Алексей Синичкин: Томас Кук
15.10.2015

Алексей Синичкин: Томас Кук

Статья из журнала «Христианское Слово» 2013, № 2

Есть за границей контора Кука.

Если вас одолеет скука

И вы захотите увидеть мир –

Остров Таити, Париж и Памир, -


Кук для вас в одну минуту

На корабле приготовит каюту

Или прикажет подать самолёт,

Или верблюда за вами пришлёт,


Даст вам комнату в лучшем
отеле,

Тёплую ванну и завтрак в постели.

Горы и недра, север и юг,

Пальмы и кедры покажет вам Кук…

С. Маршак «Мистер Твистер»

 

Сегодня мало кто помнит имя Томаса Кука, несмотря на то, что его именем названо крупнейшее туристическое агентство. Родившись в бедной семье, мальчик рано начал работать, получил церковное образование и благодаря высокой самодисциплине уже в скором времени практически в одиночку создал новую отрасль мировой экономики. Кук основал один из самых прибыльных видов бизнеса, на котором сегодня богатеют не только отдельные фирмы, но и целые государства - туристическую деятельность в современном понимании этого слова и все, что стоит за этой деятельностью: маршрут, билеты, гостиницы, путеводители, дорожные чеки.

22 ноября 1808 года в небольшом английском городке под названием Мельбурн в Дербишире в семье фермеров Джона и Элизабет Кук на свет появился сын Томас. Первый ребенок в семье, он был назван в честь отца по матери Томаса Перкинса. Отец умер, когда мальчику было три года, и в тот же год его мать повторно вышла замуж за Джеймса Смитхарда. Отчим пристроил ребёнка в школу при баптистской церкви. В возрасте десяти лет Томас начал работать подручным у огородника с жалованьем 6 пенсов в неделю. В 14 лет он поступил учеником к Джону Пеггу и пять лет проработал столяром. В феврале 1826 года, когда ему исполнилось 17 лет, Томас принял крещение в баптистской церкви и стал полноправным членом общины. Сперва преподавал в местной воскресной школе, после стал писать статьи для баптистского журнала. Этот журнал его мать, Элизабет Смитхард, продавала вместе с овощами и фруктами в своей лавке. Но энергичный и работоспособный юноша не довольствовался писанием статей в журнал и преподаванием в воскресной школе - жажда миссионерской деятельности, которую он, возможно, унаследовал от деда – пастора баптистской церкви – побуждала его проповедовать по деревням.

Кук постоянно общается и работает с людьми. Наработанные им в эти годы умение общения и убеждения очень пригодились потом в его основной деятельности. Спустя два года он становится баптистским проповедником и одним из самых активных членов местного общества трезвости. Пили тогда в Англии много, и это было не случайно. С XVIII в. английское законодательство, чтобы противостоять импорту иностранного бренди, поощряло перегонку спирта на дому. Рабочие в крупных промышленных городах почти поголовно напивались до полусмерти дешевым джином.

Кук публикуется в баптистских журналах и ведет активную антиалкогольную деятельность. Охватившая его жажда миссионерской деятельности, которая, возможно, была оборотной стороной страсти к путешествиям, заставляла его активно передвигаться по стране. В 1828 году он был рукоположен на служение проповедника. В дневнике Томаса Кука значится, что за один 1829 год в качестве миссионера он преодолел 2692 мили, 2106 из которых — пешком. Очень скоро молодой проповедник завоевал симпатии всей округи. Местные жители стали все чаще приглашать его для консультаций по различным житейским вопросам.

В конце того же года Кук подсчитал, что его деятельность приносит ему не только моральное удовлетворение, но и приличный, как ему тогда казалось, доход - 10 шиллингов в неделю. Эти средства выделяла ему местная баптистская ассоциация, фонды которой традиционно пополнялись за счет взносов верующих.  В 1830 году фонды баптистской ассоциации города Лафборо истощились до предела, и Кук лишился зарплаты. Томасу было на тот момент 22 года от роду.

Чтобы хоть как-то заработать на хлеб он устраивается работать садовником. Потом Кук становится краснодеревщиком и даже преуспевает на этом поприще. Несмотря на это, он активно продолжает бороться с пьянством. На счастье (или на беду!), как раз в то время профсоюзы выбили право на выходные дни и отпуска. У людей появилось много свободного времени. Не зная, чем себя занять, люди шли в кабак. Кук все время без устали борется за трезвый образ жизни своих соотечественников.

В 1832 году Томас Кук переехал в город Маркет-Харбор (Лестершир) на улицу Адама и Евы. В новый год (1833) под влиянием местного баптистского священника Фрэнсиса Бердселла Томас принял обет трезвости. В рамках движения за трезвость он организовывает несколько собраний и антиалкогольных процессий. В 1833 году женится на Марианне Мэйсон, дочке фермера, с которой познакомился, когда преподавал в воскресной школе. 13 января 1834 родился их единственный сын Джон Мэйсон Кук.

Несмотря на изнурительный труд в мастерской и хлопоты, связанные с устройством на новом месте, Кук ухитрялся продолжать миссионерскую деятельность. Правда, бесплатно, зато с огромным моральным удовлетворением, он проповедовал борьбу с пьянством, считая зеленого змия поистине воплощением дьявола. Его единогласное избрали секретарем только что созданного в Харборафи Общества трезвости. Проповедуя трезвость в Харборафи и окрестностях, Кук привёл к вере во Христа множество людей, и все же ему казалось, что он делает недостаточно. И тогда в ноябре 1839 г. Кук принялся за издание «Ежемесячного вестника трезвости», в котором наряду с лекциями и научными статьями о вреде алкоголя стал печатать стихи членов ассоциации. Кроме этого, выпускалось специальное издание для детей.

Кук понимал, что человеку, отнятому от пьянства, нужно что-то предложить взамен, надо было доказать, что трезвая жизнь не менее увлекательна. И Томас придумывает свое «ноу-хау» - масштабное мероприятие для сторонников. Он решает осуществить очередной конгресс трезвенников-единомышленников не как скучное казенное мероприятие, а как массовый пикник и увлекательный отдых. В 1840 году была открыта железнодорожная ветка, связавшая Дерби с Рагби. Прочтя сообщение об этом радостном для всех жителей центральной Англии событии, Томас Кук неожиданно понял, что такое прекрасное изобретение, как железная дорога, необходимо использовать для рекламы трезвого образа жизни. Вот оно - большее! Кук решил нанять поезд, чтобы отвезти на нем друзей трезвости из Лейстера в Лафборо на квартальный съезд ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии. Кук живописал свой план секретарю железнодорожного общества Джону Фоксу Беллу и заразил его своим энтузиазмом - Белл оплатил Куку предварительные расходы. Две недели ушло на организацию мероприятия: необходимо было договориться о культурной программе и питании в Лафборо, напечатать и распространить рекламные плакаты и билеты. Специальные приглашения были разосланы в Ноттингем, Дерби и другие города. В это время еще не все пробовали ездить по железной дороге. Для «железки» это была прекрасная реклама, Куку и его товарищам – необычное развлечение. Кук предусмотрел всё: билеты, торжественный проводы с оркестром, визит в городской парк, культурные развлечения, горячее питание, обратный проезд. И все это удовольствие за 1 шиллинг. Это был первый классический туристический тур местного масштаба.

5 июля 1841 г. 570 «друзей трезвости» сели в девять открытых вагонов и под звуки оркестра и приветственные крики толпы организованно отбыли в город Лафборо в 12 милях от границ тогдашнего Лондона. Это считается датой первой экскурсии. «Я имел честь возглавить первую публичную железнодорожную экскурсию в истории Англии», — записал Кук в дневнике. PR-акция оказалась успешной, и уже в скором времени Томас организовал несколько бюджетных экскурсий стоимостью в шиллинг для взрослого и 6 пенсов для ребенка. Потянуть такие цены могли и английские бедняки. Затем было путешествие трёх тысяч учеников воскресных школ из Лейстера в Дерби.

К этому времени все основные факторы для создания индустрии путешествий в Англии были созданы. Клиентура росла, и Кук заключил контракт с управлением железных дорог на регулярную поставку пассажиров. Придуманный им лозунг: «Железные дороги - для миллионов!» украшал витрины магазинов, заборы и фонарные столбы. Железные дороги за это предоставляли Куку скидки, которые позволяли организовывать развлекательные поездки и для людей с самыми ограниченными финансовыми возможностями. Поэтому клиентов были не сотни, а тысячи. Его экскурсии и путешествия основывались на очень действенном принципе - получение максимальной выгоды для максимального количества людей по минимальной цене.

Есть еще одно обстоятельство, вскормившее дело Кука: в 1840-х годах профсоюзы добились ежегодных отпусков для рабочих и низших слоев среднего класса, которые оказались совсем не готовы к такой роскоши. Они попросту не знали, чем занять свободное время. Кук подсказал: во время отпуска нужно заниматься туризмом и развлекаться. Туристическая отрасль ждала своего первооткрывателя, и им стал Томас Кук.

Он нацелился не только на борьбу с пьянством. Следующей его мишенью стало курение. В ноябре 1841 года семья Кука перебралась в Лейстер, где Томас основал новое издательство, которое выпускало книги о здоровом образе жизни. Тогда же его жена открыла гостиницу, в которой вместо спиртных напитков продавались соки. И всюду висели таблички «Курить запрещено». В гостинице распространялся журнал «Противник курения», предлагавший заядлым курильщикам вместо табака увлекательные путешествия в обществе людей, отказавшихся от алкоголя.

В чём же секрет успеха? Каждый свой вояж Кук очень тщательно готовил лично. Он сам проезжал по будущему маршруту, договаривался с гостиницами и кабаками, узнавал все об интересных объектах, дотошно изучал специфику местной жизни, которую затем максимально подробно описывал в путеводителях. Кук считается изобретателем путеводителей, гостиничных купонов, по которым можно было получить определенный номер по фиксированной цене, а также дорожных чеков.

Дело было так, летом 1845 года Томас Кук организовал первое чисто развлекательное путешествие - без проповедей и воздержаний. На спецпоезде из Лейстера в Ливерпуль и обратно. Готовя эту поездку, Кук сразу же решил отказаться от неудобных вагонов третьего класса, вывел комфорт и безопасность в ранг приоритетов. Перед тем, как продавать билеты всем желающим, Кук сам проехал по маршруту, осмотрев города, в которых планировал делать остановки. И впервые предложил путешественникам дорожные чеки, аналоги которых были известны еще со времен тамплиеров, знаменитые впоследствии чеки Кука, гарантирующие путешественнику безопасность от дорожной кражи. Главная сложность, с которой предприниматель столкнулся на этот раз, - накормить и разместить на ночлег одновременно более 700 туристов. Однако подготовительная работа не заканчивалась договорами, заключенными с владельцами гостиниц. Для своего первого путешествия, впрочем, как и для всех последующих, Кук издал небольшой путеводитель с рассказом обо всех достопримечательностях, которые туристы смогут увидеть. Успех превзошел самые оптимистичные ожидания. Еще во время рекламной кампании спрос на билеты был так высок, что пришлось нанять два поезда вместо одного. Чуть позже на свет стали рождаться самые кассовые идеи, которые до сих пор являются генераторами прибыли для современного туризма.

В 1846 году Кук готовит маршрут для многочисленных поклонников творчества Вальтера Скотта и Роберта Бернса и начинает зарабатывать на «сказках для взрослых». Он предложил нескольким крупным землевладельцам центральной Англии открыть их замки и парки простым людям для осмотра. «Рабочим это будет интересно», - считал Кук. Первым откликнулся герцог Ратлендширский, предоставив для туристов свой загородный замок. За ним потянулись и другие герцоги и магнаты. Это становится еще одной прекрасной идеей для извлечения денег на ровном месте.

Уйдя с головой в проблемы, связанные с организацией развлечений для туристов, Кук не прекращал трудиться и на ниве обращения заблудших душ. Он по-прежнему активно писал статьи в журналы, проповедующие воздержание, а в 1850 году на свои средства начал строительство Дворца трезвости в Лейстере. Через два года архитектор Джастин Медленд Глочестерский закончил здание, в котором разместились городская библиотека, лекционные аудитории, залы для танцев и других мероприятий. Затея дорого обошлась Куку - только строительные работы стоили 3500 фунтов. Но он не жалел денег на благотворительность.

На благотворительности была замешана еще одна акция, которая также принесла большие доходы. В 1851 году в лондонском Гайд-парке был возведен огромный павильон для торгово-промышленной выставки. Узнав об этом, Томас Кук сразу подумал, что выставка могла бы быть интересна не только праздной публике, торговцам и промышленникам, но и непосредственным производителям выставленных товаров. Кук придумал, как сделать, чтобы малоимущие смогли посетить выставку. В течение трех месяцев он разъезжал по Англии, организовывая специальные клубы для рабочих - внося еженедельно небольшую плату, член клуба получал билет до Лондона и обратно (здесь Куку помог его старый друг и компаньон Джон Эллис, директор железной дороги в центральной Англии), а также питание и ночлег. Вручив себя в руки агентов Кука, можно было быть уверенным, что поездка будет комфортной, безопасной, познавательной; что даже путешествие вокруг света не потребует ровно никаких усилий. Кук все обеспечит. В общественном мнении репутация контор Кука была высока и непоколебима. Грандиозный план был широко разрекламирован в только что созданном Куком журнале «Экскурсант» (просуществовавшем до второй мировой войны). Благодаря стараниям Томаса Кука выставку посетили 3 тыс. школьников из Лейстера, Ноттингема и Дерби. Планируя детские экскурсии в столицу, Кук был особенно аккуратен - на станции детей и учителей встречала вереница омнибусов, фургонов и кебов, доставлявших их непосредственно в Гайд-парк и ожидавших весь день, чтобы вновь отвезти на вокзал. Итог деятельности огромен: с помощью Кука выставку посетили в общей сложности более 165 тыс. человек. После Лондона аналогичная выставка состоялась в Дублине, а потом, в 1855 году, на Елисейских полях.

В 1851 году Кук учреждает первое в мире туристическое предприятие — Бюро путешествий или Travel agency Thomas Cook & Son, которое стало самым известным «брэндом» в туристическом мире, существует до сих пор, хотя и много раз поменяло владельцев. Регистрация фирмы стала насущной необходимостью, потому что дело развивалось, и Кук всерьез задумался об организации путешествий за пределы Англии.

Поездка в Париж была первым заграничным маршрутом Томаса Кука. И на сей раз он предусмотрел все. Многочисленные контракты, заключенные с владельцами отелей и транспортных средств, гарантировали туристам спокойствие и комфорт. Кук, как обычно, издал путеводители, которые на сей раз не только знакомили с достопримечательностями города, но и давали массу практических советов, как правильно вести себя в незнакомой стране. Один из советов Кука был адресован дамам: леди могут, не нарушая правил приличия, входить в лучшее кафе или сидеть за столиками на улице. Однако леди должны воздержаться от посещения кафе на северной стороне бульваров, между Гранд-опера и улицей Сен-Дени. Все новшества Кука в обслуживании клиентов естественным образом стали предшественником системы «все включено». То есть турист оплачивает весь тур и больше ни о чем не заботится. Все: билеты, питание, проживание и базовые экскурсии – забота туристической компании. Успех был оглушительным: после окончания сезона личный секретарь Наполеона III передал Томасу Куку благодарность императора за его деятельность.

Покорив Париж, Кук разработал ряд маршрутов по другим европейским городам. В 1865 году он открыл для соотечественников Новый Свет, а для американцев - родину их предков. Американское отделение фирмы возглавил сын Кука, Джон Мейсон Кук, верный соратник отца во всех начинаниях. Агентство «Томас Кук и сын» оказывало американским туристам тот же набор услуг, что и англичанам, в том числе услуг, связанных с посещением торгово-промышленных выставок. Одним из первых американских клиентов фирмы стал Марк Твен. Он был так восхищен агентством, что настоятельно рекомендовал президенту Гранту воспользоваться услугами фирмы.

В декабре 1868 года Кук и сын предоставили англичанам возможность совершить паломничество в Святую землю. Идея гениальная - просто обустроить уже имеющийся маршрут. Впервые христиане могли совершить путешествие к своим главным святыням с комфортом и в безопасности. 60 человек пересекали пустыню с внушительным караваном: 65 верховых лошадей везли туристов, 87 вьючных лошадей вместе с огромным количеством мулов и ослов были нагружены всем необходимым, пилигримов сопровождали 77 сотрудников фирмы, среди которых были вооруженные карабинами охранники со сторожевыми собаками. Благочестивые христиане пришли в полный восторг от такого обслуживания. Представители знатнейших европейских фамилий буквально завалили Кука просьбами об организации для них аналогичных поездок.

После возвращения из Палестины короля Сербии и нескольких русских князей к Куку обратился наследник английской короны принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), пожелавший отправить ко Гробу Господню своих сыновей, Альберта и Георга (будущего Георга V). Следующим был премьер-министр Великобритании Гладстон. Он дал Куку специальное задание: освоить для богатых англичан экскурсионные маршруты по Индии, а для богатых индусов - по Англии, поскольку, как свято верил глава правительства, только туризм может наладить дружеские отношения между жителями колонии и метрополии. Ожидания Гладстона оправдались - в индийском офисе Кука не было отбоя от клиентов.

И дальше совсем невероятное: в 1878 году генерал-губернатор Индии граф Дафферин обратился к Куку с просьбой организовать для мусульманского населения региона паломничество в Мекку. Дафферин знал, что несмотря на то, что Кук был баптистом, он отличался религиозной терпимостью. И действительно, Кук возил в Святую землю представителей многочисленных христианских конфессий, не делая между ними различий. Не имея возможности самому сопровождать путешественников в закрытую для христиан Мекку, Кук на этот раз действовал через своих агентов и опять добился успеха. После этого в лондонской штаб-квартире фирмы «Кук и сын» было открыто специальное отделение для паломников, которое действует и до сих пор.  

Кук разработал и обустроил и такое направление, как речные круизы. Этому способствовало появление пароходов. Его водные круизы по Нилу и Суэцкому каналу пользовались огромной популярностью. Туристов обслуживала целая флотилия судов, которые «катали» туристов по знаменитой реке. Путешественники осматривали развалины древних городов и наслаждались комфортным экстримом на свежем воздухе.

Томас Кук первым организовал и кругосветный маршрут. Путешествие началось в сентябре 1872 года и длилось 212 дней. Глава фирмы не остался в стороне от этого знакового мероприятия и лично сопровождал небольшую туристическую группу. Умер Томас Кук в возрасте 84 лет, как и положено, передав свою компанию сыну. Его состояние оценивалось в 2497 фунтов - неплохой итог для человека, начавшего работать за 6 пенсов в неделю. Джон Мейсон Кук, продолживший дело отца, скончался через семь лет, оставив после себя имущество стоимостью 663 534 фунта. Дело перешло к внукам: Фрэнку Генри, Эрнесту Эдварду и Томасу Альберту.

В начале XX века компания «Thomas Cook & Son» процветала. В 1919 году впервые в истории туристического бизнеса именно туроператор «Thomas Cook» использовал авиацию для перевозки туристов. В 1926 г. ее центральный офис перебрался на Беркли-стрит в аристократическом лондонском районе Мейфэр. И вдруг, ко всеобщему изумлению, Фрэнк и Эрнест (Альберта уже не было в живых) принимают решение продать свой успешный бизнес. Его новым хозяином становится бельгийская железнодорожная корпорация Wagons-Lits, владевшая самыми фешенебельными на континенте поездами, в том числе и знаменитым «Восточным экспрессом».

В последующие годы компания Кука неоднократно переходила из рук в руки. Многие стремились обладать этим прославленным брендом, но далеко не всем удавалось cделать предприятие прибыльным. В 1942 г. британское правительство реквизировало активы компании и, чтобы избежать финансового коллапса, передало контрольный пакет акций четырем крупнейшим железным дорогам страны. А в 1948-м, после национализации магистралей, компания вообще отошла к государству. В 1972-м в результате денационализации «Thomas Cook & Son» вновь перешла в частные руки и была куплена консорциумом в составе Midland Bank, Trust House Forte и Автомобильной ассоциацией. Сразу же были приняты экстренные меры по восстановлению утраченных позиций. В результате компания смогла устоять во время экономического кризиса 70-х годов, когда обанкротились многие туристические фирмы. А в последующие годы, уже при новых владельцах, предприняла мощную экспансию, захватывая одну за другой крупные британские и зарубежные компании.

На сегодняшний день «Thomas Cook Group plc» - это одна из самых крупных и брендовых туристических фирм мира, штаб квартира которой расположена в Лондоне. Образована 19 июня 2007 года в результате слияния компаний «Thomas Cook AG» и «My Travel Group plc» («Thomas Cook» купила «My Travel Group» примерно за $5,5 млрд). «Thomas Cook Group» владеет авиакомпанией «Thomas Cook Airlines» (более 100 самолетов), у компании открыто 3000 туристических офисов, часть из которых работает по франчайзингу. Оказывает услуги под марками Airtours, Direct Holidays, Going Places, Manos, Panorama, Sunset и Thomas Cook. Консолидированная выручка в 2006 году составила $9,9 млрд, чистая прибыль — $229,5 млн. В ноябре 2010 года было объявлено о создании совместного предприятия между «Thomas Cook» и российской туристической компанией «Интурист».

Полностью читать в PDF формате - «Христианское Слово» 2013, № 2

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.