Я. И. Жидков: Уразуметь голгофскую жертву Спасителя
08.09.2015

Я. И. Жидков: Уразуметь голгофскую жертву Спасителя

Статья из журнала «Братский Вестник» 1948, № 2

Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного. - Луки 18, 31 - 34.

Иисус Христос создал для учеников Своих особые условия, чтобы они могли уразуметь сообщенное Им в вышеприведенных словах: Он отозвал их в сторону от других и при этом с достаточной полнотой и ясностью старался уяснить им все грядущие события Голгофы. Он при этом сослался на пророков, которые много говорили о страданиях Христа. Он указал на предательство, страдания и смерть Свою, а также на Свое славное воскресение, как на события, которые должны были произойти. Тем не менее евангелист Лука категорически заявляет, что ученики ничего из того не поняли; слова сии были для них сокровенны и они не разумели сказанного. Непонятливость, которую обнаружили ученики в данном случае, тем более удивительна, что Иисус Христос не впервые беседовал с ними о грядущих событиях. Он еще раньше стремился вразумить их в этом отношении. Вот что сообщает евангелист Лука: Когда же все дивились .всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его; а спросить Его о сем слове боялись (9, 43 - 45). Читая историю голгофской жертвы Спасителя мы видим, что не только эти словесные разъяснения Господа не дошли до сознания Его учеников; мы видим их в полном недоумении относительно совершившихся фактов даже после Его страдания, смерти, погребения и воскресения.

Одним из непонимавших все эти события был сам евангелист Лука. Нет сомнений, что он в большой степени разделял настроения апостолов и к тому же был очевидцем голгофской трагедии. Поэтому его строки имеют большую ценность. Многие толкователи Евангелия согласны в том, что одним из двух близких к Господу, встретившихся с Ним, Воскресшим, на пути в Эммаус, был Лука. Сам же Лука пишет, что эти двое не узнали Господа, и, вступив с Ним в беседу, сказали: Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? - И сказал им: о чем? Они сказали ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его;

а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Луки 24, 18 - 21).

И тогда снова Сам Воскресший поучает их: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Луки 24, 25 - 27).

Мы, пожалуй, готовы заявить: Какие непонятливые ученики! Как плохо они разумеют и указания пророков, и разъяснения Самого Иисуса Христа, и, наконец, самые события! Но дать оценку другим легче, чем выяснить свое разумение этого величайшего события - голгофской жертвы Спасителя. Теперь нам кажется, что мы очень хорошо разумеем страдания Иисуса Христа. Мы часто читаем и размышляем о них, мы посвящаем воспоминаниям о них особые дни. Подчас мы даже проливаем слезы, движимые чувством сострадания к Спасителю. Мы готовы может быть даже уподобиться особо чувствительным душам, имена которых записаны в истории христианства позднейших веков: они так проникались мыслями о страданиях Господа, что на их челе, на руках и ногах появлялась кровь, знаменующая раны Христа.

Но не такое разумение угодно Господу. Разумение Его голгофского подвига - святые, жизненные, практические плоды. Перед лицом горького опыта непонятливых учеников Иисуса Христа мы склонимся в молитве и будем просить Господа уяснить нам все стороны Его спасительной жертвы, чтобы нам более походить на славный образ Распятого и Воскресшего. Слово Его учит нас: Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Иоан. 3, 2).

Это уразумение далеко не всегда сразу приходит к нам. Мы часто еще способны путаться, строить догадки и учения, которые никак не являются Его святым разъяснением голгофского подвига. Многострадальный Иов много должен был выстрадать, чтобы уразуметь нечто из Божьих святых планов и путей. После всего того, что он претерпел, после долгих бесед со своими тремя друзьями, после возвышенной речи Елиуя, Сам Господь из бури обратился к нему со Своей речью. Он сказал Иову: Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея! После этого и сам Иов в смирении заявил: Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал (Иова 42, 3).

Мы также способны помрачать Провидение словами и мыслями без должного, Духом Святым открытого, разумения.

Одна из основных мыслей, заключающихся в понимании славного подвига искупления, состоит в том, что Господь совершил его для меня, за меня и за всех и каждого из нас.

Подвиг Христа - это не отвлеченное далекое событие истории. Он затрагивает жизнь и личность каждого из нас, затрагивает настолько полно, глубоко и серьезно, что мы не можем рассматривать его только а подзорную трубу истории, но обязательно в связи с настоящим днем, с нашей собственной, личной жизнью, с нашим характером. Иисус Христос теперь, сего дня, за нас пострадавший, умерший и воскресший. Таким образом, сегодня Он каждого из нас влечет на подобные же подвиги вместе с Ним и для Него. Нам надо не только понять умом, но почувствовать всем сердцем, что Он Своей кровью соединил нас с Собой. Об этом чудном единении говорит Сам Спаситель:

Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал, им: истинно, истинно, говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною; сей то есть хлеб, сшедший с небес (Иоан. 6, 51 - 58).

Надлежит так уразуметь Его подвиг, чтобы мы вкушали Его ломимое тело постоянно, а не только в момент хлебопреломления, чтобы мы пили Его кровь святую и чтобы каждое движение нашего существа было результатом того, что мы Им живем и движемся и существуем (Деян. Апост. 17, 28). Это будет доказательством истинного разумения голгофской жертвы - умом, сердцем и всем существом нашим. Это будет полное уразумение Его, вкушение Его, соединение с Ним.

Великий апостол в Послании к Евреям неоднократно повторяет: Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа (Евр. 3, 1). Эта мысль проходит через все Послание, пока не останавливается на следующем заключении: Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 12, 3).

Пусть же Сам Дух Святой поведет нас по святым страницам Его божественного Слова и даст нам глубже размышлять о Спасителе, чтобы полнее уразуметь Его спасение. Пусть Он осенит нас лучами святого и действенного разумения для умножения в мае плодов Его праведности.

В Евангелии от Луки 24, 45 - 47 мы читаем: Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедано быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах. Христос Распятый есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Иоан. 2, 2). Он грехи наши Сам вознес телом Своим а древо, дабы мы избавились от грехов (1 Петр. 2, 24). Вот это - первый луч разумения Христа Распятого. И какой это чудный луч!

Мы поем в одном из наших гимнов:

Небесный луч в душе моей,

Светлей он всех лучей,

Что светят ярко над землей:

Тот луч - Спаситель мой!

Весна царят в душе моей:

Как близок мой Христос!

И голубь мира в клеть скорей

Цветы любви принес.

Любовь небесного Отца к нам вознесла Его на голгофский крест, и Он, принесши Себя в жертву, покрыл все наши грехи, а нас освободил от них раз и навсегда. Он бросил все грехи наши в пучину морскую (Мих. 7, 19) и за хребет Свой (Ис. 38, 17). Это факт. Это живая действительность. Это влечет грешников к покаянию перед Богом, результатом чего является прощение Богом всех грехов. Какая радость, какое торжество! Слава Спасителю за этот Его голгофский подвиг, за подвиг любви! Пока зов к покаянию и прощению звучит - воспользуемся им. И чем мы скорее сделаем это, тем лучше.

Второй луч разумения голгофской жертвы ведет нас дальше: Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21). Сила искупления является не только в прощении грехов, но и в победе над всеми грехами нашими.

Как Христос пострадал за нас плотию, так и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить (1 Петра 4, 1).

Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха (Римл. 6, 6 - 7).

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Римл. 6. 11).

Христос распятый и воскресший дает нам в повседневной нашей жизни славную победу. Мы побеждаем всякий грех и всякое греховное искушение силою возлюбившего нас Господа. Подчеркнем себе: не только прощение всех наших грехов, но и полную победу над всеми грехами мы получаем во Христе распятом и воскресшем. Это чудная мысль! Это чудный опыт, чудная и святая действительность! Каждодневная, постоянная действительность! Пятая, шестая, седьмая и восьмая главы Послания к Римлянам уясняют нам с достаточной подробностью эти две основные мысли и два божественных действия в нашей духовной жизни - получение от Бога прощения грехов, Его оправдания во Христе, и в то же время - Его славной победы над всяким осознанным грехом и искушением.

Третий луч разумения голгофской жертвы Иисуса открывается в умении страдать за добрые дела и в этих страданиях научиться послушанию. Об этом возвещает Священное Писание: Если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос ... однажды пострадал за грехи наши (1 Пет. 3, 17 - 18). И еще: Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию (Евр. 5, 8). Не только Христос пострадал за наши грехи, но Он иногда по Своей благой воле допускает и нас в полосу страданий от наших ближних и дальних. Мы творим добро и подчас вместо благодарности, похвалы за добро, награды за сделанное нами, получаем насмешки; непонимание, заставляющие нас страдать. Это нелегкий путь - путь страдания. Но Он допускает, чтобы и мы иногда шли им, и таким образом, делает детей Своих более выносливыми, более послушными воле Отца. Ведь Господь хочет, чтобы мы всегда и во всем могли сказать: Да будет воля Твоя! И сказать от всего сердца, с внутренним покоем и удовлетворением.

Во время всякого рода скорбей, выпадающих на долю нашу, во время всяких страданий, допущенных до нас благой волей любящего Отца, нам надо лучше всматриваться в Христа страдающего и мы увидим, как Он страдал. Он страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2, 23). Он страдал терпеливо и так долго, как это было благоугодно Отцу Небесному. У Него научимся, как страдать и как разуметь этот удивительный путь.

Четвертый луч разумения голгофской жертвы Спасителя проливает свет на правильное понимание личной жизни человека. Господь открывает Своим детям путь правильной жизни в их земном хождении: Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. 5, 14 - 15).

Люди, сознавшие, что Христос пострадал за всех человеков, должны строить свою жизнь не на эгоистических началах, а на любви к Искупителю и ко всем окружающим. Принцип жизни детей Божиих можно выразить так: Не для себя, а для Христа! Вся работа, все усердие, все приобретения, все малое и великое - для Него, а чрез Него - для всех человеков.

Какой это прекрасный, святой порядок!

И, наконец, пятый луч разумения голгофской жертвы подготавливает верующих ко дню ухода их с этой земли, в надежде на славное воскресение из мертвых. Апостол Павел свидетельствует: Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Филип. 3, 10 - 11).

Если мы нашу жизнь перестроили так, что будем жить не для себя, а для Господа, так, что Он всегда будет стоять перед нами, идти перед нами - Он впереди, а мы за Ним, - то ясно, что все наши стремления идут к Нему, наша душа тянется к Нему. И мы стремимся скорее соединиться с Ним: Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Фил. 1, 23). Как разрешиться? - Через смерть: Зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне (2 Петр. 1, 14). Или же через славное восхищение: Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фее. 4, 17).

В осуществление этого каждый из нас должен не только разуметь, но и практически достигать большего уподобления Спасителю. Мы имеем доступ к Нему путем трех одновременных действий с нашей стороны: 1) познания Его, голгофского Страдальца, и силы Его воскресения, 2) участия в Его страданиях, 3) сообразуясь Его смерти. Как это получается практически? - Каждый будет иметь свой опыт. И опыт каждого имеет свою ценность и значение. Но только надо действовать в святом разумении всего совершенного для нас Господом, и Господь благословит не только наши хотения, но и наши действия (Фил 2, 13).

Можно ли ограничить дивное Солнце Правды пятью, десятью или даже тысячью лучами? - Нет! Но только в вечности оно взойдет пред нами во всем Своем блеске и славе. Там мы будем ходить под благословенным водительством Агнца, как бы закланного. Однако и теперь Господь не ограничивает наши познания Его только пятью рассмотренными лучами. По молитве искреннего сердца Господь раскрывает ему большую глубину познания искупительной жертвы. Об этом пишет апостол Павел: Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа... чтобы вы... могли... уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф. 3, 14 - 19).

Нам нужно молитвенно и с благоговением стараться проникнуть в сокровенный, духовный смысл Священного Писания (Луки 24, 45; Иоан. 6, 63), стараться практически отражать в своей жизни голгофский образ Спасителя и осуществлять это повседневно (2 Пет. 1, 5 - 8). Тогда сила Его будет действовать в нас могущественно (Кол. 1, 29).

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1948, № 2

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.