Последние часы жизни Иисуса Христа
25.04.2016

Последние часы жизни Иисуса Христа

Статья из журнала «Братский Вестник» 1958, № 5-6

Наступил вечер. Иисус собрался с учениками в большой горнице, где была приготовлена пасха. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде моего страдания», — сказал Иисус. Он был наедине со Своими учениками. Эта «тайная вечеря» после последних самых существенных наставлений о единстве и любви закончилась молитвой Иисуса о том же — о единстве тех, которых дал Ему Отец: «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоан. 17, 11, 20, 21). Единение верующих между собою было последним завещанием Иисуса Христа. Наблюдая такое единение, «мир уверует, что Ты послал Меня», — высказал Иисус (Иоан. 18, 21).

Закончив празднование пасхи, Иисус со своими учениками пошел в сад за поток Кедронский. После беседы с учениками, в которой Иисус излил к ним всю свою любовь, Сам Он вступает в область переживаний ужаса и тоски перед предстоящим... «И, взяв с Собой Петра и обоих сыновей Заведеевых, начал скорбеть, ужасаться и тосковать». И сказал им: «Душа моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте» (Матф. 26, 37; Марк. 14, 34).

Дневное путешествие, приготовление к празднику пасхи и проведенный вечер с беседами Наставника сказались на них; усталость брала свое: им захотелось спать, и они не смогли бодрствовать.

Иисус ясно сознавал наступающий час. Он шел страдать не как учитель истины, умирающий за верность своей идее с твердым мужеством, не как гонимый праведник, умирающий в сознании своей невинности и чистоты. Иисус шел страдать как принявший на Себя ответственность за грехи людей. И Бог оставил Его как грешника; Он не пребывает в Нем — Иоанн. Теперь Иисус предоставлен своим человеческим силам.

Следует учесть, что перед страданиями организм Иисуса был сильно истощен. Три с половиной года Он ходил по всей Палестине с проповедью, когда было «негде приклонить голову», часто «некогда поесть» и порой на нелегальном положении из-за преследований. Последний вечер после дневного перехода надолго затянулся благодаря прощальной беседе Иисуса с учениками. Силы Его были истощены, а наступал час, ответственный час, на который Он пришел. Душа Его была охвачена скорбью, ужасом и тоской — чувствами, знакомыми многим, умирающим в сознании своей греховности людям.

Псалом 54, 5; 6. Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы на пали на меня; страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.

Эти сильнейшие чувства души — страх, трепет и ужас — должны быть побеждены. Дух должен восторжествовать «ад немощью плоти. И в смертельной скорби Иисус обращается к Отцу Своему, открывает Ему состояние своей души, молит у Него поддержки, подкрепления. Напряжение Его вызвало кровавый пот. Происходит борьба духа с плотью.

«И отошед немного, пал на лицо Свое, молился (с сильным воплем и слезами) и говорил: «Авва, Отче! Все возможно Тебе, пронеси чашу сию мимо Меня... но не чего Я хочу, а чего Ты» (Матф. 26, 39; Евр. 5, 7; Марк. 14, 36).

Свое обращение к Отцу Иисус повторил три раза, и «Он услышан был за свое благоговение». «Явился Ему ангел с небес и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Евр. 5, 7; Лук. 22, 43, 44).

В медицине известно, что это явление выступления крови через поры кожи порождается состоянием напряженной борьбы между сознанием долга и ясным сознанием тех ужасных страданий, которые должны последовать после выполнения этого долга.

Представим себе состояние сердца Бога-Отца, слушающего вопли души Своего единородного Сына, который смиренно просит: «Отче! Все возможно Тебе, пронеси чашу сию мимо меня»... (Марк. 14, 36). «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия»... (Матф. 26, 39). «Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо меня»... (Лук. 22, 42). И при этом Он каждый раз добавляет: «Не как Я хочу, а как Ты».

Мы, созданные по образу и по подобию Божию, представляем ли себе переживания Отца, слушающего такие мольбы своего любимого Сына?..

ВНИКНЕМ: Как же возлюбил нас БОГ? — Иоан. 3, 16 — 21.

После первого и второго раза Иисус приходит к спящим ученикам в третий раз и говорит им: «Вы все еще спите?, кончено... пришел час... вот предается Сын Человеческий в руки грешников... встаньте, пойдем... вот приблизился предающий Меня» (Марк. 14, 42, 43).

«Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием... Пре дающий же Его дал им знак, сказав: «Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и, ведите осторожно». И, пришед, тотчас подошел к Нему и говорит: «Равви, Равви!» — поцеловал Его. Иисус же сказал ему: «Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Иоан. 18, 3; Марк. 14, 44, 45; Лук. 22, 48).

«Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел (отделился от учеников) и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это — Я! Стоял же с Ним и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: «это — Я», они отступили назад и пали на землю» (Иоан. 18, 4 — 6).

Трудно представить себе ту внутреннюю подготовленность и силу Духа, которые выявились во взгляде и интонации голоса, когда Иисус сказал отряду: «Это — Я». Мы только знаем, что отряд отступил от этой неожиданности и Его вида и пал на землю.

«Опять спросил их: «Кого ищете?» Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал Вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставь те их, пусть идут; да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. Симон же Петр, имея меч, извлек его и ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх» (Иоан. 18,7 — 10).

Тогда говорит ему (Петру) Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?.. Как же сбудутся писания, что так должно быть? (Матф. 26, 52 — 54; Лук. 22, 51). И, коснувшись уха его (Малха), исцелил его.

В тот час «сказал Иисус народу: «Как будто на разбойника вы-шлИ вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же все было, да сбудутся писа ния пророков». Тогда все ученики, оставивши Его, бежали». Тогда вой-, ны и тысяченачальник и служители иудейские взяли Иисуса и связали Его и отвели Его сперва к Анне, а затем к избранному на тот год первосвященнику Каиафе (Матф. 26, 55 — 56 и Иоан. 18, 12, 13).

Анна интересовался учениками Иисуса и Его учением. «Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего; что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоан. 18, 20 — 23).

Такое вразумление вряд ли оказало свое действие на подхалима слугу.

 

ИИСУС ХРИСТОС У КАИАФЫ

Каиафа знал, как вести ему дело, чтобы добиться поставленной цели — уничтожить ненавистную ему личность, унизив и опозорив ее перед смертью. На суд в защиту Иисуса не было вызвано ни одного свидетеля, хотя закон и требовал этого.

«Первосвященники же и весь синедрион (то есть состав высшего религиозного суда) искали свидетельства на .Иисуса, чтобы предать -Его смерти, и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства эти не были достаточны. И некоторые вставши лжесвидетельствовали против Него и говорили: «Мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный». Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: «Что Ты ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют?»

Но Он молчал и не отвечал ничего (Марк. 14, 55 — 61).

Псалом 34, 11.

Восстали на Меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня.

Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: «Ты ли Христос Сын Благословенного?» Иисус сказал: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных».

Тогда Каиафа, разодрав одежды свои, сказал: «На что нам еще свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется?» Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лицо, ударять Его и говорить Ему: прореки (нам, Хри стос, кто ударил Тебя). И слуги били -Его по ланитам (Марк. 14,

61 — 65).

Книга Иова 16, 10, 11 Ругаясь, бьют Меня по щекам; все сговорились против меня. И предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня.

 

ЭКСТРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ СИНЕДРИОНА

«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связавши Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю» (Матф. 27, 1 — 2).

Было решено действовать быстро и решительно как в отношении обработки настроения народа, так и вынуждения у Пилата вынесения смертного приговора Иисусу через распятие. Частично своей цели они уже достигли: Иисус будет предан в руки римлян прежде, чем пробудится Иерусалим.

 

ИИСУС У ПИЛАТА

«Было утро (около 5 час.), и они (первосвященники и старейшины) не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».

Понтий Пилат был назначен императором Тиверием правителем Иудеи. Пилат являлся представителем власти и римского закона. «Пи лат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?» (Иоан. 18, 28 — 29). И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя себя Христом Царем (Лук. 23, 2).

С избитым, оплеванным лицом Иисус стоял перед правителем. «И спросил Его правитель: Ты — царь Иудейский? Иисус сказал: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: «Не слышишь ли, сколько свидетельствуют против Тебя?» И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился» (Матф. 27, 11 — 14).

Когда распространился слух о взятии Иисуса под стражу, к месту суда стали стекаться огромные толпы народа, собравшиеся к празднику из всех провинций империи.

Первосвященники и старейшины настаивали: «Если бы Он не был злодей, мы не предали Его тебе!» Пилат сказал им: «Возьмите Его вы и по закону вашему судите Его» (Иоан. 18, 30, 31). Пилат не хотел от имени императора производить суд над Иисусом, так как сам не видел в Нем государственного преступника. «Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого». Пилат, по своему опыту управления еврейским народом, увидал, что на этот раз от сильно озлобленных первосвященников и толпы легко не отделаешься, что это дело серьезное, и он вновь приступил к допросу.

«Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: «Ты — царь Иудейский?» Иисус отвечал Ему: «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе обо Мне?» Пилат отвечал: «Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?» Иисус отвечал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня; но ныне Царство Мое не отсюда».

Пилат сказал Ему: «Итак, Ты — царь?» Иисус отвечал: «Ты говоришь, что Я — царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего».

Пилат, услыхав знакомое ему слово истина, значение которого не могли определить философы, поставил подсудимому иронический вопрос: «Что есть истина?»

И, не выслушав ответа, опять вышел к иудеям и сказал им: «Я ни какой вины не нахожу в Нем» (Иоан. 18, 33 — 38). Таково было первое заключение Пилата.

«Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная с Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: «Разве Он галилеянин?» И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме» (Лук. 23, 5 — 7).

Последний допрос выявил Пилату невинность Иисуса, но нерешительность Пилата, не раз проявлявшаяся в критические моменты его деятельности, и на этот раз повела к затяжке ясного для него решения.

 

ИИСУС У ИРОДА

История говорит, что отношение Ирода к римскому императору Тиверию отличалось большой льстивостью. Христос охарактеризовал Ирода словом «лисица». Это тот Ирод, который казнил Иоанна Крестителя.

Было начало седьмого часа утра. «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо». Ирод и не думал об исследовании дела. Он достаточно знал об Иисусе и не считал Его государственным преступником.

Вспоминая слышанное про Иисуса, Ирод всматривался в Него, предлагал Ему многие вопросы, но Он не отвечал ему. Первосвященники и книжники стояли и усиленно обвиняли Его.

Пророк Исайя 53, 7.

Как агнец перед стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст своих.

Молчаливая и в то же время сознающая свою правду Личность Иисуса вызвала наконец в Ироде гнев, который вылился в форму издевательских насмешек и презрения, в чем приняли участие и воины Ирода. Лично Ирод сделал вывод, что для правительства Иисус не опасен, почему и одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату (Лук. 23, 8 — И).

Таким образом Пилат получил подтверждение от иудейского царя Ирода относительно невиновности Иисуса.

 

ИИСУС СНОВА У ПИЛАТА

«Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также: ибо я посылал Его к нему, и ничего не. найдено в Нем достойного смерти; так, наказав Его, отпущу». А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника (Лук. 23, 13 — 17).

«Тогда в узах был некто по имени Варавва, со своими сообщника ми, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?» Ибо знал, что предали Его из зависти» (Марк. 15, 7 — 10; Матф. 27, 17 — 18).

Ясно сознавая невинность Иисуса, Пилат путем противоставления убийцы Вараввы и Иисуса старается добиться оправдания последнего. «Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, что бы я отпустил вам? Они сказали: Варавву! Пилат говорит им: что же сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят Ему все: «Да будет распят!» (Марк. 15, 11; Матф. 27, 21 — 22). И превозмог крик их и первосвященников (Лук. 23, 23). Пилат, видя, что ничего не помогает,, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в крови праведника сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших! Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его» (Матф. 27, 24, 25; Иоан. 19, 1).

Пророк Исайя 53, 10.

«Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению». Пророк Исайя 53, 7. «Он истязуем был, но страдал добровольно».

Осужденные на распятие сначала выносили страшную пытку бичевания. Этой пытке Пилат приказал подвергнуть Иисуса. Воины обнажили Иисуса до поясницы и привязали в согнутом положении к столбу, стоявшему около места суда. Руки Иисуса были связаны на спине. Для наказания воины употребляли веревочные и кожаные бичи, на конце которых прикреплялись желудеобразные кусочки свинца или маленькие остроконечные косточки.

Пророк Исаия 50, 6.

«Я предал хребет мой биющим».

После бичевания вся спина была покрыта полосами кровоподтеков во всех направлениях, а грудь, бока, плечи и нередко лицо рваны ми ранами, оголенными местами до костей. Бичевание было произведено на открытом месте, близ судилища, перед воротами дворца, на глазах у народа. По долгу службы Пилат во время бичевания присутствовал здесь же для личного выслушивания возможных признаний «преступника».

После бичевания истекающий кровью Иисус был отведен во внутренний двор, при дворце, к воинам. Пилат, как выражается евангелист Лука, «предал в их волю» (Лук. 23, 25) Иисуса. Воины «собрали на Него весь полк» (Матф. 27, 27), то есть от 600 до 1000 человек.

На плечи Иисуса накинули багряницу — ярко-красный воинский плащ подобие пурпуровой одежды императора, достали несколько гибких ветвей тернистого куста и сплели из них венок. Этот венок с колючими иглами надели на голову Иисуса (подобие венка, надеваемого на императора!). Достали и тростниковую палку, которую всунули в руку Иисуса (подобие императорского скипетра!). Посаженному в таком виде на седалище (подобие трона!) воины начали выражать свое издевательское приветствие: «Радуйся, царь Иудейский!» При этом они становились перед Ним на колени, кланялись Ему, а затем, опьяненные злобой, били осужденного по голове и щекам тростию и с презрением плевали Ему в лицо (Марк. 15, 17 — 19).

Пророк Исайя 59, 6.

«Я предал... ланиты мои поражающим, лица моего не закрывал от поруганий и оплевания».

Пророк Михей 5, 1.

«Тростию будут бить по ланите судью Израилевах Участие в этом глумлении мог принять всякий воин из полка. Какой же вид имел в конце этого глумления Страдалец»?

«Между тем, как сидел он (Пилат) на судейском месте, жена его послала ему сказать: «Не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Матф. 27, 19).

Пилат делает новую попытку спасти Иисуса.

Пилат опять вышел и сказал им: «Вот я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и багрянице, и сказал им Пилат: се — Человек!» (Не «царь», как о« называл Его, но «Человек». Этим определением Пилат обратился к чувству сострадания).

«Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «Распни, распни Его!» Пилат говорит им: «Возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины». Иудеи отвечали ему: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя сыном Божиим».

Пилат, услышав это слово, больше убоялся, и опять вошел в преторию, и сказал Иисусу: «Откуда Ты?» Но Иисус не дал ему ответа. Пи лат говорит Ему: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?»

Иисус отвечал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал меня тебе». С этого времени Пилат искал отпустить Его.

«Воины, когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в собственные одежды Его» (Марк. 15, 20).

Было около 10 часов утра. Воины выстроились в ряды. Осужденные поставлены на свои места. Впереди каждого преступника воин нес дощечку с надписью его вины. Каждого преступника сопровождало четы ре воина. Они составляли особую стражу и были совершителями казни. Остальные воины шли впереди и позади. Место казни было вне города, в северо-западном направлении, около дороги, чтобы зрелище было доступно проходящим толпам народа.

 

ПУТЬ НА ГОЛГОФУ

Вели с Ним на смерть двух злодеев. «И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом». Обессиленный бичеванием, надруганиями и потерей крови, Иисус не мог нести свой крест к месту казни. «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные и утробы неродившие. Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: по кройте нас! Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук. 23, 26 — 32).

И привели Его на место Голгофу, что значит лобное место. Шествие остановилось.

 

НА КРЕСТЕ

Крестная казнь была самым страшным и унизительным наказанием в древности. Это наказание налагалось римлянами на отъявленных злодеев, разбойников, грабивших на больших дорогах, бунтовщиков и рабов, совершивших преступление. Крест состоял из крепкого столба и перекладины. Деревянный клин, вбитый в середину отвесного столба, доставлял необходимое седалище во время агонии и поддерживал тело распятого, чтобы оно в случае своей тяжести не разорвало кистей рук и не оторвалось от креста. Преступников раздели, оставив им полотняные повязки на чреслах. Во время этих приготовлений римляне раз решали оказывать преступникам сострадание — поднести выпить кислого вина с одурманивающим горьким зельем. Оба разбойника выпили.

Иисус, отведав, не захотел пить (Матф. 27, 34). Может быть, Он не за хотел одурманиваться этим наркозом. Ясность сознания не покидала Его ни на минуту. Иисуса положили на крест, два воина с двух сторон прибили гвоздями к перекладине Его руки, а ниже клина к вертикаль ному столбу Его ноги. Крест был поднят и вкопан в землю.

Пророк Исаия 52, 14.

«Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столь ко был обезображен паче всякого человека лик Его и вид Его — паче сынов человеческих».

Распятие было совершено; оставался мучительный промежуток до момента смерти.

Пророк Исайя 53, 5, 6.

«Господь возложил на Него грехи всех нас... Он изъязвлен был за грехи наши, мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем».

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был, не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет... и, сидя, стерегли Его там» (Иоан. 19, 23 — 24; Матф. 27, 36).

«И стоял народ и смотрел... И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: «Сей есть царь Иудейский» (Лук. 23, 35, 38).

Физические боли Иисуса Христа были связаны с душевными страданиями, которые нам открыты были в пророчествах и псалмах.

Надпись над головой распятого Иисуса послужила поводом к все общим насмешкам. Распятых было трое, но вся злоба присутствующих была сосредоточена на Иисусе.

«Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: разрушающий храм; и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты — Сын Божий, сойди с креста!»

Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он — царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него... Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему, ибо Он сказал: «Я — Божий Сын» (Матф. 27, 39 — 43).

Псал. 108, 3 — 5, 25.

«Отовсюду окружают Меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины. За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь. Воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью... Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами».

Псал. 21, 17 — 20.

«Псы окружили меня; скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и де лают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий... Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя, поспеши на помощь мне».

Между тем крест палила страшная жара сирийского полудня. Вся кое движение израненной бичами спины причиняло жгучую боль во всем теле и особенно в руках и ногах, пронзенных гвоздями. В руках и ногах началось воспаление от ран около гвоздей. Оно распространилось дальше по телу. Следствием его явилась нестерпимая жажда к увеличивающаяся боль.

«Также и воины ругались над Ним (подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты — Царь Иудейский, спаси Себя самого» (Лук. 23, 36 — 37).

«И распятые с Ним поносили Его» (Марк. 15. 32).

Псал. 21, 7 — 12.

«Я... поношение у людей и презрение в народе. Все видящие меня, ругаются надо мною; говорят уста ми, кивая головою: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет его, если он угоден Ему. Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы, от чрева матери моей, Ты — Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет».

«Все знавшие Его и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели...» (Лук. 23, 49). А толпа, подстрекаемая первосвященниками и фарисеями, неистовствовала.

Псал. 68, 21 — 22.

«Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, «о нет его, — утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь и в жажде моей напоили меня уксусом».

Надо полагать, что один из разбойников раньше слушал Иисуса, но затем, по неизвестным обстоятельствам, стал преступником, за что и понес смертную казнь. Сначала под влиянием выпитого одурманивающего напитка общая неприязнь захватила и его, но затем, наблюдая кроткое отношение Иисуса к врагам и Его полную покорность своей участи, разбойник уразумел сердцем, кто страдает рядом с ним и какая разница между ними и Иисусом.

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты — Христос, спаси Себя и нас!

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, по тому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал».

Сознавая себя разбойником, заслужившим такое наказание, и не имея никакой надежды на будущее после смерти, разбойник дерзнул просить Иисуса, об одной милости: «Помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое!»

И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23, 39 — 43).

Онемение пронзенных рук, ног, скованность движений распятого при все увеличивающейся жажде дополнялись еще мучительными конвульсиями от онемелых мускулов.

Было около шестого (12) часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого (15 ч.), и померкло солнце (Матф. 27, 45). Тьма охватила Иерусалим, Кедронскую долину и окрестности. Все погрузилось во тьму.

«При кресте Иисуса стояли матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина».

Вид обезображенного тела Сына, представление тех мучений, которым Он подвергался и подвергается, воспоминание о Его учении любви к Богу и к людям и этот конец среди разъяренной, глумящейся толпы, подстрекаемой духовенством, — все это создавало такие переживания у Матери, которые 33 года назад праведный Симеон охарактеризовал словами: «и тебе самой оружие пройдет душу».

«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, го ворит Матери Своей: «Жено, се сын твой». Потом говорит ученику: «Се Матерь твоя» (Иоан. 19, 25 — 27).

Наступил предел физических и душевных страданий. Из груди Иисуса вырвался вопль души, выражающий основную и неожиданную для Него Самого тяжесть личных переживаний.

«Около девятого (15) часа возопил Иисус громким голосом: «Или, или! лама савахванй? То есть Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил? Некоторые стоявшие там, слыша это, говорили: «Илию зовет Он» (Матф. 27, 46 — 47).

«После того Иисус, зная, что все уже совершилось, говорит: «Жажду!» Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал:

 

(Иоан. 19, 28 — 30) СОВЕРШИЛОСЬ!

То есть жертва умилостивления за грехи людей Богу принесена. «Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное» — прор. Исаия 53, 10.

И в эту минуту умирающий, с радостным сознанием, что Он выполнил желание Своего Отца, собрав последние силы, возгласил громким голосом: «Отче! В руки твои предаю Дух Мой!» И, сказав сие, испус тил Дух» (Лук. 23, 46).

В это мгновение «земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись, а завеса в храме разодралась надвое сверху донизу» (Матф. 27, 51).

«Сотник же (начальник римской стражи), видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник» (Лук. 23, 47 — 48).

Толпу охватывал ужас...

И весь народ, сшедшийся на это зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь...

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1958 № 5-6

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.