К съезду баптистов
24.12.2015

К съезду баптистов

Статья из газеты «Утренняя звезда» 1910, № 35

С 1-го по 10-ое сентября 1909 года, в С.-Петербурге должен состояться съезд евангельских христиан-баптистов. Для широкой публики, с этим съездом  соединяется неправильное представление. Большинство, находясь еще под впечатлением прошлогоднего съезда евангельских христиан, думают что и предстоящий съезд созывается также евангельскими христианами. Смешение происходит от того, что первые называются просто евангельские христиане (евангелисты), а вторые именуют себя похожим названием: евангельские христиане - баптисты (баптисты). На самом же деле евангельские христиане и евангельские христиане-баптисты исторически принадлежать к двум отдельным ветвям одного и того же Евангельского движения. Евангелизм берет свое начало в г. Петербурге, со времени деятельности известного В. А. Пашкова, баптизм возник с одной стороны на Кавказе (Воронин в Тифлисе и др.) с другой почти в это же время (60-тые годы) в Малороссии (Рябошапка и др.). Какое различие между ними? спросят  нас. В настоящее время разница  между этими двумя ветвями скорее в духе, в настроении, чем в догматах веры. Правда, евангелисты в отличие от баптистов в большей степени держатся принципа автономии церквей, более демократического устройства общин.

Но это различие в сущности не касается основных догматов вероучения, в которых они  -  едино. Теперь нас могут спросить: в чем же заключаются основные догматы их вероучения? Что нового по сравнению с православием они несут в религиозную жизнь русского народа? Однажды меня спросил один интеллигент: «признаете ли вы догнать о Троице, о Божественности Иисуса Христа, догмат об искуплении, воскресенье мертвых» и пр. – «Да, признаем» ответил я. Скажу вам более того: каждый из нас может с полною верой прочитать почти весь символ веры». – «Ну, значит, тогда в нашем учении нет ничего нового»  ответил он разочарованно. Внутренне ему хотелось бы, чтобы евангелисты и баптисты разнились от православия и в этих основных догматах.

Но, по счастью, в этом разницы нет. Но тогда в чем же заключается новизна учения? В церковных газетах вроде «Колокола» и др. можно читать о том, что главное различие от православной веры заключается якобы в отрицании обрядовой стороны. Но на самом деле  это не так. Главная новизна учения заключается в том, что евангелизм и баптизм в основу всей христианской религии кладут личное обращение или возрождение каждого человека и строят свою церковь из членов сознательно исповедующих свою веру и сознательно принимающих крещение по вере Применение же этих принципов, возвещенных Христом, к жизни реставрирует церковь в таком виде, как она была во времена Апостолов. Поэтому нас нисколько не удивляет то, что мы прочли недавно в орган Синода, в «Мис. Обозр.», в котором приводятся выдержки из писем верокрещенцев и говорится, что это точь в точь как в Деяниях Апостолов («Мис. Обозр.» № 7—8, стр. 1272). Таким образом новизна учения верокрещенцев есть глубокая старина - старина Христовых и Апостольских времен; суть же Евангельского движения в России есть не что иное, как восстановление Апостольского христианства. Кроме баптистов и евангелистов в России держатся того же принципа: меннонитское братство, латышские и немецкие баптисты.

Все эти вероисповедания называются верокрещенцами. Отсюда ясно, что между евангелистами и баптистами и не может быть такой разницы, из-за которой можно было бы оправдать отсутствие между ними объединяющей организации. Евангелизм, возникший в 70-х годах с самого начала сознавал это и поставить своего целью осуществить практическое сближение этих сродных ветвей. Еще покойный В. А. Пашков в 1883 г. созывать в С.-Петербург для этой цели Съезд. Осенью прошлого 1909 года 1-й Всероссийский Съезд Евангельских христиан весь единодушно решил сделать новую попытку в этом направлении, и тогда же было послано письмо на Съезд баптистов в г. Ростов-на-Дону.

В этом письме предлагалось объединение всех верокрещенцев: евангелистов, баптистов, русских, немецких и латышских и меннонитского братства на следующих началах: каждый союз сохранят, свою автономию, но для общих дел учреждается Соединенный Комитет из 10 членов, по 2 представителя от каждого Союза.

Объединение должно выразиться в следующих пунктах: 1) в учреждении одного ежегодного дня молитвы о единстве; 2) в основании одного общего периодического органа для выражения взгляда верокрещенцев на вопросы религиозные, политические, общественные, экономические, научные и т. п.; 3) в организации одного общего библейского института для подготовки проповедников и т. п. и 4) в признании общим Союза христианской молодежи, основанного в 1908 г. в г. Москве.

Помимо того, по мысли Съезда Евангельских христиан, во всех вопросах общего характера перед правительством должен выступать Соединенный Комитет в качестве общего представителя всех союзов.

Предстоящий Съезд баптистов должен будет коснуться и этого вопроса и если это предположение осуществится, то мыслящая Россия скорее поймет все Евангельское движение.

Полностью читать в PDF формате - Газета «Утренняя звезда» 1910, № 35

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.