Я. И. Жидков: Церковь христова и ее порядки
25.01.2016

Я. И. Жидков: Церковь христова и ее порядки

Статья из журнала «Братский Вестник» 1956, № 5

Церковь Христова имеет Своего чудного Основателя - Господа нашего Иисуса Христа. Он сам сказал: "Я создам церковь Мою!" И Он это сделал, когда на кресте воскликнул: "Совершилось!" Христос распятый, умерший и воскресший - фундамент церкви, и так останется на веки и веки. Апостол Павел пишет, что церковь... столп и утверждение истины (I Тим. 3, 15). Духовные спасительные истины сокрыты в Священном Писании, а право изложения этих истин и толкование их остается за церковью. Отдельные члены церкви могут иметь личные мнения по тем или другим частным вопросам Св. Писания, но, в основном, общие истины, понимание их остаются за общим голосом церкви, потому что она есть столп и утверждение истины.

Прав был один из отцов церкви, блаженный Августин, авторитетно заявивший, что в вопросах веры существует главное - основные истины веры - и второстепенное - побочные частные вопросы. Он выразил убеждение, что по общему смыслу Св. Писания: в главном единство, во второстепенном свобода, а во всем любовь.

Началом церкви была и есть Голгофа и воскресение Христа. "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе", - сказал Христос (Иоан. 12, 32). Этот чудный магнит привлекал и продолжает привлекать к себе миллионы человеческих душ. Особенно ярко влияние этого магнита проявилось в первом христианском духовном пробуждении в день пятидесятницы, когда тысячи Духом Святым были привлечены ко Христу. А потом в истории вселенской христианской церкви было много великих пробуждений, и они дали церкви множество новых, духовно оживших душ. Так было в дни итальянского подвижника Савонаролы, чехов - Яна Гуса и Петра Хельчицкого, немецкого реформатора Мартина Лютера, швейцарцев Кальвина и Цвингли, англичанина методиста Джона Веслея и баптиста Джона Буньяна, сочинение которого "Путешествие пилигрима" А. С. Пушкин опоэтизировал в прекрасном стихотворении "Странник". Нечто подобное было в дни штундистов Рябошапки и Ратушного на Украине, Пашкова и Проханова в Петербурге, Павлова и Иванова на Кавказе.

Коснемся поместных церквей евангельских христиан-баптистов. Наши поместные церкви должны состоять из душ, возрожденных от воды - Слова Божия - и Духа Святого (Иоан. 3, 5) и принявших сознательно по вере водное крещение, которое есть обещание Богу доброй совести (I Петра. 3, 21). Из этих живых, возрожденных верующих членов организуются наши поместные общины.

Нас глубоко радует, что после многих усердных молитв и разных совещаний Господь позволил, наконец, совершить братское объединение наших церквей в единое братство. Три ветви нашего братства срослись в одну. Сначала евангельские христиане и баптисты объединились воедино, образовали единый союз общин-церквей. Это произошло в 1944 году, а в 1945 году к этому единому братству присоединилась третья ветвь - христиане евангельской веры (ХЕВ), или пятидесятники.

Основой нашей веры в Бога и Господа Иисуса Христа и нашей духовной и житейской практики есть Слово Божие - Библия, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, но кроме того, жизненная практика выдвинула необходимость иметь братское вероучение, в разных вариантах изданное отдельными религиозными течениями, если эти вероучения близки друг другу.

После состоявшегося объединения практика работы Союза и общин вынудила Совет ВСЕХБ выработать "Положение о Союзе ВСЕХБ и его общин". Это положение согласовано со Священным Писанием и практикой нашей работы. И нужно сказать, что это придало большую стройность в работе общин и Союза ВСЕХБ и дало возможность значительно расширить, укрепить единство нашего братства, что подтверждается добрыми отзывами верующих с мест и многочисленных посещающих нас друзей из-за рубежа. Нас глубоко удовлетворяет, что наши верующие являются людьми патриотически настроенными к своей родине и стараются не отставать от всех граждан СССР в великом строительстве, успешно совершающемся в нашей стране, и что Господь дает ревность нашим общинам стоять на страже великого дела мира, заповеданного нам Господом, который Сам есть Бог мира.

Наряду с доброй практикой наших общин, со служением старших пресвитеров и самого ВСЕХБ иногда имеют место явления, способные омрачать жизнь наших церквей и отдельных верующих.

У некоторых пресвитеров и старших пресвитеров в ряде случаев отмечался дух диотрефства - господства над наследием Божиим, что запрещено и Словом Божьим и всей работой ВСЕХБ. Пресвитеры являются отцами церкви, несущими на себе все бремя церкви и ее отдельных членов, а старшие пресвитеры поставлены быть добрыми советниками, братскими Наблюдателями за жизнью и деятельностью общин и для оказания помощи общине в правильном направлении работы их согласно Слову Божию и положению ВСЕХБ.

Но иногда в общинах замечается и другое явление. Отдельные невоспитанные члены, малодуховные, много думающие о себе, хотят в той или другой церкви вести работу так, как им лично кажется лучше. Не считаясь с мнением других и с положением ВСЕХБ, такие люди бывают очень похожи "а некоторых людей в Израиле в ветхозаветное время, в дни Судей, о которых сказано, что они делали так, как им казалось справедливым (Судей. 21, 25). И получается явная внутрицерковная анархия. Или, как говорит пословица: "Сколько голов, столько и умов". Они привыкли всем противоречить и со всеми спорить, часто до их сознания не доходит, что они свою работу и служение должны вести со всей церковью и с установившейся практикой ВСЕХБ. Они совершенно забывают или не хотят знать порядков и правил общин, пресвитеров и ВСЕХБ. Они мало обращают внимания на апостольские слова: "Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (I Петра. 5, 5). И еще: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет" (Евр. 13, 17). "Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего" (Фил. 2, 12).

Церковь Господа Иисуса Христа в Писании сравнивается со строением и телом человеческим.

Если воздвигают какое-либо строение, то всегда стремятся, чтобы был план этого строительства, и стараются придерживаться его. Если же строители будут строить как им заблагорассудится, то есть без плана, то получится не стройное здание, а что-то хаотическое.

В человеческом теле все так гармонически создано, что приходится удивляться той стройности, тому прекрасному порядку, которые существуют в теле. И Слово Божие говорит нам, что в теле не должно быть разделений, но согласие, стройность, мир (I Кор. 12, 14 - 27).

Для наблюдения за порядком в церкви Господь поставил своих служителей, которые стараются церковными мерами: вразумлением, увещанием, назиданием, разъяснением - поддерживать в церкви порядок и благочиние (I Кор. 12, 28 - 30).

.Бог поставил в церкви своих служителей - апостолов, пророков, евангелистов, пастырей, учителей к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Ефес. 4, 11 - 16).

В жизни некоторых общин существуют расхождения между руководителями той или другой общины. Сами члены общины находятся более или менее в духовном порядке, но отдельные руководители (пресвитеры, диаконы, проповедники), не уважая друг друга, иногда вносят бесчинство в ряды церкви, подобно тому, как в дни Авраама был спор между пастухами Авраама и пастухами Лота, приведший к тому, что Аврааму и Лоту пришлось разойтись друг с другом. Пастухи иногда спорят между собою, бесчинствуют, не имея страха Божия, поносят друг друга, а овцы - верующие братья и сестры - скорбят и болеют от неустройства тех или других работников. Не должно сему так быть, братья мои.

А поэтому, доставляя тех или других служителей в церкви, приходится очень внимательно смотреть на их духовные качества и стороны характера, чтобы строптивые, гордецы, упрямые непослушники не могли занимать постов в церкви. Слава Богу, что в наших рядах верующие могут обжаловать неверность или ошибки пресвитера, диакона, проповедника и других служителей сначала старшему пресвитеру, а потом, если нужно, то и в Совет ВСЕХБ. И Совет ВСЕХБ принимает братские меры, чтобы навести должный порядок в той общине, где получилось неустройство, вплоть до снятия со служения того или иного работника общины и замены его другим более соответствующим служителем.

Поставление в церкви того или иного служителя, а особенно пресвитера, происходит с одобрения церкви при участии старшего пресвитера, как братского наблюдателя; и после некоторого испытания в служении старший пресвитер при участии церкви совершает над ним рукоположение, после чего рукоположенный несет свое служение как лицо, облеченное братским доверием и Господним благословением.

Если между членами церкви возникнут некоторые нестроения, неполадки, жалобы и даже враждебность, то следует спешно устранить получившиеся неустройства взаимным объяснением. "Солнце да не зайдет во гневе вашем". А если трудно это сделать самим спорящим или враждующим, то для этого существует брат пресвитер, затем церковный совет, который поможет уладить получившееся недоразумение. Особенно вредно взаимными неполадками заражать других, распространяя друг о друге худые речи и худую молву.

Забота членов друг о друге проявляется и в том, чтобы оберегать друг друга от соблазнов и грехов. А если кто увидит брата или сестру согрешающих, то следует увещевать таковых и вразумлять Словом Господним (Гал. 6, 1 - 2), помня и о себе, чтобы не подавать соблазна другим. А о всяких неустройствах доводить до сведения пресвитера.

В церкви остаются дисциплинарные меры: поставление на замечание (временное отстранение от хлебопреломления) и отлучение. Этими мерами приходится пользоваться, чтобы словесное стадо Христово держать в должном повиновении и смирении, как подобает чадам Божиим, чтобы все духовное здание церкви могло возрастать в святой храм в Господе и чтобы через церковь соделалась известной всем человекам мирная христианская жизнь верующих, в благочинии и порядке служащих Господу Христу.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1956, № 5

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.