесет горькие грозди и ядовитые ягоды...

Я убежденный сторонник богословского образования, всегда молящейся Богу о скорейшем создании миссионерских школ, но если меня спросят желаю ли я оставаться с такими проповедниками, которые имеют благодать, но не имеют научной подготовки, или с такими, которые имеют очень солидную научную подготовку, но не имеют благодати, то я без колебания отказался бы от ученых и остался бы с неучеными, ибо эти могут сказать, что они «посланники от имени Христова», что они «от Бога» (2 Кор.5:20; 1 Иоан.4:6), а те этого сказать никогда не могут…

Заканчивая мой настоящей труд, я должен в заключение сказать, что в миссионерской школе не должно быть места для людей необращенных и душевных, равно как не должно быть места и для таких личностей, который были членами церкви Господней, но, по тем, или другим причинам, выбыли из её состава, ибо всякому, прежде чем выступить в роли проповедника и учителя, надо предварительно не только сделаться членом церкви, но и показать самим собою «как должно поступать в доме Божьем»: Люди необращенные и люди с неуживчивым нравом в деле миссии так же нужны, как куколь в пшенице, и так же полезны, как моль в одежде.

Признавая миссионерские школы полезными и в данное время настоятельно необходимыми, я призываю всех моих в Господе братьев и сестер вообще, а имеющих «достаток в мире» в особенности, молиться и трудиться, чтобы необходимый училища были, как можно скорее, построены и чтобы мы могли нашими глазами увидеть на арене деятельности служителей Господних посланных Духом Святым, и облеченных в современное богословское образование…

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Баптист" 1909, № 1

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.