Выдающиеся личности в истории Российского братства ЕХБ: Василий Гурьевич ПАВЛОВ (1854-1924)
20.05.2017

Выдающиеся личности в истории Российского братства ЕХБ: Василий Гурьевич ПАВЛОВ (1854-1924)

Родился в 1854 году в семье русских молокан в молоканском селе Воронцовке неда­леко от города Тифлиса (Закавказье).

Позже семья переселилась в Тифлис, где отец трудился извозчиком. получив начальное образова­ние, с отроческих лет в помощь отцу стал работать в магазине сначала маль­чиком, а позже — продавцом. . Близкое знакомство с первым русским баптистом Ворониным Н.И. способствовало его духовному возрождению, и в апреле 1871 года он в шестнадцать лет принял святое крещение по вере от Воронина Н.И., войдя, таким образом, в число первых десяти членов первой русской общины баптистов. Его родители стали членами церкви позже, в 1876 году. Рано также пробудилась у него любовь к иност­ранным языкам, и он начал изучение немецкого и древнееврейского, посещая для этого еврейскую школу для мальчиков хедер. В I875 году он, по предложению М. Кальвейта, поехал в Гамбург, чтобы подготовиться к проповедническому служению. В то время там не было еще семинарии и  миссионерской школы, но И. Г. Онкен принял его  и назначил  одного брата для обучения Павлова. Пребывание в Гамбурге в течение года помогло духовному развитию Василия. У Василия была феноменальная способность к изучению иностранных языков, Вот как, спустя 35 лет, о результатах этой способности Павлова В.Г. написал православный священник Брихничев И.П.: "Павлов, чтобы не быть немым среди тех народов, куда вело его Провидение, а с другой стороны, чтобы лучше усвоить Слово Божие, кроме древнееврейского, изучил сирийско-халдейский, ассиро-вавилонский, арабский, осетинский, грузинский, армянский, персидский, татарский, турецкий, шведский, французский, немецкий, английский, эсперанто, румынский, латинский, греческий, чешский, польский, болгарский, сербский, финский и самаритянский языки". Уже в конце жизни на вопрос: «На скольких языках вы можете сказать о Христе?» Он ответил: «О Христе простыми словами могу сказать на двадцати четырех языках. Пишу на семи». В 1876 году Иоганн Онкен рукоположил Павлова в миссионеры и он возвратился в Тифлис, где  стал проповедником баптистской общины. С этого же года начались постоянные миссионерские поездки Павлова, Сначала он путешествовал по Закавказью.  Проповедовал и крестил новообращенных. Перевел на русский язык Гамбургское исповедание веры баптистов, которое долгие годы считалось вероучение братства ЕХБ. В 1879 году крестил новообращенных во Владикавказе, что послужило началом церкви, за что подвергся аресту. В этом же году он, путем тайного голосования, был избран пресвитером Тифлисской общины, а в следующем 1880 году он был рукоположен на это служение  Либигом А. из г. Одессы и Каргелем И.В. из Петербурга. В 1880 году Павлов В.Г. совместно с выдающимся новоменонитским благовестником Вилером И. успешно проповедовали и вели библейские беседы в молоканских селах Нововасильевке, Астраханке и Новоспасском, Бердянского уезда, Таврической губернии (юг Украины), где вскоре образовались  баптистские общины.  До 1879 года Павловы жили на свои средства, но после пожара в этом же году они обеднели и в 1881 году он опять поступил приказчиком.   В 1882 году на конференции в Рюкенау Павлова избирают миссионером по Кавказу на полном содержании. В 1883 году Павлов трудится в Закавказье и Самарской губернии. В 1884 году участвует первом объединённом съезде  представителей различных евангельских течений в Петербурге организованном В. А. Пашковым и М. М. Корфом. В 1885-1886 годах проповедовал в Самарской, Киевской, Могилевской и Херсонской губерниях, участвовал в диспутах с православными миссионерами. 16 марта 1887 года был арестован дома и выслан под надзор полиции в Оренбург на четыре года. В 1891 году за отказ дать письменное обязательство прекратить проповедь Евангелия был арестован и этапом отправлен в Оренбург еще на четыре года. В марте 1892 года к нему в ссылку прибыла жена и пятеро его детей. В этом же году утонула старшая дочь и умерли от Холеры жена и трое детей. Остался только один сын Павел. 2 января 1893 года Павлов вступает во второй брак с вдовой Александрой Григорьевной  Гильдебрандт. В июле 1895 года он с семьей возвращается в Тифлис, но из-за непрекращающихся гонений ему приходится выехать за границу.  По приглашению баптистской общины г. Тульчи (Румыния, ныне Болгария) он поселяется там  и становится пастором. За пять лет служения Павлова община увеличилась на 60 человек. Возвратившись в Россию в 1901 году он пять лет несет пресвитерское служение в Тифлисской общине. В 1905 году он присутствует на первом Всемирном конгрессе баптистов в Лондоне. В 1907 году Одесская община баптистов избирает его пресвитером где он трудится  по 1916 год. В 1910-1911 году Павлов нес служение главного редактора   журнала «Баптист» - органа баптистов России. Журнал выходил еженедельно. В 1907 году он становится председателем баптистского миссионерского общества, а в 1908 году Заместителем Председателя Союза ЕХБ России. В 1909 году на съезде в Ростов-на-Дону Павлова избирают председателем Союза. В 1911 году он делегат второго всемирного конгресса баптистов в Филадельфии.   В 1913 году он совершает путешествие с проповедью Евангелия через всю Россию, Сибирь, на Дальний Восток. В это время был четыре раза судим и около 4 месяцев провел в заключении. В 1916 году Московская община баптистов избирает Василия Гурьевича Павлова пресвитером. Семья Павлова переезжает в Москву. После февральской и октябрьской революции 1917 года Павлов активно занимается   проповедью Евангелия. Активно участвует в съездах баптистов. В 1923 году он выезжает в Баку. 15 апреля 1924 он отошел в вечность. Похоронен в Тифлисе рядом с отцом. Василий Гурьевич более сорока раз арестовывался в России за проповедь Евангелия.

  А. Синичкин

Литература о В. Г. Павлове:

  1. Валькевич В. А. «Записки о пропаганде протестантских сект в России и, в особенности, на Кавказе» Тифлис, 1900
  2. Белоусов С. В. «Василий Гурьевич Павлов «  Журнал «Баптист» №1, 1925 г. с.3-7
  3. В. А. Попов «Стопы благовестника. Жизнь и труды В. Г. Павлова»  Москва 1996 г.
  4. Л. Коваленко «Облако свидетелей Христовых» Киев 2002 г. С. 38-42
  5. История ЕХБ в СССР 1989 г.
  6. Савинский С. Н. «История Евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917), Библия для всех» СПБ 1999
  7. Савинский С. Н. «История Евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1917-1967), Библия для всех» СПБ 2001
  8. В. Г. Павлов «Правда о баптистах» журнал «Баптист» 1911 №43-47
  9. В. Г. Павлов «Воспоминание ссыльного», «Альманах по истории русского баптизма. Выпуск 2» с.194-219
  10. Дж. Рашбрук «Великий русский баптист Василий Гурьевич Павлов» «Альманах по истории русского баптизма. Выпуск 2» с.187-193
  11. «Павлов Васили Гурьевич», И. П.  Плетт «Здесь терпение и вера святых» книга 1 с. 55-78
  12. В. Г. Павлов «Воспоминания ссыльного» , В. Д. Бонч-Бруевич «Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола» 1908 г. с. 1-24
  13. «Василий Гурьевич Павлов», журнал  «Братский Вестник» №5, 1947 г. с. 38-39
  14. Р. К. «Василий Гурьевич Павлов» журнал «Братский Вестник» №5, 1979 г. с.44-47
  15. «Павлов в Румынии» «Миссионерское обозрение» №1, 1897 г.
  16. «Миссионерское обозрение» апрель 1911 г.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.