М. И. Галяев: Почему мы празднуем воскресный день
26.10.2015

М. И. Галяев: Почему мы празднуем воскресный день

Статья из журнала «Братский Вестник» 1953, № 1

"Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением" (I Пет. 3, 15).

Многие из наших братьев и сестер неоднократно обращались ко мне с вопросом: "Почему мы празднуем воскресенье?"

На эти вопросы братьев и сестер я и решаюсь ответить на основании Слова Божия.

Прежде всего я постараюсь уяснить, что за праздник день субботы, и что говорит о нем Слово Божие.

Изучая этот вопрос по Библии, мы читаем, что в начале рода человеческого, люди даже верующие в живого Бога, как Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф и другие, совершенно не имели праздника, ни субботы, ни воскресенья, и до того времени, когда Бог вывел народ из Египетского плена.

Мы видим народ Божий в Египте в весьма угнетенном и порабощенном состоянии, но и при всём этом Бог, охраняя его, весьма размножил его. В это время родился Моисей, которого Бог чудесным путем сохранил, и сего Моисея Бог послал начальником, и избавителем, и законодателем для Своего народа, Израиля.

Посмотрим теперь, как Бог через Моисея дал закон и заповеди, в которых и упоминается об интересующем нас дне субботы. Из множества чудес, которые Бог сотворил через раба Своего Моисея в Египте и в пустыне, есть одно величайшее чудо, которое выделяется из всех чудес, виденных Божиим народом. Это закон, данный Богом Своему народу, освобожденному из Египетского плена. Чудесен он потому, что он дам Богом, а всё, даруемое Богом, чудесно и неповторимо. В это время у язычников были свои человеческие законы. Но как небо выше земли, так и дела Божий выше дел человеческих.

Заповедь о субботе выражена так: "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота - Господу, Богу твоему. Не делай в оный никаких дел, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который в жилищах твоих, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил era (Исх. 20, 8- 11).

Узнав из Слова Божия о постановлении Богом дня субботы, чтобы святить его, мы обращаем серьезное внимание и на то, кому Бог дал, этот день, и почему Бог дал его.

Заповедь о субботе была дана только для Израиля, и притом, не раньше того, как Бог через Моисея вывел народ из Египта. Моисей, как законодатель, объясняет сам, кому он передал закон и заповеди:"Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы и пошли и наследовали ту землю, которую Бог отцов ваших дает вам" (Второзак. 4, 1). И еще: "И созвал Моисей весь Израиль и сказал и м: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их" (Вгорозак. 5, 1).

Из этих мест мы видим ясно, что Бог через Моисея дает закон и заповеди только для Своего народа Израиля.

Установив же ясно, кому Бог дал заповедь о субботе, мы также ясно видим и причину, почему Бог дал народу Своему субботу. На этот вопрос отвечает сам Моисей следующими словами: "Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой соблюдать день субботний" (Второзак. 5, 15). Итак, вот почему: потому что Бог вывел их из рабства Египетского. От этой заповеди были совершенно свободны все язычники, потому что Бог не давал им ее, да и в Египетском плену они не были. Установив по Слову Божию, когда, кому и почему Бог дал день субботний, мы теперь можем посмотреть и на устав, то есть на порядок, Богом же данный для празднования этого дня.

Что же говорит Божий устав о праздновании субботы? И на этот вопрос нам ясно отвечает Слово Божие. "И собрал Моисей всё общество сынов Израилевых и сказал им: вот, что заповедал Господь делать: шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым - суббота покоя Господу. Всякий, кто будет делать в неё дела, предан будет смерти. Не зажигайте огня в жилищах ваших в день субботний" (Исх. 35, 1- 4). И еще мы читаем: "Вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня, что надобно печь, пеките сегодня, и что надобно варить, варите сегодня" (Исх. 16, 23). И еще: "Так говорит Господь: берегите души ваши и не носите ноши в день субботний, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакой работой, но святите день субботний, как Я заповедывал отцам вашим" (Иерем. 17, 21- 22).,И еще: "Повели сынам Израиля и скажи им: наблюдайте, чтобы приношение Мое, хлеб Мой, в жертву Мне, в приятное благоухание Мне, приносимо было Мне в своё время, а в субботу приносите двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное две десятых части пшеничной муки, смешанные с елеем, и возлияние при нём. Это субботнее всесожжение, каждую субботу, сверх постоянного всесожжения и возлияния при нём" (Числ. 28,9- 10). Из всех приведенных мест Священного Писания нам становится ясно: как Господь повелел Своему народу (а не язычникам) праздновать день седьмой, субботу Господню. И всякий член народа Израильского должен был праздновать его так, как повелел Господь Моисею (Исх. 7, 6), а не так, как он вздумал, как ему было лучше или удобнее.

Нам остается установить еще один вопрос, очень важный, находящийся в уставе Господнем. Это вопрос о месте, где должна была быть исполняема суббота. Прочтем Второзаконие, 4, 14: "И повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею". Из написанного ясно, что пустыня для Израиля была дана как школа, в которой они должны были изучить волю всемогущего Бога, а Моисей и Аарон были даны им Богом как преподаватели в этой школе.

Но, изучая Божий закон, заповеди и уставы, ученики могли задать вопрос Моисею: когда же мы будем исполнять то, что мы теперь изучаем? Моисей наставляет их и как бы говорит им: мы теперь еще находимся в школе, в пустыне, на пути в Ханаан, и готовимся к тому времени, когда Господь введет нас в обетованную землю, которую Он обещал нам. А теперь ты учись и хорошо запоминай все уроки. "Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать тебе, тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа. Твердо храни заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедывал тебе" (Второзак. 6, 10- 17).

Главы 7, 8 и 26 книги Второзакония наполнены повелениями, чтобы Израиль, когда войдет в землю Ханаанскую, старался тщательно хранить и исполнять все заповеди Господни, повеления и установления Его. И это потому, что точное исполнение закона и заповедей Господних, данных чрез Моисея, только и возможно было в земле Ханаанской, и только тогда, когда там будет установлено самостоятельное царство израильское. Когда там водворится царство Израиля, тогда там все обстоятельства будут способствовать тому, чтобы исполнять весь закон, которым они были научены Богом через Моисея, и в частности свято соблюдать день седьмой, субботу.

Теперь настало время ответить на вопрос: "Почему же мы, евангельские христиане баптисты, не празднуем субботу?" Отвечаем: прежде всего потому, что мы не из Израиля, а из язычников. Нам не был послан закон и заповеди Моисея, мы не принимали ни закона, ни заповедей. И закон, если и говорит, то говорит не всему миру, а только к стоящим под законом (Рим. 6, 14), ибо только те должны были исполнять закон, кто были под законом. Но мы, как язычники, не были, не состоим и теперь и никогда не будем состоять под законом, и потому мы свободны от закона (Евр. 7, 16. 18).

Но тогда является вопрос, а почему же мы празднуем воскресенье? В книге Бытия мы читаем: "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и в седьмой день почил от всех дел Своих, которые делал" (Быт. 2, 1). Так и Иисус из Назарета сказал Свое слово "Совершилось", и тем закончил дело спасения рода человеческого. В день седьмой, в субботу, Он оставался во гробе, как бы в покое от всех завершенных Им дел спасения. Это была последняя суббота для немногих верующих во Христа, которые могли еще провести субботу, седьмой день, как покой по заповеди ветхой буквы.

Но вот приближался новый день после субботы Это день первый, первый день новой недели, первый день жизни воскресения Наступала заря первого дня - дня Господня. Кто может описать торжества первого дня недели, дня Господня, дня, который сотворил Господь, дня, в который начали люди радоваться и веселиться, не так, как вчера люди праздновали последний седьмой день по закону, по заповеди плотской (Евр. 7, 16) Прежнее ветхое прошло, теперь явился к нам Новый Завет в лице Воскресшего из мертвых, прошедшего через смерть и вышедшего из ее уз, потому что ей невозможно было удержать Его. Он есть Альфа и Омега, Он есть начало нового и конец ветхого. И Воскресший, являясь к Своим, говорит им "Радуйтесь" - и не только дает им заповедь о радости, но по Его слову они получили самую радость, которую они не ожидали

Эта радость, полученная от Воскресшего, наполнила и переполнила сердца учеников и через них начала разливаться на всех тех людей, которые потом встречались с Воскресшим. Про первых учеников написано: "Ученики возрадовались, увидевши Господа". И после пережитого ими дня радости от встречи с Воскресшим, они начали называть этот день днем Воскресения, хотя он и был первым днем недели. И все последующие первые дни недели они собирались для совместного преломления хлеба и молитвы, и не по заповеди закона, а из любви к Воскресшему.

С того дня - дня воскресения своего Учителя - они начали вести жизнь воскресения, и в их душе поселилась не только радость о Воскресшем, но и радость о своем воскресении, а день тот в их жизни, когда они воскресли со Христом, превратился в праздник воскресения не по духу заповеди плотской, но по силе жизни не престающей.

Итак мы торжественно празднуем первый день недели, когда Христос воскрес, день воскресения - в память и нашего воскресения, и знаем, что сей день сотворил Господь, радуемся и веселимся в день Господень, в день воскресения, а не в день субботний.

После всего сказанного, нам остается выяснить по Слову Божию, какой же день праздновали наши братья в первые дни христианства, в первые дни после воскресения Христа? Ответ мы находим в Евангелии Иоанна, гл. 20, стих 19: "В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди их, и говорит им: "Мир вам!", и еще: "После восьми дней (т. е. в воскресенье) опять были вместе ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери дома были заперты, стал посреди их и сказал им: "Мир вам!" (Иоан. 20, 26). В явлении Иисуса Христа воскресшего мы видим благословение первого дня (воскресного дня). И еще: "При наступлении дня Пятидесятницы, в которой Дух Святой излился на апостолов (это тоже был день воскресный), все они были единодушно вместе" (Деян. 2, 1). И еще: "В первый же день недели (то есть в воскресение), когда собрались ученики для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними до полуночи" (Деян. 20, 7).

Из сказанного ясно, что братья наши по вере в Воскресшего собирались праздновать вечерю Господню не в субботу, а в воскресенье. Апостол Павел, устанавливая порядок в Коринфской церкви, писал им: "При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах галатийских: в первый день недели (то есть в воскресенье) каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние" (1 Кор. 16, 1- 2). "Я был в духе в день воскресный" (или в первый день недели),- говорит Иоанн Богослов. Этих мест вполне достаточно для того, чтобы нам знать, что праздновать новозаветной церкви - субботу или воскресенье, и в этом вопросе мы присоединяемся к своим первым братьям по вере, то есть к первым ученикам Иисуса Христа, которые собирались в первый день недели, то есть в воскресенье. Вот почему мы празднуем день воскресный.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1953, № 1

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.